ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3070/09 от 07.09.2009 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3070/2009

город Саранск 14 сентября 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 7 сентября 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего: Савочкина В.Н.,

судей: Ивченковой С.А., Ситниковой В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Саранскстройинвест", г.Саранск,

к Совету депутатов городского округа Саранск, г.Саранск

о признании недействующим и не соответствующим статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации пункта 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск в части установления обязанности для заказчиков (генподрядчиков) получать разрешение (ордер) на производство земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, на строительство которых Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство,

при участии:

от заявителя: Палагина И.И., представителя, доверенность № 30 от 15.09.2008,

от ответчика: Котельниковой О.А., главного специалиста – секретаря административной комиссии отдела правовой экспертизы юридического управления Администрации городского округа Саранск, доверенность № 44-ГС от 20.02.2009; Юськаева Р.К., представителя, доверенность № 110-ГС от 14.04.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Саранскстройинвест" (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим и не соответствующим статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации пункта 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск в части установления обязанности для заказчиков (генподрядчиков) получать разрешение (ордер) на производство земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, на строительство которых Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство.

Заявление мотивировано тем, что право осуществлять земляные работы при производстве строительных работ, предоставляется застройщику на основании разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченным органом в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. По мнению заявителя, необходимость получения разрешения на производство земляных работ незаконно возлагает на застройщиков дополнительные обязанности, не позволяет приступать к строительным работам при наличии разрешения на строительство и тем самым создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Совет депутатов городского округа Саранск заявленные требования в отзывах отклонил, указав, что пункт 84 Правил принят в рамках полномочий, предоставленных органу местного самоуправления пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует вопросы, не охваченные статей 51 Градостроительного кодекса РФ. По мнению ответчика, оспариваемым пунктом 84 Правил права и законные интересы заявителя не нарушаются и не создаются препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности. Кроме того, ответчик сослался на статью 72 Земельного кодекса РФ, часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, пункт 9.1. СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве, пункт 5.1.4 СНиП 12-04-2002, пункт 1.13 СНиП 3.01.01.85 "Организация строительного производства", пункт 18 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578, пункт 16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, приказ Минстроя России от 03.06.1992 № 131 и пункт 2.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в РФ, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153.

При рассмотрении дела установлено, что решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 №304 утверждены Правила благоустройства, чистоты и порядка в г.Саранске. Правила опубликованы в газете "Вечерний Саранск", спецвыпуск, 30.04.2003.

Впоследствии решением Саранского городского Совета депутатов от 28.05.2007 № 364 наименование названных Правил изменено на "Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск". Данное решение опубликовано в газете "Вечерний Саранск", спецвыпуск, 29.05.2007.

Решением Саранского городского Совета депутатов от 29.06.2004 № 53 в указанные Правила внесены изменения (опубликовано в газете "Вечерний Саранск", спецвыпуск, 09.07.2004), в соответствии с которыми текст пункта 84 изложен в редакции, действующей до настоящего времени.

Пунктом 84 указанных Правил установлено, что земляные работы, связанные с прокладкой, переустройством и ремонтом подземных и надземных сооружений, дорог, проведением благоустройства и озеленения территорий, бурением скважин, рытьем шурфов, установкой средств наружной рекламы и иными работами, могут производиться только после получения специального разрешения (ордера).

Ордер выдает уполномоченный орган на основании проектных согласований и рабочей документации лицам инженерно-технического персонала, представляющим в установленном порядке интересы заказчика (генподрядчика) земляных работ, предусмотренных пунктом 84 настоящих Правил (далее по тексту - заказчик), согласно заявке.

Полагая, что указанным положением нарушаются его права и законные интересы, ООО ИСК "Саранскстройинвест" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В соответствии со статьей 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в Главе 23 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 191 АПК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральными законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В силу положений статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Следовательно, Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо определяет арбитражный суд в качестве суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, если они затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Такой подход подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Информационном письме от 13.08.2004г. № 80.

С учетом изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 27, пунктом 1 статьи 29, частью 1 статьи 192 АПК РФ, статьей 78 Закона № 131-ФЗ заявление Общества о признании частично недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по существу заявленных требований, учитывая субъектный состав спорного правоотношения и экономический характер спора.

Согласно статье 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону ииному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основаниям для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российский Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населении непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции РФ).

Пунктами 19 и 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселений отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, а также утверждение правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

Городской округ Саранск как муниципальное образование является городским поселением, наделенным статусом городского округа Законом Республики Мордовия от 28.12.2004 № 114-З "Об установлении границы муниципального образования город Саранск и наделении его статусом городского округа".

Представительным органом муниципального образования является Совет депутатов городского округа Саранск, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 21 и пункт 1 статьи 22 Устава городского округа Саранск).

Таким образом, Правила благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск утверждены Саранским городским Советом депутатов в рамках полномочий, предоставленных Совету Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Уставом городского округа Саранск.

Пунктом 84 указанных Правил установлено, что земляные работы, связанные с прокладкой, переустройством и ремонтом подземных и надземных сооружений, дорог, проведением благоустройства и озеленения территорий, бурением скважин, рытьем шурфов, установкой средств наружной рекламы и иными работами, могут производиться только после получения специального разрешения (ордера).

Ордер выдает уполномоченный орган на основании проектных согласований и рабочей документации лицам инженерно-технического персонала, представляющим в установленном порядке интересы заказчика (генподрядчика) земляных работ, предусмотренных пунктом 84 настоящих Правил (далее по тексту – заказчик), согласно заявке.

Из текста пункта 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск следует, что получение специального разрешения (ордера) на производство земляных работ обязательно во всех случаях производства работ, связанных с нарушением поверхностного слоя земли на территории городского округа Саранск, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В то же время, в силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 – 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В соответствии с пунктом 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87), проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов.

В соответствии с пунктом 10 Положения, раздел 1 "Пояснительная записка" в числе прочего должен содержать:

- отчетную документацию по результатам инженерных изысканий;

- утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

- технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия);

В соответствии с пунктом 12 Положения, раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" должен содержать:

а) характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

б) обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент);

ж) описание решений по благоустройству территории;

м) схему планировочной организации земельного участка с отображением:

- мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;

- границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии);

- зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии);

- решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;

- этапов строительства объекта капитального строительства;

- схемы движения транспортных средств на строительной площадке;

н) план земляных масс;

о) сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", разрешение на строительство является основанием для реализации архитектурного проекта, под которым понимается архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

Архитектурный проект, в свою очередь, выполняется в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, которое выдается органом в области архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления (пункты 1 и 3 статьи 3 указанного закона).

Таким образом, получению разрешения на строительство предшествует предпринимаемый застройщиком комплекс мер, направленный на соблюдение установленных требований в области градостроительных, технических санитарно-эпидемиологических, экологических норм, недопущение повреждения коммуникаций, предупреждение нарушения прав иных лиц при осуществлении строительства, а также соблюдения требований в области благоустройства и сохранения архитектурного облика населенного пункта.

Указанный вывод подтверждается также Правилами землепользования и застройки города Саранска, утвержденными решением Саранского городского Совета депутатов от 26.12.2002 №256, в соответствии с пунктом 1 статьи 26 которых разрешение на строительство удостоверяет право застройщика не только на строительство и реконструкцию здания, строения, сооружения, расположенных на земельном участке, но и благоустройство территории.

Согласно статье 23 Правил землепользования и застройки города Саранска, строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с Управлением архитектуры и градостроительства города, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство (пункты 1, 2 и 4).

В соответствии со статей 24 и пунктом 1 указанных Правил, инженерные изыскания для строительства выполняются в соответствии со СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", иными нормативно-техническими документами в строительстве, территориальными строительными нормами, Правилами застройки. Проектная документация разрабатывается в соответствии со СНИП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 4.1. СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя России от 29.10.1996 № 18-77), инженерные изыскания для строительства являются видом строительной деятельности, обеспечивающей комплексное изучение природных и техногенных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) объектов строительства, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения.

На основе материалов инженерных изысканий для строительства осуществляется разработка предпроектной документации, в том числе градостроительной документации и обоснований инвестиций в строительство, проектов и рабочей документации строительства предприятий, зданий и сооружений, включая расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, эксплуатацию и ликвидацию объектов, ведение государственных кадастров и информационных систем поселений, а также рекомендаций для принятия экономически, технически, социально и экологически обоснованных проектных решений.

В соответствии с пунктом 5.2. СНиП 11-02-96, инженерно-геодезические изыскания для строительства должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных), элементах планировки (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории строительства и обоснования проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

При инженерно-геодезических изысканиях в период строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений в соответствии с техническим заданием заказчика выполняются, в числе прочих геодезические работы по определению в натуре скрытых подземных сооружений.

При изложенных обстоятельствах довод ответчика о том, что при составлении проектной документации невозможно установить все параметры благоустройства, особенности земляных работ и инженерные коммуникации, и оспариваемым пунктом 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск урегулированы вопросы, не охваченные статей 51 Градостроительного кодекса РФ, признан судом несостоятельным.

Таким образом, полученное застройщиком в установленном порядке разрешение на строительство является основанием для производства всего комплекса работ, связанных со строительством, в том числе осуществление связанных с этим земляных работ.

Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлен прямой запрет на истребование от застройщика дополнительных документов для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи.

В то же время, пункт 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск не устанавливает дифференцированного подхода в решении вопроса о необходимости получения ордера на производство земляных работ для лиц, имеющих разрешение на строительство и осуществляющих земляные работы в рамках цикла строительства, и лиц, осуществляющих земляные работы в иных целях, и предполагает необходимость получения ордера в любом случае.

Подобное правовое регулирование ставит застройщиков, получивших в установленном порядке разрешение на строительство, в неравное положение с иными субъектами хозяйственной деятельности, не получавшими такое разрешение, поскольку обязывает их к повторному формированию комплекта необходимой разрешительной документации.

Неисполнение указанной обязанности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" и предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановлением Административной комиссии городского округа Саранск № 1454 от 04.09.2008 заявитель привлекался к административной ответственности по статье 13 Закона Республики Мордовия от 12.07.2002 № 25-З "Об административной ответственности на территории Республики Мордовия" за ведение земляных работ, связанных с устройством котлована под фундамент жилого дома, без получения разрешения (ордера) на производство работ. Данный факт подтверждается решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.09.2008 по делу № А39-3159/2008-144/1. В мотивировочной части указанного решения суд не давал оценку Правилам, а лишь указал на то, что они являются нормативным правовым актом, пункт 84 которых в установленном порядке не оспорен.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

ООО ИСК "Саранскстройинвест" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1051326028160, что подтверждается свидетельством серия 13 № 001140162. Одними из основных видов деятельности Общества являются осуществление функций заказчика по строительству объектов капитального строительства и строительство зданий и сооружений (пункт 2.2 Устава).

04.12.2007 Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Обществу выдана лицензия Д 959710 регистрационный номер ГС-4-13-02-27-0-1326194603-001466-1 на строительство зданий и сооружений II уровня ответственности и выполнение функций заказчика-застройщика сроком действия по 01.10.2012.

При изложенных обстоятельствах суд считает обоснованным довод заявителя о нарушении оспариваемым пунктом 84 Правил его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Ссылка ответчика  на статью 72 Земельного кодекса РФ, часть 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, пункт 9.1. СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве, пункт 5.1.4 СНиП 12-04-2002, пункт 1.13 СНиП 3.01.01.85 "Организация строительного производства", пункт 18 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578 и пункт 16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.200 № 878, признана судом также неосновательной.

Постановлением Госстроя РФ от 17.09.2002 № 123 СНиП III-4-80 признан не действующим на территории Российской Федерации с 01.01.2003.

На основании статьи 72 Земельного кодекса РФ Советом депутатов городского округа Саранск принято решение № 222 от 27.11.2008 "Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа Саранск" (опубликовано в газете "Вечерний Саранск", спецвыпуск, часть II, 28.11.2008). Пунктом 1 названного Положения установлен порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского округа Саранск юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями и гражданами. Из пункта 5 Положения следует, что муниципальный земельный контроль по использованию и охране земель на территории городского округа Саранск осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Такой формы муниципального земельного контроля, как выдача разрешения (ордера) на производство земляных работ, указанным Положением не предусмотрено.

Пунктом 2.1.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России, установлено, что все работы по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанными с разрытиями, могут производиться только после получения специального разрешения от специально уполномоченного органа местного самоуправления. Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт в соответствии с пунктами 8-10 Указа Президента Российской Федерации о 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на него нельзя ссылаться при разрешении споров, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не опубликован в установленном порядке.

Пункт 5.1.4 СНиП 12-04-2002, пункт 1.13 СНиП 3.01.01.85 "Организация строительного производства", пункт 18 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578 и пункт 16 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 не регулируют вопросы местного значения. Органы местного самоуправления не имеют также никакого отношения к выдаче соответствующего   разрешения эксплутационной организацией газораспределительных сетей, наряда-допуска организацией, эксплуатирующей кабели высокого напряжения, газопроводы, других коммуникаций и письменного согласия предприятием, в ведении которого находится линия связи или линия радиофикации.

Градостроительный кодекс РФ имеет большую юридическую силу, чем Примерное положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденное приказом Минстроя России от 03.06.1992 № 131. Кроме того, в соответствии с частью 12 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции. При этом с учетом оспариваемого пункта 84 Правил застройщик, получивший такое разрешение на отдельный этап строительства, также обязан получить от уполномоченного органа разрешение (ордер) на производство земляных работ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск противоречит статье 51 Градостроительного кодекса РФ и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный правовой акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный правовой акт, не соответствующие закону или иным нормативным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (недействующими).

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требования ООО ИСК "Саранскстройинвест" о признании недействующим пункта 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 № 304, в части установления обязанности для заказчиков (генподрядчиков) получать разрешение (ордер) на производство земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, на строительство которых Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство, как несоответствующим требованиям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.

Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрен возврат истцу, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины.

При обращении в арбитражный суд ООО ИСК "Саранскстройинвест" по платежному поручению № 1135 от 22.06.2009 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 рублей.

С учетом изложенного, расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей подлежат взысканию с Совета депутатов городского округа Саранск в пользу ООО ИСК "Саранскстройинвест".

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Саранскстройинвест" удовлетворить.

Признать пункт 84 Правил благоустройства, чистоты и порядка в городском округе Саранск, утвержденных решением Саранского городского Совета депутатов от 24.04.2003 № 304, в части установления обязанности для заказчиков (генподрядчиков) получать разрешение (ордер) на производство земляных работ при строительстве объектов капитального строительства, на строительство которых Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность получения разрешения на строительство, как несоответствующий требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Совета депутатов городского округа Саранск в пользу общества с ограниченной ответственностью инвестиционно-строительная компания "Саранскстройинвест" г.Саранск судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород.

Председательствующий В.Н.Савочкин

Судья С.А.Ивченкова

Судья В.И.Ситникова