ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело №А40-100890/12
24 сентября 2012 г. 39-938
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2012 г.
Судья Лакоба Ю.Ю. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мататовой Я.Д.
проводит судебное заседание по иску по делу по иску ОАО «Архбум» (ИНН <***>) к ОАО «РЖД» (ИНН <***>)
о признании отказа в согласовании заявки №0020770020 на перевозку груза незаконным
в заседании приняли участие:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 22.10.2009 г., Лила О.В. по доверенности от 14.09.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Архбум» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО «РЖД» о признании отказа в согласовании заявки №0020770020 на перевозку груза в количестве 232 тонны на 8 собственных вагонах незаконным.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения спора, в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений против перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство от сторон не поступало.
В силу п. 27 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 20.12.06 г. № 65, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Протокольным определением от 17.09.2012 года судом было завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание суда первой инстанции. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ.
В основание своих исковых требований истец ссылается на то, что на основании договора № 0Д06-015/09 на организацию и оплату перевозок грузов, заключенного между сторонами, истцом 16.03.2012 года перевозчику была подана заявка № 0020770020 на перевозку груза в количестве 232 тонн в 8 собственных вагонах истца в период с 01.04.2012 года по 30.04.2012 года, однако ответчиком данная заявка была отклонена с указанием на отсутствие технических и технологических возможностей.
Ответчик по доводам, изложенным в письменном отзыве, возражал.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей ответчика, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 16.03.2012 г. перевозчику была подана заявка №0020770020 на перевозку груза в количестве 232 тонны в 8 собственных вагонах ОАО «Архбум» в период с 01.04.2012 г. по 30.04.2012 г. станция отправления Исакогорка Северная ж.д., станцией назначения Маарда Эстонской железной дороги. Вид сообщения прямое международное через российские пограничные станции.
Указанная заявка была согласована с владельцем инфраструктуры, однако отклонена перевозчиком ввиду отсутствия технических и технологических возможностей, в соответствии со ст. 11 УЖТ РФ.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, общие условия которой определяются транспортными уставами и кодексами.
Сторонами в соответствии со ст.785 ГК РФ был заключен договор №8Д12-102/11, согласно которому ОАО «РЖД» в лице Северной ж.д. ОАО «РЖД» (перевозчик) обязался доставить вверенный ему отправителем - ОАО «Архбум» груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка).
При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки.
Ст. 789 ГК РФ определяет, что договор перевозки транспортом общего пользования, которым в соответствии со ст.1 и 2 УЖТ РФ является договор перевозки грузов железнодорожным транспортом, относится к публичным договорам, на которые распространяются правила ст. 426 ГК РФ.
Из пункта 3 статьи 426 ГК РФ следует возможность отказа от заключения публичного договора при отсутствии возможности предоставления потребителю соответствующей услуги.
В силу ст. 785 ГК РФ, заявка на перевозку грузов является документом, позволяющим организовать планирование перевозочного процесса и впоследствии заключить договор перевозки груза.
Поданная истцом заявка на перевозку грузов, то есть на заключение договора перевозки, была рассмотрена железной дорогой и, ввиду отсутствия технической и технологической возможности предоставить услугу по перевозке груза, не согласована перевозчиком.
Приказом Минтранса РФ от 06.09.2010 г. №192 утвержден Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов.
Из п. 10 данного Перечня следует, что не превышение предусмотренного заявкой объема груза, иных параметров перевозки пропускным способностям участников инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) перерабатывающим способностям железнодорожных станций по маршруту следования служит основанием для отказа в согласовании заявки.
Перевозка груза отправлением со ст. Исакогорка Северной ж.д. и прибытием на ст. Ивангород-нарвский-экс Октябрьской ж.д. (граница с Эстонской ж.д.) возможна тремя маршрутами через станции, являющиеся границами Северной и Октябрьской ж.д.:
Маленьга Октябрьской ж.д. (направления Лоста-Обозерская-Маленьга Северной ж.д.. Маленьга-Волховстрой-Мурманск Октябрьской ж.д.).
Кошта Северной ж.д. (направления Кошта-Лоста-Свеча Северной ж.д., Санкт-Петербург-Волховстрой-Кошта Октябрьской ж.д.).
Сонково Октябрьской ж.д. (направления Лоста-Ярославль-Главный-Сонково Северной ж.д., Сонково-Санкт-Петербург-Москва Октябрьской ж.д.).
Отсутствие технической и технологической возможности осуществления перевозки вызвано тем, что на вышеуказанных направлениях согласно директивного план-графика, утвержденного 14 марта 2012 г. первым вице-президентом ОАО «РЖД» ФИО2, в период с 1 до 30 апреля 2012 года планировалось производить следующие объемы ремонтно-путевых работ в «окна»:
1) Направления Лоста-Обозерская-Маленьга Северной ж.д.. Маленьга-Волховстрой-Мурманск Октябрьской ж.д.:
а) капитальный ремонт пути на старогодных материалах по перегону
Малька-Холмогорская (одн., 5,0 км, 4 «окна» по 8 часов), станции Холмогорская (одн.,0,9 м, 5 «окон» по 8 часов) Северной ж.д. (итого - 5,9 км); по станции ФИО3 сельга (5 путь. 1.0 км, 1 «окно» по 8 часов и 3 «окна» по 6 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 1,0 км);
б)средний ремонт пути по перегонам Подпорожье-Блок пост 284 км (1 путь, 4,0 км. 3 «окна» по 20 часов и 2 «окна» по 8 часов). Заостровье-Лодейное Поле (2 путь, 2.2км.1 «окно» на 8 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 6.2 км);
в) смена стрелочных переводов с ж.б. брусьями по станции Токари (2 комплекта, 3 «окна» по 9 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 2 комплекта);
г) выполнение работ по 2-му этапу сдачи отремонтированных километров в эксплуатацию по фронтам ремонта 2011 года:
- сварка стыков по перегону Вонгуда-Тесовка (1 путь, 28 стыков. 7 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 28 стыков);
- выгрузка ХДВ по местам пополнения плеча балластного слоя по перегонам Вонгуда-Тесовка (1 путь, 4,0 км, 2 «окна» по 6 часов), Кодино-Мошное (1 путь, 4,0 км, 2 «окна» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 8.0 км);
Итого запланировано: по Северной ж.д. - 20 «окон» на 138 часов. Октябрьской ж.д. - 13 «окон» на 137 часов.
2) Направления Кошта-Лоста-Свеча Северной ж.д., Санкт-Петербург-Волховстрой- Кошта Октябрьской ж.д.:
а) реконструкция (модернизация) по станции Лоста (2 путь, 3.7 км, 16 «окон» по 8 часов), перегону Емца-Летнеозерский (2 путь. 7,8 км, 13 «окон» по 8 часов) Северной ж.д. (итого -11,5 км); перегонам Новый Быт-Войбокало-Жихарево (1 путь, 4,4 км, 26 «окон» по 8 часов), Обухово-Рыбацкое-Ижоры (1 путь. 2,9 км, 23 «окна» по 8 часов), станции ФИО4 (2 путь, 1,2 км, 7 «окон» по 8 часов и 3 «окна» по 2 часа) Октябрьской ж.д. (итого - 8,5 км);
б) капитальный ремонт пути на старогодных материалах по станциям Вожега (3 путь.1.1 км, 2 «окна» по 8 часов) Северной ж.д. (итого - 1.1 км): Волховстрой 1 (станц. путь 0,2 км, 1 «окно» на 14 часов), Бабаево (станц. путь. 0.7 км. 2 «окна» на 8 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 0.9 км); . .
в) смена стрелочных переводов с ж.б. брусьями по станциям Вологда 1 (4 комплекта. 4 «окна» по 8 часов и 4 «окна» по 4 часа). Емца. Ширихановский. Обозерская (4 комплекта, 4 «окна» по 8 часов и 4 «окна» по 4 часа) Северной ж.д. (итого - 8 комплектов); станциям Тешемля (3 комплекта, 3 «окна» по 9 часов). Верхневольский (3 комплекта. 3 «окна» по 9 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 6 комплектов);
г) выполнение работ по 2-му этапу сдачи отремонтированных километров в эксплуатацию по фронтам ремонта 2011 года:
ввод плетей в оптимальный температурный интервал закрепления по станции Коноша 1 (станц. путь, 1,2 км, 2 «окна» по 6 часов) Фоминская-Вандыш (2 путь, 0,45 км. 1 «окно» на 6 часов). Вандыш-Полоха (2 путь. 0.5 км. 1 «окно» на 6 часов), Шеломово-Хемалда-Череповец (1 путь, 4.9 км, 6 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 7.05 км): по перегону Пелла-Горы-Мга (2 путь, 0,134 км, 1 «окно» на 8 часов) Октябрьской ж.д. (итого -0.134 км);
укладка плетей бесстыкового пути по станции Няндома (станц. путь, 0,8 км, 1 «окно» на 6 часов) Северной ж.д. (итого - 0,8 км); станциям Волховстрой 1 (станц. путь. 0.8 км. 1 «окно» на 8 часов), Новый Быт (станц. путь. 0,8 км, 1 «окно» на 8 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 1,6 км);
глубокая очистка по перегонам Фоминская-Вандыш (2 путь, 0,2 км, 1 «окно» на 6 часов), Вандыш-Полоха (2 путь, 1,2 км, 3 «окна» по 6 часов). Шеломово-Хемалда-Череповец (1 путь. 1.5 км, 5 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 2,9 км);
земляные работы по перегону Шеломово-Хемалда-Череповец (1 путь. 11.0 км. 11 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 11,0 км);
сварка стыков по перегонам Фоминская-Вандыш (2 путь, 44 стыка. 11 «окон» по 6 часов). Вандыш-Полоха (2 путь, 36 стыков, 9 «окон» по 6 часов), Летнеозерский-Емца (1 путь. 4 стыка, 1 «окно» на 6 часов). Шеломово-Хемалда-Череповец (1 путь, 32 стыка, 8 «окон» по 6 часов), станции Летнеозерский (1 путь. 8 стыков, 2 «окна» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 124 стыка):
выгрузка ХДВ по местам пополнения плеча балластного слоя по перегонам Фоминская-Вандыш (2 путь, 6,0 км, 3 «окна» по 6 часов), Вандыш-Полоха (2 путь. 10.0 км, 5 «окон» по 6 часов), Летнеозерский-Емца (1 путь, 2,0 км, 1 «окно» на 6 часов), станции Летнеозерский (1 путь, 1,0 км, 1 «окно» на 6 часов) Северной ж.д. (итого - 19,0 км);
подъемка пути по перегону Вандыш-Полоха (2 путь, 3,5 км, 2 «окна» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 3,5 км);
выправка пути по перегону Шеломово-Хемалда-Череповец (1 путь, 16,5 км, 11 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 16,5 км).
Итого запланировано: по Северной ж.д. - 142 «окна» на 854 часа. Октябрьской ж.д. - 70 «окон» на 554 часа.
3) Направления Лоста-Ярославль-Главный-Сонково Северной ж.д.. Сонково-Санкт- Петербург-Москва Октябрьской ж.д.: пассажирский (станц. путь, 0,7 км, 1 «окно» на 6 ФИО5) Северной ж.д. (итого - 0,7 км); перегону Сольцы-Уторгош (1 путь, 7,2 км, 15 «окон» по 8 часов), Луга2-Батецкая (1 путь, 7,6 км, 16 «окон» по 8 часов) Октябрьской ж.д. (итого - 14,8 км);
б) смена стрелочных переводов с ж.б. брусьями по станциям Ярославль-Главный (4 комплекта. 4 «окна» по 8 часов и 4 «окна» по 4 часа) Северной ж.д. (итого - 4 комплекта); по станциям Бежецк (2 комплекта. 2 «окна» по 10 часов). Сонково
(3 комплекта, 3 «окна» по 10 часов), Березайка (2 комплекта, 2 «окна» по 10 часов)
Октябрьской ж.д. (итого - 7 комплектов);
в) выполнение работ по 2-му этапу сдачи отремонтированных километров в эксплуатацию по фронтам ремонта 2011 года:
выправка пути по перегону Филино-Уткино (2 путь, 9,0 км, 6 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 9,0 км);
сварка стыков по перегону Филино-Уткино (2 путь, 32 стыка. 8 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 32 стыка);
земляные работы по перегону Филино-Уткино (2 путь, 10.0 км. 10 «окон» по 6 часов) Северной ж.д. (итого - 10,0 км).
Итого запланировано: по Северной ж.д. - 33 «окна» на 198 часов. Октябрьской ж.д. - 38 «окон» на 318 часов.
Всего запланировано: по Северной ж.д. - 195 «окон» на 1190 часов. Октябрьской ж.д. -121 «окно» на 1009 часов.
По состоянию на 1 мая 2012 года в период с 1 по 30 апреля на вышеперечисленных направлениях по маршрутам было предоставлено:
по Северной ж.д. - 12 «окон» на 74 часа 09 минут, по Октябрьской ж.д. - 7 «окон» на 70 часов 40 минут;
по Северной ж.д. - 69 «окон» на 329 часов 07 минут, по Октябрьской ж.д. - 39 «окон» на 324 часа 15 минут;
по Октябрьской ж.д. - 9 «окон» на 52 часа 39 минут, по Октябрьской ж.д. - 18 «окон» на 149 часов 40 минут и 1 закрытие на 30 суток.
Всего: по Северной ж.д. - 90 «окон» на 455 часов 55 минут, по Октябрьской ж.д. - 64 «окна» на 544 часа 35 минут и 1 закрытие на 30 суток.
Объем выполненных работ в предоставленные «окна» и закрытие составил:
1) Направления Лоста-Обозерская-Маленьга Северной ж.д., Маленьга-Волховстрой- Мурманск Октябрьской ж.д.:
а) капитальный ремонт пути на старогодных материалах: 5,1 км по Северной ж.д.:
б) средний ремонт пути: 6,1 км по Октябрьской ж.д.;
в) смена стрелочных переводов с ж.б. брусьями не производилась по погодным условиям с переносом плана на июль-август;
г) выполнение работ по 2-му этапу сдачи отремонтированных километров в эксплуатацию по фронтам ремонта 2011 года:
ввод плетей в оптимальный температурный интервал закрепления: 0.875 км по Северной ж.д.; сварка стыков не выполнялась по погодным условиям или неготовности машин ПРСМ;
выгрузка ХДВ по местам пополнения плеча балластного слоя не выполнялась по погодным условиям.
2) Направления Кошта-Лоста-Свеча Северной ж.д., Санкт-Петербург-Волховстрой - Кошта Октябрьской ж.д.:
а) реконструкция (модернизации) пути: 11.7 км по Северной ж.д.; 8.9 км по Октябрьской ж.д.;
б) капитальный ремонт пути на старогодных материалах: 0,743 км по Октябрьской ж.д.;
в) смена стрелочных переводов с ж.б. брусьями: 10 комплектов по Северной ж.д.; 7 комплектов по Октябрьской ж.д.;
г) выполнение работ по 2-му этапу сдачи отремонтированных километров в эксплуатацию по фронтам ремонта 2011 года:
ввод плетей в оптимальный температурный интервал закрепления : 5,6 км по Северной ж.д.; ж.д.; 0,134 км по Октябрьской ж.д.;
укладка плетей бесстыкового пути: 0,9 км по Северной ж.д.; 1,6 км по Октябрьской ж.д.;
глубокая очистка не выполнялась по погодным условиям;
земляные работы: 0,8 км по Северной ж.д.;
сварка стыков 56 стыков по Северной ж.д.;
выгрузка ХДВ по местам пополнения плеча балластного слоя не выполнялась по погодным условиям;
подъемка пути не выполнялась по погодным условиям;
выправка пути не выполнялась по погодным условиям.
3) Направления Лоста-Ярославль-Главный-Сонково Северной ж.д.. Сонково-Санкт-Петербург-Москва Октябрьской ж.д.:
а) капитальный ремонт пути на старогодных материалах: 16,1 км по Октябрьской ж.д.;
б) смена стрелочных переводов с ж.б. брусьями 5 комплектов по Северной ж.д.;
в) выполнение работ по 2-му этапу сдачи отремонтированных километров в эксплуатацию по фронтам ремонта 2011 года:
выправка пути: 2,0 км по Северной ж.д.;
сварка стыков не выполнялась по погодным условиям или неготовности машин ПРСМ: земляные работы: 5,1 км по Северной ж.д.
Изложенные истцом обстоятельства подтверждаются представленными документами: календарный план-график проведения строительно-монтажных и ремонтно-путевых работ на сети железнодорожных дорог, журналы окон, утвержденные планы графики окон.
При таких обстоятельствах, у ответчика действительно отсутствовали технические и технологические возможности для осуществления перевозки груза, что исключает признание отказа в согласовании заявки на перевозку грузов незаконным.
Ссылки заявителя на то, что, отказывая в согласовании заявки, перевозчик не указал причины отказа, являются несостоятельными и противоречат материалам дела, поскольку из заявки №0020770020 следует (в разделе примечание), что перевозчик отказывает в ее согласовании ввиду отсутствия технической возможности (ограничение пропускной способности инфраструктуры) и, более того, перевозчиком было предложено ОАО «Архбум» проработать вопрос перевозки в другие направления.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом изложенных обстоятельств, изучив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Девятом арбитражном апелляционном суде в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья Лакоба Ю.Ю.