ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-108569/12 от 14.11.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

21 ноября 2012 года Дело № А40-108569/12

106-508

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 21 ноября 2012 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Станкевич Н.В.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ИФНС России №4 по г. Москве

к ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля, ООО «Бум»

третьи лица: ФИО1, Межрайонная ИФНС России №46 по г. Москве

о признании незаконным решения от 06.02.2012 №180 о внесении записи в ЕГРЮЛ от 06.02.2012 (ГРН 2127602011106) в отношении ООО «Бум»; недействительной записи за ГРН 2127602011106 от 06.02.2012 о внесении записи в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО «Бум»; недействительным пункта 2 протокола общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012 в части изменения юридического адреса общества

при участии:

от заявителя – ФИО2 по дов от 04.09.12 №05-17/058476

от ответчиков – не явились, извещены.

от третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России №4 по г. Москве обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля, ООО «Бум» о признании незаконным п.2 протокола общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012 в части изменения юридического адреса общества; недействительным решения ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля от 06.02.2012 № 180, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 06.02.2012 ГРН 2127602011106 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Бум» (ОГРН <***>); признании недействительной записи за ГРН 2127602011106 от 06.02.2012 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО «Бум».

Заявитель обосновал свои требования тем, что указание заведомо ложных или вымышленных сведений в представленном в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица. Отсутствие у регистрирующего органа обязанности проводить правовую экспертизу подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие их требованиям законности и достоверности. Полагает, что решение, принятое общим собранием участников общества об изменении заведомого вымышленного (либо по иным причинам не соответствующего возможности действительного расположения там юридического лица) адреса местонахождения общества не может являться соответствующим гражданскому законодательству. При этом, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» не устанавливается круг лиц, имеющих право вмешиваться в организационное дело общество, но данное право представляется Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так как затрагиваются публичные интересы в связи с предоставлением недостоверных сведений о местонахождении общества. Незаконная миграция юридических лиц заведомо приводит к невозможности проведения в отношении хозяйствующих субъектов налоговых проверок, а соответственно, взысканию налогов в бюджет. Такого рода изменения в ЕГРЮЛ дают возможность недобросовестным участникам экономических отношений уклоняться от уплаты налогов. Не оспаривая по существу утверждение ответчика об отсутствии у него права на проведение правовой экспертизы документов, указывает на то, что, поскольку запись вносится на основании решения органов юридического лица, в данном случае, о смене адреса, а данное решение ничтожно, даже если эти обстоятельства выяснены позднее, то наличие записи в ЕГРЮЛ о несоответствующем действительности адресе, подлежит приводит к недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, а следовательно, подлежит признанию недействительной. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля направило отзыв на заявление, согласно которому возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что основания для отказа в регистрации изменений в сведения о юридическом лице у налогового органа отсутствовали; все документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, были представлены. Ссылается на то, что обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах общества и в заявлении, возлагается именно на лицо, обращающееся в регистрирующий орган, при этом налоговый орган не наделен правом на проверку достоверности указанных сведений

ООО «Бум», ФИО1, Межрайонная ИФНС России №46 по г. Москве, извещенные в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке ч. 3,5 ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства от 30.09.2004 №506 «Об утверждении положения ФНС» ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу п.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 30.09.2004 №506, ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налоговых органов на предъявление исков (заявлений) в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

Согласно ст.11 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 934-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.

Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе.

Данное положение закреплено в ст.13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым также установлен основной принцип правового регулирования отношений в сфере информации является принцип достоверности информации (ст. 3).

Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом N 129-ФЗ (ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В соответствии с п.2 ст.52, п.3 ст.54 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения.

В силу п.2 ст.12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав должен содержать сведения о месте нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации) п.2 ст.54 ГК, п.2 ст.4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В этой связи, местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров.

Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.

В соответствии с п.3 ст.52 ГК РФ изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Изменения в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью, в том числе в части изменения юридического адреса общества вносятся по решению общего собрания участников общества (п. 4 ст.12 Закона об ООО), которое в данном случае оформлено п.2 протокола общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012.

Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В силу пункта ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в учредительных документах и в заявлении должны быть достоверными и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрено привлечение к ответственности заявителей за предоставление недостоверных сведений.

Таким образом, учитывая указанные требования норм права, суд приходит к выводу, что решение общего собрания участников общества в части сведений о месте нахождения юридического лица должно соответствовать требованиям достоверности указанных сведений.

Согласно представленному в налоговый орган протоколу общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012, общество пунктом 2 протокола изменило местонахождение общества на адрес: 119019, <...>, стр.1-1А, офис 24.

Вместе с тем, после постановки на учет данного юридического лица по месту его государственной регистрации - ИФНС России № 4 по г.Москве, налоговым органом проведена проверка, в ходе которой установлено, что дом, в котором якобы располагается ООО «Бум», представляет собой непригодное не только для расположения там офиса общества, но и невозможное для нахождения людей здание (без пола, дверей, полового покрытия и т.д.), о чем свидетельствуют представленные в дело фотографии, поскольку с ноября 2011 года здание находится на капитальном ремонте. Тем более, в таком разрушенном помещении не может быть офиса 24, как это указано в решении общества о смене адреса.

Кроме того, согласно пояснениям собственника здания - ФИО1, (Свидетельство на праве собственности от 27.10.2011 №77-АН 466497), кому-либо помещения в ремонтируемом здании не передавались, никаких юридических действий не осуществлялось, тем более не заключался договор аренды с ООО «Бум», по причине нахождения здания на ремонте.

Так же ФИО1 в Межрайонную ИФНС России №46 по г.Москве представлено заявление от 11.03.2012, в котором он просит без его письменного согласия не осуществлять государственную регистрацию юридических лиц по адресу: 119019, <...>, стр.1-1А, офис 24.

Согласно составленному Акту от 05.07.2012 также не установлено и местонахождение органов управления юридического лица ООО «Бум» по адресу: 119019, <...>, стр.1-1А, офис 24 инспекцией, по причине отсутствия помещения как такового, в котором они могли быть расположены.

Таким образом, даже на момент проверки здания в июле 2012 года, оно находилось в абсолютно непригодном для нахождения в нем людей, а тем более, организации офисов, состоянии, что также свидетельствует о заведомо недостоверном указании ООО «Бум» данного здания в качестве своего нового юридического адреса в январе 2012 года.

Данные обстоятельства в настоящем конкретном случае в совокупности свидетельствуют о предоставлении обществом в налоговый орган заведомо несоответствующих действительности сведений.

Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью", в случаях, когда стороны, участвующие в рассматриваемом судом споре ссылаются в обоснование своих требований или возражений по иску на решение общего собрания участников общества, однако судом установлено, что данное решение принято с существенными нарушениями закона или иных правовых актов, суд должен исходить из того, что такое решение не имеет юридической службы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из участников общества или нет и разрешить спор руководствуясь нормами закона.

Учитывая данные обстоятельства, решение общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012 об изменении местонахождения общества на адрес: 119019, <...>, стр.1-1А, офис 24, оформленное п.2 протокола общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012, не соответствует требованиям законодательства, а соответственно, является незаконным, в связи с чем требование налогового органа о признании недействительным п.2 протокола общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012 в части изменения юридического адреса общества, является обоснованным.

В порядке, установленном законодательством, ООО «Бум» обратилось в ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля с заявлением Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно: в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.

После рассмотрения представленных документов ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля принято решение от 06.02.2012 №180, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 06.02.2012 ГРН 2127602011106 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Бум» (ОГРН <***>)

Вместе с тем, в силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов допускается отказ в государственной регистрации.

Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2011 № ВАС-13536/10 представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.

Поскольку в данном случае обществом были представлены недостоверные сведения местонахождения органов управления ООО «Бум» по адресу: 119019, <...>, стр.1-1А, офис 24, что установлено судом, а у налогового органа формально на момент принятия решения основания для отказа о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ не имелись по причине отсутствия прав на проведение правовой экспертизы, суд, с учетом признания решения общества о смене адреса недействительным, противоречащим закону, считает необходимым признать недействительным решение налогового органа о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Суд при принятии данного решения учитывает, что положения действующего законодательства, устанавливающие ответственность лиц, обратившихся в налоговый орган с целью внесения изменений в ЕГРЮЛ, за предоставление недостоверных сведений, в данных конкретных обстоятельствах (при отсутствии места нахождения общества в принципе), применить невозможно.

У контролирующих, налоговых органов, отсутствует возможность проверки деятельности юридического лица, его исполнительных органов, взыскание налогов в бюджет и т.д., привлечения как общества, так и его руководителей к административной ответственности, последующей ликвидации без причинения ущерба государству, в связи с наличием задолженности по уплате налогов в бюджет.

В этой связи, предоставление заведомо ложных или вымышленных сведений в представленном в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа – заявления о государственной регистрации юридического лица.

При этом, отсутствие у регистрирующего органа как обязанности, так и права на проведение правовой экспертизы подаваемых для регистрации документов, не может служить основанием для уклонения недобросовестных юридических лиц от своей обязанности по соблюдению законодательства, в том числе, налогового.

В то же время, нахождение в ЕГРЮЛ заведомо недостоверных сведений противоречит действующему законодательству.

Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом.

При этом в силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, служит основанием для внесения той или иной записи в определенный государственный реестр.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Решение о государственной регистрации, также как и решение об отказе в государственной регистрации, а не сама запись в ЕГРЮЛ, имеют явно выраженный ненормативный характер и являются ненормативными актами, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Таким образом, требования налогового органа о признании недействительной записи за ГРН 2127602011106 от 06.02.2012 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО «Бум», не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным п.2 протокола общего собрания участников ООО «Бум» от 25.01.2012 в части изменения юридического адреса общества.

Признать недействительным решение ИФНС по Дзержинскому району г.Ярославля от 06.02.2012 № 180, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от 06.02.2012 ГРН 2127602011106 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО «Бум» (ОГРН <***>).

В удовлетворении требований о признании недействительной записи за ГРН 2127602011106 от 06.02.2012 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о почтовом адресе ООО «Бум» – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.А. Кузнецова