ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-105592/16 от 18.07.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Москва

21 июля 2016г.

Дело №

А40-105592/2016-145-934

Резолютивная часть решения объявлена18 июля 2016г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2016г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з О.В. Широбоковой

рассмотрел дело по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, дом 19)

к Межрегиональному операционному управлению Федерального Казначейства (ОГРН 1117746430570, ИНН 7709878888, 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, дом 11, стр. 1)

Третье лицо: Публичное акционерное общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОГРН 1027700197867, ИНН 7707049388, 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, дом 15)

о признании действий, выразившиеся в принятии и/л серии АС № 003554868 и АС № 003554869 к исполнению, незаконными, о признании незаконными уведомления от 25.02.2016г. № УПЛ-16-8268 и УПЛ-16-9279 от 01.03.2016г.

при участии: от заявителяСтручкова Т.С., доверенность 319 от 20.10.2015, удостоверение.; от ответчика – Турусина А.Г., доверенность 95-16-15/10 от 11.01.2016, паспорт. от третьего лица – неявка, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному оперативному Управлению Федерального Казначейства с заявлением о признании действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительных листов серия АС № 003554868 от 18.09.2013г., АС № 003554869 от 18.09.2013г. к исполнению, незаконными; о признании незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 25.02.2016г. № УПЛ-16-8268 и от 01.03.2016г. № УПЛ-16-9279; об обязании Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства перечислить денежные средства в размере 231 302 руб. 47 коп., ранее списанные с лицевого счета Минобороны России, на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.

Заявитель в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представители казначейства в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии третьего лица в порядке ст. 123 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав доводы представителя ответчика, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен, заявление направлено в суд 06.06.2013г.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Межрегиональном операционном УФК, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17 мая 2011 года № 185 (далее - Положение), Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Как следует из заявления 28.02.2016г. в Министерство обороны Российской Федерации поступили уведомления от 25.02.2016г. № УПЛ-16-8268 и от 01.03.2016г. № УПЛ-16-9279 о поступлении исполнительного документа – и/л серии АС № 003554868 от 18.09.2013г. и АС № 003554869 от 18.09.2013г. выданных Арбитражным судом Мурманской области, взыскателем по которому является ПАО «Ростелеком» в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

Посчитав, что указанные действия управления нарушают законные права и интересы министерства, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд руководствовался следующими положениями.

Правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Главой 24.1БК РФ.

Согласно п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

В соответствии п. 3 ст. 242.1 БК РФ утвержден перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение. Данный перечень является исчерпывающим.

Федеральным законом от 07.05.2013г. №104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» в п.3 ст.242.1 БК РФ внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с п.п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.

Таким образом, в настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п.3 ст.242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.

Аналогичная норма содержится в п.14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина России от 22.09.2008 № 99н.

Суд отмечает, что должником по и/л серии АС № 003554868 от 18.09.2013г. и АС № 003554869 от 18.09.2013г. является войсковая часть 09436 и войсковая часть 62720 (Управление Северного флота).

При этом, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Лицевой счет получателя бюджетных средств - войсковая часть 09436 и войсковая часть 62720 (Управление Северного флота) в Межрегиональном операционном УФК, а также иных органах Федерального казначейства не открыт.

На основании п.1 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Учитывая, что другие должники, равно как и указание на субсидиарную ответственность в и/л серии АС № 003554868 и АС № 003554869 отсутствуют, а орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, у Межрегионального операционного УФК не имелось законных оснований для принятия к исполнению указанных исполнительных листов.

Кроме того, согласно п.1 разд.1 Положения о Межрегиональном операционном УФК, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 №185, Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.

Таким образом, Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального казначейства, то есть, на него также распространяется п. 3 ст.242.1 БК РФ.

Указанная позиция согласуется с позицией суда апелляционной инстанции, изложенной в постановлении от 05.07.2016г. по делу № А40-216887/2015 и кассационной инстанции изложенной в постановлении от 17.06.2016г. по делу № А40-183594/15.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия и уведомление ответчика не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 - 170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действия Межрегиональному операционному управлению Федерального Казначейства, выразившееся в принятии исполнительных листов серия АС № 003554868 от 18.09.2013г., АС № 003554869 от 18.09.2013г. к исполнению, незаконными;

Признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 25.02.2016г. № УПЛ-16-8268 и от 01.03.2016г. № УПЛ-16-9279.

Обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.

Проверено на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.

Судья:                                                                                                         Д.Г. Вигдорчик