ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3412/10 от 02.09.2010 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3412/2010

город Саранск 9 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 2 сентября 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 9 сентября 2010 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, п.Ромоданово Ромодановского района Республики Мордовия,

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (с.Пушкино Ромодановского района Республики Мордовия) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2, старшего помощника прокурора Республики Мордовия, удостоверение № ТО 082769;

от ответчика: ФИО1, предпринимателя, предъявлен паспорт,

установил:

и.о. прокурора Ромодановского района Республики Мордовия (далее по тексту – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензирования.

Предприниматель ФИО1 в судебном заседании факт совершения правонарушения признал, указав, что часть выявленных нарушений уже устранены.

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 304131036600281.

13 апреля 2007 года Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю ФИО1 выдана лицензия серии ЖА № 016029 (регистрационный № АСС-13-007762) на срок по 12.04.2012 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров предпринимателем используются автобусы государственные регистрационные номера АА128/13, АА129/13, АА117/13.

4 августа 2010 сотрудниками прокуратуры Ромодановского района Республики Мордовия совместно с сотрудниками ДПС ОГИБДД по Ромодановскому району Республики Мордовия проведена проверка соблюдения предпринимателем ФИО1 требований безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров допущены нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

1). путевые листы от 30.07.2010, 01.08.2010, 02.08.2010, 03.08.2010 оформляются с нарушением пунктов 3-8 Порядка заполнения путевых листов (утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 19.09.2008 № 152), а именно: отсутствуют сведения о сроке действия путевого листа и собственнике транспортного средства, не указаны регистрационный знак транспортного средства, показания спидометра по возвращению автобуса к месту стоянки, не заполнены графы "пробег", "время в работе", "перевезено пассажиров".

2). в нарушение требований пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 № 2) и пункта 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27), не организовано прохождение водителями послерейсовых медицинских осмотров.

3). в нарушение пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27), учет дорожно-транспортных происшествий не ведется, ежемесячные сверки с ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях не производятся.

4). при перевозке пассажиров автобусом ГАЗ 322132 № АА 129/13 фактическое количество посадочных мест (15) превысило указанную в технической характеристике автобуса вместимость (13), что противоречит требованиям пункта 5.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 №2).

5). в нарушение пункта 9 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (утверждены Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200) в используемых предпринимателем ФИО1 автобусах отсутствуют медицинские аптечки, комплекты молоточков для разбивания стекол, надписи, информирующие пассажиров о способах экстренного открывания люков, окон и дверей и удаления стекол салона автобуса в случае дорожно-транспортного происшествия.

По результатам проверки в отношении предпринимателя ФИО1 и.о. прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в присутствии предпринимателя вынесено постановление от 06.08.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В объяснениях к постановлению предприниматель ФИО1 нарушения признал, обязуясь их устранить.

Выявленные нарушения послужили основанием для обращения Прокурора в суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение лицензионных условий.

Исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как следует из имеющихся в деле документов, 13.04.2007 Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю ФИО1 выдана лицензия серии ЖА № 016029 (регистрационный № АСС-13-007762) на срок по 12.04.2012 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктами "б" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" предусмотрены обязательные для применения реквизиты и порядок заполнения путевых листов индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с пунктом 3 Приказа, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован (пункт 4 Порядка).

Пунктом 5 названного Порядка установлено, что сведения о собственнике (владельце) транспортного средства для индивидуального предпринимателя включают: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, в путевых листах проставляются государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

При оформлении путевой документации (путевые листы от 30.07.2010, 01.08.2010, 02.08.2010, 03.08.2010) указанные нормы предпринимателем ФИО1 нарушены, что подтверждается копиями вышеуказанных путевых листов и ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2), к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности, в частности, относится регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

Обязанность перевозчика обеспечить проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей закреплена пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27).

Указанная обязанность предпринимателем ФИО1 не исполнялась, что ответчиком не оспаривается.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" также установлена обязанность перевозчиков анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий (далее по тексту – ДТП) и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Осуществление указанных видов учета пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утверждено Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27) отнесено к основным требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктами 2.1 – 2.2. Руководящего документа "Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения" (РД-200-РСФСР-12-0071-86-13), утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, предприятиями и организациями учитываются все дорожно-транспортные происшествия с участием транспортных средств, владельцами которых они являются, независимо от места происшествия, его последствий и вины водителей.

Учет дорожно-транспортных происшествий в предприятиях и организациях осуществляется работниками службы безопасности дорожного движения или иными лицами, назначенными приказом по предприятию или организации.

Правила учета ДТП утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647. В частности, пунктом 15 названных Правил установлена обязанность владельцев транспортных средств обеспечивать учет ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств, а пунктом 18 – ежемесячно сверять с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Неисполнение указанных требований предпринимателем ФИО1 не оспаривается.

В силу пункта 5.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 №2), при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско - экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.

Свидетельство о регистрации транспортного средства 52 КХ 635337 содержит указание на то, что количество посадочных мест автобуса ГАЗ-322122 регистрационный №АА129/13 равно 13.

Факт оборудования указанного автобуса дополнительными местами (общее количество мест – 15) в ходе проверки установлен и предпринимателем не оспаривается.

Пункт 9 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (утверждены Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 № 200) содержит прямой запрет на перевозку пассажиров автобусами с неисправными устройствами аварийного открывания люков, дверей, окон в салоне автобусов, не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием, медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками, комплектами молоточков для разбивания стекол, не имеющих надписей, информирующих пассажиров о способах экстренного открывания люков, окон и дверей и удаления стекол салона автобуса в случае дорожно-транспортного происшествия.

В нарушение указанного запрета в используемых предпринимателем ФИО1 автобусах № АА117/13 и № АА 129/13 отсутствуют медицинские аптечки, комплекты молоточков для разбивания стекол, надписи, информирующие пассажиров о способах экстренного открывания люков, окон и дверей и удаления стекол салона автобуса в случае дорожно-транспортного происшествия, а автобусе №АА128/13, кроме этого, - не функционируют задние двери аварийного открывания.

Ряд указанных выше нарушений, выявленных заявителем в ходе проведенной проверки, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в связи с чем требования заявителя о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности суд признает обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Формы вины физических лиц содержатся в статье 2.2 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что при осуществлении предпринимательской деятельности ФИО1 был обязан знать и соблюдать требования нормативных документов в области регулирования перевозочной деятельности, то есть имел возможность не нарушать требования законодательства в указанной сфере, однако Предприниматель не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению данной обязанности.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что у ответчика имелась правовая и реальная возможность исключить нарушение законодательства в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а потому считает доказанным факт виновности предпринимателя ФИО1 во вменяемом ему правонарушении.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заявителем в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Учитывая совершение ответчиком повторно однородного правонарушения (решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 01.06.2010 по делу №А39-1851/2010, по которому не истек срок давности – один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания), что в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, отягчающим ответственность, суд считает необходимым применить к предпринимателю ФИО1 штраф в размере 3100 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения – с.Пушкино Ромодановского района Республики Мордовия (Основной государственный регистрационный номер 304131036600281, Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, серия 13 № 000297248, выдано Межрайонной инспекцией ФНС России № 4 по Республике Мордовия), проживающего по адресу: Республика Мордовия, Ромодановский район, с.Пушкино, ул.Молодежная, д..20, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания в доход бюджета штрафа в размере 3100 рублей.

Штраф перечислить по следующим реквизитам:

Получатель платежа – Управление федерального казначейства Министерства финансов по Республике Мордовия (Прокуратура Республики Мордовия), ИНН <***>, КПП 132601001, код ОКАТО 89401000000, счет получателя 40101810900000010002 в ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России, г.Саранск, БИК 048952001, КБК 415 1 16 90040 04 0000 140.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.Н.Савочкин