Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-108942/16 125-832 |
ноября 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2017 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи: Смысловой Л.А. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи Драчевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ" (ОГРН <***> ИНН <***>, 119021, <...> дата регистрации: 06.03.2015) к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 119019, <...>) о взыскании задолженности в размере 78 132 828 руб. 96 коп.
при участии:
от истца: ФИО1 (доверенность от 01.01.2017 №06-39)
от ответчика: ФИО2 (доверенность от 29.12.2016 №390)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации с требованием о взыскании задолженности в размере 8 132 828 руб. 96 коп.
Иск заявлен на основании ст.ст. 8, 12, 309, 310 и мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору N 2-УЖФ-04 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2015 года между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ООО «Главное управление жилищным фондом» (Управляющая организация) заключен договор N 2- УЖФ-04 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, по условиям которого заказчик передал управляющей компании в управление и эксплуатацию жилищный фонд, а управляющая организация приняла управление жилищным фондом и обязалась оказать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставить коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
В соответствии с п. 3.6.1. договора управляющая организация обязалась принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках договора.
Согласно п. 4.1. договора управляющая организация обязуется осуществить расчеты и сборы платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании приложения N2-10 к договору; за коммунальные услуги по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством РФ; за дополнительные услуги по тарифам.
Пунктом 4.5. договора предусмотрено, что наниматели вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации на расчетный счет, а также плату за содержание и ремонт общего имущества МКД и коммунальные услуги до 10-го числа, следующего за расчетным месяцем.
По условиям договора (п. 3.3.4.1.) ответчик обязался в течение 3 (трех) рабочих дней предоставлять сведения управляющей организации о заключенных договорах найма, в которых обязанность платы управляющей организации за содержание и ремонт общего имущества в жилищном фонде в размере пропорциональном занимаемому помещению, а также коммунальные услуги возложена ответчиком полностью или частично на нанимателя с указанием Ф.И.О. нанимателя, ответственного лица нанимателя, о смене нанимателя или арендатора.
Не использование нанимателем помещения не является основанием для неоплаты услуг управляющей компании (п. 4.1.9).
Для оказания жилищных, коммунальных и иных услуг истец заключил с подрядной организацией договор N 06-07-02/0038/15, №06-07-020/00-16 на комплексное содержание многоквартирных домов от 23.10.2015, и договоры с ресурсоснабжающими организациями, №4450 от 15.10.2015. №205/5 от 12.08.2015, №04/04/15 от 03.08.2015, №29043 от 03.08.2015, №129 от 03.08.2015, №302-01-0101-004 от 15.09.2015, №589/2 от 03.08.2015, №685/1 от 03.08.2015, №898 от 03.08.2015, №998 от 03.08.2015, №71 от 15.10.2015, №303010123051 от 15.10.2015, №15-01-010 от 01.11.2015, №23-01-163-ЮЛ от 01.11.2015г.
Во исполнение договора истец оказал ответчику коммунальные и иные услуги в отношении жилищного фонда в размере 78 132 828 руб. 96 коп. за период с август 2015 по декабрь 2015г.что подтверждается представленными актами оказанных услуг.
Вместе с тем, ответчик не произвел оплату оказанных услуг, в результате чего у ответчика образовалась задолженность в размере 78 132 828 руб. 96 коп.
Претензии истца о погашении задолженности, исх. №06/1064 от 28.03.2016, №06/1065 от 28.03.2016, №06/1185 от 06.04.2016, №06/1186 от 06.04.2016, №06/1209 от 08.04.2016 направленные в адрес ответчика, оставлены последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В силу статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 1.1 договора предусмотрено, что договор заключен на основании протокола собрания собственников многоквартирных жилых домов.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с условиями пункта 2.2 договора заказчик передает управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, а управляющая организация обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке, расходы на содержание жилых помещений, коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти.
Принадлежащие Министерству обороны РФ на праве собственности жилые помещения, образуют государственный жилищный фонд (ст. 19 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2)взнос на капитальный ремонт;3)плату за коммунальные услуги.
Приложением N2-5 к договору предусмотрен перечень услуг по содержанию и ремонту объектов жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации, включающий содержание придомовой территории, освещение мест общего пользования, текущий ремонт жилищного фонда, техническое обслуживание инженерного оборудования, противопожарные мероприятия и т.д.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что деятельность управляющей компании финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде.
При этом в соответствии с пунктом 4.14 договора денежные средства, собранные управляющей компанией за пользование жилыми помещениями по договорам социального найма и по договорам найма специализированного жилого помещения, не позднее 15 числа, следующего за расчетным месяцем, подлежат перечислению по указанным в договоре реквизитам в пользу получателя – Министерства обороны Российской Федерации, с назначением платежа – «Возврат денежных средств в доход бюджета».
С учетом изложенного, договором не предусмотрен зачет платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в счет платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме и отопление, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в отношении принадлежащих ответчику нераспределенных помещений.
Материалы дела также не содержат сведений о распоряжении ответчиком денежными средствами за пользование жилыми помещениями по договорам социального найма в счет содержания принадлежащих ему пустующих жилых помещений, например, заявлений о зачете.
Содержание пункта 4.3 договора в совокупности с условиями пункта 4.14 договора свидетельствует о том, что за счет платы нанимателей финансирование деятельности управляющей компании осуществляется только по занимаемым нанимателями помещениям, поскольку истец не вправе распоряжаться собираемыми им в качестве платы за пользование жилыми помещениями средствами (платой за найм).
Довод ответчика о безвозмездности договора со ссылкой на пункт 4.3 договора о финансировании деятельности управляющей компании за счет платежей, осуществляемых нанимателями, является несостоятельным как с учетом природы договора, так и заявления исковых требований в отношении пустующих нераспределенных помещений.
Довод ответчика о том, что истцом в материалы дела не представлены доверенности на лиц подписавших Акты оказанных услуг, подтверждающих наличие полномочий осуществления приемки данных услуг судом отклоняются на основании следующего.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2014 N 868 утвержден порядок взаимодействия органов военного управления и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при оплате услуг по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (далее - Приказ N 868).
В соответствии с п. 4 Приказа N 868 органы эксплуатации на основании поступивших сведений и справок проверяют объем услуг, оказанных управляющими компаниями по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны, проверяют и подписывают акты сдачи- приемки оказанных услуг согласно рекомендуемому образцу, указанному в Приложении N 3 к Приказу N 868.
Согласно п. 5 Приказа N 868 на основании представленных органами первичных документов (актов сдачи-приемки оказанных услуг) финансовые органы формируют и представляют в органы Федерального казначейства документы, необходимые для санкционирования оплаты принятых денежных обязательств, возникающих по договорам управления многоквартирным домом.
В силу п. 4 Приказа N 868 отделами (территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг) были подписаны акты сдачи-приемки оказанных услуг, согласно образцу, утвержденному Приложением N 3 к Приказу N 868 за период с 03.08.2015 по 31.12.2015 на общую сумму 78 132 828 руб. 96 коп.
Пункт 5 Приказа N 868 подтверждает обязанность оплаты Министерством обороны Российской Федерации по подписанным 468 отделом (территориальной эксплуатации и контроля за оказанием услуг).
Представленные истцом Акты сдачи-приемки оказанных услуг по спорному Договору за август-декабрь 2015 года содержат подписи и печати исполнителя и заказчика, в связи с чем, доводы представителя Минобороны России являются несостоятельными.
Наличие прав истца по управлению спорными жилыми помещениями подтверждается Протоколом N 1, легитимным договором управления, и Государственной жилищной инспекцией по Красноярскому краю путем выдачи лицензии на управление многоквартирными домами и включением информации об управлении спорными жилыми домами в реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также документами, представленными ответчиком по запросу.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиям закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства оплаты задолженности в полном объеме или в части суду не представлены, наличие и размер долга ответчиком не оспорены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности в размере 78 132 828 руб. 96 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 309, 310 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65,70, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 119019, <...>) в пользу ООО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ" (ОГРН <***> ИНН <***>, 119021, <...> дата регистрации: 06.03.2015) задолженность в размере 78 132 828 руб. 96 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 200 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья: Смыслова Л.А.