ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-101005/15 от 04.08.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

05 августа 2015 года                                                           Дело № А40-101005/2015

Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2015 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Кастальской М.Н. (шифр судьи 153-716)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьяновой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Полисервис»

к МИФНС №46 по г. Москве

третье лицо ИФНС №15 по г. Москве

о признании  незаконным и отменить его полностью  Решение № 91537А от «27» марта 2015 года Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве, об обязании  Ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации Заявителя.

в судебное заседание явились:

от заявителя – ФИО1, паспорт, дов. б/н от 01.04.2015г., ФИО2, паспорт, дов. б/н от 03.08.2015г.

от ответчика – ФИО3, удостоверение, дов. № 07-17/040904 от 23.06.2015г.

от третьего лица – не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Полисервис» обратилось с заявлением к  Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России N 46 по г. Москве (далее Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве) о признании  незаконным Решения № 91537А от «27» марта 2015 года Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве, об обязании  Ответчика устранить нарушение прав и законных интересов Заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации Заявителя.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС № 15 по г. Москве.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения  заявленных требований возражал  по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, сведения о том, что у ООО «Полисервис» задолженность перед бюджетом не подтвердил.

Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156, 197, 200 АПК РФ, суд, заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав представленные доказательства, проверив и обсудив доводы лиц, участвующих в деле, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Понятие ликвидации юридического лица, порядок ее проведения регулируется положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно части 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о госрегистрации, заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица подтверждает, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и завершены расчеты с его кредиторами.

Анализ вышеназванных норм показывает, что достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. При этом, представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.

Отказывая с государственной регистрации ликвидации заявителя, регистрирующий орган указал на то, что ликвидационный баланс считается не представленным в связи с тем, что содержит недостоверные сведения о кредиторской задолженности.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При таких обстоятельствах, регистрирующий орган обязан доказать недостоверность представленного на регистрацию ликвидационного баланса.

Судом первой инстанции установлено, что в промежуточном ликвидационном балансе сведения о кредиторской задолженности отсутствовали.

Регистрирующий орган полагает, что в ликвидационном балансе заявителем не была отражена задолженность, поскольку такая информация отражена в справке ИФНС № 15 по г. Москве № 51305 по состоянию на 20.03.2015.

Однако ни размер задолженности, ни вид налога, по которому имеется задолженность, в справке третьего лица не указано, по требованию суда такие доказательства ни ответчиком, ни третьим лицом не представлены.

В то же время, в материалы дела представлена справка № 63536 по состоянию на 13.04.2015, согласно которой у ООО «Полисервис» имеется значительная переплата налогов, в связи с чем, руководствуясь положениями абзаца 1 пункта 4 статьи 49, пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу об отсутствии задолженности у заявителя перед бюджетом.

С учетом изложенного  суд приходит к выводу, что ответчик незаконно отказал в регистрации, обосновывая отказ несоблюдением требований ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» и наличием в ликвидационном балансе юридического лица недостоверных сведений, так как заявитель обратился в надлежащий регистрирующий орган и представил полный пакет документов, предусмотренных законом для регистрации ликвидации юридического лица.

В связи с чем, оспариваемое решение МИФНС России №46 по г. Москве об отказе в государственной регистрации признается судом необоснованным, не соответствующим фактическим обстоятельствам и требованиям ст.ст. 21, 23 ФЗ №129-ФЗ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, признается недействительным в судебном порядке.

В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ, в целях устранения допущенных МИФНС России №46 по г. Москве нарушений, суд считает необходимым обязать ответчика в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу произвести государственную регистрацию юридического лица - ООО «Полисервис» в связи с его ликвидацией на основании документов, представленных 20.03.2015 г. под вх. № 91537А.

Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 23 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», руководствуясь ст.ст. 8, 9, 64, 65, 66, 71, 75, 104, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным полностью решение Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве  № 91537А от «27» марта 2015 года об отказе в государственной регистрации ООО «Полисервис» в связи с его ликвидацией (проверено на соответствие ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).

Обязать  Межрайонную  Инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве  в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу произвести государственную регистрацию юридического лица - ООО «Полисервис» в связи с его ликвидацией на основании документов, представленных 20.03.2015 г. под вх. № 91537А.

Возвратить ООО «Полисервис» из федерального бюджета 3 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве в пользу ООО «Полисервис» 3  000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

Судья                                                                                             М.Н. Кастальская