ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-109009/17-17-969 от 25.09.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40- 109009/17-17-969

26 сентября 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2017 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично) при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросян Л.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявления Банка России в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации к ПАО «САК «Энергогарант» ( ОГРН 1027739068060, ИНН 7705041231, дата регистрации 14.08.2002 г. , адрес 115035, г. Москва, Садовническая наб., д.23), 3-е лицо: Садов Р.Г.

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: неявка, извещен; от ответчика: неявка, извещен; от третьего лица: неявка, извещено

УСТАНОВИЛ

Центральный Банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ПАО «САК «Энергогарант» (далее –Ответчик, Страховщик) к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке ст. 123 АПК РФ.

Ответчик представил отзыв на заявление, в котором указал на отсутствие состава правонарушения.

Изучив материалы дела, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

ПАО «САК «Энергогарант» имеет лицензию Банка России ОС № 1834-03 от 01.02.2016 на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Как следует из материалов дела, 02.03.2017 в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Приволжском федеральном округе поступило обращение ФИО1 от 02.03.2017 вх. № ОЭТ-1078 по поводу не заключения ПАО «САК «Энергогарант» с ним договора ОСАГО.

В ходе рассмотрения обращения, заявителем установлено, что 01.03.2017 и 02.03.2017 ФИО1 обращался на официальный сайт Страховщика в сети Интернет с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа в отношении транспортного средства Renault SR, государственный регистрационный знак <***>.

При заполнении заявления о заключении договора ОСАГО с использованием официального сайта Страховщика, ФИО1 в информационном поле «Серия и номер документа о регистрации ТС» ввёл информацию о серии и номере свидетельства о регистрации транспортного средства 5216 982243.

Указанная информация о типе, серии и номере документа о регистрации транспортного средства не прошла проверку в АИС ОСАГО, поскольку в АИС ОСАГО в отношении транспортного средства Renault SR, государственный регистрационный знак <***>, содержались сведения об ином документе серии 52НУ № 562426. Согласно данным свидетельства о регистрации транспортного средства, указанный номер является номером паспорта указанного транспортного средства.

В связи с тем, что представленные как 01.03.2017, так и 02.03.2017 потерпевшим сведения не прошли проверку в АИС ОСАГО, заявителю было предложено предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО.

Соответствующие действия ФИО1 были выполнены.

Факт получения от страхователя электронных копий паспорта страхователя, свидетельства о регистрации транспортного средства, водительских удостоверений ФИО1, ФИО2, диагностической карты № 018680021700121 от 01.03.2017 Страховщиком подтверждается.

Таким образом, в ходе рассмотрения обращения ФИО1 административным органом установлено, что как 01.03.2017, так и 02.03.2017 в распоряжении ПАО «САК «Энергогарант» имелись все документы, предусмотренные п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО и необходимые для заключения договора ОСАГО.

При этом договор ОСАГО с ФИО1 заключён не был.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ 1Ьном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее - Правила ОСАГО).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 4 Закона об ОСАГО.

Согласно п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Законом об ОСАГО. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом об ОСАГО.

На основании п. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Закона об ОСАГО, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее - риски нарушения функционирования информационных систем).

Согласно п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона об ОСАГО).

Для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет». Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети «Интернет» для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе (абзацы второй, пятый пункта 1.11 Правил ОСАГО).

В соответствии с п. 8 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 4190-У) после направления страхователем заявления в соответствии с настоящим Указанием страховщик в срок не более пяти минут регистрирует его в своей информационной системе и направляет в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО (далее - АИС ОСАГО), запрос, необходимый для проверки всех содержащихся в нем сведений.

По результатам автоматизированной обработки запроса, направленного в соответствии с настоящим пунктом, АИС ОСАГО (после обмена информацией между АИС ОСАГО и единой автоматизированной информационной системой технического осмотра) направляется страховщику соответствующее подтверждение сведений либо отказ в подтверждении сведений.

В порядке п. 9 Указания № 4190-У после проведения проверки и получения от АИС ОСАГО подтверждения в соответствии с пунктом 8 данного Указания либо получения электронных копий или электронных документов в соответствии с пунктом 7 или пунктом 10 Указания страховщик осуществляет следующие действия (в том числе во взаимодействии с сайтом профессионального объединения в случае доступа страхователя к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения): в срок не более 20 минут направляет страхователю расчет страховой премии, а также стоимость обеспечения почтового направления страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности (при изъявлении желания страхователем получить страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности), подлежащих уплате, и сообщает ему условия договора, обеспечивает на сайте страховщика (в том числе во взаимодействии с сайтом профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения) возможность обмена данными в электронном виде, которые необходимы для осуществления безналичной оплаты (дополнительно может предоставляться информация об оплате наличными деньгами), сообщает срок уплаты страховой премии (в зависимости от выбранного способа оплаты), предлагает страхователю осуществить корректировку сведений, указанных в заявлении, в случае получения страховщиком в соответствии с пунктом 8 Указания отказа в подтверждении. Указанные действия осуществляются путем отображения сведений в режиме реального времени на сайте страховщика или сайте профессионального объединения в случае доступа к сайту страховщика с использованием сайта профессионального объединения.

Как установлено п. 10 Указания, при получении страховщиком в соответствии с пунктом 8 настоящего Указания отказа в подтверждении он направляет на указанный страхователем адрес электронной почты уведомление в виде электронного документа с указанием на сведения, которые не соответствуют информации, содержащейся в АИС ОСАГО, либо отсутствуют в АИС ОСАГО, и указанием на возможность взыскания со страхователя суммы страховой выплаты в порядке регресса в случае предоставления страховщику недостоверных сведений, приведшего к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Также страховщик доводит до страхователя информацию, указанную в уведомлении, путем отображения сведений на своем сайте (сайте профессионального объединения) в режиме реального времени и сообщает о необходимости предоставить в виде электронных копий или электронных документов документы, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО.

Таким образом, в нарушение п. 7.2 ст. 15, п. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО Страховщик не обеспечил возможность заключения с ФИО1 договора ОСАГО в виде электронного документа и допустил случай неоказания (ненадлежащего оказания) услуги по заключению договора ОСАГО.

30.05.2017 по факту указанного нарушения законодательства Российской Федерации начальником отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в Приволжском федеральном округе ФИО3 на основании ст. 28.2, ч.ч. 2, 3, 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Указания Банка России от 27.02.2017 № 4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» составлен протокол об административном правонарушенииСЗ-03-ЮЛ-17-6108/1020-1.

Указанный протокол был составлен в присутствии представителя ответчика по доверенности № 119/17 от 17.03.2017 ФИО4

При этом судом установлено, что законный представитель ПАО «САК «Энергогарант» был извещен о времени и месте его составления уведомлением о составлении протокола № С59-7-2-5/5707 от 27.04.2017, направленным в адрес Ответчика по почте и врученным ему 05.05.2017, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями списка внутренних почтовых отправлений, почтовой квитанции и отчетом ФГУП «Почта России» об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор № 60300810031303).

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

Впоследствии материалы административного производства в отношении ПАО «САК «Энергогарант» по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.

В соответствии со ст. 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Согласно п. 5 ст. 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о лицензировании лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства в целом, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, Ответчик нарушил лицензионные требования и условия в части не заключения с гражданином договора обязательного страхования гражданской ответственности.

Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

То обстоятельство, что ПАО «САК «Энергогарант» было допущено необоснованное не заключение с гражданином договора обязательного страхования гражданской ответственности подтверждается материалами дела.

В связи с вышеизложенным, суд соглашается с доводами заявителя о наличии в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Фактическое выявление признаков административного правонарушения является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, независимо от повода проверки и порядка ее проведения.

В данном случае административное правонарушение выявлено и зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, составленном в связи с непосредственным обнаружением правонарушения должностными лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях,  и подтверждено другими представленными в дело доказательствами, соответствующими требованиям ч.ч. 1, 2  ст. 26.2 КоАП РФ

В рассматриваемом случае ПАО «САК «Энергогарант», не предпринявшее достаточных мер, направленных на недопущение нарушения требований, установленных нормативно-правовыми актами, допустило нарушение прав и законных интересов конкретного потребителя, чем нарушало законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в связи с чем суд считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ.

Довод ответчика о том, что заключение договора было невозможно в связи с тем, что документ транспортного средства не совпал с данными РСА, о чем ФИО1 было направлено соответствующее письмо, судом отклоняется на основании следующего.

Требование об обеспечении возможности заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым обратившимся введено Федеральным законом от 23.06.2016 № 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и вступило в силу с 01.01.2017.

Данное требование подлежит исполнению вне зависимости от того, какой из документов, предусмотренных подл, «г» п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы) будет представлен страхователем при загрузке электронных копий документов с использованием официального сайта Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Форма заявления о заключении договора ОСАГО содержится в Приложении № 2 к Правилам ОСАГО и предусматривает, в том числе, поле для внесения информации о документе о регистрации транспортного средства, выданном органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства, где может быть указан как номер паспорта транспортного средства, так и номер свидетельства о регистрации транспортного средства.

При этом утвержденная форма заявления не предусматривает ограничения по типу регистрационного документа, информация о котором предоставляется страхователем (только ПТС либо только СТС), что означает, что при оформлении договора ОСАГО в форме электронного документа страховщиком должна быть представлена возможность заполнения соответствующих информационных полей.

Дополнительной гарантией прав страхователя в рассматриваемой ситуации служит механизм проверки Страховщиком загруженных страхователем электронных копий документов.

При этом в ходе рассмотрения дела судом установлено, что как 01.03.2017, так и 02.03.2017 в распоряжении ПАО «САК «Энергогарант» имелись все документы, предусмотренные п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО и необходимые для заключения договора ОСАГО, однако в нарушение требований закона договор ОСАГО с ФИО1 заключён не был.

Доводы ответчика о том, что взаимоотношения между ФИО1 и ПАО «САК «Энергогарант» в настоящее время урегулированы и ФИО1 не имеет претензий к ПАО «САК «Энергогарант» судом отклоняются, поскольку опровергают факт совершенного правонарушения.

Срок давности привлечения ПАО «САК «Энергогарант» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения  не истёк.

Таким образом, имеются все необходимые условия для привлечения заинтересованного лица к административной  ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ПАО «САК «Энергогарант» от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом не установлено.

Учитывая характер допущенных ответчиком правонарушений, а также, принимая в отсутствие доказательств наличия отягчающих обстоятельств совершения вмененного правонарушения, суд считает возможным установить ответчику меру административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ -  30000 руб., считая, что данная мера ответственности  сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1 (ч. 3), 25.1, 25.4, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ и ст.ст. 65, 71, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК РФ, суд   

РЕШИЛ:

Привлечь акционерное общество Публичное акционерное общество «Страховая акционерная компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 14.08.2002 г., адрес 115035, <...>) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Сумма штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам: р/с - <***> в Волго-Вятском ГУ Банка России УИН - 0355263902200300517074485, ЕИП - 27705041231770501001, БИК-042202001, ИНН - <***>, КПП-526045005, получатель: УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России), КБК: 999 1 16 90 01001 6000 140,ОКТМО: 22701000, назначение платежа: административный штраф на основании решения суда от 26 сентября 2017 по делу № А40-109009/17-17-969.

Оригинал платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, с отметкой банка об исполнении, необходимо представить в Арбитражный суд города Москвы.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, экземпляр настоящего решения будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебному приставу-исполнителю.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Б. Полякова