ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-10480/18-150-71 от 12.04.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                               Дело № А40- 80/18 -150-71

19 апреля 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2018 г.

Арбитражный суд в составе судьи Маслова С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Идрисовой К.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО "МОСКОВСКИЙ ШЕЛК" (ОГРН <***>, 119435, <...>)

к УПРАВЛЕНИЮ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ (ОГРН <***>, 115191, <...>)

о признании действий незаконными и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды № 1672-17/15-05 от 01.11.2017 нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>,

третье лицо – ООО «МВерт»

при участии представителей заявителя и УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

АО «МОСКОВСКИЙ ШЕЛК» обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москвео признании действий незаконными и обязании произвести государственную регистрацию договора аренды № 1672-17/15-05 от 01.11.2017 нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в соответствии со ст.ст. 14, 44, 72 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явилось, доказательств уважительности причин неявки не представило, судебное заседание проведено в его отсутствие.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв заинтересованного лица, пояснив, что между заявителем и третьим лицом заключен договор аренды в отношении части нежилого здания на срок более года, в связи с чем подано заявление о регистрации договора аренды, однако, заинтересованным лицом государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что заявителем не представлен технический паспорт в отношении передаваемой части нежилого здания, в результате чего не возможна постановка ее на кадастровый учет, однако, законом о регистрации не предусмотрено предоставление технического паспорта на часть нежилого помещения как основания регистрации, поскольку в данном случае основанием регистрации является заключенный договор аренды, поскольку право собственности заявителя на здание зарегистрировано, здание поставлено на кадастровый учет, в ЕГРН уже имеются все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета части здания сведения, кроме того, спорная часть нежилого здания уже передавалась иному лицу в аренду на основании договора, который прошел государственную регистрацию.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, указав, что заявителем при подаче заявления на государственную регистрацию договора аренды не представлен технический паспорт, являющийся основанием для поставки на государственный регистрационный учет части арендуемого здания (нежилого помещения), перед тем как регистрировать ограничение (обременение) части недвижимого имущества, необходимо внести сведения об этой части в кадастр недвижимости, при регистрации аренды без одновременного кадастрового учета с предоставлением технического плана передаваемой в аренду части здания (помещения), обремененным арендной оказывается весь объект целиком.

Третье лицо отзывов или возражений на исковое заявление не представили.

Исследовав в открытом судебном заседании письменные материалы дела, заслушав позицию и пояснения представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.

Согласно свидетельству Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о государственной регистрации права от 28.02.2014г. № 77-АР 123737 нежилое здание общей площадью 12 278,4 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005006:1055, расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ЗАО «Московский шелк».

Между АО «МОКОВСКИЙ ШЕЛК» (арендодатель) и ООО «МВерт» (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 01.11.2017г. № 1672-17/15-05, в соответствии с которым арендодатель обязуется в порядке и на условиях, определяемых договором, предоставить арендатору во временное владение и пользование (аренду) помещение без права выкупа по акту приема-передачи.

В соответствии с п. 2.1 договора объектом аренды по договору является нежилое помещение общей площадью 231,90 кв.м, расположенное в здании с местом нахождения по адресу: <...>.

Согласно п. 2.2 договора в состав передаваемого в аренду помещения в соответствии с экспликацией БТИ входят помещения на 1-м этаже помещение VII комнаты №№ 1, 1а, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Технические характеристики помещения отражены Территориальным БТИ г. Москвы в выписке из технического паспорта на здание (строение).

В п. 4.2 договора установлено, что договор заключен сроком по 30.04.2022г.

Истец обратился к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 27.11.2017г. № 77/006/227/2017-5449, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг, от 27.11.2017г.

В соответствии с указанной описью заявителем вместе с заявлением были предоставлены доверенность от 19.04.2016г. № 0556738, серия 77АВ, реестровый номер 5-2427, пояснения по делу от 27.11.2017г. № 1672-17/15-05, постановление от 24.08.2017г. по делу № А24-1588/17, решение суда от 07.06.2017г. по делу № А24-1588/2017, решение суда от 17.07.2017г. по делу № А40-61471/2017-28-587, постановление от 23.10.2017г. № 09АП-45405/2017, договор аренды (субаренды) от 01.11.2017г. № 1672-17/15-05, платежное поручение от 20.11.2017г. № 1002 (22 000руб., АО «Московской области).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве уведомлением о приостановлении государственной регистрации договора аренды от 06.12.2017г. № 77/006/227/2017-5449 сообщило заявителю о том, что приостановка регистрации договора аренды осуществлена в результате непредоставления документов, являющихся основанием для кадастрового учета арендуемой части объекта, в ЕГРН сведения об учете соответствующей части отсутствуют.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, в том числе должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу ч. 5. ч 1. ст. 26 Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч. 4 ст. 21 Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

В силу пп. 2, п. 2, ст. 14 Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 18 Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу п. 13 ст. 18 Закона о государственной регистрации в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе такие заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа, при этом документы в форме документов на бумажном носителе с отметкой об их переводе в форму электронного документа или электронного образа документа возвращаются заявителю после осуществления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета вместе с иными подлежащими выдаче документами (за исключением подлежащих помещению в реестровое дело оформленных в форме документов на бумажном носителе заявлений, а также документов, оригиналы которых отсутствуют в иных органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных архивах).

Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящей частью, заверяются усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.

Отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, указанного в части 15 ст. 18 Закона о государственной регистрации.

В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В силу ч. 5 ст. 44 Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.

В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.

Таким образом, необходимость представления дополнительных доказательств, заявлений законом не установлена, что свидетельствует о неправомерности вывода ответчика.

Суд также учитывает, что право на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП.

Материалы регистрационного дела и кадастрового паспорта здания, представленного истцом с отметкой Управления Росреестра по Москве, содержат данные, позволяющие индивидуализировать передаваемый объект недвижимости по договору аренды.

Доказательства обратного ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 данного Федерального закона.

В соответствии сп. 1 ст. 11 ГК РФсудебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

В соответствии сп. 1 ст. 2 АПК РФосновной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.

Согласноп. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Из указанных норм права следует, что судебной защите подлежит нарушенное право или нарушенный законный интерес.

При этом условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса; во-вторых, установление факта его нарушения; в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Согласно ст.ст. 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.

Согласно ч. 3 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Поскольку для государственной регистрации были представлены документы, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ, основания для приостановления государственной регистрации договора аренды отсутствовали, ответчиком не доказана законность принятого решения о приостановке государственной регистрации, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Госпошлина распределяется судом в порядке ч. 1 п. 1 ст. 110 АПК РФ и относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 10, 12, 165.1, 450.1, 622 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным (незаконным) оформленное уведомлением Управления Росреестра по Москве от 06.12.17 № 77/006/227/2017-5449 приостановление государственной регистрации договора аренды от 01.11.2017 № 1672- 17/15-05 нежилого помещения, расположенного по адресу Москва, Большой ФИО1 пер., д.12 стр. 6, заключенного между АО «Московский шелк» и ООО «МВерт».

Обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора аренды от 01.11.2017 № 1672-17/15-05 нежилого помещения, расположенного по адресу Москва, Большой ФИО1 пер., д.12 стр. 6, заключенного между АО «Московский шелк» и ООО «МВерт» с одновременным осуществлением кадастрового учета части здания, переданной в аренду.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу АО «Московский шелк» 3000 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                    С.В. Маслов