АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-2812/2016
город Саранск июля 2016 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Артамоновой Л.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело
по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, г. Саранск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мордовская кейтеринговая компания", г. Саранск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
без ведения протокола, без вызова сторон,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее – Управление Россельхознадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении общества ограниченной ответственностью "Мордовская кейтеринговая компания" (далее – ООО "МКК", общество, ответчик) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик в отзыве вмененное правонарушение не оспорил, просил при назначении наказания учесть смягчающие обстоятельства.
В соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании доказательств, представленных истцом.
При рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения Управления от 16.02.2016 №29 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "МКК", зарегистрированного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <...>, в ходе которой установлено, что общество осуществляло деятельность по хранению с последующей реализацией пищевых продуктов, без сопровождения информацией об условиях хранения, сроке годности продукции, что является нарушением требований, установленных п. 1 ст. 46 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002г. "О техническом регулировании", п. 7, п. 9, п. 12, п. 13 ст. 17, гл. 3 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880), ст. 15 Закона РФ "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. № 4979-1, Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) (принят решением Совета Еврозийской экономической комиссии 09.10.2013 №68)
По результатам проверки составлен акт проверки №29 от 30.03.2016.
29 марта 2016 года старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора на Госгранице РФ и транспорте по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в отношении ООО "МКК" составлен протокол об административном правонарушении №10-К по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Управления Россельхознадзора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "МКК" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ за по хранение и реализацию пищевых продуктов с нарушениями обязательных требований технического регламента.
Исследовав материалы дела, суд находит требования Управления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, обязательных требований к продукции.
Исходя из вида осуществляемой обществом деятельности по хранению и реализации пищевых продуктов, в рассматриваемом случае объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов.
При этом согласно примечанию к указанной норме права под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002г. "О Техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТРТС 021/2011.
В соответствии с пунктом 7 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТРТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу пункта 9 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТРТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
В соответствии с пунктом 93 раздела IX. «Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции» (TP ТС 034/2013), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии 09.10.2013г. №68 в холодильных камерах продукция размещается в штабелях на стеллажах или поддонах, высота которых должна быть не менее 8 - 10 см от пола. От стен и приборов охлаждения продукция располагается на расстоянии не менее 30 см. Между штабелями должны быть проходы, обеспечивающие беспрепятственный доступ к продукции.
Как следует из материалов дела, что при проведении проверки административным органом установлено, что:
- по адресу: <...> в складском помещении пищеблока столовой расположен холодильник и морозильный бонет для хранения продуктов животноводства. В помещении склада на стеллаже размещены на хранении для последующей реализации яйца куриные пищевые, производства АО «Птицефабрика Чамзинская», поступившие согласно ветеринарной справки от 21.03.2016г. 213 №0444798. Производителем продукции установлены следующие условия хранения: при температуре от 0°С до +20°С - 25 суток, при температуре -2°С до 0°С - 90 суток. Помещение склада оснащено прибором учета температуры (термометр), показания которого на момент проверки составляют: +22°С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции. В морозильном бонете на хранении для последующей реализации размещены полуфарикаты из мяса цыплят-бройлеров натуральные, производства ООО «Юбилейное», поступившие согласно ветеринарной справки от 21.03.2016г. 213 №0444798. Производителем продукции установлены следующие условия хранения: при температуре -18°С - 12 месяцев. Бонет оснащен прибором учета температуры (термометр), показания которого на момент проверки составляют: -15°С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции. В холодильнике на хранении для последующей реализации размещена рыба свежемороженая - минтай, производства ОАО «Тралфлот», поступившая согласно ветеринарной справки от 19.02.2016г. 213 №0366868. Производителем продукции установлены следующие условия хранения: при температуре -18°С - 12 месяцев. Подтвердить соблюдение условий хранения, установленных изготовителем, не представляется возможным, т.к. морозильное отделение холодильника оснащено не исправным прибором учета температурного режима;
- по адресу: <...> в складском помещении пищеблока столовой расположен морозильный бонет для хранения продуктов животноводства. В морозильном бонете на хранении для последующей реализации размещены полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров натуральные, производства ООО «Юбилейное», ООО «А/ф Юрма», поступившие согласно ветеринарной справки от 18.02.2016г. 213 №0423980, рыба свежемороженая - минтай, производства ОАО «Тралфлот», поступившая по ветеринарной справке 213 №0435105. Производителями продукции установлены следующие условия хранения: при температуре -18°С - 12 месяцев. Согласно данных журнала учета температурного режима холодильного оборудования температура хранения продуктов животноводства составляла от -12°С до -15°С. Таким образом установлен факт нарушения условий хранения пищевой продукции;
- по адресу: <...> в помещении пищеблока столовой расположен морозильный бонет для хранения продуктов животноводства. В морозильном бонете на хранении для последующей реализации размещены полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров натуральные, производства ООО «Юбилейное», поступившие согласно ветеринарных справок от 17.03.201бг. 213 №0444720, от 21.03.2016г. 213 №0444825, рыба свежемороженая - минтай, производства ОАО «Тралфлот», поступившая по ветеринарной справке 213 №0444720. Производителями продукции установлены следующие условия хранения: при температуре -18°С - 12 месяцев. Морозильный бонет не оснащен прибором учета температуры (термометр), в связи с чем подтвердить соблюдение условий хранения, установленных изготовителем, не представляется возможным. В морозильном бонете на хранении для последующей реализации размещены полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров, производства ЗАО «Приосколье» (дата изготовления 17.11.2015г., срок годности - не более 3 месяцев), ООО «Линия вкуса» (дата выработки 19.11.2015г., 20.11.2015г., срок годности до 18.03.2016г., 19.03.2016), поступившие согласно ветеринарной справки от 23.11.2015г. 213 №0408895. На момент проверки срок годности вышеуказанных продуктов животноводства истек;
- по адресу: <...> в помещении пищеблока столовой расположены холодильник и морозильный бонет для хранения продуктов животноводства. В морозильном бонете на хранении для последующей реализации размещены полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров натуральные, производства ООО «Юбилейное», поступившие согласно ветеринарных справок от 17.03.2016г. 213 №0444705, от 21.03.2016г. 213 №0444823, рыба свежемороженая - минтай, производства ОАО «Тралфлот». Производителями продукции установлены следующие условия хранения: при температуре -18°С - 12 месяцев. Согласно данных журнала учета температурного режима холодильного оборудования (начат 01.09.2014г.) температурный режим хранения в данной камере составляет -28°С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции. В холодильнике на хранении для последующей реализации размещены колбасные изделия: сосиски «Докторские», колбаса салями «Владимирская», поступившие согласно ветеринарной справки от 18.03.2016г. 213 №0444772. Производителем продукции установлены следующие условия хранения: при температуре от 0°С до +6°С. Холодильник оснащен прибором учета температуры (термометр), показания которого на момент проверки составляют: +12°С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции;
- по адресу: <...> в складском помещении пищеблока столовой расположены холодильник и морозильный бонет для хранения продуктов животноводства. В морозильном бонете на хранении для последующей реализации размещены полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров натуральные, производства ООО «Юбилейное», поступившие согласно ветеринарной справки от 21.03.2016г. 213 №0444829. Производителем продукции установлены следующие условия хранения: при температуре -18°С - 12 месяцев. Бонет оснащен прибором учета температуры (термометр), показания которого на момент проверки составляют: -25°С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции. В морозильном отделении холодильника «Свияга» на хранении для последующей реализации размещено: говядина замороженная в блоках тазобедренная часть, полуфабрикаты из мяса цыплят - бройлеров, поступившие согласно ветеринарных справок от 18.03.2016г. 213 №0444788, от 21.03.2016г. 213№0444829. Производителями продукции установлены следующие условия хранения: говядина хранится при температуре от -12°С до -25°С, полуфабрикаты из мяса цыплят -бройлеров при температуре от -18°С. Согласно данных журнала учета температурного режима холодильного оборудования (начат 01.09.2014г.) температурный режим хранения в данной камере составляет -28°С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции;
- по адресу: <...> в помещении столовой расположены: морозильный ларь (на момент проведения проверки находился в отключенном состоянии), морозильная камера, в которых на хранении для последующего приготовления в пищу находятся следующие продукты животноводства: набор для бульона цыплят-бройлеров, рыба. Согласно маркировке, производитель установил условия хранения набора для бульона цыплят-бройлеров, рыбы при температуре от -18*С, в то время как температура в морозильной камере составляет -2,2*С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции;
- по адресу: <...> в помещении столовой расположены: морозильный ларь, морозильная камера, в которых на хранении для последующего приготовления в пищу находятся следующие продукты животноводства: говядина, грудка цыплят-бройлеров. Согласно маркировке, производитель установил условия хранения грудки цыплят-бройлеров при температуре -18*С, в то время как температура в морозильной камере составляет -11*С. Данный факт подтверждается записями в журнале учета температурного режима морозильного оборудования. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции;
- по адресу: <...> в помещении столовой расположен морозильный ларь, в котором на хранении для последующего приготовления в пищу находятся следующие продукты животноводства: рыба, бедро цыплят-бройлеров. Согласно маркировке, производитель установил условия хранения рыбы и бедер цыплят-бройлеров при температуре от -18*С. Морозильный ларь не оснащен прибором учета температурного режима, в связи, с чем не представляется возможным подтвердить соблюдение условий хранения, установленные изготовителем;
- по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, <...> Д.34А в помещении столовой расположены: морозильный ларь, в котором на хранении для последующего приготовления в пищу находятся следующие продукты животноводства: говядина, мясо цыплят-бройлеров. Согласно маркировке, производитель установил условия хранения мяса цыплят-бройлеров при температуре от -18*С, в то время как температура в морозильной камере составляет -23*С. Таким образом, установлен факт несоблюдения условий хранения животноводческой продукции;
- по адресу <...> расположено нежилое помещение площадью 182,2 кв.м., находящееся в аренде, приспособленное под склад, где расположены 2 морозильные и 2 холодильные камеры для хранения пищевых продуктов. В одной из морозильных камер при температуре -12,5°С размещены на хранение полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров (бедро цыплят бройлеров замороженное), производства ООО «Юбилейное». Производителем заявлены условия хранения данной пищевой продукции: при -18°С. В этой же морозильной камере на хранении размещено мясо говядины, упакованное в полиэтилен, размещенное в штабель, производства ОАО «Мясокомбинат Оброченский». Мясо в штабеле размещено вплотную к стенам холодильника.
Учитывая положения указанных норм права, суд полагает, что осуществляя хранение с последующей реализацией пищевых продуктов, общество в обязательном порядке должно соблюдать установленные требования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Статьей 36 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах Управление Россельхознадзора обоснованно квалифицировало совершенное обществом правонарушение по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП).
По смыслу данных норм для привлечения к административной ответственности, в том числе за административное правонарушение по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, необходима совокупность доказанных фактов, а именно: нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, совершение им противоправных действий (бездействий), виновность в совершении этих действий.
В данном случае вина ответчика в совершении вменяемого ему правонарушения материалами дела доказана.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
В данном случае протокол об административном правонарушении №10-К от 29.03.2016 составлен старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора на Госгранице РФ и транспорте по Республике Мордовия ФИО1 с участием законного представителя ООО "МКК" генерального директора ФИО2, подписан указанными лицами, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
На момент рассмотрения данного дела давностный срок привлечения ответчика к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (один год), не истек, так как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, относится к длящимся, поэтому днем его обнаружения следует считать - 21.03.2016 (день проведения проверки и составления акта проверки).
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
При изложенных обстоятельствах Управление Россельхознадзора правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "МКК" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В пункте 3 статьи 4.1 Кодекса указано, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственностью юридических лиц в виде взыскания штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
С учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств – признание вины, совершение правонарушения впервые и при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, устранение выявленных нарушений, а также отсутствие своевременного финансирования, наличие задолженности, в том числе по заработной плате, суд считает необходимым привлечь ООО "МКК" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и применить к нему административное наказание с применением части 4.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50000 рублей.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается
Руководствуясь частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
р е ш и л:
требования Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (430005, <...>) удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Мордовская кейтеринговая компания", Республика Мордовия, пос. Ромоданово (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 03.08.2011) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50000 рублей.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Мордовская кейтеринговая компания" оплатить штраф в добровольном порядке в течение шестидесяти дней с момента вступления данного решения в законную силу по следующим реквизитам:
Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области), ИНН <***>, КПП 132601001, счет 40101810900000010002 в ГРКЦ Нацбанка Республики Мордовия Банка России г.Саранск, БИК 048952001, код бюджетной классификации 08111690010016000140, ОКТМО 89701000.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.А. Артамонова