ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-105155/11 от 10.02.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-105155/11

127-965

22 февраля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Кофановой И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахмедовой Д.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания – «ЖИЛСЕРВИС №9» (ОГРН <***>)

к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>)

о взыскании задолженности по оплате за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме №435 по улице Гоголя в городе Армавире краснодарского края за период с 23.08.2010 г. по 02.05.2011 г. в сумме 1 766 645, 43 руб.

при участии представителей

от истца – ФИО1 (доверенность №15 от 05.12.2011 г.)

от ответчика – ФИО2 (№2553 от 21.10.2011 г.)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания – «ЖИЛСЕРВИС №9» (ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) с требованием о взыскании задолженности по оплате за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме №435 по улице Гоголя в городе Армавире краснодарского края за период с 23.08.2010 г. по 02.05.2011 г. в сумме 1 766 645, 43 руб. (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ). (т. 6 л.д. 1-11).

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Истец, в обоснование требований, со ссылкой на ст.ст. 210, 309, 709 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 30, ст.ст. 153-155 Жилищного кодекса РФ, привел следующие основания.

30.12.2009 г. между ОАО «Армавирский хлебопродукт» и Министерством обороны Российской Федерации заключен государственный контракт купли продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации за № 301209/14.

В соответствии с условиями государственного контракта, ОАО «Армавирский хлебопродукт» приняло на себя обязательство передать в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 279 жилых помещений (квартир) суммарной общей площадью 18 374 кв.м., находящихся в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края.

При этом, согласно пункту 3.1 государственного контракта, срок передачи жилых помещений установлен не позднее 01.12.2010 г.

Решением единственного собственника помещений многоквартирного дома № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края - ОАО «Армавирский хлебопродукт» от 09.08.2010 г. выбраны: способ управления многоквартирным домом -управление управляющей организацией, а в качестве управляющей организации - ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9».

Неотъемлемой частью государственного контракта купли продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 301209/14, заключенного между ОАО «Армавирский хлебопродукт» и ответчиком являются приложение от 30.12.2009 г. и приложение № 1 к дополнительному соглашению от 13.08.2010 г., которыми предусмотрен способ управления многоквартирным домом -управляющей организацией.

Таким образом, о способе управления многоквартирным домом ответчик был уведомлен надлежащим образом 30.12.2009 г., т.е. непосредственно в момент заключения государственного контракта, а также, и 13.08.2010 г. - в момент заключения дополнительного соглашения к государственному контракту.

В соответствии с указанным решением, 10.08.2010 г. между ОАО «Армавирский хлебопродукт» и ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» заключен договор управления многоквартирным домом на срок с 10.08.2010 г. по 31.07.2011 г.

Пунктом 4.1 договора управления определено вознаграждение управляющей организации за предоставляемые услуги по управлению, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в размере 11 рублей 55 копеек за 1 квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения.

Согласно акту приема-передачи квартир от 13.08.2010 г. ОАО «Армавирский хлебопродукт» передало Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 279 жилых помещений в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края.

23.08.2010 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществлены: государственная регистрация государственного контракта от 30.12.2009 г. № 301209/14 и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 279 жилых помещений в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края.

В последующем, в разные периоды времени квартиры №№ 33, 37, 40, 41, 52 132, 134, 146, 152, 173, 169, 177, 176, 189, 200, 212, 232, 253, 257, 276 Министерством обороны Российской Федерации были переданы гражданам для проживания по договорам социального найма. Остальные квартиры Министерством обороны Российской Федерации не заселялись.

03.05.2011 г. произведена регистрация права оперативного управления на квартиры в доме №435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Суд, исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон, находит требования Истца подлежащими удовлетворению, а возражения Ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, не соответствующими законодательству. (т. 5 л.д. 68-75).

В отзыве на исковое заявление ответчик утверждает, что все квартиры в многоквартирном доме были переданы в оперативное управление Армавирской квартирно-эксплуатационнои части района в момент подписания акта приема-передачи квартир. Однако, данный довод не соответствует действительности, поскольку сторонами названного акта являются сам ответчик («Государственный заказчик») и ОАО «Армавирский хлебопродукт» («Продавец»), и, как следует из пункта 4 акта приема-передачи квартир - Государственный заказчик принял от Продавца вышеуказанные квартиры.

В материалы дела ответчиком представлена копия приказа Министра обороны РФ от 19.01.2011 г. № 30, согласно которому недвижимое имущество (квартиры находящиеся в многоквартирном доме закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. (т. 5 л.д. 58-67).

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ - право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» - в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Как следует из содержания выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от 20.01.2012 г. №№ 37/004/2012-373, 37/004/2012-374, 37/004/2012-375, датой регистрации права оперативного управления за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» на квартиры № 1, № 101 и № 201 в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края является 03.05.2011 г. Запрос сведений из ЕГРП по принципу случайной выборки позволяет прийти к выводу, что регистрация права оперативного управления на остальные квартиры в этом же доме производилась одновременно, т.е. - 03.05.2011 г. (т. 6 л.д. 128-130).

Таким образом, право оперативного управления у ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на недвижимое имущество - квартиры в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края переданное возникло не в момент издания Министром обороны РФ приказа № 30 от 19.01.2011 г., а 03.05.2011 г. - в момент государственной регистрации соответствующего права.

В этой связи, обязанность по несению расходов на содержание и ремонт не заселенных жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме за период с 23.08.2010 г. по 02.05.2011 г. включительно возлагается на ответчика, как представителя собственника имущества, а с 03.05.2011 г. по настоящее время на правообладателя - ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Поэтому, довод ответчика, о том, что он в целом по настоящему иску является ненадлежащим ответчиком, опровергается письменными доказательствами.

В отзыве на исковое заявление ответчик указывает на несоблюдение ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» порядка предъявления требований к основному должнику, установленного пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса РФ. Однако, как было указано выше, в период с 23.08.2010 г. по 02.05.2011 г. включительно ответчик был единственным правообладателем квартир в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края. При таких обстоятельствах, предъявление требований в указанный период непосредственно к ответчику, а не к ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ является правомерным.

В отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на наличие заключенных государственных контрактов: № 1-ТХ от 21.07.2010 г. между Министерством обороны РФ и ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и № 1-КЖФ от 21.07.2010 г. между Министерством обороны РФ и ОАО «Славянка», в соответствии с которыми названные коммерческие организации оказывают услуги: по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Минобороны России, по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей военных городков объектов Минобороны России.

Однако, из содержания вышеуказанных государственных контрактов следует, что они не являются относимыми доказательствами по делу в силу ст. 67 АПК РФ, исходя из заявленного основания иска.

Однако, исходя из предмета государственных контрактов, следует, что ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» является специализированной организацией по обслуживанию теплоэнергетического оборудования инженерных сетей военных городков Министерства обороны РФ, а ОАО «Славянка» является организацией по обслуживанию казарменно-жилищного фонда и инженерных сетей водоснабжения городков Министерства обороны РФ. (т. 6 л.д. 24-78).

При этом, работы оказываемые ими не дублируются с объемом и характером работ, заявленным в основании настоящего иска.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поэтому, ввиду отсутствия доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости нельзя прийти к выводу, о том что, многоквартирный дом № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края в спорный период обслуживался названными ответчиком организациями - ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» и ОАО «Славянка» по объему услуг, оказываемых Истцом.

Возражая против иска, ответчик ссылается на отсутствие заключенного договора

управления многоквартирным домом между ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» и ФБУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Однако, как было указано выше, в период с 23.08.2010 г. по 02.05.2011 г. включительно собственником и единственным правообладателем жилых помещений спорного многоквартирного дома был ответчик, а в период 03.05.2011 г. по настоящее время владельцем на праве оперативного управления этих помещений является ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. При этом, названная ответчиком организация - ФБУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ никакого отношения к помещениям спорного многоквартирного дома не имеет.

Обосновывая отсутствие обязательственных отношений между сторонами спора, ответчик, ответчик ссылается на отсутствие между ним и ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» государственного контракта, заключенного в соответствии со статьями 307, 527 Гражданского кодекса РФ, статьями 71, 72, 161 Бюджетного кодекса РФ, нормами Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Однако, договор является лишь одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.

Наряду с указанным основанием, эта же норма Гражданского кодекса РФ предусматривает и другое основание возникновения гражданских прав и обязанностей -вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Следовательно, отсутствие заключенного между сторонами договора как единого документа не может свидетельствовать об отсутствии между сторонами обязательственных правоотношений.

Категория - иные действия граждан и юридических лиц, собственно и является основанием исковых требований, которое заключается в следующем:

- наличие договора управления многоквартирным домом заключенного между управляющей организацией и застройщиком;

- наличие у ответчика сведений о способе управления спорным многоквартирным домом;

- бездействие ответчика, выразившееся в не заселении большинства квартир спорного многоквартирного дома;

- бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от исполнения обязанности собственника жилых помещений, установленной частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ по выбору способа управления многоквартирным домом, либо выбору управляющей организации;

- обязанность ответчика по несению расходов, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме, основанная на законодательных нормах - статьях 30 и 153 Жилищного кодекса РФ;

- фактические действия управляющей организации по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию общего имущества в спорном многоквартирном доме.

В отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на недоказанность довода о не заселении большей части квартир в спорном многоквартирном доме, ввиду отсутствия в материалах дела выписки из домовой книги и выписки из финансовых лицевых счетов.

Пункт 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. № 208 к должностным лицам, ответственным за регистрацию, осуществляющим первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов относит лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 56 названного Регламента, должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме № 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме № 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме № 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме № 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме № 12П и листок статистического учета выбытия по форме № 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Таким образом, указанный выше порядок предусматривает для лиц, ответственных за регистрацию, обязанность по оформлению первичных документов на альтернативной основе - карточек регистрации по форме № 9, поквартирных карточек по форме № 10 либо внесение сведений в домовую (поквартирную) книгу по форме №11. При этом, ни названным Регламентом, ни иными действующими нормативными актами для лиц, ответственных за регистрацию, не установлено оформление финансовых лицевых счетов на жилые помещение в обязательном порядке.

В ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» ведутся следующие учетные документы на жилые помещения спорного многоквартирного дома: лицевые счета, карточки регистрации по форме № 9, поквартирные карточки по форме № 10. Оформление и выдача финансовых лицевых счетов производится по требованию собственников (нанимателей) жилых помещений.

В отзыве на исковое заявление ответчик утверждает об отсутствии у него обязанности по оплате услуг управляющей организации по причине не получения им платежных документов - счетов на оплату. (т. 4; т. 6 л.д. 126-127).

С указанным доводом, суд не соглашается, поскольку, счета на оплату в спорном периоде, направлялись в адрес ответчика ежемесячно простой почтовой корреспонденцией. Кроме того, 11.08.2011 г. счета на оплату за весь спорный период были отправлены в адрес ответчика заказной почтовой корреспонденцией, и согласно отметки на почтовом уведомлении, указанная корреспонденция получена ответчиком 17.08.2011 г.

Требования Истца основаны на представленных доказательствах: (т. 6 л.д. 79-126; т. 7 л.д. 1-120).

- договоре на техническое обслуживание лифтов от 01.09.2010 г., заключенного между ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС №9» и ООО «Элит-Лифт»;

- счетов на оплату за техническое обслуживание лифтового оборудования;

- счетов-фактур за техническое обслуживание лифтового оборудования;

- актов приемки выполненных работ;

- счета на оплату за потребленную электрическую энергию;

- договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (вводных и внутренних газопроводов) и аварийно-диспетчерском обеспечении от 01.09.2010 г., заключенного между ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» и ОАО «Армавиргоргаз»;

- договора на обслуживание газоходов и вентиляционных каналов жилого многоквартирного дома от 01.09.2010 г., заключенного между ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» и ООО Армавирское предприятие «Пожзащита»;

- наряд-заданий (на отпуск материалов и выполнение работ);

- выписок из ЕГРП о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества;

- лицевых счетов на жилые помещения дома № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края;

- поквартирных карточек (форма № 10);

- карточек регистрации (форма № 9);

- сопроводительного письма ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» от 10.08.2011 г. исх.№ 185;

- почтового уведомление о вручении корреспонденции;

- платежных поручений на оплату услуг по договорам.

По исследованным доказательствам суд установил:

- факт заключения ООО «Управляющая компания «ЖИЛСЕРВИС № 9» гражданско-правовых сделок, направленных на обслуживание общего имущества в многоквартирном доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края;

- факт выполнения работ и оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края;

- факт несения управляющей организацией расходов, связанных с обслуживанием общего имущества в доме № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края;

- факт направления ответчику документов на оплату;

- факт получения ответчиком заказной почтовой корреспонденции;

- факт оформления управляющей организацией поквартирных лицевых счетов на жилые помещения дома № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края;

- факт оформления управляющей организацией первичных учетных документов по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в жилых помещениях дома № 435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края;

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине взыскиваются с ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 12, 209, 309, 709, Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 65, 67, 68, 71, 106, 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (119160, <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания – «ЖИЛСЕРВИС №9» (352915, <...>) задолженность по оплате за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме №435 по улице Гоголя в городе Армавире Краснодарского края за период с 23.08.2010 г. по 02.05.2011 г. в сумме 1 766 645, 43 руб.)

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с даты его принятия.

Судья:

И.Н.Кофанова