Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
24 октября 2013 г.
Дело №
А40-100689/2013
Резолютивная часть решения изготовлено 24 октября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи
Вигдорчика Д.Г. (шифр судьи 145-951)
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Огарковой А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Страховая Компания «РК-гарант» (ИНН <***>, 115114, <...>)
к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) (ОГРН <***>, ИНН <***>, 107016, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2013г № 13-249/пн
при участии: от заявителя – неявка, извещен; от ответчика – ФИО1, доверенность № 357 от 02.09.2013г
УСТАНОВИЛ:
Закрытого акционерного общества «Страховая Компания «РК-гарант» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам России от 03.06.2013г № 13-249/пн
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии заявителя в порядке ст. 123 АПК РФ.
Представитель ответчика требование заявителя не признал, по основаниям указанным в письменном отзыве, представил материалы административного дела, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» с 01.09.2013 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее - Закон о передаче полномочий) со дня вступления в силу Закона о передаче полномочий Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах, а также правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам по гражданским правам и обязанностям Федеральной службы по финансовым рынкам.
В соответствии со статьей 50 Закона о передаче полномочий данный закон вступил в силу с 01.09.2013.
Таким образом, с 01.09.2013 Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена и ее процессуальным правопреемником в силу Закона о передаче полномочий является Банк России.
Определением от 30.09.2013г. судом произведена процессуальная замена ответчика в порядке ст. 48 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, суд считает возможным принять к рассмотрению письменный отзыв Банк России и материалы административного дела.
Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный, суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Суд установил, что заявителем соблюден срок на обжалование постановления, т.к. копия постановления получена заявителем 11.07.2013г., заявление направлено в суд 22.07.2013г.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение о ФСФР) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Согласно п. 2.4.23 Положения о ФСФР рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции Службы, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.
В соответствии с Федеральным законом, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, страховые организации обязаны составлять и публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность, а также представлять ее в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 179 «О представлении годовой консолидированной финансовой отчетности».
МСФО введены в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
Федеральный закон не ставит обязанность страховых организаций по составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности в зависимость от наличия или отсутствия у них дочерних и (или) зависимых организаций.
Следовательно, все страховые организации, вне зависимости от наличия или отсутствия у них дочерних и (или) зависимых обществ, должны не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность, т.е. не позднее 30 апреля 2013 года представить годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО, в Федеральную службу по финансовым рынкам в соответствии с Правилами.
Из материалов дела следует, что Заявитель не представил в Федеральную службу по финансовым рынкам годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (деле - МСФО), обязанность по представлению которой установлена Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее -Федеральный закон) и Правилами представления годовой консолидированной финансовой отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 179 (далее - Правила), за что ст. 19.7.3 КРФоАП предусмотрена административная ответственность.
В связи с вышеизложенным 23.05.2013 в отношении ЗАО СК «РК-гарант» уполномоченным должностным лицом ФСФР России, в отсутствии законного представителя ЗАО «СК «РК-гарант», составлен протокол об административном правонарушении № 13-271/пр-ап. Копия направлена почтой.
О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель ЗАО «СК «РК-гарант» извещен телеграммой от 22.05.2013г., врученной сотруднику общества ФИО2.
03.06.2013г. заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам ФИО3, в отсутствии законного представителя ЗАО «РК-гарант», вынес Постановление № 13-249/пн о назначении административного наказания на основании ст. 19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
В соответствии со ст. 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (ст.ст.25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7 КоАП РФ).
Постановление вынесено законно, обоснованно в пределах срока, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 1 и 5.4.7.2 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение) (действовавшее до 01.09.2013г., Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно - правовому регулировании, контролю и надзору в сфере страховой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
На основании изложенного ФСФР России осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, контролирует соблюдение страхового законодательства субъектами страхового дела.
Согласно пункту 4 Правил годовая консолидированная финансовая отчетность представляется:
а) посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через сеть Интернет, в форме электронных документов с неквалифицированной электронной подписью;
б) с использованием программы, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет в свободном доступе, которая соответствует последним версиям шаблонов электронных документов указанной программы на дату представления документов.
Порядок представления страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с МСФО, в Федеральную службу по финансовым рынкам, определяющий требования к форматам файлов, контрольные соотношения годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год установлен информационным письмом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.04.2013 № 13-СХ-12/14856 «Информационное письмо о представлении страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».
Программа формирования страховыми организациями пакета годовой консолидированной финансовой отчетности для отправки в Федеральную службу по финансовым рынкам размещена на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Участники финансовых рынков/Рынок страховых услуг/Отчетность субъектов страхового дела/Представление страховыми организациями годовой консолидированной финансовой отчетности».
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями Заявитель должен был представить в Федеральную службу по финансовым рынкам годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО, в форме электронных документов с использованием программы, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам в сети Интернет, не позднее 30 апреля 2013 года.
По состоянию на 01.05.2013г., на момент составления протокола об административном правонарушении (23.05.2013), а также на момент вынесения Постановления (03.06.2013) годовая консолидированная финансовая отчетность за 2012 год, составленная в соответствии с МСФО, в форме электронных документов Заявитель в ФСФР России не представлена, что подтверждается материалами дела об административном производстве № 13-280/ап возбужденного 23.05.2013.
Учитывая изложенное, Заявителем совершено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в ФСФР России годовой консолидированной финансовой отчетности за 2012 год, составленной в соответствии с МСФО, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон) государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
В соответствии с требованием, установленным п. 5 ст. 30 Закона субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства, представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.
У Заявителя имелась возможность представить в ФСФР годовую консолидированную финансовую отчетность за 2012 год, составленную в соответствии с МСФО, обязанность по представлению которой установлена Федеральным законом и Правилами, однако данная обязанность не была им исполнена.
В соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение; при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При вынесении Постановления ФСФР России учтен характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные обстоятельства. На Заявителя наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, препятствующих ЗАО СК «РК-гарант» для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность судом не установлено.
Довод заявителя о том, что в отношении ЗАО СК «РК-гарант» введена процедура банкротства, в связи с чем, заявитель не мог представить административному органу все необходимые документы в срок судом не принимается как не обоснованный.
Так, состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ, является формальным, поскольку нарушение сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации. При этом охраняемым объектом является порядок, сроки и достоверность представления информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган, необходимость обеспечения которого подтверждается высоким размером установленного статьей 19.7.3 КоАП РФ штрафа (от 500 000до 700 000 рублей).
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих гражданско-правовых обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.
Обществом не были приняты все необходимые меры по исполнению возложенной на него обязанности по раскрытию информации.
Кроме того, юридическое лицо в рамках осуществления предпринимательской деятельности самостоятельно несет ответственность по организации своей деятельности. В данной ситуации, при осуществлении предпринимательской деятельности, общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для предотвращения правонарушения, посягающего на общественные отношения в области рынка ценных бумаг и порядок управления.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждается материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен лицом, имеющим на то полномочия, у суда отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст. ст. 2.1, 2.10, 4.1, 4.5, 19.7.3, 24.1, 25.1, 25.4, 28.2, 29.10, 30.1 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 176, 210-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества «Страховая Компания «РК-гарант» о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам России от 03.06.2013г. № 13-249/пн о привлечении к административной ответственности на основании ст. 19.7.3 КРФоАП – отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья: Д.Г.Вигдорчик