АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-4857/2011
город Саранск 27 февраля 2012 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии, г.Нижний Новгород
к обществу с ограниченной ответственностью "ГазОЙЛ", г.Саранск Республики Мордовия
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – государственного инспектора отдела (инспекции) в Республике Мордовия, доверенность постоянная №103 от 28.11.2011,
от ответчика: ФИО3 – специалиста общества, доверенность постоянная от 10.01.2012,
у с т а н о в и л :
Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии (далее – ПМТУ Росстандарта, Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ГазОЙЛ" (далее – ООО "ГазОЙЛ", общество, ответчик) к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за реализацию нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива, не соответствующих обязательным требованиям технического регламента.
Ответчик в отзыве по делу и его представитель в ходе рассмотрения дела требования Управления признали, указав, что:
- общество впервые привлекается к административной ответственности;
- общество не является организацией, осуществляющей производство и (или) переработку нефтепродуктов.
Как следует из материалов дела запись об обществе с ограниченной ответственностью "ГазОЙЛ" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 07.09.2009 Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Саранска за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство серия 13 № 001328655).
На основании распоряжения руководителя отдела (инспекции) в Республике Мордовия ПМТУ Росстандарта № 3611 от 17.11 2011 (издано в силу приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 6262 от 31.10.2011 и по жалобе гражданина ФИО4) старшим государственным инспектором отдела (инспекции) в Республике Мордовия 09.12.2011 была проведена проверка соблюдения ООО "ГазОЙЛ" (РМ, <...>) требований Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118. Предметом проверки явились бензины автомобильные и дизельное топливо.
В ходе проверки, проведенной на принадлежащих обществу автозаправочных станциях (АЗС), расположенных в г.Саранске, на Александровском шоссе, д.2, стр.1, и на ул.Титова, д.№1, стр.3, в присутствии представителя общества на экспертизу отобраны образцы бензина автомобильного неэтилированного марок Нормаль-80 (класс 2), Регуляр Евро-92 вид 1 (класс 3), Премиум Евро-95 вид П (класс 4) и топлива дизельного зимнего марки ДЗп-15 П вид (класс 2), о чем составлены акт осмотра № 1 от 09.12.2011, акты отбора образцов от 09.12.2011 и от 12.09.2011.
09.12.2011 и 12.12.2011 старшим госинспектором отдела (инспекции) отобранные образцы нефтепродуктов направлены на экспертизу в аккредитованную испытательную лабораторию Федеральное бюджетное учреждение "Мордовский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.21АЮ44 сроком действия с 28 апреля 2010 года по 28 апреля 2015).
Согласно протоколам испытаний указанной лаборатории от 15 декабря 2011 года №№ 2260/2114, 2262/2116, 2264/2120, 2266/2122 представленные образцы:
- бензина автомобильного неэтилированного марки Нормаль-80 (класс 2) и Регуляр Евро-92 вид 1 (класс 3) соответствуют требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту".
Согласно протоколам испытаний от 15 декабря 2011 года №№ 2261/2115, 2263/2117, 2265/2121, 2267/2123 представленные образцы:
- бензина автомобильного неэтилированного марки Премиум Евро-95 вид П (класс 4) (изготовитель ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод", г.Уфа Республики Башкортостан) не соответствует требованиям приложения № 1 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" по массовой доле серы - при норме не более 50 мг/кг на АЗС, расположенной по адресу: РМ, <...>, массовая доля серы фактически составила – 79 мг/кг; на АЗС, расположенной по адресу: РМ, <...> д.№1, стр.3, массовая доля серы фактически составила – 92 мг/кг;
- топлива дизельного зимнего марки ДЗп-15 П вид (класс 2) (изготовитель ООО "КИНЕФ",г.Кирищи Ленинградской области, паспорт продукции № 41) не соответствует требованиям приложения № 2 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" по массовой доле серы - при норме – не более 500 мг/кг на АЗС, расположенной по адресу: РМ, <...>, массовая доля серы фактически составила – 8911 мг/кг; на АЗС, расположенной по адресу: РМ, <...> д.№1, стр.3, массовая доля серы фактически составила – 8781 мг/кг.
По материалам проверки инспектором отдела (инспекции) ПМТУ 22 декабря 2011 года составлен акт проверки № 46-к. В этот же день в отношении ООО "ГазОЙЛ" в присутствии исполнительного директора общества инспектором отдела (инспекции) составлен протокол об административном правонарушении № 027, выразившемся в реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, не соответствующих требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПМТУ Росстандарта обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ГазОЙЛ" к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей
заявителя и ответчика, суд находит требования Управления обоснованными и
подлежащими удовлетворению.
Правонарушение, выразившееся в реализации (поставке, продаже), использовании, хранении, транспортировании либо утилизации бензина автомобильного с нарушением требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, образует состав правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).
Объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении обязательных требований технических регламентов и государственных стандартов в ходе реализации, при использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
Исходя из смысла названной нормы, во взаимосвязи с требованиями пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" совершенное обществом правонарушение посягает на режим государственного регулирования безопасности продукции в сфере порядка управления.
Согласно пунктам 21.1, 21.6 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (приняты и введены в действие приказом Минэнерго Российской Федерации от 1 августа 2001 года № 229) качество нефтепродуктов, реализуемых на АЗС, должно соответствовать действующим стандартам. Для сохранения качества нефтепродуктов необходимо, в том числе, периодически контролировать чистоту резервуаров путем проведения контроля качества нефтепродуктов не реже одного раза в месяц, а также в случаях поступления жалоб потребителя на качество отпускаемых нефтепродуктов или при инспектировании работы АЗС контролирующими органами.
Критерии и правила стандартизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Нормативно-правовое регулирование в данной сфере также осуществляет Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Требования, закрепленные в ГОСТах и направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости товаров, единства методов их контроля и маркировки, в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании", являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации Постановлением от 27.02.2008 № 118 утвердило Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту".
Согласно пункту 4 Технического регламента автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении № 1 (бензин класса 4 - по массовой доле серы не более 50 мг/кг).
В силу пункта 10 указанного регламента дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении № 2 (дизельное топливо класса 2 - по массовой доле серы не более 500 мг/кг).
Как установлено из материалов дела ООО "ГазОЙЛ" по договорам субаренды от 16.05.2011 арендует у ООО "Газнефть-инвест" два объекта недвижимости: а) здание, расположенное по адресу: РМ, <...>; б) здание, расположенное по адресу: РМ, <...> д.№1, стр.3.
На данных объектах расположены автозаправочные станции, на которых ООО "ГазОЙЛ" осуществляет деятельность по отпуску нефтепродуктов,
принадлежащих обществу, который производится работниками общества.
Факт реализации на АЗС, принадлежащих ООО "ГазОЙЛ" нефтепродуктов, не соответствующих требованиям Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", подтверждается материалами дела: актами отбора образцов от 09.12.2011 и от 12.12.2011, актом осмотра № 1 за период с от 09.12.2011 по 12.12.2011, актом проверки от 22.12.2011, товарными накладными № 790203 Н1208-0006 от 08.12.2011 и № 1495 от 09.12.2011, справками общества о реализации бензина и дизельного топлива от 09.12.2011, от 12.12.2011 и № 1121 от 22.12.2011, протоколами испытаний от 15.12.2011 №№ 2261/2115, 2263/2117, 2265/2121, 2267/2123, протоколом об административном правонарушении № 027 от 22.12.2011, подписанным законным представителем общества без каких-либо замечаний и возражений.
Из пояснений представителя ООО "ГазОЙЛ" ФИО3 в ходе разбирательства усматривается, что обществом осуществляется деятельность по реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, для чего общество арендует два здания автозаправочных станций, расположенных в г.Саранске на Александровском шоссе, д.2, стр.1 и на ул.Титова, д.№1, стр.3. На реализуемую продукцию имеются: на бензин автомобильный Премиум Евро-95 паспорт качества № 9, выданный ОАО "Уфимский нефтеперерабатывающий завод", в котором отражено, что данная продукция соответствует Техническому регламенту "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", а на топливо дизельное зимнее марки ДЗп-15 П вид для умеренной климатической зоны - паспорт продукции № 41. При этом общество не является производителем нефтепродуктов.
Однако доводы общества о том, что его вина в совершении правонарушения отсутствует, поскольку он не является производителем данной продукции, а при ее приобретении заводом-изготовителем были
предоставлены паспорта качества, несостоятельны.
В законодательном порядке наличие вины лица, осуществляющего продажу указанной продукции с нарушением установленных правил, не зависит от того, является ли продавец собственником продукции. Правонарушением признается факт хранения, использования, транспортирования или продажи продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим регламентам.
Обязанность продавца проверять качество нефтепродуктов при их хранении и реализации через АЗС предусмотрена Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций (РД-153-39.2-080-01), утвержденными приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229, и Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефте-обеспечения, утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 231.
Из актов отбора образцов от 09.12.2011 и от 12.12.2011 видно, что изъятие образцов бензина и дизельного топлива происходило на стадии хранения и реализации продукции. Данные акты составлены уполномоченными должностными лицами – сотрудником отдела (инспекции) в РМ ПМТУ Росстандарта ФИО2 в присутствии исполнительного директора ООО "ГазОЙЛ" ФИО5, старшего мастера ФИО6 (приказ № 40 от 01.01.2010) и двух понятых, подписан ими, каких-либо замечаний и возражений о нарушении административным органом процедуры при взятии проб представителем общества не заявлено.
С учетом того, что обязательные требования законодательства при отборе проб заявителем нарушены не были, результаты испытаний являются достоверными, соответствующими предмету, целям и задачам мероприятий по государственному контролю, судом сделан вывод о достоверности результатов испытаний.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ и признается виновным в совершении указанного правонарушения, если будет установлено, что у него при осуществлении деятельности экономического характера имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых, установлена его вина.
В данном случае, вина ООО "ГазОЙЛ"в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, материалами дела доказана.
Общество как профессиональный участник экономической деятельности, должно было знать о том, что Законом запрещено реализовывать бензин и дизельное топливо, не соответствующие техническим регламентам, однако не приняло мер по соблюдению требований законодательства и недопущению реализации продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и технических регламентов.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении № 027 от 22.12.2011 составлен старшим государственным инспектором отдела (инспекции) в РМ ПМТУ Росстандарта ФИО2 в присутствии законного представителя ООО "ГазОЙЛ"– исполнительного директора ФИО5 (пункты 9.6, 9.7 Устава общества, приказ № 1 от 15.09.2010), ими подписано, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (три месяца с момента обнаружения – с 09.12.2011), не истек.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.19 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
При изложенных обстоятельствах ПМТУ Росстандарта правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ГазОЙЛ"к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (данная норма действовала на момент совершения правонарушения) нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Пунктами 1, 3 статьи 4.1 КоАП установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются: характер совершенного лицом административного правонарушения, его имущественное
и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
С учетом исследования всех обстоятельств дела, принимая во внимание возможное возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей в связи с реализацией обществом некачественного бензина и дизтоплива, что делает невозможным применения меры наказания в виде предупреждения, но при наличии обстоятельства, смягчающего ответственность – совершение правонарушения ответчиком впервые, и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает необходимым привлечь ООО "ГазОЙЛ" к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ и применить к нему административное наказание в пределах размера штрафа, предусмотренного данной нормой – в размере 40000 руб.
Так как бензин автомобильный и дизельное топливо, качество которого определяла экспертиза, при проведении проверки не арестовывался и на момент рассмотрения дела реализован в полном объеме (справки о реализации от 09.12.2011, от 12.12.2011, № 1121от 22.12.2011), мера ответственности применена без конфискации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 20.02.2012 до 27.02.2012.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
1. Заявление Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии (адрес: <...>) удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ГазОЙЛ", юридический адрес: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 07.09.2009 ИФНС по Ленинскому району г.Саранска), к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей (без конфискации).
3. Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
- наименование получателя – УФК по Нижегородской области (ПМТУ Росстандарта);
- счет получателя платежа: 40101810400000010002;
- банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области, г.Нижний Новгород;
- ИНН – <***>; КПП – 526 201001;
- БИК - 042202001; ОКАТО – 22401000000;
- КБК – 17211601000010000140;
- в графе "Назначение платежа" указывается – "Штраф" и его сумма.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Г.В.Полубоярова