ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40- 138 /20-131-1077
29 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения 31 августа 2020 года
Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению
истец ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003)
ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСОЙЛ" (адрес: 197046, <...>, ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 309, ОГРН <***>, ИНН <***>, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 13.08.2003)
о взыскании 13 966 руб. 43 коп.
УСТАНОВИЛ:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСОЙЛ" о взыскании 13 966 руб. 43 коп. задолженности по договору № ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 14.06.2013г., из них 12 793 руб. 29 коп. плата за произведенные работы по ремонту грузовых вагонов, 1 173 руб. 14 коп. неустойка.
Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 07.07.2020г.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований, в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела, в порядке упрощенного производства, не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Дата публикации резолютивной части решения по делу - 01.09.2020г., что подтверждено распечаткой с сайта www.arbitr.ru.
18.09.2020г. от истца посредством электронной почты поступила апелляционная жалоба, загруженная через "Мой Арбитр" 18.09.2020г. в 12 час. 59 мин. (МСК).
Ответчик в установленный судом срок до 03.08.2020г. не представил письменный отзыв по существу заявленных требований.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, представил отзыв на исковое заявление за пределами установленного срока, просил в иске отказать.
Через канцелярию суда истцом представлены возражения на отзыв ответчика.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сторонами был заключён договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 14.06.2013 г. № ТОР-ЦВ-00-32, в соответствии с которым ОАО «РЖД» принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании в эксплуатационных вагонных депо структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО «РЖД».
Согласно п. 1.4. договора основанием для отцепки грузового вагона Заказчика в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщика вагонов), утв. Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества протоколом 21-22.05.09 г. № 50.
Пунктами 3.2. - 3.3. договора предусмотрено, что каждый грузовой вагон при постановке в ТОР осматривается представителем Подрядчика с участием Заказчика на предмет определения объема работ с последующим составлением дефектной ведомости. При отсутствии представителя Заказчика при постановке вагона в ТОР, объём обоснованных работ определяется Подрядчиком самостоятельно, а Заказчик не вправе отказаться от приёмки и оплаты. Под обоснованными работами понимаются работы, выполненные в соответствии с РД 32 ЦВ-056-97.
Согласно п. 4.3.1. договора Заказчик обязуется осуществлять оплату.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу требований ст. 17 федерального закона «О железнодорожном транспорте РФ», ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ на ОАО «РЖД» ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта. непосредственно его обслуживающие путём осуществления своевременного контроля за надлежащим техническим состоянием вагонов и проведением их ремонта. Согласно пункту 21 ПТЭ не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами.
В случае отцепки грузового вагона и перевода его в неисправный парк по технологическим неисправностям согласно классификатору К ЖА для исследования причин возникновения неисправности запасная деталь направляется в ближайшую вагоноремонтную организацию. По результатам проведённого расследования и проверки детали средствами неразрушающего контроля составляется либо пакет рекламационно-претензионной документации (в случае подтверждения неисправности) либо уведомление о признании случая не рекламационным (если неисправности выявленные при визуальном первичном осмотре не нашли своего подтверждения при инструментальном исследовании).
Таким образом, работы по недопущению постановки в поезда или выпуску на сеть железных дорог неисправных или угрожающих безопасности движения вагонов являются обязанностью Подрядчика.
Пунктом 2.4. Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97 от 02.09.1997 г. установлено, что при ТР-2 должны быть выявлены и устранены все неисправности деталей и узлов вагонов. Пунктом 4.1. Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колёсных пар, утв. МПС ССР 31.12.76 г. № ЦВ/3429 запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны с поперечной трещиной в любой части оси колесной пары, а также износов и повреждений колёсных пар. нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава. В силу п. 1.4. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщика вагонов), утв. Советом по ж.д. транспорту № 50 от 21-22.05.09 г.. при техническом обслуживании вагонов проверяется в том числе наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам, исправность автосцепного устройства, тормозного оборудования, буксовых узлов, рессорного подвешивания.
Работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов, должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов (в том числе надлежащую проверку всеми возможными способами и методами исправность и целостность всех узлов и деталей вагонов).
Устранение выявленных неисправностей осуществляется при проведении текущего отцепочного ремонта. В соответствии с п. 1.3. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту протоколом от 21-22 мая 2009 года №50, текущий ремонт вагона (ТР-2) - ремонт с целью восстановления работоспособности груженого или порожнего вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или сформированных составов. Транзит - перевозка грузов от места отправления до места назначения без перегрузок в промежуточных пунктах. Транзитный пункт -место отправления и место назначения перевозки грузов без перегрузок в промежуточных пунктах.
В соответствии с п. 8 Инструкции по учету наличия неисправных грузовых вагонов на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД» № 205р от 13.02.2007г. (далее Инструкции) документом, удостоверяющим неисправное стояние вагона, является уведомление на ремонт грузового вагона формы ВУ-23М. Уведомление оформляется на каждый выявленный неисправный вагон с указанием требуемого вида работ с вагоном и места выдачи вагона для производства указанного вида работ. Согласно п. 9 Инструкции оформленное уведомление формы ВУ-23М является основанием для зачисления вагона в состав неисправных.
В процессе работы по проверке технической пригодности грузовых вагонов к эксплуатации работники ОАО «РЖД» руководствуются «Критериями браковки литых деталей тележек грузовых вагонов модели 18-100 и их аналогов в эксплуатации», утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протокол от 19-20 ноября 2013 г. N 59. Согласно п. 3.1. Критериев браковки дефект - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям (ГОСТ 15467-79). Критерий браковки - характеристика дефекта, при наличии которого дальнейшее использование изделия по назначению должно быть приостановлено или прекращено.
Согласно п. 2.1.1. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации возможные неисправности на поверхностях катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, иных деталях и частях вагона устанавливается визуально по внешним признакам.
Согласно уведомлению ВУ-23М № 1221 вагон № 51083749 31.12.2019 г. был переведен в неисправные на ст. Новая Еловка Красноярской ж.д. по коду № 115 (откол обода колеса) согласно классификатору К ЖА 05 2005. Неисправности были выявлены при визуальном осмотре в момент проверки технической исправности вагона. Акт браковки от 16.01.20, первичный акт от 31.12.2019г.
Согласно заключению об изломе или обнаружении в эксплуатации трещины колеса от 31.01.2020 г. трещина обода колеса 0029-788842-82 не подтвердилась только после проведенного в
условиях вагоноремонтного цеха вихретокового контроля дефектоскопом ВД-12нфп.
Работы по смене забракованной детали отражены в расчётно-дефектной ведомости от 16.01.2020 г.
Согласно акты выполненных работ 00636 от 16.01.2020 г. работы по вагону № 51083749 составили 6183.69 руб. (с учётом сбора за подачу-уборку вагона на пути ремонта).
Согласно п. 2.2.5 договора за ведение расследование причин отцепки одного грузового вагона и ведения рекламационной работы взимается сумма в размере 1953,60 руб. (с НДС). Согласно п. 3.9.1. дополнительного соглашения № 10 к договору возмещение расходов, связанных с определением ремонтопригодности (дефектоскопии) колесных пар взимается сумма в размере 4 656 руб.
Общая сумма задолженности составляет 12793,29 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ООО «Трансойл» были направлены претензии № исх. 313/КрДИВ - 13.02.2020 г. (почтовая квитанция прилагается).
Согласно п. 2.3.3. договора окончательный срок расчет за оказанные услуги по текущему отцепочному ремонту производится заказчиком работ в течение 5 банковских дней с даты подписания акта выполненных работ (оказанных услуг). Согласно п. 3.8.2 комплект первичных документов подписывается заказчиком в течение 2 рабочих дней с момента получения акта с комплектом документов. Мотивированного отказа от подписания комплекта первичных документов по вагону № 51083749 от ООО «Трансойл» не поступало.
Согласно п. 5.1. договора за нарушение сроков оплаты проведенных ремонтных работ со стороны Заказчика начисляется договорная неустойка в размере 0,07 % от цены таких работ.
В адрес владельца вагона ООО «Трансойл» некомплект первичных документов по ТР-2 направлен 20.01.2020 г. посредством системы электронного документооборота. После устранение замечаний комплект был направлен повторно 05.02.2020 г. Срок на оплату истекает 17.02.2020 г.
На основании изложенного, за нарушение со стороны ООО «Трансойл» сроков оплаты ТР-2 вагона 51083749 начисляется неустойка:
12793,29 руб. (сумма долга) / 100*0,07 (пени в день) * 131 (количество дней просрочки с по 01.07.2020 г.)= 1173,14 руб.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По вагону 51083749 требования удовлетворению не подлежат.
Вагон отцеплен в ТОР по коду неисправности "115" (откол обода колеса колёсной пары). В ходе проведения расследования, дефект не подтвердился. Отцепка вагона является необоснованной.
Согласно прилагаемому заключению при проведении неразрушающего контроля недопустимых дефектов на детали не обнаружено; деталь пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Заключение прилагается и подлежит приобщению к материалам дела на основании ст.ст. 64 - 68 и 75 АПК РФ.
Поскольку работы истцом не выполнялись, то оплате они не подлежат.
Между ОАО «РЖД» (истец, подрядчик) и ООО «Трансойл» (ответчик, заказчик) заключен договор № ТОР-ЦВ-00-32 от 14.06.2013 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Согласно п. 1.4 договора основанием для отцепки грузового вагона в ремонт являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации.
В соответствии с разделом 1.4 «Порядок технического обслуживания вагонов» Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкции осмотрщику вагонов), утвержденной в г. Минске 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря.
Таким образом, инструкция устанавливает обязательность направления вагона в ремонт только при наличии технической неисправности; направление в ремонт исправного вагона инструкцией не допускается (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.05.2019 по делу № А40-158252/2018 с участием истца и ответчика).
В рассматриваемом случае неверно установив техническое состояние вагонов ответчика, истец направил в ремонт исправные вагоны, что подтверждается составленными заключениями (уведомлениями об отмене рекламационных случаев). Довод истца, что основанием для направления вагона в ремонт является подозрение на наличие технической неисправности, противоречит инструкции. Вагон направляется в ремонт для устранения выявленной технической неисправности, а не для ее обнаружения, как ошибочно полагает истец. Техническая неисправность определяется осмотрщиком вагонов до направления вагона в ремонт.
В силу п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор подряда заключается для выполнения определенного вида работы, результат которой подрядчик обязан сдать, а заказчик принять и оплатить. Следовательно, целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику. Обязательства подрядчика по качеству исполнения подрядных работ гарантируют заказчику соответствие результата его обоснованным ожиданиям как одну из целей договора подряда.
Поскольку работы по устранению технических неисправностей истцом фактически не выполнялись, то оплате ответчиком они не подлежат.
Согласно Положению о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении, утвержденному и введенному в действие Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества с 01.01.2013 (протокол заседания № 57 Совета от 16 - 17.10.2012), техническое обслуживание вагона -комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности грузового вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; текущий отцепочный ремонт вагона (ТР-2) - это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей, переводом вагона в нерабочий парк и подачей на специализированные пути (пункт 2.3).
Пункт 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97 устанавливает, что при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Неисправности должны устраняться в соответствии с требованиями Руководства и технологического процесса текущего отцепочного ремонта вагонов.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97 текущий отцепочный ремонт выполняется на специализированных пунктах или путях, расположенных на ПТО или в депо.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по техническому осмотру вагонов и эксплуатации, утвержденной протоколом от 21 - 22.05.2009 № 50 Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря. Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
Учитывая, что неисправность всех вагонов не подтвердилась, при отцепке вагонов в текущий ремонт в эксплуатационном вагонном депо были проведены работы, которые не требовали отцепки вагонов, а выполненные работы депо должно было произвести в рамках технического обслуживания вагонов в составе поезда без отцепки в ремонт согласно Перечню наименований основных типовых работ, выполняемых при техническом обслуживании грузовых вагонов, утвержденному ОАО «РЖД» 27.10.2005.
В соответствии со ст. 2 и ст. 30 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» плата за перевозку грузов вносится до момента приема груза к перевозке и оплачивается в соответствии с тарифными руководствами.
В силу п. 1.16 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» утвержденного Федеральной энергетической комиссией от 17.06.2003 № 47-Т/5, в тарифы на перевозку грузов, указанные в настоящем тарифном руководстве, по начально-конечным операциям, входят техническое обслуживание на железнодорожных станциях грузовых вагонов общего парка или собственных (арендованных) вагонов.
Таким образом, расходы на проверку наличия дефектов и ремонт, не требующий отцепки, включены в железнодорожный тариф и оплачены перевозчику до момента приема груза к перевозке.
В указанной части выводы подтверждаются судебной практикой: постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.05.2019 по делу № А40-158252/2018 об отказе в иске ОАО «РЖД» к ООО «Трансойл»; постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу А40-286385/2018 об отказе в иске ОАО «РЖД» к ООО «Трансойл»; постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу № А40-294812/2018 об отказе в иске ОАО «РЖД» к ООО «Трансойл»; постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по № А40-164802/19-32-981.
Ссылки истца на акт о выполненных работах (оказанных услугах) правомерность его требований не подтверждает. В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.07.2015 № 305-ЭС15-3990 по делу № А40-46471/2014 сформулирована правовая позиция, согласно которой акты выполненных работ хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств.
Из содержания приведенных правовых норм в их взаимосвязи и фактических обстоятельств дела и представленных в дело доказательств следует, что исковое заявление ОАО «РЖД» к ООО «Трансойл» является необоснованным и удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Требование истца об уплате пени удовлетворению также не подлежит, поскольку в силу п. 4 ст. 329 ГК РФ прекращение основного обязательства влечет прекращение обеспечивающего его обязательства, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на истца.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 307, 309, 310, 330, 331, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСОЙЛ" о взыскании 13 966 руб. 43 коп. задолженности по договору № ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 14.06.2013г., из них 12 793 руб. 29 коп. плата за произведенные работы по ремонту грузовых вагонов, 1 173 руб. 14 коп. неустойка, оставить без удовлетворения.
Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Ю.В.Жбанкова