Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва |
Резолютивная часть решения в объявлена 22 мая 2019 года
Полный текст решения изготовлен 29 мая 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.
рассматривает в судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (664011, <...>)
к ФГУП «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 13.02.2003, адрес: 131000, <...>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении № АП-38/03/387 от 09.04.2019
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя): не явился, извещён;
от ответчика: не явился, извещён;
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении № АП-38/03/387 от 09.04.2019.
Заявление мотивировано тем, что ФГУП «Почта России» совершено административное правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований,
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии участвующих в деле лиц.
От Предприятия поступил отзыв на заявление, в котором он указывает на недоказанность его вины в совершении правонарушения и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Суд, рассмотрев представленные материалы, оценив представленные доказательства, установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
ФГУП «Почта России» является держателем лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 (далее - Лицензии), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых телекоммуникаций в порядке продления срока действия лицензии №108074 от 11.04.2013. Территория оказания услуг - Российская Федерация.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - Управление Роскомнадзора) на основании п.п. 6, 7.1.2.6, 7.1.2.14, 7.1.3 Положения об Управлении Роскомнадзора, утвержденного приказом Руководителя Роскомнадзора РФ от 25.01.2016 г. № 15 (далее - Положение о территориальном органе), установлено следующее.
21.03.2019 в результате анализа документов вход. № 2990/38 от Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, исход. от 20.03.2019 № 4098-05/22, полученных по результатам рассмотрения обращения гр. ФИО1 ( от 19.02.2019 №02-11-3415/77) по вопросу необоснованного возврата почтового отправления -посылки №65605729131324 с объявленной ценностью и наложенным платежом в размере 3 455, 00 рублей, которую он отправил из г. Барнаула в с.Тургеневка, Баяндаевский район, Иркутской области, почтовый индекс 669129, обнаружено осуществление ФГУП «Почта России» предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований предусмотренных п. 5 лицензии № 162571 - оказание услуг связи в соответствии с «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, а именно: 28.01.2019 посылка принята в ОПС Барнаул 656057; 29.01.2019 посылка прибыла и в тот же день покинула Барнаульский МСЦ 656966; 29.01.2019 посылка прибыла в сортировочный центр Новосибирск 630960; 30.01.2019 посылка покинула сортировочный центр Новосибирск 630960; 02.02.2019 посылка прибыла в сортировочный центр Иркутск 664960.
05.02.2019 посылка ошибочно (засылка почтового отправления) поступила в Боханский сортировочный центр, относящемуся к Боханскому почтамту. Работниками Боханского почтамта осуществлен досыл посылки по фактическому адресу адресата, но требуемые при засыле действия не исполнены. Сотрудниками Иркутского МСЦ посылка возвращена по обратному адресу вместо направления в адрес адресата.
Вторично возвратом в Барнаульский МСЦ посылка с объявленной ценностью №65605729131324 поступает 10.02.2019.
11.02.2019 вышеуказанное почтовое направление поступило в отделение почтовой связи Барнаул 656039 для вручения отправителю.
Таким образом, структурными подразделениями ФГУП «Почта России» допущено нарушение пп. 21.7 п. 21 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п (далее по тексту - «Порядок»), который разработан в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ и «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2016 № 234.
В соответствии с пп.21.7 п.21 в случае досылки регистрируемого почтового отправления по причине «Засылка» работник отделения почтовой связи должен оформить ярлык ф.20 следующим образом: зачеркнуть слово «ВОЗВРАТ» в левой части ярлыка и далее в индексную сетку вписать индекс ОПС, в которое досылается почтовое отправление; в правой части ярлыка сделать отметку «X» или «V» в окошке напротив слова «Засылка»; проставить должность, подпись, фамилию и инициалы работника, осуществляющего досыл.
В адресе адресата, в блоке почтового индекса, расположенного в правой нижней части почтового отправления, зачеркнуть неправильно указанный шестизначный почтовый индекс.
Затем отделить левую часть ярлыка ф.20 от подложки и наклеить на лицевую сторону почтового отправления таким образом, чтобы заклеить индекс места назначения почтового отправления, написанный в кодовом штампе, расположенном в левом нижнем углу почтового отправления.
При досыле посылок обе части ярлыка ф.20 клеятся на адресную сторону оболочки. На бланке сопроводительного адреса к посылке ф. 116 неправильно указанный шестизначный почтовый индекс зачеркивается и от руки указывается правильный индекс.
Согласно абзацу 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Между тем ФГУП «Почта России» не обеспечило качество услуг почтовой связи гр. ФИО1 в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Таким образом, заявитель указывает, что ФГУП «Почта России» нарушены пп. «в» п. 46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234; п. 5 лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной ФГУП «Почта России» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 07 июля 2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Соблюдение условий предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений. Оператор почтовой связи ФГУП «Почта России» не обеспечил соблюдение (исполнение) правил оказания услуг почтовой связи, тем самым допустив нарушение лицензионных требований.
Таким образом, как указывает заявитель, в действиях ФГУП «Почта России» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. ФГУП «Почта России» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для соблюдения этих норм у предприятия имелась.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений в присутствии представителя ФГУП «Почта России» по доверенности № 8.5.17-06/250 от 29.03.2018 ФИО2 административным органом был составлен протокол от 09.04.2019г. № АП-38/03/387 об административном правонарушении в отношении ФГУП "Почта России" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и административный материал передан в суд на основании ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указывает на истечение срока давности привлечения организации к административной ответственности.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечению 3-х месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о защите прав потребителя - не позднее 1 года, с момента совершения административного правонарушения.
Как указал Конституционный суд в своем Постановлении от 15.01.2019 года по делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, КоАП РФ различает общие и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к ответственности за правонарушение. Они обусловлены дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений. При этом закрепление более длительных сроков давности само по себе не нарушает требования определенности правового регулирования и не влечет за собой риска их произвольного истолкования и применения.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлена на защиту отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального срока давности, предусмотренного оспариваемой нормой за нарушение прав потребителей. Даже в случаях, когда оно действительно повлекло за собой ущемление прав потребителей.
Вместе с тем нарушение оператором почтовой связи сроков рассмотрения претензии, нарушившее права потребителя, не исключает возможность привлечения его к ответственности по статье 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований» КоАП РФ в течение одного года со дня совершения (обнаружения) указанных противоправных действий.
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Как указал сам заявитель в протоколе об а/п, дата совершения административного правонарушения – 05.02.2019 года.
Таким образом, на момент рассмотрения дела, срок привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ истек.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является в силу статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент вынесения решения истек предусмотренный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5. КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, которые в данном случае истекли.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, 2.1, 4.5 КоАП РФ, ст. ст. 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в 10 дневный срок со дня его вынесения в полном объеме.
Судья А.В. Полукаров