ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3172/19 от 27.05.2019 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3172/2019

город Саранск                                                   июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 года .

Решение в полном объеме изготовлено июня 2019 года .

 Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи    Салькаевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Юрловой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия"

  к  акционерному обществу "Мордовский проектно-изыскательский институт"  о расторжении государственного контракта  №7/18-ОПР от 28.12.2018,  

при участии в заседании:

от истца: Плигузовой М.И., представителя по доверенности №21/19 от 11.03.2019,  сроком до 31.12.2019,

от ответчика: Монаховой О.Е., представителя по доверенности №1/19/Д от 09.01.2019, выданной сроком до 31.12.2019,

у с т а н о в и л:

Государственное казенное учреждение   "Управление капитального строительства Республики Мордовия"  обратилось в Арбитражный суд  Республики Мордовия  с иском к акционерному обществу "Мордовский  проектно-изыскательский институт"  о расторжении государственного контракта N7/18-ОПР от 28.12.2018 в связи с отзывом лимитов  бюджетных обязательств.

Исковые требования  основаны на статьях 451, 417 Гражданского  кодекса РФ, 72 Бюджетного кодекса РФ.  

Представитель истца  поддержала исковые требования в полном объеме, пояснила, что  бюджетная роспись расходов  на 2019 год  представлена  Учреждению  Министерством  строительства, транспорта  и дорожного хозяйства Республики Мордовия 10.01.2019.

 Представитель ответчика  исковые требования не признала, пояснила,  что государственный контракт  на выполнение работ по внесению  в проектную  и рабочую документацию  для государственных нужд №7/18-ОПР был заключен 28.12.2018  по итогам  открытого конкурса  по решению  Министерства экономики Республики Мордовия  после  исключения данного объекта  из перечня финансируемых  в 2019-2021годах.  Проектная документация выполнена 25.01.2019 и передана заказчику в электронном виде. К настоящему моменту работы выполнены в полном объеме, проектная документация направлена на государственную экспертизу, акт сдачи –приемки выполненных работ  по рабочей документации  направлен заказчику 30.04.3019.

Как следует из материалов дела между ГКУ  "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (заказчик)  и АО ""Мордовский  проектно-изыскательский институт"    (исполнитель) заключен государственный контракт от 28.12.2018 №7/18-ОПР, по условиям которого исполнитель  обязался выполнить  работы по внесению изменений  в проектную  и рабочую  документацию по объекту  «Универсальный  зал в г. Саранск». Результатами  выполненных работ по  контракту являются измененная,  рассмотренная, согласованная  в установленном  порядке проектная документация с положительным  заключением  государственной экспертизы, которые доставляются до места поставки (п.1.2 контракта). Работы  выполняются  в соответствии с заданием  на проектирование  (Приложение №1 к контракту) в сроки, предусмотренные  календарным планом выполнения  работ (Приложение №2 к контракту).

 В соответствии с  пунктом 2.2. сдача  результатов работ  производится  исполнителем  путем передачи  их Заказчику  в соответствии с условиями контракта и заданием  на проектирование  в сроки, установленные  календарным планом.  Для проверки  соответствия  предоставленных  исполнителем  проектной документации условиям контракта  заказчик своими силами  или силами привлеченных экспертов  проводит экспертизу.

Стороны в пункте 3.1 контракта установили цену контракта в сумме 9 623 797рублей, НДС не облагается.  Источник финансирования -  республиканский бюджет  Республики Мордовия 100%.

В Приложении №2  к  контракту сторонами определено, что начало производства работ (проектная документация) - с даты заключения государственного контракта; окончание работ – по истечении  30 календарных дней  с даты заключения государственного контракта,  начало производства работ по изготовлению рабочей документации, разработанной  на основе проектной документации – с даты  заключения госконтракта, окончание  работ -  по истечении  110 календарных дней с даты заключения госконтракта.

Расторжение контракта  допускается  по соглашению сторон, по решению суда или в связи  с односторонним  отказом стороны контракта от его исполнения в соответствии  с гражданским законодательством (п.8.1 контракта).  Заказчик вправе в одностороннем порядке  отказаться от исполнения контракта если исполнитель нарушил  срок выполнения работ, не приступает к выполнению работ в срок, установленный контрактом, в случае отступления  в работе от условий  контракта или иные  недостатки результата  работ не были  устранены  исполнителем в установленный заказчиком срок либо  являются  существенными  и неустранимыми. 

 Законом Республики Мордовия  от 25.12.2017  №107-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» на выполнение работ  по объекту «Универсальный зал в г. Саранск»  было предусмотрено на 2018 год 725 000 000 рублей на момент объявления  процедуры и 725 542 000рублей на момент заключения  контракта. Законом Республики Мордовия  от 26.12.2018 №102 –З  «О  республиканском бюджете Республики Мордовия на 2018 год и плановый период 2020 и 2021 годов» данный объект исключен  из перечня финансируемых  в 2019 -2021 годах объектов.

25.01.2019   проектная документация  в электронном виде сдана заказчику исполнителем (накладная №5). Документация принята заказчиком, проставлена подпись представителя заказчика и печать организации.

 19.02.2019 ГКУ  "Управление капитального строительства Республики Мордовия" направило  исполнителю письмо №7/388   с соглашением о расторжении госконтракта в связи с отзывом  лимитов бюджетных  обязательств для  исполнения контракта. 25.02.2019  АО ""Мордовский  проектно-изыскательский институт"   направило сообщение о том, что первый этап  контракта выполнен,   проектная документация  передана  25.01.2019 для прохождения государственной экспертизы.  В настоящее время разрабатывается рабочая документация  по объекту.  В случае необходимости расторжения контракта  по инициативе  заказчика необходимо  определить стоимость  выполненных работ, при оплате которых  институт рассмотрит возможность расторжения  контракта.

  В  связи с тем, что контракт не расторгнут по соглашению сторон  истец просит расторгнуть государственный контракт в связи  с отзывом  лимитов бюджетных  обязательств для  исполнения контракта.

 Суд, изучив материалы дела, выслушав представителей  сторон,  оценив представленные доказательства,   пришел к выводу о том, что требование  Учреждения    о расторжении контракта  является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд   квалифицирует правоотношения сторон как подрядные, подлежащие регулированию в соответствии с разделом III, главой 37 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Статьей 768 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

 В соответствии с частью 8 статьи 9  Федерального закона  о 05.04.2013 №44 –ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных  и муниципальных нужд»  расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством,  в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На основании пункта 2 данной статьи, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 этой статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности сторон, согласно которому риск наступления последствий не совершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Проверив указанные Учреждением основания для расторжения контракта вследствие наступления обстоятельств, перечисленных в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд установил отсутствие совокупности всех условий, необходимых для применения названной нормы, и  отказывает в удовлетворении иска.

Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, по общему правилу государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. В случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Положения, установленные настоящим Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (пункты 2, 3, 6 указанной статьи).

При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (пункт 1 статьи 767 ГК РФ).

 Закупка по выполнению работ  по внесению изменений  в проектную  и рабочую документацию  по объекту  «Универсальный зал в г. Саранск» была включена истцом  в план – график 24.10.2018  на основании доведенных лимитов.  Законом Республики Мордовия  от 26.12.2018 №102 –З  «О  республиканском бюджете Республики Мордовия на 2018 год и плановый период 2020 и 2021 годов» данный объект исключен  из перечня финансируемых  в 2019 -2021 годах объектов.

 Из материалов дела видно, что  по накладной №5 от 25.01.2019  ответчик АО «Мордовский  проектно-изыскательский институт» передал  истцу ГОСУКС Республики Мордовия проектную документацию  на диске (в электронном виде)  в соответствии с государственным контрактом от 28.12.2018.  Документацию получил представитель истца - заведующий архивом 25.01.2019.

Акт №3/19 приема-передачи выполненных работ   от 25.01.2019  не подписан стороной заказчика.

Согласно пункту 2.5  контракта  заказчик  в течение 20 дней со дня получения акта приема – передачи  выполненных работ  осуществляет проверку выполненных  работ  и направляет  исполнителю подписанный акт  приема-передачи или мотивированный отказ с указанием замечаний и сроков  их устранения. 

Истец направил 13.02.3019  письмо в адрес ответчика (исполнителя), в котором указал, что проектная документация по объекту представлена не в полном объеме – не выданы  разделы ПЗУ, АР, ЭО, СМО, ТХ1, ПБ, СМ. Необходимо  выдать недостающие разделы   проектной документации  в полном объеме  для передачи  на государственную экспертизу и предоставить  согласования.   

19.02.2019  ГОСУКС Республики Мордовия  направило акционерному обществу  соглашение о расторжении государственного  контракта  и предложение расторгнуть контракт по соглашению  сторон в связи с  отзывом лимитов бюджетных  обязательств для исполнения контракта.   25.02.2019  ответчик направил ответ с отказом  от расторжения контракта по соглашению сторон, указав, что проектная документация к настоящему моменту выполнена и передана заказчику, разрабатывается рабочая документация, и предложил  определить стоимость  выполненных работ и оплатить их.

26.02.2019 ГОСУКС Республики Мордовия   выдало   АО «Мордовский  проектно-изыскательский институт» доверенность  №20/19  на право выступать  от его имени при обращении в ГАУ «Госэкспертиза Республики Мордовия» с заявлением о проведении повторной экспертизы проектной документации и повторной проверки  достоверности определения сметной стоимости  объекта капитального строительства  «Универсальный зал в  г. Саранск»  с правом заключения, изменения, расторжения договоров    на проведение  экспертизы. Доверенность выдана сроком до 01.07.2019.  На основании указанной доверенности ответчик обратился  в ГАУ «Госэкспертиза Республики Мордовия»   с заявлением о проведении экспертизы проектной документации.

До настоящего времени экспертиза не проведена по независящим от исполнителя причинам. В соответствии с  пунктами 2.3, 2.6 контракта  заказчик своими силами  проводит экспертизу. Проведение экспертизы не оплачено заказчиком.

Ответчик, выполнив  второй этап работ, а именно разработку  рабочей документации,  направил  в адрес истца акт №16/19  29.04.2019  приема-передачи выполненных работ, который также не был подписан заказчиком.  Письмом  №4/968 от 16.05.2019 истец  указал, что  акты приема- передачи  выполненных  работ №3/19 и 16/19  не могут быть подписаны  в связи   с тем, что средства  на проектно-изыскательские работы по объекту не предусмотрены.   Рабочая документация  разрабатывается  на основе  проектной документации  и оплачивается только при наличии положительного  заключения госэкспертизы.   Принять и направить на экспертизу проектную документацию заказчик не имеет возможности  из-за отсутствия лимитов  финансирования.           

          В соответствии со статьей 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

           Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

           Согласно статье 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

           Заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.

            Заказчик, предварительно принявший результат отдельного этапа работ, несет риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

              Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

            Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

           Материалами дела подтверждается и не опровергается сторонами, что     Акционерное общество направляло истцу для рассмотрения и подписания акты выполненных работ. Указанные акты истцом не подписаны. Мотивированного отказа от подписания данных актов от Учреждения  не поступило.

        Доказательства, подтверждающие, что необходимость в выполнении указанных работ отсутствовала и истец утратил  интерес  в исполнению контракта,  истцом  в материалы дела также не представлены.

        Из материалов дела следует, что  закон Республики Мордовия  №102-З «О республиканском  бюджете  Республики Мордовия  на 2019 год и на плановый период  2020 и 2021 годов»  принят 26.12.2018, а государственный контракт   №7/18 – ОПР заключен сторонами 28.12.2018. 

         Соглашение  о расторжении  государственного  контракта  от 28.12.2018 истец направил ответчику 19.02.2019 (получено ответчиком 21.02.2019),  в то время  как  проектная документация   уже была сдана  заказчику по накладной №5 от 25.01.2019. 26.02.2019 истцом была выдана  ответчику доверенность №20/19 для  выступления  от его имени  в качестве заявителя при обращении  с заявлением о проведении  экспертизы.  Проектная документация сдана исполнителем  по доверенности заказчика для проведения экспертизы.  Затем передан акт приемки  выполненных работ по разработке рабочей документации.

       К настоящему моменту  работы, предусмотренные контрактом,  выполнены исполнителем в обусловленные  контрактом сроки. 

       Кроме того, пунктом 5.3 (п.п 2) контракта  предусмотрена обязанность  заказчика  информировать  исполнителя обо всех изменениях, которые могут  повлиять  на процесс выполнения работ по контракту, а также   обеспечить согласование  новых условий контракта, в том числе  цены и (или) сроков исполнения контракта  и (или) объема работы, предусмотренного контрактом, в случае  уменьшения  лимитов бюджетных   обязательств, ранее доведенных до заказчика. Принятие  заказчиком решения  об изменении контракта в связи с уменьшением  лимитов бюджетных  обязательств осуществляется  исходя  из соразмерности  изменения цены контракта  и объема работ (п.п.7).

Истец  исполнил обязанность известить истца об отсутствии финансирования на 2019 год только 21 февраля 2019, после выполнения  исполнителем первого этапа работ и выполнения  второго этапа,  однако,    в письме №7/388  не содержится уведомление подрядчика о приостановлении выполнения работ по контракту, поскольку их оплата будет невозможна в связи с отсутствием финансирования,  либо  об обеспечении согласования  новых условий контракта, в том числе  цены и (или) сроков исполнения контракта  и (или) объема работы.    Претензии  о нарушении сроков выполнения работ либо некачественно выполненных работ от заказчика исполнителю не поступали. Работы выполнены  исполнителем и приняты заказчиком.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.  

          Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

р е ш и л:

           исковые требования  Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" к  акционерному обществу "Мордовский проектно-изыскательский институт"  о расторжении государственного контракта  №7/18-ОПР от 28.12.2018 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          А.А. Салькаева

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          А.А. Салькаева