ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-102773/18-11-771 от 06.02.2019 АС города Москвы

И М Е Н Е М  Р О С С И Й С К О Й  Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

13.02.2019                                                                              Дело № А40-102773/18-11-771

Резолютивная часть решения объявлена  06 февраля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 февраля 2019 года

Арбитражный суд в составе судья  Дружинина В. Г. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Полищук А.В.,

рассмотрев дело по исковому заявлению

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (672000, Забайкальский кр, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 29.08.1996)

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «СЛАВЯНКА» (129110, г Москва, площадь Суворовская, 2 СТР.3, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата рег. 30.04.2009)

3-е лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (119019, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

об обязании возвратить имущество.

в заседании приняли участие:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: ФИО1 по доверенности № 79 от 24.10.2018г., паспорт.

от третьего лица: ФИО2 по доверенности № 207/5Д/107 от 18.12.2018г., паспорт,

УСТАНОВИЛ:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «СЛАВЯНКА» об обязании АО «Славянка» возвратить по акту основных средств ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России автомобиль Мусоровоз ГАЗ-53, №0160МУ 87, № двигателя 17319, шасси 1385075, переданный по договору безвозмездного хранения.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен надлежащим образом, в связи с чем. Спор рассмотрен в отсутствие представителя Истца в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.

Ответчик с исковыми требованиями согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Непосредственно исследовав все представленные по делу доказательства, заслушав представителей Ответчика и третьего лица, суд пришел к выводу об отклонении заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.

Как указывает Истец в обоснование исковых требований, в соответствии с пп.71 п.7 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, а также правомочие в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование 3 сооруженных сил Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» и п.п. 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет, в том числе от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской       Федерации       является некоммерческой организацией, созданной выполнения   работ,   оказания   услуг   в   целях   обеспечения   реализации предусмотренных     законодательством     Российской     Федерации     полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а так же контроля использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а так же управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

В соответствии с приказом от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» Нижнеудинская КЭЧ реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Учреждение является правопреемником Нижнеудинской КЭЧ района.

Автомобиль <***> номер инвентарный 041434103910017 на основании передаточного акта от 01.04.2011 года Нижнеудинской квартирно-эксплуатационной частью передан ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2011г. №2113 Учреждение обязано к передаче в безвозмездное пользование ОАО «Славянка» движимого имущества, указанного в приложении №3.

Во исполнение данного приказа 23.12.2011г. договором №3140 в безвозмездное пользование ОАО «Славянка» во временное пользование передана автомобильная техника, в том числе и Автомобиль <***> номер инвентарный 041434103910017 (по списку№27).

Договор вступил в законную силу с момента его подписания. Согласно п.2.1 срок действия настоящего договора ограничен сроком действия Государственного контракта от 01.10.2011г. №2-КЖФ.

В соответствии с п. 3.2.8 договора в течение 5 (пяти) дней с момента прекращения отношений, регулируемых Договором, Ссудополучатель обязан возвратить Ссудодателю имущество, переданное в безвозмездное пользование по акту приема - передачи, с указанием в нем технического состояния передаваемого имущества в состоянии не хуже, чем в котором он его получал, с учетом нормального износа.

14.09.2017г. автомобильная техника в количестве 10 единиц АО «Славянка» передана войсковой части 58661, на временное хранение.

Однако при передаче автомобильной техники АО «Славянка» на места временного хранения в войсковую часть №58661, согласно Директиве Командующего войсками Центрального округа от 23.12.2016г. №12 АО «Славянкой» передана 1 единица автомобильной техники не соответствующая принятой технике на временное хранение по акту приема передачи.

АО «Славянкой» принят на ответственное хранение автомобиль ГАЗ-53, №0160МУ 87, №двигателя 17319, шасси 1385075, однако передан по акту войсковой части автомобиль ГАЗ-3307, двигатель 194549.

Истец пояснил суду, что хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи (ст. 891 ГК РФ). Следовательно, предусматривая нормы ст. 891 ГК РФ АО «Славянка» обязано было обеспечить сохранность полученного имущества, т.е автотранспортного средства Мусоровоз ГАЗ-53, № 0160МУ 87, № двигателя 17319, шасси 1385075.

Однако, Ответчиком сохранность транспортного средства не была произведена, транспортное средство Мусоровоз ГАЗ-53, Ответчиком Истцу не возвращен.

Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия, которая последним оставлена без удовлетворения, в связи с чем, Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просил суд отказать в удовлетворении исковых требований на основании следующего.

Между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик), действующим от имени Российской Федерации, и Акционерным обществом «Славянка» (Исполнитель, Ответчик) ранее были заключены Государственные контракты на комплексное обслуживание имущественного комплекса Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в рамках которых Исполнителю на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № ji074-p, распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 № 422-р, приказов Министра обороны Российской Федерации от 05.11.2011 № 2113, от 31.01.2012 № 147, от 08.06.2012 № 1483, от 22.12.2012 № 3824, для исполнения условий вышеуказанных государственных контрактов в период с 2011 по 2015 гг. передавалось во временное безвозмездное пользование движимое имущество Минобороны России, находящееся на балансовом учете в Территориальных управлениях имущественных отношений, на основании соответствующих договоров безвозмездного пользования.

Согласно ст. 214 ГК РФ субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.    

Согласно п. 71 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, данное министерство осуществляет; в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами,

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по   управлению   федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или Оперативного управления.

Содержание права собственности установлено в ст. 209 ГК РФ, согласно ч. 2 которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение или казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании вышеизложенного, между территориальными управлениями имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации были заключены Договоры безвозмездного пользования и Договоры хранения государственного имущества. В соответствии с условиями Договора срок действия настоящего Договора ограничен ком действия Контракте. В связи с окончанием Контрактов, прекращено действие Договоров. Таким образом, в соответствии с п. 3.2.8 Договоров Ссудополучатель (АО (Славянка») обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты прекращения отношений, регулируемых настоящим Договором, вернуть Ссудодателю Имущество, переданное в безвозмездное пользование, по акту приема-передачи.

АО «Славянка» и филиал «Иркутский» АО «Славянка» неоднократно обращались ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ и Департамент имущественных отношений МО РФ о необходимости принятия федерального имущества, а именно автотранспортных средств.

Совместной комиссией, состоящей из работников филиала «Иркутский» АО «Славянка», инженеров ФГКУ «Сибирское ТУИО» ФИО3, ФИО4 19.09.2016г. проведен осмотр и проверка автотранспортных средств, находящихся на забалансе филиала, о чем (составлен акт осмотра и проведения выездной проверки автотранспорта. Автотранспсртное средство (гос. номер <***>) с двигателем № 17319, шасси № 1385075 идентифицировано как ГАЗ 3307, а не ГАЗ 53 и подлежало к списанию, о чем свидетельствует Акт № 8 технического состояния материальных ценностей от 19.09.2016г.

Кроме того, на момент обращений, помещения гаражей переданы в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ», филиал «Иркутский» АО «Славянка» утратил право прохождения на территорию гаражей, о чем свидетельствует и уведомление об освобождении территорий от 28.02.2017г. № 184, а соответственно возможность осуществлять охрану и контроль за сохранностью федерального имущества.

Вместе с тем, фактическая передача имущества произошла 4 и 14 сентября 2017г., таким образом, с ноября 2015г. по сентябрь 2017г. работники филиала «Иркутский» АО «Славянка» не имели доступа к автотранспорту и возможности каким-либо образом контролировать состояние или его наличие. На просьбу филиала о предоставлении возможности хранить федеральное имущество на площадях Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО»' от 06.03.2017г. № 141/5/5/3549 ответило отказом. Свою обеспокоенность по сохранности федерального имущества филиал выразил в обращении в Военную прокуратуру.

В адрес ФГКУ «Сибирское ТУИО» направлялось обращение от 31.03.2017г. № 104 о снятии с АО «Славянка» ответственности за утерю или утрату имущества, ответа на данное обращение не поступило.

Ответчиком в судебном заседании, состоявшегося 06.02.2019 представлен двусторонний Акт технического состояния материальных ценностей № 8 от 19.09.2016, согласно которому сторонами согласовано, что автомобиль Мусоровоз ГАЗ-53, №0160МУ 87, № двигателя 17319, шасси 1385075, переданный по договору безвозмездного хранения не исправен и подлежит списанию.

Таким образом, Истцом заявлены исковые требования, предмет которых урегулирован сторонами в 2016 году, что подтверждается актом № 8 от 19.09.2016, который Истцом не оспорен. 

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Руководствуясь ст. 71 АПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения виндикационного иска.

С учетом изложенного, суд приходит  к выводу, что исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

Расходы по госпошлине по делу распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на Истца.

При таких обстоятельствах, на основании ст.ст.  8, 12, 307, 309, 310, 445, 446 ГК РФ и ст.ст. 65, 75, 110, 167-171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья:

В.Г.Дружинина