ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-104798/2022-33-803 от 29.07.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-104798/22-33-803

02 августа 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2022года

Полный текст решения изготовлен 02 августа 2022 года

Арбитражный суд г.Москвы в составе:

Судьи Ласкиной С.О.

При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Сертификат-стандарт»

к ответчику: Федеральной службе по аккредитации, Межведомственному совету национальной инфраструктуры качества

о признании незаконным решений Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества, оформленных протоколом заседания от 13.04.2022г. № 17, о признании незаконным приказов Федеральной службе по аккредитации от 14.04.2022г. № пНа-8, от 14.04.2022г. № пНа-9,

при участии в судебном заседании:

согласно протокола

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сертификат-стандарт» (далее — Заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества, оформленных протоколами заседания от 13.04.2022г. № 17, в части решений о несоответствии органа по сертификации «Стандарт-1» ООО «Сертификат-стандарт» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11HA83) и органа по сертификации «Стандарт-2» ООО «Сертификат-стандарт» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11HA92), пункту 5 «Критериев оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийской экономического союза», о признании недействительными приказов Федеральной службы по аккредитации от 14.04.2022г. № пНа-8, от 14.04.2022г. № пНа-9, об обязании.

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое решение уполномоченного органа не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.09.2021 приказами Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) № На-352 и № На-353 Общество с ограниченной ответственностью «Сертификат-Стандарт» (далее - ООО «Сертификат-Стандарт», Заявитель), аккредитованное в качестве органа по сертификации «Стандарт-1» и органа по сертификации «Стандарт-2» (уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц RA.RU.11HA83 и RA.RU.11HA92), было включено в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.

Включение в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза дало органам по сертификации «Стандарт-1» и «Стандарт-2» ООО «Сертификат-Стандарт» полномочия выполнять работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

14.04.2022 приказами Федеральной службы по аккредитации № пНа-8 и № пНа-9 соответственно орган по сертификации «Стандарт-1» и орган по сертификации «Стандарт 2» ООО «Сертификат-Стандарт» были исключены из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза в соответствии подпунктом «б» пункта 13 и пункта 15 «Правил принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единой реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об исключении из него» (далее - Правила принятия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236, за несоответствии пункту 5 «Критериев оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийской экономического союза», утверждённых этим же постановлением Правительств Российской Федерации (далее - Критерии оценки), на основании протоколов заседания Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества (далее Межведомственный совет) от 13.04.2022 г. №17.

Как следует из уведомлений Росаккредитации от 21.04.2022 исх.№ 12330/04-ОД исх.№ 12332/04-ОД, Межведомственным советом был выявлен факт взаимодействия аккредитованного лица с испытательной лабораторией ООО «Инновационный испытательный центр» (до 12.01.2022 «Инновационные решения», уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21AB90), у которого «в ноябре 2021 года и в марте 2022 года были выявлены случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке соответствия».

Не согласившись с вынесенными по делу решениями и приказами, полагая свои действия в ходе осуществления деятельности по проведению анализа и сертификации правомерными и обоснованными, сведения о ненадлежащем характере деятельности контрагента – отсутствующими в распоряжении Заявителя, примененные заинтересованным лицом основания для исключения общества из реестра аккредитованных организаций – неприменимыми к рассматриваемым правоотношениям, а выводы Федеральной службы по аккредитации о необходимости исключения сведений в отношении Заявителя из спорного реестра — ошибочными, Заявитель обратился в суд с требованием о признании названных решений незаконными и приказов недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом проверено и установлено соблюдение Заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Полномочия административного органа, вынесшего оспариваемый ненормативный правовой акт, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него».

Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт Федеральной службы по аккредитации вынесен в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд соглашается с позицией Ответчика, при этом исходит из следующего.

В статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - Федеральный закон № 412-ФЗ), даны определения следующим понятиям:

аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также -аккредитация) - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 412-ФЗ, пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 (далее - Положение о Росаккредитации), установлено, что формирование и ведение национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

На основании положения пункта 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза. Включение органов по оценке соответствия в этот реестр, а также его формирование и ведение осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией.

В целях реализации пункта 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) и в соответствии с пунктом 41 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 98, Совет Евразийской экономической комиссии решением от 05.12.2018 № 100 утвердил Порядок включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения (далее - Порядок).

Пунктом 11 Порядка установлено, что порядок принятия уполномоченным органом решений о включении органов по оценке соответствия в национальную часть единого реестра (исключении из нее) с учетом критериев, предусмотренных пунктами 8 - 10 настоящего Порядка, определяется законодательством государств-членов.

В целях реализации пункта 11 Порядка, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него» (далее -Постановление № 1236) утверждены «Правила принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него» (далее - Правила), а также Критерии оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза (далее - Межведомственный совет, Критерии оценки).

Согласно пункту 1 Правил, утвержденных Постановлением № 1236, настоящие Правила устанавливают порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации решений о включении российских юридических лиц, аккредитованных в национальной системе аккредитации, в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее соответственно - аккредитованное лицо, Единый реестр) и об исключении аккредитованных лиц из Единого реестра.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что решение Межведомственного совета об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра принимается по результатам рассмотрения вопроса о возможности работы в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия аккредитованного лица, включенного в национальную часть Единого реестра, в соответствии с пунктами 7-9 настоящих Правил.

Вопрос о принятии Межведомственным советом решения об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра включается в повестку заседания Межведомственного совета по инициативе члена Межведомственного совета (с правом решающего голоса) либо по инициативе рабочей группы, созданной при Межведомственном совете.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Межведомственном совете национальной инфраструктуры качества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.2019 № 878, Министерства промышленности и торговли российской Федерации от 27.12.2019 № 5107 (далее - Положение), Межведомственный совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, образованным в целях рассмотрения вопросов и принятия решений о возможности работы аккредитованных лиц в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям Союза, предусмотренным Правилами.

В состав Межведомственного совета, утверждаемый Правительством Российской Федерации (с правом решающего голоса), входят заместитель (заместители) Министра промышленности и торговли Российской Федерации, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по аккредитации, руководитель (заместитель руководителя) Федеральной антимонопольной службы, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, руководители (заместители руководителей) федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза в отношении продукции, условием выпуска в обращение которой является обязательное подтверждение соответствия.

На основании Положения Межведомственный совет осуществляет свою деятельность путем проведения заседаний.

Решение Межведомственного совета принимается большинством голосов его членов с правом решающего голоса по результатам рассмотрения сведений об аккредитованном лице в соответствии с критериями оценки Межведомственным советом национальной инфраструктуры качества возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Евразийского экономического союза согласно приложению.

С целью предварительного рассмотрения представленных в Межведомственный совет аккредитованными лицами материалов создаются рабочие группы по отраслям (далее - Рабочие группы), которые осуществляют подготовку проектов решений Межведомственного совета (пункт 16 Положения).

Рабочие группы вправе, в том числе, рассматривать сведения об аккредитованном лице в соответствии с Критериями оценки, в том числе материалы и информацию, подготовленные ответственным секретарем Межведомственного совета, готовить проекты решений Межведомственного совета (подпункт «а» пункта 19 Положения).

На заседании Рабочей группы по результатам рассмотрения сведений об аккредитованном лице принимается решение и проект решения Межведомственного совета с однозначным выводом о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия. Подписанное заключение Рабочей группы с проектом решения Межведомственного совета и особое мнение члена Рабочей группы (при наличии) вносится секретарем Межведомственного совета в повестку дня заседания Межведомственного совета (пункты 22-24 Положения).

Таким образом, соответствие или несоответствие аккредитованного лица Критериям оценки предварительно определяется Рабочей группой, после чего на заседании Межведомственного совета рассматривается вопрос о соответствии или несоответствии аккредитованного лица Критериям оценки и принимается положительное либо отрицательное решение о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия.

По результатам рассмотрения вопросов о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия Межведомственным советом принимается положительное либо отрицательное решение о возможности работы аккредитованного лица в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия, а также решение об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра.

На основании абзаца 6 пункта 8 Правил решения Межведомственного совета оформляются протоколом, подписываемым председателем Межведомственного совета и (или) его заместителем, и в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляются в Федеральную службу по аккредитации.

Пункт 5 Критериев оценки предусматривает отсутствие в течение 1 года, предшествующего дню подачи заявления о включении в национальную часть Единого реестра, фактов взаимодействия при выполнении работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органами по оценке (подтверждению) соответствия иностранных государств, допустившими случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия.

На заседании 11.03.2021 членами Межведомственного совета было поддержано предложение руководителя Федеральной службы по аккредитации о необходимости осуществления мониторинга аккредитованных лиц в целях обеспечения непрерывного соответствия аккредитованных лиц требованиям Критериев оценки (протокол заседания Межведомственного совета от 11.03.2021 №8).

В состав ООО «Сертификат-Стандарт» (далее также органы по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» входят два аккредитованных лица:

- «Стандарт-1», аккредитованное в качестве орган по сертификации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА83 (далее ОС «Стандарт-1»);

- «Стандарт-2», аккредитованное в качестве орган по сертификации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА92 (далее ОС «Стандарт-2»).

Органы по сертификации продукции ООО «Сертификат-Стандарт» включены в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза приказами Федеральной службы по аккредитации от 03.09.2021 № На-353 и №На-352.

Приказами Федеральной службы по аккредитации от 14.04.2022 № пНа-9 и № пНа-8 органы по сертификации продукции ООО «Сертификат-Стандарт» исключены из национальной части Единого реестра.

Так, на основании подпункта 2.1 пункта 2 протокола заседания Межведомственного совета от 11.03.2021 № 8, на заседании Рабочей группы 11.04.2022 по результатам рассмотрения документов и сведений о соответствии аккредитованных лиц, включенных в национальную часть Единого реестра, в том числе сведения о соответствии органов по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» «Стандарт-1» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА83) и «Стандарт-2» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1ПА92), был установлен факт взаимодействия аккредитованного лица с испытательной лабораторией Общества с ограниченной ответственностью «Инновационный испытательный центр» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21AB90, далее - испытательная лаборатория ООО «Инновационный испытательный центр», испытательная лаборатория ООО «Инновационные решения»), которая допустила случаи массовой необоснованной выдачи документов об оценке соответствия.

Согласно Разъяснениям по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него», утвержденных Росаккредитацией и опубликованных на сайте https://fsa.gov.ru/ (по ссылке https://fsa.gov.rU/documents/l 0109/?sphrase_id=575378) по состоянию на 03.01.2020 (далее - Разъяснения), при оценке соответствия аккредитованного лица пунктам 4 и 5 Критериев оценки соблюдение установленных указанными пунктами требований будет проверятся на основе следующих данных:

сведений об учредителях и участниках юридического лица, предоставляемых Федеральной налоговой службой;

информации из федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации);

сведения об испытательных лабораториях (центрах), с которыми орган по сертификации осуществляет взаимодействие для проведения исследований (испытаний) и измерений, наличие которого у органа по сертификации необходимо в силу требований подпункта «ж» пункта 14.9 Критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (утратил силу с 01.01.2021);

сведений, представляемых федеральными органами исполнительной власти, на которых возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного союза (Евразийского экономического союза);

сведений, предоставленных членами Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

вступивших в законную силу судебных актов по результатам рассмотрения судами заявлений о признании недействительными документов об оценке (о подтверждении) соответствия, выданных (зарегистрированных) лицами, перечисленными в пункте 5 Критериев оценки, а также о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

Также при оценке соответствия требованиям пункта 5 Критериев оценки учитываются результаты проверочных мероприятий в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц, факты перевода документов об оценке соответствия в архивную часть реестров, формирование и ведение которых осуществляет Росаккредитация, факты привлечения аккредитованного лица и его персонала к административной ответственности за совершение нарушений, соответствующих пункту 5 Критериев оценки.

Анализ, учет и передача информации и сведений на рассмотрение Межведомственным советом в целях проведения им оценки соответствия аккредитованного лица пункту 5 Критериев оценки и принятия соответствующего решения осуществляется Рабочей группой, которая вправе запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Межведомственного совета, а также приглашать на заседания рабочей группы представителей лиц, в отношении которых принимается решение Межведомственного совета, в целях представления пояснений по рассматриваемым материалам.

В случае установления при оценке соответствия аккредитованного лица требованиям пункта 5 Критериев оценки фактов необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия решение по вопросу их квалификации в качестве массовой или систематической выдачи таких и документов принимается Межведомственным советом на основании имеющихся в его распоряжении сведений об аккредитованном лице, конкретных фактических обстоятельств и полномочий Межведомственного совета.

Из пояснений Росаккредитации касательно проведения мероприятий по государственному контролю за деятельностью испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр» следует, что во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 17.03.2021 № ЮБ-П9-3263, по решению Росаккредитации от 08.11.2021 № 156-П-ВВ, в отношении испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр» в ноябре 2021 года проведена внеплановая выездная проверка, по итогам которой установлено, что испытательная лаборатория ООО «Инновационный испытательный центр» выполняла работы по оценке соответствия по методам, которые отсутствовали в её области аккредитации, что отражено в Акте выездной проверки от 23.11.2021 № 114-АВП (далее - Акт проверки № 114-АВП). Испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 23.11.2021 № 55-Прд (далее - Предписание 55-Прд), пунктом 3 которого испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр» предписано провести корректирующие мероприятия в соответствии с правилами, установленными документами системы менеджмента качества испытательной лаборатории, включая выявление и признания недействительными (прекращение действия) результатов деятельности, выданных с нарушениями подобными указанным в Акте проверки № 114-АВП в срок до 23.01.2022. Письмом от 22.01.2022 № 073 (вх. от 26.01.2022 № 2472) испытательная лаборатория ООО «Инновационный испытательный центр» представила отчет об устранении несоответствий, указанных в Акте проверки № 114-АВП и исполнении Предписания № 55-Прд, в соответствии с котором в рамках корректирующих мероприятий решением от 19.01.2022 № 45 с 19.01.2022 ИЛ ООО «Инновационный испытательный центр» отменила 318 протоколов испытаний с нарушениями, аналогичными указанным в Акте проверки № 114-АВП.

Вместе с тем при проверке устранения несоответствий, указанных в Акте проверки № 114-АВП и исполнении Предписания № 55-Прд, инициированной решением Росаккредитации от 10.03.2022 № 24-П-ВД, установлено еще 9 протоколов испытаний, выданных испытательной лабораторией ООО «Инновационный испытательный центр» за пределами области аккредитации и не отмененными на момент проведения проверки. Кроме того, согласно сведениям, имеющимся в распоряжении Росаккредитации испытательная лаборатория ООО «Инновационный испытательный центр» проходила процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица (дело о предоставлении государственной услуги от 11.10.2021 № 15126-ГУ).

По результатам удаленной оценки утвержден Акт экспертизы ООО «Инновационный испытательный центр» от 11.02.2022, в котором также зафиксированы аналогичные нарушения по 15 протоколам испытаний.

На основании изложенного, полагая, что вышеизложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о систематической массовой необоснованной выдаче документов об оценке соответствия (протоколов испытаний), Межведомственным советом по результатам рассмотрения 13.04.2022 принято отрицательное решение о возможности работы аккредитованных лиц Заявителя - органов по сертификации «Стандарт-1» и «Стандарт-2» ООО «Сертификат-Стандарт» в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям права Союза и об исключении органов по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» из национальной части Единого реестра в силу установления несоответствия аккредитованного лица пункту 5 Критериев оценки.

Подпунктом «б» пункта 13 Правил предусмотрено, что исключение аккредитованного лица из национальной части Единого реестра осуществляется по решению Федеральной службы по аккредитации. Основаниями для принятия такого решения являются принятие Межведомственным советом решения об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра.

Из системного толкования приведенных положений следует, что Федеральная служба по аккредитации обязана принять решение об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра на основании решения Межведомственного совета о невозможности работы в области обязательной оценки (подтверждения) соответствия аккредитованного лица.

Уведомления об исключении из национальной части Единого реестра с приложением копий приказов направлены в адрес аккредитованных лиц письмами Росаккредитации от 21.04.2022 № 12330/04-ОД и № 12332/04-ОД (далее - Уведомления).

Согласно Уведомлениям в связи с установлением несоответствия органов по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» пункту 5 Критериев оценки, а именно: выявлен факт взаимодействия аккредитованных лиц с испытательной лабораторией ООО «Инновационный испытательный центр», уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU.0001.21AB90, в отношении которой выявлены в ноябре 2021 года, а также в марте 2022 года случаи массовой необоснованной выдачи документов об оценке соответствия; на основании подпункта «б» пункта 13 Правил, протокола заседания Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества от 13.04.2022 № 17, приказами Федеральной службы по аккредитации от 14.04.2022 № № пНа-8 и № пНа-9 органы по сертификации «Стандарт-1» и «Стандарт-2» ООО «Сертификат-Стандарт» исключены из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза.

Отклоняя доводы заявителя как необоснованные, суд при этом исходит из следующего.

Орган по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» осуществлял взаимодействие с ООО «Инновационный испытательный центр» в соответствии с требованиями «ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).

Вместе с тем, пунктом 6.2.2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган по сертификации должен привлекать к работам по оцениванию только организации, удовлетворяющие требованиям соответствующих международных стандартов и других документов, оговоренных схемой сертификации. К международным стандартам относятся ISO/IEC 17025 по испытаниям, ISO/IEC 17020 по инспекционному контролю и ISO/IEC 17021 по аудиту систем менеджмента. При этом в случае привлечения зависимых органов (например, лабораторий заказчиков) для оценивания орган по сертификации должен гарантировать, что эта деятельность осуществляется так, чтобы обеспечить доверительное отношение к полученным результатам, для подтверждения которого имеются соответствующие записи.

В силу положения абзаца 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» именно орган по сертификации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технического регламента и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия.

Таким образом, из вышеизложенного следует, во-первых, что исключительно орган по сертификации наделен полномочиями выбирать и привлекать для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры); только на основании договора с органом по сертификации аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит испытания продукции в целях сертификации; анализ таких результатов испытаний непосредственно проводит орган по сертификации и при положительных результатах выдает заявителю сертификат соответствия. Орган по сертификации к моменту заключения договора обязан убедиться в компетентности испытательной лаборатории (центра), а также путем анализа протокола испытаний к моменту принятия положительного решения о выдаче сертификата соответствия должен убедиться в достаточности результатов испытаний, отраженных в протоколе испытаний.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) признается компетентной на осуществление деятельности по оценке соответствия и, следовательно, вправе осуществлять такую деятельность только в своей области аккредитации. Предметное содержание области аккредитации, включая документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, которые управомочена использовать испытательная лаборатория применительно к определяемым характеристикам (показателям) и диапазону определения конкретного наименования объекта испытаний, удостоверяется аттестатом аккредитации соответствующей испытательной лаборатории. Правильность и надежность испытаний, проводимых аккредитованной лабораторией для целей оценки соответствия, может быть обеспечена только при проведении испытаний в рамках области аккредитации данной испытательной лаборатории и при неукоснительном соблюдении требований документов, удостоверяющих правила и методы исследований (испытаний) и измерений; в противном случае результаты испытаний априори являются необъективными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1856 утверждено Положение о формировании и ведении реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее - Положение о формировании и ведении реестров).

В соответствии с подпунктом «о» пункта 17 Положения о формировании и ведении реестров для внесения в единый реестр сведений о сертификате соответствия в единый реестр передаются сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента (технических регламентов) либо требованиям нормативных документов, документов по стандартизации, электронные образы (скан-копии) документов, включая протоколы исследований (испытаний) и измерений с указанием номера, даты, наименования испытательной лаборатории (центра), а в случае, если это предусмотрено схемой сертификации, - наименования аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

При рассмотрении сведений, внесенных в ФГИС Росаккредитации органами по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт», были приняты во внимание сведения, предоставленные аккредитованными лицами в ФГИС Росаккредитации. В результате анализа установлено, что органами по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» на основании протоколов испытаний испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр» выдано:

- органом по сертификации «Стандарт-1» - 435 сертификатов соответствия;

- органом по сертификации «Стандарт-2» - 421 сертификат соответствия.

Так, например, орган по сертификации «Стандарт-1» ООО «Сертификат-Стандарт» (RA.RU.l 1НА83) выдал:

- сертификат соответствия от 17.09.2021 ЕАЭС RU C-FR.HA83.B.00968/21 на основании протокола испытаний № 210913-011-02/ИР от 17.09.2021 испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр». Согласно протоколу испытаний № 210913-011-02/ИР от 17.09.2021, испытания проводились, в том числе, по методикам: ГОСТ IEC 60950-1-2014 -«Межгосударственный стандарт. Оборудование информационных технологий. Требования безопасности. Часть 1. Общие требования»; по пунктам 4,6.1,5.2 «ГОСТ 30805.22-2013 (CISPR 22:2006). Межгосударственный стандарт. Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений»;

- сертификат соответствия от 17.09.2021 ЕАЭС RU C-DE.HA83.A.00966/21 на основании протокола испытаний № 210910-009-05/ИР от 16.09.2021 испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр». Согласно протоколу испытаний № 210910-009-05/ИР от 16.09.2021, испытания проводились, в том числе, по методикам: пункты 2.1, 3.1.4, 3.1.10, 3.2.2, 3.6.1, 3.7.1, 3.7.2 ГОСТ 12.2.007.0-75 - «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности»;

- сертификат соответствия от 17.09.2021 ЕАЭС RU С- RU.HA83.B.00942/21 на основании протокола испытаний № 201001-001-09/ИР от 19.10.2020 испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр» Согласно протоколу испытаний № 201001-001-09/ИР от 19.10.2020, испытания проводились, в том числе, по методикам: ГОСТ 33257-2015. «Межгосударственный стандарт. Арматура трубопроводная. Методы контроля и испытаний».

Орган по сертификации «Стандарт-2» ООО «Сертификат-Стандарт» (RA.RU.11HA92) выдал:

- сертификат соответствия от 23.09.2021 ЕАЭС RU C-CN.HA92.B.00506/21 на основании протокола испытаний № 210907-004-03/ИР от 22.09.2021 испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр». Согласно протоколу испытаний № 210907-004-03/ИР от 22.09.2021, испытания проводились, в том числе, по методикам: пункт 3.1 ГОСТ 25779-90 «Межгосударственный стандарт. Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля», ГОСТ EN 71-1-2014. «Межгосударственный стандарт. Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства»;

- сертификат соответствия от 05.10.2021 ЕАЭС RU C-TR.HA92.B.00537/21 на основании протокола испытаний № 210923-033-03/ИР от 17.09.2021 испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр». Согласно протоколу испытаний № 210923-033-03/ИР от 17.09.2021, испытания проводились, в том числе, по методикам: ГОСТ EN 71-1-2014. «Межгосударственный стандарт. Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства»;

- сертификат соответствия от 22.11.2021 ЕАЭС RU C-CN.HA92.B.00664/21 на основании протокола испытаний № 211112-008011-05/ИР от 22.11.2021 испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр». Согласно протоколу испытаний № 211112-008011-05/ИР от 22.11.2021, испытания проводились, в том числе, по методикам: ГОСТ EN 62233-2013 «Методы измерений электромагнитных полей, создаваемых бытовыми и аналогичными электрическими приборами, в части их воздействия на человека».

Однако указанные методы отсутствуют в области аккредитации испытательной лаборатории ООО «Инновационный испытательный центр».

Вышеуказанные доказательства подтверждают не только факт взаимодействия органов по сертификации «Станларт-1» и «Стандарт-2» ООО «Сертификат-Стандарт» с испытательной лабораторией, допустившей случаи массовой необоснованной выдачи протоколов испытаний (что само по себе является основанием исключения из национальной части Единого реестра), но и факт осведомлённости Заявителя о том, что испытательная лаборатория в нарушение действующего законодательства необоснованно ООО «Инновационный испытательный центр» продолжили выдавать сертификаты соответствия на основании вышеуказанных протоколов.

Так орган по сертификации «Стандарт-1» ООО «Сертификат-Стандарт» (RA.RU.l 1НА83) выдал сертификаты соответствия от 04.03.2022 №ЕАЭС RU C-DE.HA83.B.01654/22, от 15.02.2022 №ЕАЭС RU С- RU.HA83.A.01558/22, от 14.02.2022 №ЕАЭС RU С- RU.HA83.A.01554/22 на основании протоколов испытаний, которые вообще не содержат сведений о проведенных испытаниях и их результатах.

Орган по сертификации «Стандарт-2» ООО «Сертификат-Стандарт» (RA.RU.l 1НА92) также выдал сертификаты соответствия от 02.02.2022 №ЕАЭС RU C-CN.HA92.B.00983/22, от 04.02.2022 №ЕАЭС RU C-CN.HA92.В.00990/22, на основании протоколов испытаний, которые не содержат сведений о проведенных испытаниях и их результатах; а также сертификат соответствия от 04.02.2022 №ЕАЭС RU C-CN.HA92.A.00707/22, на основании протокола испытаний, согласно которому проводились испытания по пункту 3.1 ГОСТ 25779-90 «Межгосударственный стандарт. Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля», ГОСТ EN 71-1-2014. «Межгосударственный стандарт. Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства» (данные методики отсутствуют в области аккредитации испытательной лаборатории).

Заявитель не оспаривает факт взаимодействия органов по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» при выполнении работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия с аккредитованной испытательной лабораторией ООО «Инновационный испытательный центр», допустившей случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия.

Относительно довода Заявителя о том, что в отношении ООО «Инновационный испытательный центр» были выявлены случаи массовой необоснованной выдачи протоколов испытаний в ноябре 2021 года и в марте 2022 года, то есть, как полагает Заявитель, за пределами годичного срока, исчисляемого с даты подачи заявления на переоценку, суд отмечает следующее.

Учитывая юридико-техническую презумпцию соответствия содержания нормативного акта его наименованию (Постановления Правительства № 1236), аккредитованное лицо сообразно своему статусу обязано удовлетворять установленным Критериям оценки не только на момент рассмотрения вопроса о включении аккредитованного лица в Единый реестр, но и в последующем при осуществлении своей деятельности.

Пункт 13 Правил предусматривает основание исключения аккредитованного лица из национальной части Единого реестра наличие в Федеральной службе по аккредитации фактов, подтверждающих, что аккредитованное лицо перестало соответствовать критериям включения.

То есть указанная норма в частности подтверждает, что аккредитованное лицо обязано соответствовать установленным Критериям оценки не только на момент рассмотрения вопроса о включении в Единый реестр, но и на всем протяжении осуществления своей деятельности. Именно в целях обеспечения непрерывного соответствия аккредитованных лиц критериям оценки членами Межведомственного совета и было принято решение осуществлять непрерывный мониторинг их деятельности.

Таким образом, годичный срок установлен для включения в Единый реестр, при осуществлении мониторинга Межведомственный совет не связан сроками в отношении действующего аккредитованного лица, ключевым является соответствие/несоответствие Критериям оценки (в течение года со дня рассмотрения сведений).

Относительно требования Заявителя о неприменении судом при рассмотрении дела, пункта 5 Критериев оценки, поскольку по мнению Заявителя данный пункт противоречит решению Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 100, суд отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 8 Порядка, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 100 включение органов по сертификации в единый реестр осуществляется, в том числе, при отсутствии в течение срока действия аккредитации (аттестата аккредитации), присвоенной (выданного) уполномоченным органом, выявленных в течение года нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства государства-члена или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов Союза, а также случаев массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке соответствия. Таким образом, нарушение аккредитованным лицом установленного требования императивно влечет исключение из Единого реестра.

В отношении испытательных лабораторий подпунктом «г» пункта 9 Порядка установлено схожее требование об отсутствии в течение срока действия аккредитации (аттестата аккредитации), присвоенной (выданного) уполномоченным органом, выявленных в течение года нарушений, повлекших за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям законодательства государства-члена или нормативных документов (для продукции, включенной в единый перечень) либо требованиям технических регламентов Союза, а также случаев массовой или систематической необоснованной выдачи протоколов испытаний и иных документов, в том числе в отношении продукции, на которую не распространяется область аккредитации испытательной лаборатории (центра);

Одновременно установленное в подпункте «д» пункта 8, подпункте «г» пункта 9 Порядка требование соответствует требованию, установленному пунктом 5 Критериев оценки (утвержденных постановлением Правительства РФ № 1236), а именно отсутствие взаимодействия при выполнении работ по обязательной оценке (подтверждению) соответствия с аккредитованными лицами, в том числе органами по оценке (подтверждению) соответствия иностранных государств, допустившими случаи массовой или систематической необоснованной выдачи документов об оценке (о подтверждении) соответствия.

Пункт 5 Критериев оценки является одним из ключевых для определения добросовестности аккредитованного лица и позволяет предотвратить доступ на рынок по оценке соответствия для недобросовестных аккредитованных лиц и пресечь необоснованную выдачу документов об оценке соответствия, поддерживая тем самым добросовестных участников рынка и обеспечивая доверие к рынку по оценке соответствия, что, в свою очередь, нормализует ситуацию на рынке услуг по оценке соответствия.

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 21.09.2019 № 1236 устанавливающее порядок и основания, а также правила принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него не обжаловалось, а соответственно не признано незаконным и не соответствующим положениям Решения Совета ЕЭК № 100.

При этом необходимо отметить, что согласно выписке из ЕГРЮЛ на ООО «Сертификат-Стандарт» (ИНН 7721284591), в графе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности», указано: «71.20 Технические испытания, исследования, анализ и сертификация», «70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», 71.12.6 Деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции, 82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки. То есть деятельность о которой говорит Заявитель: «71.20 Технические испытания, исследования, анализ и сертификация» не является единственной для ООО «Сертификат-Стандарт». Более того, необходимо отметить, что действие аккредитации органов по сертификации ООО «Сертификат-Стандарт» «Стандарт-1» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА83) и «Стандарт-2» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU.l 1НА92) не приостанавливалось и не прекращалось.

Вместе с тем, Росаккредитацией в качестве доказательств, на основе которых было принято отрицательное решение Межведомственного совета, представлены такие доказательства, как:

Акт проверки № 114-АВП от 23.11.2021, составленный по итогам проверочных мероприятий;

письмо испытательная лаборатория ООО «Инновационный испытательный центр» от 22.01.2022 № 073 (вх. от 26.01.2022 № 2472), согласно которому она отменила 318 протоколов испытаний, выданных с нарушениями, аналогичными указанным в Акте проверки № 114-АВП;

Акт проверки от 29.03.2022 №6-АПП, из которого следует, что установлено еще 9 протоколов испытаний, выданных испытательной лабораторией ООО «Инновационный испытательный центр» за пределами области аккредитации;

Акт экспертизы (дело о предоставлении государственной услуги от 11.10.2021 № 15126-ГУ) ООО «Инновационный испытательный центр» от 11.02.2022, в котором также зафиксированы аналогичные нарушения по 15 протоколам испытаний.

Органы по сертификации осуществляют взаимодействие с испытательными лабораториями в соответствии с требованиями «ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» (далее - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012).

Именно пунктом 6.2.2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган по сертификации должен привлекать к работам по оцениванию только организации, удовлетворяющие требованиям соответствующих международных стандартов и других документов, оговоренных схемой сертификации (относительно испытательной лаборатории установлено требование соответствия международному стандарту ISO/IEC 17025).

Пунктом 7.6.1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 установлено, что орган по сертификации несет ответственность за свои решения, касающиеся сертификации, и обладает соответствующими полномочиями для их принятия.

В силу положения абзаца 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» именно орган по сертификации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технического регламента и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия.

При таких данных, суд признает, что у Федеральной службы по аккредитации в настоящем случае имелись как правовые, так и фактические основания к принятию оспоренных по делу приказов об исключении Заявителя из реестра аккредитованных организаций.

Таким образом, приказы Федеральной службы по аккредитации от 14.04.2022 № пНА-8 и № пНа-9 «Об исключении аккредитованного лица из национальной части Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза» являются законными, обоснованными и принятыми в соответствии с действующим законодательством.

В данном случае оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, не имеется, а потому суд признает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Государственная пошлина распределяется по правилам АПК РФ и подлежит отнесению на Заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.О. Ласкина