АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-8689/2021
город Саранск сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .
Решение в полном объеме изготовлено сентября 2021 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Ивченковой С.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Мордовцемент" (п. Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия)
к Волжско-Окскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Нижний Новгород)
об изменении постановления о назначении наказания №177 от 30.07.2021 и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - представителя по доверенности №МС/19-303 от 19.12.2019 со сроком действия до 31.12.2021,
от ответчика: представитель не явился,
у с т а н о в и л:
акционерное общество "Мордовцемент" (далее – АО "Мордовцемент", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Волжско-Окскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Территориального отдела технологического и энергетического надзора по Республике Мордовия об изменении в части наказания постановления №177 от 30.07.2021, которым "Мордовцемент" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 200000 руб. и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее - КоАП РФ).
Волжско-Окское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отзыве от 13.09.2021 №310-2824 заявленные требования отклонило указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), в судебное заседание своего представителя не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 136, 137 АПК РФ и с учетом отсутствия возражений сторон, суд завершил предварительное судебное разбирательство и перешел к рассмотрению дела по существу.
При рассмотрении дела установлено, что с 11.05.2021 по 31.05.2021 на основании распоряжения заместителя руководителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 20.04.2021 № РП-310-565-о была проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Мордовцемент".
В результате проверки выявлено нарушение требований Федерального закона №116 от 20.06.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Положения о разработке планов мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах,
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №536, а именно:
- при проверке опасного производственного объекта - А45-00758-0020 Сеть газопотребления АО "Мордовцемент" №3 431721, Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п. Комсомольский выявлены следующие нарушения:
1. В плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах "Сети газопотребления №№1, 2, 3" не отражены сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения для оборудования работающего под избыточным давлением (сосудов) эксплуатируемых в составе "Сети газопотребления №3".
Нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года №116-ФЗ; пункт 11 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437.
2. Отсутствует приказ по порядку хранения документации сети газопотребления.
Нарушены: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531.
3. Отсутствует распорядительный документ (приказ) эксплуатирующей организации утверждающий перечень производственных инструкций для безопасной эксплуатации котлов и вспомогательного оборудования, разработка, утверждение и наличие которых должны быть обеспечены на объекте.
Нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 278 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №536.
4. Производственная инструкция по эксплуатации паропровода содержит не полный перечень возможных аварийных ситуаций.
Нарушены: пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 391 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №536.
5. В инструкции по эксплуатации оборудования работающего под избыточным давлением (паровых котлов) отсутствует указание на проведение осмотров специалистлом ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования работающего под давлением. Специалист ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования работающего под давлением не проводит осмотры данного оборудования (в 2020 году котел рег. №2083 осмотрен одним специалистом ответственным за безопасную эксплуатацию).
Нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 233 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №536.
По результатам проверки Волжско-Окским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении общества был составлен акт №РП-310-565/А/21 от 31.05.2021, протокол об административном правонарушении №142 от 25.06.2021 и вынесено постановление №177 от 30.07.2021, согласно которому АО "Мордовцемент" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде 200000 руб. штрафа.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначения наказания в связи с нижеследующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объектом рассматриваемого правонарушения является порядок деятельности в области промышленной безопасности. Объективная сторона может заключаться как в действиях, так и в бездействии, которые состоят в нарушении требований промышленной безопасности, либо условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Субъектом ответственности является лицо, которое обязано исполнять, однако, не исполняет требования промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Субъективная сторона характеризуется наличием у указанного лица возможности исполнить требования промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и отсутствием с его стороны необходимых для этого мер или действий без каких-либо уважительных причин.
Таким образом, лицо, обязанное исполнить, но не исполнившее требования промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, имевшее возможность, но не принявшее должных мер к исполнению указанных требований и условий, может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Управлением в ходе проверки, проведенной в отношении АО "Мордовцемент", выявлено осуществление им эксплуатации опасных производственных объектов.
Доказательств того, что обществом предприняты необходимые и достаточные меры с соблюдением требований промышленной безопасности, равно как и доказательств того, что выявленные нарушения допущены вследствие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших обществу соблюсти указанные требования, не имеется.
Приведенные обстоятельства в заявлении и представителем в судебном заседании не опровергаются.
Изложенное свидетельствует о том, что факт нарушения требований промышленной безопасности заявителем и его вина в указанных нарушениях доказаны, в деянии общества установлен состав правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении со стороны проверяющего органа, которые влекли бы за собой нарушение прав общества при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено. Порядок и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении соблюдены, заявитель не был лишен возможности при привлечении его к административной ответственности в установленном порядке защитить свои права.
Суд, исследовав представленные в дело доказательства, не нашел оснований для оценки совершенного обществом правонарушения как малозначительного.
Вместе с тем суд считает возможным снизить размер штрафа и изменить постановление №177 от 30.07.2021 в части назначения наказания в виде взыскания административного штрафа в размере 200000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
В пункте 3 статьи 4.1 КоАП РФ указано, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, оценив конкретные обстоятельства совершенного АО "Мордовцемент" административного правонарушения, его характер, степень общественной опасности, вид хозяйственной деятельности, приняв во внимание финансовое положение общества, нарушения большей части устранены обществом уже в ходе проверки, суд считает возможным в данном случае снизить обществу административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи до 100000 руб. При этом судом принято во внимание и то, что правонарушение совершено обществом впервые, а также отсутствие доказательств, подтверждающих наличие негативных последствий для охраняемых общественных отношений.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
р е ш и л:
изменить в части назначения наказания постановление Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №177 от 30.07.2021, которым акционерное общество "Мордовцемент" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 200000 рублей. Назначить акционерному обществу "Мордовцемент" наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.А. Ивченкова