АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-643/2014
город Саранск 09 июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бажановой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, г.Саранск
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Саранск
о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: не явился,
от ответчика: ФИО2, представителя, доверенность от 28.05.2014,
у с т а н о в и л :
Прокурор Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о рекламе – эксплуатацию рекламной конструкции в отсутствии разрешения на ее эксплуатацию.
Представитель предпринимателя ФИО2 в заседании заявленные требования признал полностью.
На основании статьи 163 АПК РФ в ходе заседания объявлялся перерыв с 29.05.2014 до 02.06.2014.
При рассмотрении дела установлено, что на основании плана работы прокуроры Октябрьского района г.Саранска на I полугодие 2014 года и.о.заместителя прокурора Октябрьского района 10 февраля 2014 года проведен осмотр рекламной конструкции, расположенной на пересечении ул.А.Невского с пер.Кириллова г.Саранска Республики Мордовия (напротив здания Профессионального лицея №22, расположенного по адресу: <...>).
В ходе осмотра установлено, что на металлическом столбе, расположенном на пересечении ул.А.Невского с пер.Кириллова г.Саранска Республики Мордовия (напротив здания Профессионального лицея №22, расположенного по адресу: <...>) размещена рекламная конструкция, состоящая из двух фанерных каркасов, обтянутых виниловой материей, закрепленной скобами на вышеуказанном каркасе. Каркасы закреплены на вышеуказанном столбе посредством крепежей, состоящих из железных уголков, приваренных изнутри конструкции к столбу. На одном информационном поле вышеуказанной рекламной конструкции размещена реклама автомобильного салона "Саранскмоторс", а именно: графическое изображение легкового автомобиля; надписи "CHEVROLET NIVA", "КРЕДИТ ОТ 0 %", "Саранскмоторс", "т. 29-18-29, ул.Строительная, 4б", "горячая линия: 8 800 800 00 76", и др. На втором информационном поле рекламной конструкции размещена следующая информация: "Стеклоцентр", "Зеркало, Стекло", "Продажа, резка, обработка", "пр.Ленина, 15а, павильон за остановкой "Дом Союзов", графическое изображение телефонного аппарата и номер "230 202". Каркасы (информационные поля) данной конструкции расположены на расстоянии 3 метров от земли и имеют размеры 6х3 метра каждый.
По результатам осмотра в присутствии предпринимателя ФИО1 и двух понятых составлен протокол осмотра и произведена фотосъемка указанной конструкции.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что собственником указанной рекламной конструкции с октября 2012 года является индивидуальный предприниматель ФИО1, которая в настоящее время использует данную конструкцию для осуществления предпринимательской деятельности без разрешения на эксплуатацию такой конструкции, что является нарушениием часть 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", о чем составлен акт проверки.
Усмотрев в действиях предпринимателя состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурора Октябрьского района 11.02.2014 вынес постановление о возбуждении в отношении предпринимателя ФИО1 дела об административном правонарушении за эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего на это разрешения.
Руководствуясь статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, должностных лиц в виде наложения штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Размещение рекламы и рекламных конструкций регулируется Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Действие данного Закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера (подпункт 5 пункта 2 статьи 2 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, основным признаком рекламы является ее правоспособность вызвать у неопределенного круга лиц интерес к объекту рекламирования желание приобрести или иным образом воспользоваться им на возмездной основе.
Как указывает пункт 3 данной статьи, объектами рекламирования являются - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По общему правилу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены, в том числе вопросы выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирования таких разрешений, выдачи предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе (пункт 15.1).
Прямой запрет на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения (самовольную установку) установлен частью 10 статьи 19 Закона о рекламе. В случае самовольной установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции вновь она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
На основании пункта 15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела.
Из статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" усматривается, что потенциальный продавец товара или исполнитель работ услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
В пункте 18 Информационного письма ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 разъяснено, что назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения юридического лица и (или) обозначении места входа.
Из содержания информации, размещенной на конструкции, прикрепленной к металлическому столбу, расположенному на пересечении ул.А.Невского с пер.Кириллова г.Саранска Республики Мордовия (напротив здания Профессионального лицея №22, расположенного по адресу: <...>), усматривается, что фамилия предпринимателя и режим его работы в целях информирования населения отсутствуют, а надписи: "CHEVROLET NIVA", "КРЕДИТ ОТ 0 %", "Саранскмоторс", "т. 29-18-29, ул.Строительная, 4б", "горячая линия: 8 800 800 00 76", "Стеклоцентр", "Зеркало, Стекло", "Продажа, резка, обработка", "пр.Ленина, 15а, павильон за остановкой "Дом Союзов", графическое изображение телефонного аппарата и номер "230 202", размер полотна (6 х 3 м), место расположения, художественное оформление, а также форма подачи информации, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту, формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным строительным материалам, призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в приобретении указанного товара и услуг, их можно приобрести у определенного продавца, что способствует реализации продукции.
Частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что спорная вывеска содержит сведения рекламного характера, подпадающие под действие Закона о рекламе.
Следовательно, указанная информация - не вывеска, а рекламная конструкция, содержащая конкретные виды реализуемых товаров и услуг, установлена с нарушением Закона "О рекламе", поскольку документы, разрешающие установку и эксплуатацию данной конструкции, у предпринимателя отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.37 КоАП.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и подтверждается материалами дела, владельцем рекламной конструкции является ИП ФИО1, которая приобрела данную рекламную конструкцию у ООО "Бьюти" по договору купли-продажи рекламных конструкций №29/12/12 от 29.12.2012.
Срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной кон-струкции №165-рк/7 от 29.12.2007, выданного Администрацией г.о.Саранск предыдущему собственнику (ООО "Бьюти"), истек 29.12.2012.
Факт нарушения ФИО1 требований законодательства о рекламе в части эксплуатации рекламной конструкции без соответствующего разрешения на ее эксплуатацию подтвержден материалами дела: протоколом осмотра от 10.02.2014, фотоснимками к протоколу осмотра (2 шт.), постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2014, подписанным предпринимателем без каких-либо возражений и замечаний и объяснением предпринимателя ФИО1 от 10.02.2014.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В данном случае вина ФИО1 в совершении правонарушения материалами дела доказана, она совершила противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность по статье 14.37 КоАП.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.02.2014 вынесено уполномоченным лицом – прокурором Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО1, ею подписано, содержание постановления соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП.
На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (один год с момента выявления правонарушения 10.02.2014), не истек.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
При изложенных обстоятельствах прокурор Октябрьского района г.Саранска правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Пунктам 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются: характер совершенного лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
В силу статьи 4.2 КоАП РФ раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, относится к обстоятельствам, смягчающим ответственность.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие ответственность - отсутствие доказательств привлечения предпринимателя ранее к административной ответственности, признание ответчиком своей вины, а также отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде взыскания минимального размера штрафа, предусмотренного данной нормой - 3 000 руб.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с действующим законодательством заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Заявление Прокурора Октябрьского района г.Саранска (место нахождения: 430009: <...>) удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата рождения – 05.04.1978, место рождения – г.Саранск, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 01.02.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Саранска к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 3 000 рублей.
Предложить индивидуальному предпринимателю ФИО1 оплатить штраф в добровольном порядке в течение шестидесяти дней с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
- наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия (Прокуратура Республики Мордовия);
- счет получателя платежа: 40101810900000010002;
- банк получателя – ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск; БИК - 048952001; ОКТМО - 89701000; ИНН – <***>;
- КПП – 132601001; КБК – 41511626000016000140;
- в графе "Назначение платежа" указывается – "Штраф" и номер данного дела.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента его принятия.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Савочкин В.Н.