Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело А40-102046/12
72-800
08 ноября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2012 года.
Арбитражный суд города Москвы
в составе: судьи Немовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Брода М.А.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ООО «Компания «Акватория»
к заинтересованному лицу (ответчику) – Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
третьи лица - Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура); ГУП ГлавАПУ.
о признании незаконным распоряжения от 13.03.2012 г. № 873
при участии:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 15.08.2012 г. б/н, ФИО2 по дов. от 30.01.12 б/н
от ответчика – ФИО3 по дов. от 09.08.2012 г. №33-и-3168
от третьего лица –
от ГУП ГлавАПУ - ФИО4 по дов. от 18.07.2012 г. №1800-Д
от Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура – ФИО5, по дов. от 27.04.2012 г. №001-03-518/12
УСТАНОВИЛ:
ООО «Компания «Акватория» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.03.2012г. № 873 «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:014001:2 с сохранением в измененных границах» в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, образованного путем раздела земельного участка 77:08:014001:2 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:08:014001:2, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью не менее 2520 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2 с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что размер образуемого земельного участка ЗУ 1, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной оспариваемым распоряжением, не соответствует границам фактического землепользования для целей эксплуатации объекта общественного питания, а также нормам отвода земель для конкретных видов деятельности согласно МГСН 1.01-99
Ответчик – Департамент земельных ресурсов города Москвы против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, указывая, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории - природно-исторический парк «Москворецкий», обязанность Департамента подготовить и выдать истцу распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории с указанием конкретной площади земельного участка судебными актами по делу А40-52223/11-41-464 не установлена, нормы статей 33 и 36 ЗК РФ право собственника самостоятельно определять площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, находящегося в его собственности не предоставляют.
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы поддерживает позицию заявителя.
Представитель ГУП ГлавАПУ полагает требования заявителя необоснованными, указывая, при осуществлении расчета по заявлению заявителя использовался метод интерполяции для учреждений КБО, поскольку объект уже был построен. ГУП ГлавАПУ было известно о том, что земельный участок располагается на территории природного парка «Москворецкий», однако, указанное обстоятельство при осуществлении соответствующего решения не учитывалось. В данном случае использовались только документы, представленных заявителем, при этом ИРД была подготовлена на установку временного кафе на 48 посадочных мест.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды письменные объяснения не представил
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123,156 АПК РФ.
Судом проверено и установлено, что срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Суд, выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, считает заявленное требование не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Компания «Акватория» является собственником недвижимого имущества - здания ресторана общей площадью 766,6 кв.м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 02.07.2003 (Свидетельство о государственной регистрации права 77 АБ № 270931.
Здание построено в рамках договора о сотрудничестве от 01.01.98, заключенного истцом и Некоммерческой организацией "Фонд Детского парка чудес", из которого следует, что истцу предоставляется право на земельном участке, предоставленном указанной некоммерческой организации, возвести за свой счет детское кафе (ресторан) как первый объект Детского парка чудес и оформить здание кафе (ресторана) в собственность.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0014001:2 предоставлялся в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления Правительства Москвы от 04.02.92 N 54 правопредшественнику Некоммерческой организации "Фонд Детского парка чудес". Распоряжением от 11.12.2007 N 2747-РП Правительство Москвы прекратило право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
25.10.2010 г. заявитель обратился к ответчику за распоряжением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором находится вышеуказанное здание на кадастровой карте (плане) территории, однако ответчик в письме от 15.04.2011 № 33-5Т8-963/10-(0)-1 в подготовке и выдаче распоряжения отказал.
Данный отказ был оспорен заявителем в судебном порядке и признан незаконным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2011 г. по делу № А40-52223/11 (41-464). Данным решением на ответчика также возложена обязанность подготовить и выдать истцу распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Во исполнение данного решения оспариваемым по настоящему делу Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.03.2012г. № 873 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2.
Не согласившись с данным Распоряжением, заявитель оспорил его в Арбитражном суде с требованием о признании его незаконным.
Оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в г. Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 № 643-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год», п. 2.1 которого предусматривает, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, а п. 3.11 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме «одного окна», утвержденного этим постановлением, определяет порядок и срок подготовки распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Порядок приобретения прав собственности или приобретения права аренды на земельные участки, регулируются статьей 36 ЗК РФ. Все действия, предусмотренные этой нормой материального права, в том числе и пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, совершаются именно приобретения прав на земельные участки. Вопросы, связанные с утверждением проекта границ, без разрешения вопроса о приобретении земельных участков в собственность или аренду, статьей 36 ЗК РФ не регулируются.
Таким образом, с учетом положений статьи 29, пунктов 1, 7 и 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ вопрос об изготовлении пакета документов, необходимых для постановки спорного участка на кадастровый учет земельного участка является составляющей частью решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду. Все установленные указанной нормой действия, направленные на оформление правоустанавливающих документов, в том числе изготовление схемы, совершаются с целью приобретении прав на земельный участок.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0014001:2, в границах которого было построено здание, принадлежащее заявителю, расположен в границах особо охраняемой природной территории - природно-исторический парк «Москворецкий».
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ земли в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте.
Пунктом 3 статьи 95 ЗК РФ на землях природных парков, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, предусмотрен прямой запрет деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов.
В силу статьи 30 Закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам.
Статьей 18 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Статья 21 Закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" определяет, что природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях
Использование заявителем спорного земельного участка именно в указанных целях материалами дела не подтверждается.
Из материалов дела видно, что решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ, исполнительным органом государственной власти не принималось.
То обстоятельство, что заявителю в установленном порядке в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ был предоставлен земельный участка для строительства капитального объекта общественного питания материалами дела не подтверждается.
Наличие договора о сотрудничества от 01.01.98, заключенного истцом и Некоммерческой организацией "Фонд Детского парка чудес", у которой земельный участок находился на праве бессрочного пользования, об обратном не свидетельствует.
Согласно исходно-разрешительной документации № 012-41/1879 от 06.10.1998г. на которую имеется ссылка в Распоряжение Префекта СЗАО г. Москвы от 10.11.98 № 6117-РП, указанная документация подготовлена на установку временного кафе.
Ссылка заявителя на положения п.4 ст. 59 ГрК РФ от 07.05.1998 № 73-ФЗ судом отклоняется, поскольку на дату издания оспариваемого распоряжения ГрК РФ от 07.05.1998 № 73-ФЗ утратил силу.
Как следует из объяснений ГУП ГлавАПУ, осуществленный им расчет, представленный заявителем в материалы дела, составлен без учета расположения земельного участка на территории природного парка «Москворецкий».
Согласно п. 5 Положения о природно-историческом парке "Москворецкий", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2005 N 742-ПП, на территории природно-исторического парка "Москворецкий" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Москворецкий", в том числе возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием природно-исторического парка "Москворецкий".
Доказательств наличия законных оснований для возведения заявителем на испрашиваемом земельном участке иных строений и сооружений, нежели то, на которое зарегистрировано право собственности, в материалы дела также не представлено.
Доводы заявителя со ссылкой на п.п.2,11 раздела 3 Положения"О природно-историческом парке "Москворецкий", утвержденному Правительством Москвы от 27.09.2005 года N 742-ПП "О природно-историческом парке "Москворецкий" природно-исторический парк "Москворецкий" судом также отклоняются, поскольку доказательств того, что объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности расположен в установленной функциональной зоне «рекреационные центры» в материалах дела отсутствуют. Указанные пункты Положения какие-либо нормы представления площади земельных участков под объекты питания не предусматривают.
При этом суд полагает, что при условии, что спорный земельный участок расположен в особо охраняемой зоне, положения МГСН.02.-02 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы», а также СНиП 2.07.,01-89* при утверждении схемы расположения земельного участка в данном случае не применимы
Заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 14.10.2009 № 06-28-1142/11 и от 29.03.2013г. № 06-28-11421/11 о соответствии требованиям, установленным в нормативно правовых актах в области защиты зеленых насаждений, проектной документации благоустройства территории ресторанного комплекса «Ермак» по адресу: ул. Нижние Мневники, д. 41, корп. 1 (СЗАО) о незаконности оспариваемого распоряжения не свидетельствует, поскольку вышеуказанный Департамент правами на предоставление земельных участков не обладает.
С заявлением о предоставлении земельного участка для благоустройства территории и организации автостоянки заявитель в Департамент земельных ресурсов не обращался.
Ссылка заявителя на положения п.4 ст. 41 ГрК РФ о наличии нарушения прав и законных интересов заявителя также не свидетельствует, поскольку утвержденная оспариваемым распоряжением схема расположения земельного участка предусматривает сохранения режима использования прилегающего земельного участка, как земельного участка общего пользования, что обеспечивает свободный доступ к спорному земельному участку.
Таким образом, изданное во исполнение решения суда оспариваемые распоряжения об утверждении схем расположения земельных участков, занимаемых заявителем, при отсутствии какого-либо обоснования необходимости утверждения этих границ в иных размерах не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Конкретный размер (площадь) земельного участка оспариваемым распоряжением не установлен.
Доказательств необходимости использования земельного участка площадью не менее 2 520 кв.м. для эксплуатации принадлежащего заявителю здания, в том числе, при условии отнесения земельного участка, расположенного под данным зданием к объекту природного парка «Москворецкий», в материалы дела также не представлены.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, предусмотренная ч.2 ст. 201 АПК РФ, в данном случае отсутствует, и требования заявителя подлежат отклонению.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Госпошлина распределяется в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 75, 167-170, 174, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований о признании недействительным Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 13.03.2012г. № 873 «О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:08:014001:2 с сохранением в измененных границах» в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, образованного путем раздела земельного участка 77:08:014001:2 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:08:014001:2, а также об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории площадью не менее 2520 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2 с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:08:0014001:2 отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Ю. Немова