А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д ГОРОДА М О С К В Ы
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-102954/16-76-889
18 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2016 года
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Н.П. Чебурашкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Демидовой
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
к Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации
о взыскании неосновательного обогащения в размере 351400 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 72429 руб. 79 коп.
при участии:
от истца – ФИО1 дов от 28.12.2015, ФИО2 дов от 28.12.2015
от ответчика – ФИО3 дов от 2.12.2015
УСТАНОВИЛ:
Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обратилось с исковым заявлением о взыскании с Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации неосновательного обогащения в размере 351400 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 72429 руб. 79 коп.
Ответчик предъявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что предъявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации заключили 03.09.2013, 17.03.2014, 24.12.2014, 25.11.2015 государственные контракты (договоры) № 339, в соответствии с которыми ГФС России (исполнитель) оказывает услуги федеральной фельдъегерской связи корреспонденции ЦСН БДД МВД России (заказчика), а заказчик оплачивает указанные услуги.
П. 4.1 контрактов (договоров) установлено, что оплата услуг производится заказчиком по действующим тарифам на услуги федеральной фельдъегерской связи согласно приложению.
В соответствии с приложениями к контрактам (договорам), для ЦСН БДЦ МВД России определены тарифы на услуги федеральной фельдъегерской связи как для некоммерческих организаций, не определенных ст. 2 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» и весовой сбор (за каждый полный или неполный килограмм) корреспонденции в различные периоды составлял от 75 до 82 рублей.
Счета ГФС России на оплату услуг с 03.09.2013 по 31.12.2015 оплачены ЦСН БДД МВД России в полном объеме, что подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг, расшифровками реестров и бухгалтерскими справками ЦСН БДД МВД России.
При этом, применение указанного тарифа для ЦСН БДД МВД России как для некоммерческих организаций необоснованно, т.к. с учетом ст. 2 ФЗ «О фельдсвязи», основными задачами органов федеральной фельдъегерской связи является доставка корреспонденции Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации являются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне.
П. 3 приказа МВД России от 29 июля 2010 г. № 554 «Вопросы формирования территориальных органов МВД России на межрегиональном уровне» установлено, что ЦСН БДД МВД России является территориальным органом МВД России на межрегиональном уровне.
В силу п. 2 Положения о Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 20.08.2010 № 611, ЦСН БДД МВД России является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне, реализующим в рамках предоставленных полномочий задачи и функции органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 14,15 Положения о министерстве внутренних дел РФ, утвержденного указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. Далее подчеркивается, что в состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Кроме того, в приказе ГФС РФ от 17 июня 2009 г. № 197 «О тарифах на услуги федеральной фельдъегерской связи по Центральному федеральному округу» при установлении тарифов используется словосочетание «для лиц и органов государственной власти».
Таким образом, ЦСН БДД МВД России является органом исполнительной власти, определенным статьей 2 ФЗ «О фельдсвязи», в связи с чем, при определении и установлении тарифов на оказание услуг федеральной фельдъегерской связи для ЦСН БДД МВД России в период с 03.09.2013 по 31.12.2015 необходимо руководствоваться указанными положениями законодательства РФ и определять тариф как для лиц и органов государственной власти, определенных статьей 2 ФЗ «О фельдсвязи».
Ответчику действующим законодательством РФ предоставлены полномочия по определению и установлению тарифов, который самостоятельно должен на основании учредительных или иных правоустанавливающих документов контрагентов определить их правовой статус и применить соответствующий данному правовому статусу тариф.
Учредительные или иные правоустанавливающие документы истца ответчиком не запрашивались.
При таких обстоятельствах, в результате необоснованного применения к истцу тарифа на оказание услуг федеральной фельдъегерской связи как для некоммерческих организаций в период с 03.09.2013 по 31.12.2015, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 351400 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена досудебная претензия - письмо ЦСН № 13/р-4-393 от 17.02.2016, в которой указывалось на неправильное применение тарифа для ЦСН БДД МВД России в период с 03.09.2013 по 31.12.2015 и предложение в добровольном порядке произвести перерасчет и оплатить сумму неосновательного обогащения
Письмом от 04.03.2016 № 1017 ГФС России сообщило о необоснованности требований ЦСН БДД МВД России в части неосновательного обогащения, а также на отсутствие оснований для его оплаты.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
ГФС России оказывает услуги федеральной фельдъегерской связи корреспонденции различным государственным органам с 1995 года и является профессиональным контрагентом в указанной сфере.
Ответчиком заключались различные договоры на услуги федеральной фельдъегерской связи со многими другими государственными органами и организациями, в т.ч. в системе МВД России, в связи с чем, ответчик знал при определении тарифов о правовом статусе истца и необходимости определения тарифа, как для органов исполнительной власти.
Доводы ответчика о том, что денежные средства поступают в федеральный бюджет, в связи с чем, отсутствует факт неосновательного обогащения, несостоятельны, т.к. ГФС России является администратором доходов бюджета и обязано принять решение о возврате денежных средств, перечисленных в бюджет в отсутствие к тому оснований.
В силу п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет относится к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета.
В настоящее время между истцом и ответчиком заключен государственный контракт от 01.03.2016 № 339 на оказание услуг федеральной фельдъегерской связи корреспонденции ЦСН БДД МВД России по тарифу на услуги федеральной фельдъегерской связи как для лиц и органов государственной власти, определенных ст. 2 ФЗ «О фельдсвязи» и весовой сбор (за каждый полный или неполный килограмм) корреспонденции составляет 40 руб., что свидетельствует о том, что ответчик признает и не оспаривает правовой статус ЦСН БДД МВД России и применение к нему тарифа как для лиц и органов государственной власти.
Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Из представленного истцом расчета следует, что сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.09.2013 по 31.12.2015 составляет 72429,79 руб.
Учитывая, что требования истца обоснованны, документально подтверждены, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Госпошлина подлежит взысканию с ответчика, по вине которого дело доведено до арбитражного суда.
На основании ст.ст. 309, 310, 395, 544, 1102, 1105, 1107 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 106, 110, 167-170 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации в пользу Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации 351400 руб. неосновательного обогащения, 72429 руб. 79 коп. начисленных процентов.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
Судья Н.П. Чебурашкина