Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2016 года Дело № А40-110083/2016-92-944
Резолютивная часть решения объявлена10 октября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2016 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Станкевичем И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "УНИВЕР Менедждмент" к Банку России об оспаривании приказов от 05.05.2016 №№ ОД-1415, ОД-1416
с участием:
от заявителя - ФИО1 по дов. от 23.06.2016 № 2306/16/СУД-1, ФИО2 по дов. от 08.09.2016 № 0809/16/СУД-2
от ответчика –ФИО3 по дов. от 05.04.2016 № ДВР16-31/108, ФИО4 по дов. от 24.03.2016 № ДВР16-31/92
УСТАНОВИЛ:
ООО "УНИВЕР Менедждмент" (далее - Общество, Управляющая компания) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Банку России об оспаривании приказов от 05.05.2016 №№ ОД-1415, ОД-1416, выраженных в приказе № ОД-90 об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и об аннулировании квалификационных аттестатов серии AV-016 № 001075 по квалификации «специалист финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами», серии АА № 000915 по квалификации «соответствующей должности руководителя или контролера организации, осуществляющей брокерскую и/или дилерскую деятельность и/или доверительное управление ценными бумагами», выданные единоличному исполнительному органу Общества с ограниченной ответственностью «УНИВЕР Менеджмент» (ИНН <***>) ФИО5
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые акты не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя.
Представители Банка России против удовлетворения заявления возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден истцом.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь в суд, заявитель указывает на следующие обстоятельства.
ООО «УНИВЕР Менеджмент» на основании лицензии от 24.12.2002 № 21-000-1-00101 (без ограничения срока действия), предоставленной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг осуществляло деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Решением Банка России от 05.05.2016 указанная лицензия заявителя аннулирована в связи с тем, что Общество неоднократно неисполнило предписания Банка России, неоднократно в течение года нарушало требования к раскрытию информации, предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, совершило сделку, в результате которой были нарушены требования к составу активов, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России при осуществлении деятельности на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Банк России также принял решение от 05.05.2016 об аннулировании квалификационных аттестатов серии AV-016 № 001075 по квалификации «специалист финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами», серии АА № 000915 по квалификации «соответствующей должности руководителя или контролера организации, осуществляющей брокерскую и/или дилерскую деятельность и/или доверительное управление ценными бумагами», выданные единоличному исполнительному органу Общества с ограниченной ответственностью «УНИВЕР Менеджмент» (ИНН <***>) ФИО5
По мнению заявителя, аннулирование указанных аттестатов лишает заявителя возможности продолжить трудовые отношения с генеральным директором ФИО5
Заявитель считает обжалуемое решения об аннулировании его лицензии и об аннулировании аттестатов единоличного исполнительного органа заявителя незаконными и необоснованными, поскольку обжалуемые решения лишают заявителя возможности заниматься основной уставной (единственной предусмотренной в уставе) деятельностью, ответчик незаконно привлекает заявителя к ответственности за нарушение, которого он не совершал.
Мера воздействия в виде аннулирования лицензии не только ограничивает правоспособность самого заявителя, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, но и наносит непоправимый ущерб клиентам заявителя - большому числу инвесторов на рынке ценных бумаг, чьи права в первую очередь должны защищаться решениями Банка России.
Заявитель признает, что действительно, допустил ряд нарушений в своей деятельности, однако за каждое из них был привлечен к административной ответственности и выплатил штраф. Всего им было уплачено штрафов на общую сумму 4.350.000 руб.
Как указывает заявитель, такая мера как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией, применение которой должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон об инвестиционных фондах) Банк России при выявлении нарушения лицензиатом требований Закона об инвестиционных фондах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а если лицензиат на основании лицензии осуществляет в соответствии с федеральными законами доверительное управление иными активами или оказывает услуги специализированного депозитария в отношении иных активов, требований этих федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, вправе своим предписанием запретить лицензиату проведение всех или части операций, применять иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулировать соответствующую лицензию и назначить временную администрацию.
Как следует из материалов дела, лицензия управляющей компании ООО "УНИВЕР Менедждмент" на управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами аннулирована Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 61, подпунктами 2, 6, 15 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах, Закона о Банке России, в связи с неоднократными нарушениями Управляющей компанией требований законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах, допущенных Управляющей компанией в 2015-2016 годах, которые заключались в следующем.
Банком России установлены факты неоднократного в течение года неисполнения Управляющей компанией предписаний Банка России.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах установлено, что Банк России выносит обязательные для исполнения предписания акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев и регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, о представлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций, об устранении нарушений требований Закона об инвестиционных фондах, нормативных актов Банка России, о запрете на проведение операций.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона об инвестиционных фондах в случае прекращения паевого инвестиционного фонда имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит реализации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 31 Закона об инвестиционных фондах лицо, осуществляющее прекращение паевого инвестиционного фонда, обязано реализовать имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 Закона об инвестиционных фондах в срок, не превышающий шести месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда.
Банком России в рамках осуществления надзорных мероприятий установлены нарушения в деятельности Управляющей компании, являющейся лицом, осуществляющим прекращение Закрытого паевого инвестиционного фонда «Прометей», Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Перспектива - Фонд жилой недвижимости», Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда «Деловая недвижимость», Закрытого паевого инвестиционного рентного фонда «Перспектива - Рентная недвижимость» и Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Поволжье» (далее - Фонды), требований пункта 10 статьи 31 Закона об инвестиционных фондах, а именно нарушение срока, установленного для реализации имущества, составляющего фонд, и осуществления расчетов с кредиторами в соответствии со статьей 32 Закона об инвестиционных фондах.
За нарушение сроков реализации имущества и осуществления расчетов с кредиторами Фондов, Управляющая компания была привлечена к административной ответственности.
В целях устранения указанных нарушений требований законодательства Российской Федерации Банком России в адрес Управляющей компании направлены предписания от 03.10.2014 № 54-2-2-2/2021 (срок исполнения предписания продлен письмами Банка России от 23.01.2015 № 54-2-2-7/129, от 25.06.2015 № 54-2-2-7/2083), от 20.02.2015 № 54-2-2-7/436 (срок исполнения предписания продлен письмом Банка России от 05.08.2015 № 54-2-2-7/2586), от 08.05.2015 № 54-2-2-7/1383, 54-2-2-7/1384, 54-2-2-7/1385 об устранении соответствующих нарушений.
Указанные предписания Банка России Управляющей компанией не исполнены. По факту неисполнения предписаний Банка России, Управляющая компания была привлечена к административной ответственности.
Банком России в адрес Управляющей компании направлены новые предписания от 08.12.2015 №№ 54-2-2-7/4040, 54-2-2-7/4041, 54-2-2-7/4042, 54-2-2-7/4043 и от 24.12.2015 № 54-2-2-7/4254 (далее - Предписания), которыми Управляющей компании предписывалось в срок до 29.02.2016: 1) реализовать имущество, составляющее Фонды, и осуществить расчеты с кредиторами с соответствии со статьей 32 Закона об инвестиционных фондах; 2) предоставить в Банк России отчеты о прекращении Фондов, соответствующие требованиям Закона об инвестиционных фондах.
Согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.pochta.ru) предписания с почтовым идентификатором № 10701693014004 были вручены Управляющей компании 14.12.2015, и предписание с почтовым идентификатором № 10701693041840 - 30.12.2015 соответственно.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах управляющая компания считается получившей предписание Банка России, если Банк России уведомлен о вручении предписания.
Предписания Банка России не исполнены Управляющей компанией, что также подтверждается письмами Управляющей компании от 11.02.2016 № 2016-18742 (вх. от 12.02.2016 № 45064), от 19.02.2016 № 2016-18820 (вх. от 19.02.2016 № 53834), от 01.03.2016 № 2016-18961 (вх. от 03.03.2016 № 66382).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах установлено, что основанием для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария является неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России при осуществлении деятельности на основании лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, за исключением предписания о запрете на проведение всех или части операций.
Банком России также были установлены факты неоднократного в течение года нарушения требований к раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, при осуществлении деятельности на основании лицензии.
Так, пунктом 3 статьи 51 Закона об инвестиционных фондах установлено, что не допускается распространение информации об акционерном инвестиционном фонде или о паевом инвестиционном фонде, акции или инвестиционные паи которых ограничены в обороте, за исключением случаев ее раскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Информация об акционерном инвестиционном фонде или о паевом инвестиционном фонде, акции или инвестиционные паи которых ограничены в обороте, может предоставляться лицам, которым в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» может предоставляться информация о ценных бумагах, предназначенных для квалифицированных инвесторов.
Любая информация об акционерном инвестиционном фонде или о паевом инвестиционном фонде, акции или инвестиционные паи которых ограничены в обороте, должна содержать указание на это обстоятельство.
В нарушение требований пункта 3 статьи 51 Закона об инвестиционных фондах 19.02.2016 Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом долгосрочных прямых инвестиций «Фейрглайд Капитал», инвестиционные паи которого ограничены в обороте, распространены Управляющей компанией путем опубликования на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://www.univerman.ru/ (далее - Сайт).
Пунктом 3.1 Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации, утвержденного приказом ФСФР России от 22.06.2005 № 05-23/пз-н (далее - Положение) установлено, что управляющая компания паевого инвестиционного фонда до начала формирования паевого инвестиционного фонда публикует на сайте в сети Интернет правила, зарегистрированные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а в печатном издании сообщение о регистрации указанных правил.
Правила должны быть доступны на сайте в сети Интернет до даты исключения паевого инвестиционного фонда из реестра паевых инвестиционных фондов.
В случае внесения в правила изменений и дополнений требования абзаца второго пункта 3.1 Положения применяются к правилам с внесенными в них изменениями и дополнениями, зарегистрированными федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В нарушение требований пункта 3.1 Положения, Правила доверительного управления Открытым паевым инвестиционным фондом акций «УНИВЕР Фундаментальный», Открытым паевым инвестиционным фондом облигаций «Универ -еврооблигации», Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «РЕЕИОН -Коммерческая недвижимость» со всеми внесенными изменениями и дополнениями на Сайте отсутствовали (по состоянию на 24.02.2016).
Пунктом 3.22 Положения установлено, что управляющая компания паевого инвестиционного фонда после завершения (окончания) его формирования ежегодно публикует, в том числе годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках управляющей компании паевого инвестиционного фонда.
Указанная отчетность публикуется на сайте в сети Интернет в сроки, установленные для представления ежегодной отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 23 приложения 9 к Указанию Банка России от 16.12.2015 № 3901-У «О сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов обязана представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда в Банк России в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение требований пункта 3.22 Положения Управляющая компания опубликовала бухгалтерский баланс и отчета о прибылях и убытках компании за 2014 год на Сайте только 13.04.2015.
Пунктом 1.14 Указания Центрального банка Российской Федерации от 25.08.2015 № 3758-У «Об определении стоимости чистых активов инвестиционных фондов, в том числе о порядке расчета среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда и чистых активов акционерного инвестиционного фонда, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, стоимости имущества, переданного в оплату инвестиционных паев» (далее - Указание) установлено, что копии отчетов оценщиков, использованных в течение последних трех лет при определении стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов (акционерных инвестиционных фондов), в правилах доверительного управления (уставе) которых не указано, что инвестиционные паи (акции) предназначены для квалифицированных инвесторов, не позднее трех рабочих дней с даты использования при расчете стоимости чистых активов в полном объеме раскрываются на сайте управляющей компании паевого инвестиционного фонда (акционерного инвестиционного фонда) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В нарушение требований пункта 1.14 Указания копии отчетов оценщиков по состоянию на 29.01.2016, использовавшихся при определении стоимости чистых активов Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Паевой фонд недвижимости», Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «РЕГИОН Коммерческая недвижимость», Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Кольчуга», Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Прометей» на Сайте отсутствовали (по состоянию на 18.02.2016).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах установлено, что основанием для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария является неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, при осуществлении деятельности на основании лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария.
Кроме того, Банком России были установлены факты совершения сделки, в результате которой были нарушены требования к составу активов, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 40 Закона об инвестиционных фондах управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего активами акционерного инвестиционного фонда или активами паевого инвестиционного фонда либо осуществляя функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда, не вправе совершать сделки или давать поручения на совершение сделок по приобретению объектов, не предусмотренных Законом об инвестиционных фондах, нормативными актами Банка России, инвестиционной декларацией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда.
Управляющая компания осуществляет доверительное управление Открытым паевым инвестиционным фондом смешанных инвестиций «УНИВЕР - фонд сбалансированный» (далее - Фонд) (Правила доверительного управления Фондом зарегистрированы ФСФР России 13.04.2005 за№ 0343-76584280).
В Банк России поступило уведомление Публичного акционерного общества РОСБАНК от 19.11.2015 № IS 1511190010 (далее - Уведомление), являющегося специализированным депозитарием Фонда, о выявлении нарушения Управляющей компанией требований к составу активов Фонда, установленных инвестиционной декларацией Фонда (пункт 22.1 Правил доверительного управления Фондом).
Из Уведомления и приложенному к нему Отчету ООО «УНИВЕР Капитал» о состоянии счетов клиента по сделкам с ценными бумагами и операциями с ними связанными следует, что 16.11.2015 Управляющей компанией в состав активов Фонда приобретены паи (акции) иностранного инвестиционного фонда FinEx Gold ETF, регистрационный номер IE00B8XB7377, CFI EUOGCR, не предусмотренные инвестиционной декларацией Фонда.
Тем самым Управляющей компанией были нарушены требования подпункта 1 пункта 1 статьи 40 Закона об инвестиционных фондах с учетом требований пункта 22.1 Правил доверительного управления Фондом, в соответствии с которыми управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего активами паевого инвестиционного фонда, не вправе совершать сделки или давать поручения на совершение сделок по приобретению объектов, не предусмотренных инвестиционной декларацией паевого инвестиционного фонда.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах установлено, что основанием для аннулирования лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария является совершение сделки, в результате которой были нарушены требования к составу активов, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, при осуществлении деятельности на основании лицензии акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, а также выдача специализированным депозитарием согласия на совершение такой сделки.
Кроме того, в ходе осуществления Банком России функций по контролю и надзору за деятельностью управляющих компаний паевых инвестиционных фондов в 2014 году Банком России проанализированы, в том числе, финансовые показатели Управляющей компании при осуществлении доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным рентным фондом «Земли Подмосковья» (далее - Фонд), в результате чего Банк России установил, что отчет, на основании которого определялась стоимость активов Фонда, не отражает рыночную стоимость оцениваемых активов, а, следовательно, стоимость активов Фонда не соответствует стоимости, отражаемой в его отчетности, направляемой в Банк России и раскрываемой для публичного доступа.
Также необходимо отметить, что Банком России 11.02.2016 установлен факт неоднократного и продолжительного манипулирования на торгах ЗАО «ФБ ММВБ» рынком инвестиционных паев Фонда в 2013-2014 годах. Как следует из пресс-релиза, опубликованного на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу http://www.cbr./, торговая активность на рынке паев Фонда в рассмотренный период полностью поддерживалась путем совершения сделок по предварительной договоренности следующими взаимосвязанными друг с другом лицами в указанный период времени: ООО «ИК Ди Си Капитал» и ООО «УНИВЕР Капитал» (далее - УНИВЕР Капитал). Более 70% сделок с инвестиционными паями Фонда за рассматриваемый период было заключено между указанными лицами.
На основании изложенного, основными выгодоприобретателями схемы по манипулированию рынком паев Фонда, а также по завышению стоимости активов Фонда являются основные владельцы паев Фонда - кредитные организации, ввиду того, что при расчете собственных средств (капитала) кредитных организаций вложения в паи Фонда не относились к показателям, уменьшающим сумму источников основного капитала согласно пункту 2.2 Положения Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» (в редакции, действовавшей до 31.12.2014).
В отношении приказа об аннулировании аттестатов суд отмечает следующее.
Пунктом 17 пункта 2 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах установлено, что Банк России аннулирует квалификационные аттестаты в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованными лицами требований Закона об инвестиционных фондах, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Единоличным исполнительным органом Управляющей компании в период совершения Управляющей компанией нарушений требований законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах являлся ФИО5.
Согласно пункту 6 Положения о специалистах финансового рынка решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица принимается в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также указанного Положения, в том числе, если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в настоящем пункте Положения законодательства.
Пунктом 7 Положения о специалистах финансового рынка предусмотрено, что нарушения, допущенные специалистами финансового рынка, указанными в пунктах 1.1 и 2 приложения № 1 к Положению (руководитель и контролер), в связи с которыми за нарушение законодательства Российской Федерации была аннулирована лицензия организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, являются основанием для принятия ФСФР России решения об аннулировании квалификационных аттестатов указанных лиц.
Таким образом, принимая во внимание, что неисполнение ФИО5 своих обязанностей повлекло нарушение законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах и послужило основанием для аннулирования лицензии Управляющей компании, в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах, Пунктами 6 и 7 Положения о специалистах финансового рынка в связи с неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах ФИО5, который исполнял обязанности генерального директора Управляющей компании, Банком России принято решение об аннулировании его аттестатов приказом Банка России от 05.05.2016 № ОД-1416.
Приказ об аннулировании аттестата вынесен в отношении физического лица -ФИО5, адресован непосредственно указанному лицу, и, тем самым, может затрагивать интересы и ограничивать правоспособность только данного физического лица, а не интересы конкретного юридического лица.
Обратившись в суд с требованием о признании незаконным приказа Банка России об аннулировании аттестата ФИО5, Управляющая компания фактически подала заявление в защиту интересов ФИО5, а по смыслу закона право на обращение в суд имеет лицо, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются оспариваемым ненормативным актом. Законом не предоставлено право обращаться в арбитражный суд в защиту прав и интересов других лиц.
Управляющей компанией не представлены доказательства в подтверждение доводов, что Приказ об аннулировании аттестата нарушают какие-либо ее права и законные интересы.
Таким образом, оспариваемые Приказы Банка России изданы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и соответствуют целям осуществления надзора Банком России, установленным Законом об инвестиционных фондах и Законом о Банке России, не нарушают права и законные интересы заявителя и не препятствуют их реализации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований, предусмотренные ч. 2 ст. 201 АПК РФ, судом не установлены.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. 31, 32, 55, 61, 61.2, Федерального закона от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации»руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 69, 71, 110, 123, 167-170, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральному закону от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации», отказать в удовлетворении требований по заявлению ООО "УНИВЕР Менедждмент" к Банку России об оспаривании приказов от 05.05.2016 №№ ОД-1415, ОД-1416.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Уточкин И.Н.