ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-102000/2020-27-756 от 28.08.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Москва

Дело № А40-102000/20-27-756

17 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 сентября 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Крикуновой В.И

 рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску

истец:ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНОЛОГИЯ" (454081, ОБЛАСТЬ ЧЕЛЯБИНСКАЯ, ГОРОД ЧЕЛЯБИНСК, УЛИЦА ГЕРОЕВ ТАНКОГРАДА, ДОМ 73П, СТРОЕНИЕ 1, ОФИС 3, ОГРН: 1107447003212, Дата присвоения ОГРН: 12.03.2010, ИНН: 7447168630, КПП: 744701001)

ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ" (101000, ГОРОД МОСКВА, ПЕРЕУЛОК ФУРКАСОВСКИЙ, ДОМ 6, ОГРН: 1027700133911, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7707082071, КПП: 770801001)

третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (127051 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА САДОВАЯ-САМОТЁЧНАЯ ДОМ 10СТРОЕНИЕ 1 , ОГРН: 1127746554320, Дата присвоения ОГРН: 17.07.2012, ИНН: 7707780887, КПП: 770701001)

о взыскании задолженности в размере 10 580 руб. 00 коп.

без вызова лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНОЛОГИЯ"(далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФЕДЕРАЛЬНОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"(далее - ответчик) при участии в качестве третьего лица МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании задолженности в размере 10 580 руб. 00 коп.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 22 июня 2020 года исковое заявление было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам Главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд располагает доказательствами надлежащего извещения сторон в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Сторонам было предложено представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в пятнадцатидневный срок со дня вынесения определения о принятии искового заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам было предложено представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о принятии искового заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.

Ответчик и третье лицо представили отзывы на исковое заявление.

28 августа 2020 года принята резолютивная часть решения.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

31.08.2020 от ответчика, 02.09.2020 года от истца через систему "Мой Арбитр" поступили заявления о составлении мотивированного решения арбитражного суда.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО "Технология" (ИНН 7447168630) внесена в перечень юридических лиц, являющихся производителем строительных материалов.

В соответствии с пунктом 3 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 (далее - Правила и Постановление № 1452 соответственно) мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанный в пункте 10 настоящих Правил (за исключением юридических лиц, осуществляющих перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов автомобильным транспортом), предоставляют информацию, указанную в подпунктах "а" - "г" и "з" пункта 3 настоящих Правил, путем размещения ее в информационной системе в соответствии с формами предоставления информации, указанными в пункте 24 настоящих Правил.

В целях предоставления информации необходимо воспользоваться сервисами (личным кабинетом) в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС), положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2016 № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» (далее - Постановление №959) и оператором которой выступает ФАУ «Главгосэкспертиза России». Согласно п. 17 Постановления №959 обладатели информации размещают информацию, предоставляемую в соответствии с порядком, посредством:

а) заполнения формы в электронном виде непосредственно в информационной системе;

б) заполнения шаблона в открытом табличном формате с последующей загрузкой в информационную систему

в)         обмена информацией с использованием специализированных программ на основе открытого формата XML.

Для работы в личном кабинете ФГИС ЦС требуется установка программного обеспечения «Континент-TLS VPN» и «Jinn-Client». ПО «Континент-TLS VPN» предназначено для обеспечения защищенного доступа удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования. ПО «Континент-TLS VPN» предоставляется пользователю в соответствии с регламентом, размещённом на Портале ФГИС ЦС в подразделе «Обучающие материалы» раздела «База знаний». ПО «Jinn-Client» предназначено для визуализации подписываемого пользователем документа, реализации криптографических функций хеширования, формирования, проверки и усиления электронной подписи. ПО «Jinn-Client» приобретается пользователями ФГИС ЦС самостоятельно.

По мнению истца, любые действия, связанные с предоставлением информации для размещения ФГИС ЦС, должны осуществляться безвозмездно, в том числе предоставление, размещение и дальнейшее ее использование.

Между тем, для размещения информации необходимо приобретение соответствующего ПО, которое не размещено в свободном доступе и требует финансовых затрат. Кроме того, ст. 9.5.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность организаций за нарушения при размещении информации в государственных информационных системах, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Истец считает, что не обязан нести расходы, связанные с размещением информации в ФГИС ЦС, а все соответствующие ПО, необходимые для размещения информации в ФГИС ЦС, должны быть в свободном доступе для обладателей информации.

Стоимость приобретения ПО составляет 5580 рублей (счет АО «СофтЛайн Трейд»), настройка ПО на рабочем месте 5000 рублей (счет ООО «Сертум-Про»). Оба счета оплачены 11.03.2020 г.

Письмом №225 от 22.03.2020 ООО «Технология» обратилось к ответчику о возмещении указанных затрат. Письмом №04-1/5875-НБ от 28.04.2020 ответчик сообщил об отказе в возмещении затрат.

В связи с чем истец обратился в суд.

Согласно статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - I К РФ) иол убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные расходы, которые это лицо 6 получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушавшее права, получило вследствие этого доход, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещение наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньше, чем такие доходы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа    или    органа    местного    самоуправления,    подлежат    возмещению  Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).

Из смысла статьи 15 ГК РФ следует, что истцом должна быть доказана совокупность обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ответчика к названному виду гражданско-правовой ответственности.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). При этом размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. При рассмотрении споров о взыскании убытков подлежит обязательному доказыванию совокупность следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие убытков на стороне потерпевшего, причинная связь между противоправным поведением и убытками, вина причинителя вреда в причинении убытков.

Недоказанность одного из элементов состава правонарушения является основанием для отказа в удовлетворении иска.

В соответствии с частью 8 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сбор, обработка и хранение информации, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, осуществляются с учетом требований о защите информации ограниченного доступа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи се лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации; 7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Согласно части 1 статьи 57.2 ГрК РФ федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) является государственной информационной системой, функционирующей на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих   сбор,   обработку,   хранение,   размещение   и   использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства.

Согласно части 2 статьи 57.2 ГрК РФ в ФГИС ЦС подлежит размещению следующая информация: 1) утвержденные сметные нормативы; 2) федеральный реестр сметных нормативов, содержащий сведения об утвержденных сметных нормативах; 3) укрупненные нормативы цены строительства; 4) методики определения сметных цен строительных ресурсов; 5) сметные цены строительных ресурсов; 6) перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 ГрК РФ; 7) иная информация, необходимость включения которой в информационную систему ценообразования установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Лица, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 ГрК РФ, получают санкционированный доступ к информационной системе ценообразования в целях размещения в ней указанной информации путем использования соответствующими юридическими лицами единой системы идентификации и аутентификации (часть 3 статьи 57.2 ГрК РФ).

Согласно части 9 статьи 57.2 ГрК РФ информация, содержащаяся в информационной системе ценообразования, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

Следовательно, вышеуказанная норма является специальной по отношению к общей норме, изложенной в части 4 статьи 16 Федерального закона № 149-ФЗ, устанавливающей обязательные меры по защите информации в государственных информационных системах.

В соответствии с пунктом 17 Положения о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 959 (далее - Положение о ФГИС ЦС), обладатели информации размещают информацию, предоставляемую в соответствии с порядком, посредством: а) заполнения формы в электронном виде непосредственно в информационной системе; б) заполнения шаблона в открытом табличном формате с последующей загрузкой в информационную систему; в) обмена информацией с использованием специализированных программ на основе открытого формата XML,

Пунктами 18 и 19 Положения о ФГИС ЦС предусмотрено использование технических и программных средств ведения информационной системы, обеспечивающих техническую защиту информации, содержащейся в информационной системе.

С учетом изложенного, предоставление информации предусмотрено исключительно в электронном виде и с использованием средств криптографической защиты информации (далее - СКЗИ).

Порядок реализации и порядок эксплуатации СКЗИ предусмотрены приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 февраля 2005 г. № 66 «Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)».

В соответствии с пунктом 2.2 Устава предметом деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» является организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Пунктом 2.3 Устава, устанавливающим основные виды деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» и пунктом 2.4 Устава, устанавливающим разрешенные виды деятельности, приносящие доход ФАУ «Главгосэкспертиза России», регулирование мер защиты информации, размещаемой в ФГИС ЦС, и реализация СКЗИ не предусмотрены.

Приказом Минстроя России от 10 октября 2016 г. № 707/пр «О некоторых мерах по созданию федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве» ФАУ «Главгосэкспертиза России» определено подведомственным государственным учреждением, обеспечивающим создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.

Предусмотренная пунктом 9 Положения о ФГИС ЦС норма о том, что информационное взаимодействие подведомственного учреждения с обладателями информации и ее пользователями осуществляется на безвозмездной основе, должна рассматриваться и применяться в совокупности с вышеуказанными нормами ГрК РФ и подзаконных актов.

Приобретаемое на платной основе программное обеспечение относится к мерам технической защиты информации и поддержки и приобретается пользователями самостоятельно. Реализация данного программного обеспечения Учреждением не осуществляется. Непосредственно информационное взаимодействие (направление, сбор, обмен информацией) осуществляется Учреждением с обладателями информации и ее пользователями на безвозмездной основе. При этом участниками процесса должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации.

Таким образом, доводы Истца в данной части несостоятельны.

Вместе с тем ответчик пояснил, что настройка программного обеспечения выполняется Учреждением на безвозмездной основе по обращению пользователей на портал ФГИС ЦС. Платные услуги по настройке программного обеспечения на рабочем месте в размере 5000,00 рублей, как следует из содержания заявления, были выполнены сторонней организацией ООО "Сертум-Про", к которой обратился пользователь самостоятельно. Истцом не предъявлены доказательства обоснованности данных расходов, а также обоснованности их возмещения Учреждением.

Таким образом, учитывая, что использование мер по защите информации в государственных информационных системах является общим обязательным требованием в силу части 4 статьи 16 Федерального закона № 149-ФЗ, а также предусмотрено частью 9 статьи 57.2 ГрК РФ, регулирование мер технической защиты информации в ФГИС ЦС не относится к полномочиям ФАУ «Главгосэкспретиза», деятельность по реализации СЗКИ ФАУ «Главгосэкспретиза» не осуществляется, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 309, 310, 314, 779 - 783 ГК РФ, ст. ст. 101 - 103, 110, 167 - 171, 226 - 229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                 В.И. Крикунова