ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-108666/16 от 08.06.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

15 июня 2016г.

Дело №

А40-108666/2016-145-965

Резолютивная часть суда вынесена 08 июня 2016г.

Решения суда в полном изготовлено 15  июня 2016г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Вигдорчика Д.Г.

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Широбоковой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, 117997, <...> ГСП-7)

к Закрытому акционерному обществу «Иксрателеком» (ОГРН 1027739222136, ИНН 7736196490, 109652, г. Москва, ул. 171, корп. 1 А.)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

При участии: от заявителянеявка, извещен.; от ответчика – Кудрявцева О.Г., доверенность от 21.06.2015, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд города Москвы обратилось Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Иксрателеком»  по ч. 3 ст. 14.1 КРФоАП.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии последнего в порядке ст. 123 АПК РФ.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, требования не признал, по основаниям изложенным в письменном отзывы.

В соответствии с п.3 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2010г. №10 и согласно определению арбитражного суда от 17.05.2016г. в судебном заседании 08.06.2016г. проведена подготовка дела к судебному разбирательству и судебное разбирательство.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности является организацией, осуществляющей вид деятельности, определенный Федеральным законом РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» – предоставление услуг связи, на осуществление которой требуется лицензия.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области связи. В соответствии с п.8 указанного положения предметом проверок юридических и физических лиц является соблюдение ими при осуществлении своей деятельности обязательных требований, в том числе: к пропуску трафика и его маршрутизации; к порядку распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; к использованию операторами связи выделенного им ресурса нумерации в соответствии с установленным порядком использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; к присоединению сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе к условиям присоединения; к использованию в сети связи общего пользования, технологических сетях и сетях связи специального назначения (в случае их присоединения к сети связи общего назначения) средств связи, прошедших обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям; к осуществлению лицензируемой деятельности в области связи при проведении в отношении лицензиатов лицензионного контроля в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»; к защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий;к управлению сетями связи.

В соответствии с п.9 Положения при проведении проверок выполнения обязательных требований в области связи, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «к», «м», «о» и «р» пункта 8 настоящего Положения, орган государственного надзора организует и проводит следующие мероприятия по контролю: а) анализ документов, содержащих сведения о выполнении обязательных требований; б) измерения параметров функционирования сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения ;в) измерения специальными техническими средствами, в том числе техническими средствами (программными средствами), интегрированными в контролируемые системы (средства) связи; г) запись показаний специальных технических средств, в том числе сигналов контролируемых источников излучений, и оформление этих показаний по формам, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу (далее - Управление) на основании Положения об Управлении, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016г. № 38, в соответствии с приказом руководителя Управления от 16.03.2016г. № 45 в отношении ЗАО «ИСКРАТЕЛЕКОМ» проведен мониторинг, о чем составлен протокол мониторинга от 18.03.2016

В ходе проведения мониторинга блокировки запрещенных Интернет -ресурсов 18.03.2016г. по адресу: Москва, Кутузовский пр-т, д. 88 (магазин «Юлмарт»), сотрудниками Управления посредством мобильного устройства, подключенного к сети Интернет по технологии Wi-Fi (IP-адрес точки Wi-Fi 46.39.241.35 принадлежит ЗАО «ИСКРАТЕЛЕКОМ» (ЗАО «ГорКом»), был беспрепятственно осуществлен выход на запрещенные сайты:

- rutracker.org (реестровый № 7586, внесен в Реестр по решению Мосгорсуда от 04.12.2015 по делу № 3-0726/2015);

- vkavkaz.com (реестровый № 8219-НВ, внесен в Реестр по решению Генпрокуратуры РФ от 04.12.2015 № 27-31 -2015/Ид4082-15);

- kavkazcenter.com (реестровый № 7788-НВ, внесен в Реестр по решению Генпрокуратуры РФ от 09.12.2015 № 27-31-2015/Ид4189-15);

- kinokopilka.tv (реестровый № 10276, внесен в Реестр по решению Мосгорсуда от 22.12.2015 по делу № 3-0881/2015);

- tarsik.blogspot.ru (реестровый № 7975-НВ, внесен в Реестр по решению Генпрокуратуры РФ от 04.12.2015 № 27-31-2015/Ид4082-15).

На основании изложенного административным органом сделан вывод, что юридическое лицо не осуществляло ограничение к информации, распространяемой посредством информационно телекоммуникационной сети «Интернет», доступ к которой ограничен Реестром.

30.03.2016г. консультантом Управления Роскомнадзора по ЦФО ФИО2, в отсутствии законного представителя ЗАО «ИСКРАТЕЛЕКОМ» составлен Протокол № АП-77/10/898 по делу об административном правонарушении. Копия вручена представителю.

О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен телеграммой 312009 от 25.03.2016г. полученной обществом 28.03.2016г. секретарем Гусевой.

Согласно ч.1 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ст. 14.1 КоАП РФ.

Материалы административного производства в отношении ЗАО «ИСКРАТЕЛЕКОМ» по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

ЗАО «ИСКРАТЕЛЕКОМ» осуществляет лицензируемый вид деятельности -оказание телематических услуг связи, с нарушением п. 5 лицензионных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) от 28.07.2011 № 87420 (срок действия до 28.07.2016), выданной Роскомнадзором.

Согласно п. 5 лицензионных требований данной лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с пп. «а» п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В соответствии с п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» при оказании услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» обязано осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

На основании ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

Согласно п. 10 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

Согласно п. 12 ст. 15.1 Закона об информации порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок получения доступа оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», к информации, содержащейся в Реестре, утвержден приказом Роскомнадзора от 21.02.2013 № 169 (далее - Порядок получения доступа).

В соответствии с п. 2 Порядка получения доступа, направленного на реализацию императивного требования закона об ограничении оператором связи доступа к таким сайтам, оператору связи обеспечен круглосуточный автоматический режим выгрузки из реестра перечня доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет».

Из смысла п.п. 3 и 4 Порядка получения доступа, оператор связи для получения доступа к информации из Реестра должен авторизоваться на сайте в сети «Интернет» http://vigruzki.rkn.gov.ru (до 01.08.2013 http://zapret-info.gov.ru).

В соответствии с п. 13 Правил создания, формирования и ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила ведения реестра), перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети «Интернет». Аналогичное требование содержится в п. 10 ст. 15.1 Закона об информации.

Для исполнения данного требования оператору связи необходимо осуществлять выгрузку из реестра перечня доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет».

Таким образом, ведение реестра запрещенных сайтов, а также ограничение доступа к ним является обязанностью общества.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.

Действия, связанные с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, ответчиком ни административному органа при составлении протокола, ни суду не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

При этом, доводы общества, о том, что на данный момент обеспечить надлежащую блокировку не возможно, в связи с тем, что абоненты имеют право изменить стандартные настройки подключения к Интернету судом отклоняются, т.к. указанный факт не снимает с общества обязанность по блокировке запрещенных сайтов.

Срок привлечения ЗАО «ИСКРАТЕЛЕКОМ» к административной ответственности установленный ст. 4.5 КоАП РФ по данному делу не пропущен.

В соответствии со ст. 4.5 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Поскольку рассматриваемое правонарушение заключалось в нарушении ответчиком условий, предусмотренных лицензией, то оно является длящимся правонарушением.

Факт совершения правонарушения выявлен заявителем в день проведения мониторинга – 18.03.2016г. В связи с чем, на момент принятия судом решения срок данности привлечения ответчика к административной ответственности не истек.

Суд, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства и обстоятельства дела, считает, что имеются основания для привлечения ООО Иксрателеком»к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 1.1, 1.5, 1.6, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1 ч. 3, 23.1, 24.1, 26.1, 26.2, 29.6, 29.7 КоАП РФ, и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Закрытое акционерное общество «Иксрателеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 19.09.2002г., 109652, <...> корп. 1 А.) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо.

Взыскать с Закрытого акционерного общества «Иксрателеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 19.09.2002г., 109652, <...> корп. 1 А.) штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:

УФК по г. Москве (для Управления Роскомнадзора по ЦФО) лицевой счет: <***>, ИНН <***>, КПП: 772401001, БАНК: Отделение 1 Москва, г. Москва 705, БИК 044583001, счет: 40101810800000010041, ОКТМО: 45918000000, КБК: 09611690020026000140, УИН: 09600000000002198823.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Судья:                                                                                                            Д.Г. Вигдорчик