ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-107142/2015
18 августа 2015 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., (единолично),
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску
истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"в лице Красноярского филиала (адрес: 105064,<...>., дом. 12, корпус 1, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 22.10.2013)
ответчик ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.09.2003)
о взыскании 188 564 руб. 57 коп.
УСТАНОВИЛ:
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"в лице Красноярского филиала обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании убытков, связанных с ремонтом вагона в размере 20 780 руб. 30 коп.
Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ 17.06.2015г.
Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик в установленный судом срок представил письменного отзыва по существу заявленных требований, просит в иске отказать.
Ответчик за пределами установленного срока представить ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Красноярского края.
Согласно частям 5, 7 статьи 36 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства; выбор между арбитражными судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств.
Истец ходатайства о передаче дела по подсудности по месту филиала ОАО "РЖД" не заявлял, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении ходатайства ответчика о направлении дела по подсудности.
Через канцелярию суда истцом представлены возражения на отзыв.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в мае-июне 2014 года ОАО «РЖД» были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23М принадлежащие АО «ПГК» на праве собственности вагоны №№ 52568995, 52225257, 52147837, 55396741, 54571864 по неисправности колёсных пар «выщербины обода колеса, раковины» (код неисправности -107).
АО «ПГК» обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО «РЖД» и на предприятии ООО «Раф Сервис». Неисправные колёсные пары с выщербинами были осмотрены:
- совместно с ВЧДЭ-1 Боготол (вагоны №№ 52147873, 55396741, 54571864);
- совместно с ООО «Раф Сервис» (вагоны №№ 52568995, 52225257).
В результате осмотра 5-ти вагонов было установлено, что на 10-ти колёсных парах, отцепленных по неисправности «выщербины обода колеса, раковины» (код неисправности - 107), фактически обнаружены «ползуны на поверхности катания», образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин.
Эти обстоятельства были зафиксированы в актах осмотра колёсных пар.
АО «ПГК» как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО «РЖД»),
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Причины возникновения настоящей неисправности четко определены выше названным Классификатором и указывают на вину ОАО «РЖД».
Перевозчику ОАО «РЖД» до обращения в арбитражный суд было направлено 5 претензии на возмещение затрат АО «ПГК» на общую сумму 188 564 (Сто восемьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят четыре) рубля 57 копеек, а именно: претензия № ИД/ПР/ФКрс-91/15 от 12.03.2015 на сумму 25 586,07 рублей; претензия № ИД/ПР/ФКрс-92/15 от 12.03.2015 на сумму 23 421,27 рублей; претензия № ИД/ПР/ФКрс-93/15 от 13.03.2015 на сумму 60 358,01 рублей; претензия № ИД/ПР/ФКрс-94/15 от 13.03.2015 на сумму 43 972,51 рублей; претензия № ИД/ПР/ФКрс-95/15 от 13.03.2015 на сумму 35 226,71 рублей.
Претензионные требования АО «ПГК» были отклонены письмом № Исх. -257/КрДИВ от 07.04.2015г.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.
Спорные вагоны, принадлежащие АО «ПГК» на праве собственности, были забракованы работниками ОАО «РЖД» и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23М по неисправностям колёсных пар «ползун на поверхности катания колесной пары» (код неисправности - 106) и «выщербины обода колеса, раковины» (код неисправности -107).
Неисправность вагонов при отцепке в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества от 21-22 мая 2009 года №50 и введенной в действие распоряжением ОАО «РЖД» №1794р от 31.08.2009, определяется работниками вагонного хозяйства.
В последующем истец обеспечил текущий отцепочный ремонт спорных вагонов в вагонных ремонтных предприятиях ООО «РАФ-Сервис», ВЧДЭ ОАО «РЖД».
В результате осмотра колёсных пар было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности «выщербины обода колеса, раковины» (код неисправности - 107), фактически обнаружены «ползуны на поверхности катания», образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим образованием на них выщербин.
Обнаруженные обстоятельства были зафиксированы в актах осмотра колёсных пар, составленных с участием представителя Истца, ОАО «РЖД» и соответствующего вагонного ремонтного предприятия, производившего осмотр колесных пар с приложением фотоматериалов, фиксирующих характер дефекта, однако, работники ОАО «РЖД», в частности работники вагонных эксплуатационных депо от подписи актов отказались, о чем в актах осмотра колесных пар проставлена соответствующая запись.
Таким образом, довод ответчика о составлении актов осмотра в одностороннем порядке, является несостоятельным.
Понятие «ползун» раскрыто в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утверждённом ОАО «РЖД» 07.12.2007.
Ползун — это термомеханическое повреждение в виде локального износа колеса, характеризующееся образованием плоской площадки на поверхности катания.
Основная причина возникновения - скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Причины образования ползунов: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Таким образом, причинами возникновения ползунов являются исключительно виновные действия перевозчика ОАО «РЖД».
В силу ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» №562р от 30.03.3007 «Об утверждении Положения о порядке технической передачи (приема) вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и контроля за сохранностью вагонного парка» предписано исключить прием с путей необщего пользования поврежденных вагонов без оформления акта о повреждении вагона формы ВУ-25, возложить персональную ответственность на начальников железнодорожных станций и ВЧДЭ, при которой поврежденные сторонней организацией вагоны должны оставаться на ее ответственности до момента подписания актов формы ГУ-23 и ВУ-25.
Следовательно, приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.
В соответствии с пунктами 2 и 6 Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утверждённой 16.05.1994, с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 №В-705у и от 19.02.1998 №В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером или бригадиром, и приемщиком локомотивных депо ОАО «РЖД».
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО «РЖД», выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 №286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный №19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
Истец как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО «РЖД»),
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун).
Довод ответчика о возможном повреждения вагонов на путях необщего пользования носит предположительный характер и какими-либо доказательствами не подтвержден.
Согласно п. 11 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 21.12.2010 №286, работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, факт приема вагона на пути общего пользования подтверждает его техническую и коммерческую исправность.
Статья 105 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ) устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость повреждённых вагонов, а также убытки, понесённые владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
В соответствие с приказом Минтранса России от 25.12.2006 №163 «Об утверждении положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий» акты служебного расследования и технические заключения на неисправности колесных пар, в том числе по выщербинам и ползунам, не составляются.
Относительно довода об отсутствии акта о повреждении вагона, поясняю, что согласно п.6.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России №45 18.06.2003, акт о повреждении вагона формы ВУ-25 составляется Перевозчиком.
Невыполнение Перевозчиком данного требования не исключает ни самого события, ни ответственности Перевозчика.
Истцом с целью фиксации имеющихся повреждений проведено фотографирование, а также составление акта осмотра с привлечением незаинтересованных лиц (вагоноремонтных предприятий).
Все предъявленные вагоны были отцеплены в ремонт не по естественному износу, а по повреждению колесных пар в результате неправильной эксплуатации перевозчиком, в связи с чем, возникла необходимость проведения контрольных и регламентных работ.
Истец понес затраты на выполненные работы по текущему отцепочному ремонту вагонов и стоимости ремонта колёсных пар.
Размер понесённых расходов подтверждается комплектом документов (соответствующими актами выполненных работ на текущий отцепочный ремонт по договорам №ДР/ФКрс/ФВ-338/13 от 10.12.2013 с ООО «РАФ-Сервис» и №ТОР-ЦВ-00-ЗО/ДД/В-223/13 от 01.04.2013 с ОАО «РЖД», расчётно-дефектными ведомостями, актами выполненных ремонт на ремонт колесных пар и платежными поручениями).
На основании изложенного, суд считает, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на ответчика, в связи с чем требование истца о взыскании убытков в размере 188 564 руб. 57 коп. обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
Не основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 4, 27, 65-69, 71, 121, 123, 167-171, 180, 181, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (адрес: 107174, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 23.09.2003) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"в лице Красноярского филиала (адрес: 105064,<...>., дом. 12, корпус 1, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица: 22.10.2013) сумму убытков в размере 188 564 (Сто восемьдесят восемь тысяч пятьсот шестьдесят четыре) руб. 57 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 657 (Шесть тысяч шестьсот пятьдесят семь) руб.
Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в течение десяти дней со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 259, 260, 273-277, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья Ю.В.Жбанкова