Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
13сентября 2021 года Дело № А40-110231/21-17-797
Резолютивная часть определения объявлена 06 сентября 2021 года
Полный текст определения изготовлен 13 сентября 2021 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Поляковой А.Б (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миранги А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АТОМКОМПЛЕКТ" к ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ
третьи лица: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АТОМНОГО ФЛОТА, ООО «СтройКапитал ХХ1» о признании незаконным решения и предписания от 12.04.2021г. № 223ФЗ-175/21
при участии: от заявителя: Редких С.В. по доверенности от 01.01.2021 г. № 304/1/2021-ДОВ, от ответчика: ФИО1 по доверенности от 01.03.2021 г. № МШ/14647/21, от ФГУП «Атомфлот»: не явился, извещён; от ООО «СтройКапитал ХХ1»: не явился, извещён.
УСТАНОВИЛ:
АО "АТОМКОМПЛЕКТ" (далее – Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФАС России о признании незаконным решения и предписания от 12.04.2021г. № 223ФЗ-175/21.
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, указав на законность оспариваемых заявителем решения и предписания.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Согласно поступившим от третьего лица (ФГУП АТОМНОГО ФЛОТА) в материалы дела пояснениям, оно поддерживает позицию заявителя.
Суд установил, что срок на обжалование решения ФАС России, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из заявления и материалов дела, АО «Атомкомплект» (организатор закупок) на официальном государственном сайте Единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru 22.01.2021 опубликованы извещение о проведении закупки и закупочная документация открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения контракта на выполнение работ по строительству и поставку плавучего дока для ФГУП «Атомфлот» (закупка № 32109917185). Извещение и закупочная документация опубликованы также на официальном сайте по закупкам атомной отрасли http://zakupki.rosatom.ru (закупка № 210122/1065/012) и на ЭТП «Фабрикант» http://www.fabrikant.ru (закупка № 2756310). Заказчик: ФГУП «Атомфлот».
Закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол 06.11.2020 г. № 135), с учетом приказа генерального директора Госкорпорации «Росатом» от 27.02.2019 № 1/191-П (в редакции приказа Госкорпорации «Росатом» от 01.08.2019 № 1/787-П) (далее - Положение о закупке, ЕОСЗ).
На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке на 11:00 (время московское) 10.03.2021 года на ЭТП «Фабрикант» всего подано 3 заявки на участие в закупке: АО «КУЗЕЙ СТАР ШИПЯРД ДЕНИЗДЖИЛИК САНАЙИ BE ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ», ООО «СтройКапитал XXI» - лидер коллективного участника JIANGSU DAJIN HEAVY INDUSTRY CO. LTD и EPIC DENIZCILIK VE GEMI INSAAT A.S.
Согласно протоколами заседания закупочной комиссии от 22.03.2021 № 1/2101221065012 и от 30.03.2021 № 2/2101221065012 по результатам рассмотрения заявок комиссией было принято решение о допуске к участию в закупке одного участника - АО «КУЗЕЙ СТАР ШИПЯРД ДЕНИЗДЖИЛИК САНАЙИ BE ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ».
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки, в соответствии с пунктом б) части 1.2 статьи 6.4 Положения о закупках и п. 5 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках закупка признана несостоявшейся.
Как следует из п. 2.2.1 протокола № 1/2101221065012 от 22.03.2021 ООО «СтройКапитал XXI» было отказано в допуске к дальнейшему участию в закупке на основании подпунктов а), б) пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ и подпунктов а), б) пункта 8.3 Части 2 Тома 1 закупочной документации, а именно:
-несоответствия участника требованиям подпункта 4.2) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части наличия материально-технических ресурсов.
-несоответствия участника требованиям подпункта 4.3) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части наличия достаточного для исполнения договора количества кадровых ресурсов.
-несоответствия заявки по составу требования подпункта б) пункта 1.1) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части предоставления копии документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки.
-несоответствия заявки по составу требования подпункта в) пункта 1.1) подраздела 2.1.1. раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации в части предоставления копий учредительных документов в действующей редакции.
-несоответствия заявки по содержанию подпункта ж) пунктов 1.3), 1.4) подраздела 2.1.1. раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации в части декларативного подтверждения по форме «Заявка на участие в закупке» закупочной документации (подраздел 5.1., Форма 1) на JIANGSU DAJIN HEAVY INDUSTRY CO. LTD: о не нахождении участника в процессе ликвидации, об отсутствии решения о признании участника несостоятельным (банкротом), об отсутствии ареста имущества участника, наложенного по решению суда, административного органа, о не приостановлении деятельности участника закупки.
- несоответствия заявки по содержанию подпункта и) пункта 1.6) подраздела 2.1.1. раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации в части декларативного подтверждения обязательства в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) в отношении участника закупки по форме «Заявка на участие в закупке» закупочной документации (подраздел 5.1., Форма 1) на JIANGSU DAJIN HEAVY INDUSTRY CO. LTD.
- несоответствия заявки по составу требованиям подпункта 4.1) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации, в части предоставления копий документов, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ.
ООО «СтройКапитал XXI» 31.03.2021 обратилось в ФАС России с жалобой на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Атомфлот» (далее также - Заказчик), организатора АО «Атомкомплект» (далее также - Организатор) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству и поставку плавучего дока для ФГУП «Атомфлот». В жалобе участник указал, что в соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии были созданы преимущественные условия для одного из участников закупки в связи с отклонением заявки ООО «СтройКапитал XXI» ввиду непредставления в полном объеме информации и документов, подтверждающих опыт, наличие кадровых, материально-технических ресурсов, копии бухгалтерской отчетности.
По результатам рассмотрения указанной жалобы ООО «СтройКапитал XXI» Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение от 12.04.2021 по делу № 223ФЗ-175/21, которым жалоба признана обоснованной,в действиях ФГУП «Атомфлот» признаны нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках, в результате чего ФГУП «Атомфлот» выдано обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений от 12.04.2021 по делу № 223ФЗ-175/21, согласно которому:
1.Заказчику, ООО «Фабрикант.ру» (далее - Оператор) отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, уведомить участников Конкурса об отмене протоколов.
2.Заказчику, Оператору назначить новую дату и время рассмотрения заявок на участие в Конкурсе, дату и время проведения Конкурса и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) информацию о новой дате и времени рассмотрения заявок на участие в Конкурса, новой дате и времени проведения Конкурса и дате и времени подведения итогов Конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), положением о закупке Заказчика (далее - Положение о закупке), с учетом принятого решения Комиссией ФАС России от 12.04.2021 № 223ФЗ-175/21.
3.Заказчику пересмотреть заявки участников Конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, конкурсной документации (далее - Документация), с учетом принятого решения от 12.04.2021 №223ФЗ-175/21.
4.Заказчику, Оператору продолжить проведение Конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, Документации и с учетом принятого решения от 12.04.2021 № 223ФЗ-175/21.
5.Заказчику, Оператору не позднее трех дней со дня совершения действий, указанных в настоящем предписании, разместить в ЕИС информацию о совершении действий, указанных в настоящем предписании.
6.Договор не может быть заключен до даты исполнения настоящего предписания.
7.Заказчику, Оператору в срок до 29.04.2021 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, по электронной почте: 223predpisanie@fas.gov.ru.
Заявитель, полагая, что указанные решение и предписание ФАС России не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
По сведениям ЕИС, предписание ФАС России от 12.04.2021 № 223ФЗ-175/21 Заказчиком исполнено.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 10 Закона о закупках в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, может быть обжаловано осуществление заказчиком закупки с нарушением требований названного закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также не размещение в единой информационной системе документов и сведений, подлежащих обязательному размещению в такой системе.
При этом, в силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Совокупное толкование приведенных норм права напрямую свидетельствует о том, что оспорить действия заказчика (организатора закупки), поименованные в части 10 статьи 3 Закона о закупках, в антимонопольном органе могут абсолютно любые лица, отвечающие критериям, установленным частью 5 статьи 3 Закона о закупках, вне зависимости от факта подачи ими заявки на участие в закупочной процедуре, а лица, такие заявки подавшие - все действия заказчика (организатора закупки), поименованные в части 10 статьи 3 Закона о закупках, совершенные им после окончания срока подачи заявок.
В свою очередь, Законом о закупках установлены принципы, которым должны соответствовать действия заказчика при проведении конкурентной процедуры в порядке регулирования указанного закона. К таковым относятся принцип информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вопреки доводам Заявителя, в поданной Жалобе ООО «СтройКапитал XXI» указало, что:
-в нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Заказчиком при осуществлении Закупки нарушен запрет пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части создания преимущественных условий для одного из участников Закупки;
-«в соответствии с требованием подпункта 4.1) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома1 закупочной документации у закупочной комиссии возникли вопросы к участнику 2756310-1-2 и Заявителю жалобы в части документов, подтверждающих опыт выполнения работ. Не смотря на однородность предмета требования в отношении участника 2756310-1-2 был направлен запрос о предоставлении соответствующих документов, но в противовес этого Заявителю жалобы был направлен отказсо ссылкой о не предоставлении опыта без какого-либо дозапроса»;
-«Описанная выше ситуация в разрезе подхода к изучению заявок участника 2756310-1-2 и Заявителя жалобы также повторяется по требованиям подпункта 4.3) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части наличия достаточного для исполнения договора количества кадровых ресурсов соответствующей квалификации».
В этой связи, оценивая доводы поступившей жалобы ООО «СтройКапитал XXI», следует признать их полностью соответствующими положениям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, поскольку поступившая в антимонопольный орган жалоба ООО «СтройКапитал XXI» была посвящена проведению ФГУП «Атомфлот» своей закупочной процедуры с нарушением требованиями действующего законодательства о закупках, ввиду чего следует признать, что административный орган был вправе принять жалобу ООО «СтройКапитал XXI» к рассмотрению.
Довод АО «Атомкомплект» о том, что ФАС России вышла за пределы доводов жалобы не находит своего подтверждения, поскольку при оценке правомерности и объективности действий Заказчика по отклонению заявки участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника.
В рассматриваемом случае антимонопольному органу не представилось возможным прийти к выводу о том, что несоответствие положениям документации, на основании которых отклонена заявка ООО «СтройКапитал XXI», является объективным подтверждением невозможности выполнения обязательств по договору на выполнение работ по строительству и поставку плавучего дока для ФГУП «Атомфлот».
Учитывая изложенное, действия ФГУП «Атомфлот», установившего к участникам Конкурса неправомерные квалификационные требования и, как следствие, отклонившего заявки участников Конкурса по указанным основаниям, а также, осуществившего дополнительный запрос информации не в равной степени ко всем участникам Конкурса, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Пунктом 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 установлено: «В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона № 505-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках».
Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Закон о закупках, в том числе в порядок рассмотрения жалоб в соответствии с требованиями Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции): расширен перечень случаев, установленный частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для подачи жалобы в антимонопольный орган, в частности установлено такое основание для подачи жалобы, как нарушение положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведении закупочной процедуры.
Учитывая изложенное, в случае поступления в антимонопольный орган жалобы, содержащей информацию об осуществлении заказчиком закупки, по мнению заявителя, с нарушением требований Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законом о закупках разделены понятия «участник закупки» и «участник закупки, подавший заявку». Так, в части 10 статьи 3 Закона о закупках указано: «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе... если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки». При этом в части 11 статьи 3 Закона о закупках содержится уточнение: «...в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены... после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке».
При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10.3 Положения о закупке установлено: «Любой участник закупки, а для неконкурентной закупки и в отношении положений ч. 4 настоящей статьи - любое заинтересованное лицо имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, закупочной комиссии, оператора ЭТП, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы данного лица, связанные с участием в закупке», при этом, согласно пункту 3 статьи 10.3 Положения о закупке «Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, закупочной комиссии, УО, оператора ЭТП в порядке, предусмотренном настоящей статьей, допускается в любое время со дня размещения извещения о закупке на официальном сайте и не позднее чем через 10 дней (для заказчиков второй группы - 5 дней) со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов закупки или извещения об отмене закупки, извещения о проведении неконкурентной закупки.
В настоящем случае из текса жалобы следует, что ООО «СтройКапитал XXI» оспаривает действия Заказчика, отклонившего заявки участников Конкурса вследствие установления неправомерных квалификационных требований к участникам Конкурса, а также осуществившего дополнительный запрос информации не в равной степени ко всем участникам Конкурса.
Выявленные ФАС России обстоятельства того, что обжалуемые действия Заказчика закупочной процедуры нарушают права и законные интересы ООО «СтройКапитал XXI», как участника Закупки, подавшего заявку на участие в закупке, являются основанием к применению мер публично-правового принуждения в виде выдачи обязательного к исполнению предписания, но не основанием к отказу в рассмотрении жалобы, в связи с чем жалоба ООО «СтройКапитал XXI» содержащая основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках была обоснованно и правомерно принята к рассмотрению ФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Следует отметить, что положения Закона о закупках не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
Также необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 1 Закона о закупках: «целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений».
Следовательно, наличие в жалобе указаний на осуществление Заказчиком закупки с нарушением положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.
Оценивая же выявленные ФАС России по результатам ее рассмотрения нарушения, следует признать соотносимыми как с положениями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, так и с доводами самой жалобы ООО «СтройКапитал XXI», ввиду чего при вынесении оспариваемых по делу ненормативных правовых актов контрольный орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Таким образом ФАС России при принятии решения выполняла свои функции (полномочия) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, возложенные на нее законодательством, в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Ссылка заявителя на Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2020 № 307-ЭС20-10222 по делу № А5 6-6217/2019 несостоятельна, поскольку в рассматриваемом деле управление выявило в действиях общества нарушение требований пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном признании заявки участника общества «Ленпромгаз» соответствующей требованиям документации. Вместе с тем, доводы относительно названных нарушений Закона о закупках лицо, обратившееся в антимонопольный орган, в жалобе не приводило, в настоящем случае, как следует из жалобы ООО «СтройКапитал XXI», Общество указывает на несогласие с действиями Заказчика, выраженными в отказе в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием требований конкурсной Документации в части материально-технических и кадровых ресурсов без направления дополнительного запроса информации в адрес ООО «СтройКапитал XXI», по этим же основаниям также несостоятельны ссылки заявителя на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 по делу № А40-271290/2019, решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2019 по делу № А40-256227/2018, решение Арбитражного суда города Москвы от 06.06.2020 по делу № А40-3212187/2019, решение Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2019 по делу № А40-156106/2019, поскольку в настоящем случае установлена причинно-следственная связь между действиями Заказчика, не допустившего к участию в Конкурсе участников по причине несоответствия их заявок требованиям конкурсной Документации в части наличия материально-технических и кадровых ресурсов в связи осуществлением дополнительного запроса информации не в равной степени ко всем участникам Конкурса.
Таким образом, жалоба ООО «СтройКапитал XXI» содержит основания, предусмотренные пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, таким образом Решение и Предписание вынесены ФАС России с соблюдением норм материального и процессуального права в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
Доводы заявителя о правомерном установлении требований о наличии материально-технических и кадровых ресурсов, а также о направлении уточняющих запросов в полном соответствии с Положением о закупке и конкурсной Документацией не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При этом согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Пунктом 2.1.1. части 1 Тома 1 Документации установлены требования к участникам закупки, субподрядчикам, согласно которым участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе пунктом 4 подраздела 2.1.1 части 1 Тома 1 Документации установлены следующие требования к участникам закупки, а также субподрядчикам, выполняющим работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника закупки, в объеме выполняемых работ: «4.2) наличие материально-технических ресурсов (далее - МТР):
должен иметь достаточное для исполнения договора в исправном состоянии количество МТР (машин и механизмов, специальных приспособлений и инструментов) для выполнения работ, прошедших технический осмотр (для транспортных средств (ТС), если требуется согласно порядку и периодичности технического осмотра данных ТС, установленными Федеральным законом от 01 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (170-ФЗ)), получивших положительные результаты технического освидетельствования (для подъемных сооружений, если требуется согласно порядку и периодичности технического освидетельствования данных сооружений, установленными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору), в том числе:
-достроечная набережная длиной не менее 520 м и глубиной у причальной стенки не менее 10 м - не менее 1 шт.;
-грузоподъёмные механизмы (краны) г/и не менее 50 т - не менее 2шт.;
-окрасочная камера с производительностью не менее 100 м2/ч - не менее
1 шт.;
-гидравлический пресс с усилием не менее 400 тс - не менее 1 шт.;
-машина плазменной резки (максимальная толщина раскраиваемого листа стали - не менее 26 мм) - не менее 2 шт.
Документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям:
- справка, подтверждающая наличие у участника закупки, привлекаемых субподрядчиков, соответствующих МТР, необходимых для полного и своевременного выполнения договора (соответствующая форма ЭТП) с обязательным приложением:
- для ТС - копий свидетельств о регистрации ТС (для зарегистрированных ТС), а также копий документов, подтверждающих прохождение технического осмотра (если прохождение технического осмотра требуется согласно порядку и периодичности технического осмотра данных транспортных средств, установленными 170-ФЗ);
-для подъемных сооружений - копий документов, подтверждающих результаты технического освидетельствования, если требуется согласно порядку и периодичности технического освидетельствования данных сооружений, установленными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
-копий документов, подтверждающих исправное состояние МТР (сведения из журнала учета технического обслуживания и ремонта, составленного по форме ГОСТ 25646-95 или иных документов, утвержденных соответствующими государственными органами;
-для остальных МТР - копий документов, подтверждающих наличие на учете объектов основных средств в бухгалтерском учете (актов о приемке-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 и/или инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме № ОС-6, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7).
-в случае использования арендованных МТР также предоставляются следующие документы для всей цепочки арендаторов до собственника МТР -копии подписанных с двух сторон договоров аренды между участником закупки (субподрядчиком) и каждым арендодателем, а также договоров субаренды между арендодателем и каждым субарендодателем (в случае заключения договоров субаренды) с указанием наименований, количества, сроков аренды, арендуемых МТР.
-если на этапе закупки только намерение заключить договор купли-продажи и/или аренды МТР между участником закупки (субподрядчиком) и каждым продавцом или арендодателем / субарендодателем также предоставляются:
-копии предварительного договора купли-продажи и/или аренды МТР (соглашения о намерениях), создающего для сторон однозначные обязательства заключения основного договора в случае признания участника закупки победителем или принятия решения о заключении договора с таким участником по результатам закупки, с указанием наименований и количества МТР или
- копии договора купли-продажи и/или аренды МТР с отлагательным условием, создающего для сторон однозначные обязательства вступления такого договора в силу в случае признания участника закупки победителем или принятия решения о заключении договора с таким участником по результатам закупки, с указанием наименований и количества МТР».
Также в соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 подраздела 2.1.1 части 1 Тома 1 Документации участник закупки должен иметь достаточное для исполнения договора количество кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе:
4.3) наличие кадровых ресурсов:
должен иметь достаточное для исполнения договора количество кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе:
-газорезчик не ниже 2 разряда - не менее 99 чел.;
-сборщик корпусов металлических судов не ниже 2 разряда - не менее 247 чел.;
-сварщик не ниже 3 разряда - не менее 105 чел.;
-трубопроводчик судовой не ниже 2 разряда - не менее 35 чел.;
-слесарь-монтажник судовой не ниже 2 разряда - не менее 46 чел.;
-маляр не ниже 3 разряда- не менее 54 чел.;
-сборщик-достройщик судовой не ниже 2 разряда - не менее 81 чел.;
-станочник широкого профиля не ниже 3 разряда - не менее 48 чел.;
-электромонтажник судовой 2 разряда и выше - не менее 23 чел.;
-инженер-конструктор (конструктор)/инженер-проектировщик - не менее 19 чел.
Документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям:
-справка, подтверждающая наличие у участника закупки и/или привлекаемых субподрядчиков, соответствующих кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения договора (соответствующая форма ЭТП) с обязательным предоставлением копии выписки из штатного расписания, подписанной:
-начальником отдела кадров;
-генеральным директором или главным бухгалтером.
Заполненное участником закупки по форме «Заявка на участие в закупке» закупочной документации (подраздел 5.1, Форма 1) обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора копии трудовых книжек и квалификационных документов на привлекаемых для исполнения договора работников.
Согласно Протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по закупке на право заключения договора на выполнение работ по строительству и поставке плавучего дока для ФГУП «Атомфлот» от 22.03.2021 № 1/2101221065012 (далее - Протокол) по результатам открытия доступа к заявкам на участие в Закупке на участие в Закупке поступили заявки от трех участников.
По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке на отборочной стадии Закупочной комиссией были приняты следующие решения:
В соответствии с пунктом 7.6 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ и пунктом 7.6 Части 2 Тома 1 закупочной документации направить запросы по уточнению заявки на участие в закупке, а именно: направить участнику закупки АО «КУЗЕЙ СТАР ШИПЯРД ДЕНИЗДЖИЛИК САНАЙИ BE ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» запрос о предоставлении отсутствующих документов, а именно:
1)в соответствии с требованиями пункта 1.8) подраздела 2.1.1. раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации предоставить копию бухгалтерской (финансовой) отчетности за 9 месяцев текущего финансового (2020) года в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными разделом 3 Части 1 Тома 1 закупочной документации и форму сопоставления показателей финансовой деятельности с показателями финансовой отчетности в соответствии с РСБУ или МСФО в соответствии с таблицей 3 раздела 4.2 приложения 2 к части 1 Тома 1 закупочной документации;
2)в соответствии с требованием подпункта 4.1) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации предоставить копии следующих документов, подтверждающих завершённые в 2018-2021 гг. работы в рамках заключенных договоров на комплекс работ по сооружению судов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а именно:
- документов, подтверждающих состав работ, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень выполненных работ;
-документов, подтверждающих исполнение работ, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: реквизиты договора (номер и дата); перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ; стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ.
3) в соответствии с требованием подпункта 4.2) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации на материально-технические ресурсы (МТР), указанные в п. 37, 39, 71-81, 92, 93, 102, 103, 107 Справки о МТР, просим предоставить копии следующих документов:
-копии документов, подтверждающих исправное состояние МТР (сведения из журнала учета технического обслуживания и ремонта, составленного по форме ГОСТ 25646-95 или иных документов, утвержденных соответствующими государственными органами;
-копии документов, подтверждающих наличие на учете объектов основных средств в бухгалтерском учете (актов о приемке-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 и/или инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме №ОС-6, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7);
-в случае использования арендованных МТР также предоставляются следующие документы для всей цепочки арендаторов до собственника МТР -копии подписанных с двух сторон договоров аренды между участником закупки(субподрядчиком), и каждым арендодателем, а также договоров субаренды между арендодателем и каждым субарендодателем (в случае заключения договоров субаренды) с указанием наименований, количества, сроков аренды, арендуемых МТР.
-если на этапе закупки только намерение заключить договор купли-продажи и/или аренды МТР между участником закупки(субподрядчиком) и каждым продавцом или арендодателем/ субарендодателем также предоставляются:
-копии предварительного договора купли-продажи и/или аренды МТР (соглашения о намерениях), создающего для сторон однозначные обязательства заключения основного договора в случае признания участника закупки победителем или принятия решения о заключении договора с таким участником по результатам закупки с указанием наименований и количества МТР или
- копии договора купли-продажи и/или аренды МТР с отлагательным условием, создающего для сторон однозначные обязательства вступления такого договора в силу в случае признания участника закупки победителем или принятия решения о заключении договора с таким участником по результатам закупки, с указанием наименований и количества МТР.
В соответствии с требованиями подпункта 4.3) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации, необходимо представить документ, подтверждающий наличие следующих кадровых ресурсов:
- газорезчик не ниже 2 разряда - не менее 99 чел.;
- сборщик корпусов металлических судов не ниже 2 разряда - не менее 247 чел.;
-сварщик не ниже 3 разряда - не менее 105 чел.;
-трубопроводчик судовой не ниже 2 разряда - не менее 35 чел.;
-слесарь-монтажник судовой не ниже 2 разряда - не менее 46 чел.;
-маляр не ниже 3 разряда- не менее 54 чел.;
-сборщик-достройщик судовой не ниже 2 разряда - не менее 81 чел.;
-станочник широкого профиля не ниже 3 разряда - не менее 48 чел.;
-электромонтажник судовой 2 разряда и выше — не менее 23 чел.; а именно, предоставить копию выписки из штатного расписания, подписанную:
-начальником отдела кадров;
-ген. директором или главным бухгалтером».
При этом, в соответствии с Протоколом, Закупочной комиссией было принято решение об отказе в допуске к дальнейшему участию в Закупке ООО «СтройКапитал XXI» - лидеру коллективного участника JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD, по следующим основаниям:
на основании подпунктов а), б) пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 ЕОСЗ и подпунктов а), б) пункта 8.3 Части 2 Тома 1 закупочной документации, а именно: несоответствия участника требованиям подпункта 4.2) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части наличия машин плазменной резки (максимальная толщина раскраиваемого листа стали - не менее 26 мм) - не менее 2 шт.
В составе документов заявки предоставлена справка о МТР ООО «СТРОЙКАПИТАЛ XXI», в которой отсутствует подтверждение наличия всех необходимых МТР.
Также в составе документов заявки предоставлена справка о МТР члена коллективного участника JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD. (КНР), в которой отсутствует подтверждение наличия машин плазменной резки (максимальная толщина раскраиваемого листа стали - не менее 26 мм) -не менее 2 шт.
- несоответствия участника требованиям подпункта 4.3) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части наличия достаточного для исполнения договора количества кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе:
-газорезчик не ниже 2 разряда - не менее 99 чел.;
-сборщик корпусов металлических судов не ниже 2 разряда - не менее 247 чел.;
-сварщик не ниже 3 разряда - не менее 105 чел.;
-трубопроводчик судовой не ниже 2 разряда - не менее 35 чел.;
-слесарь-монтажник судовой не ниже 2 разряда - не менее 46 чел.;
-маляр не ниже 3 разряда - не менее 54 чел.;
-сборщик-достройщик судовой не ниже 2 разряда - не менее 81 чел.;
-станочник широкого профиля не ниже 3 разряда - не менее 48 чел.;
-электромонтажник судовой 2 разряда и выше - не менее 23 чел.;
-инженер-конструктор (конструктор)/инженер-проектировщик - не менее 19 чел.
В составе документов заявки предоставлена справка о кадровых ресурсах и штатное расписание ООО «СТРОИКАПИТАЛ XXI», в которых отсутствует подтверждение наличия всех необходимых кадровых ресурсах. Также в составе документов заявки предоставлена справка о кадровых ресурсах члена коллективного участника JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD. (КНР), в которой гарантируется привлечение специалистов в необходимом количестве для выполнения заказа.
- несоответствия заявки по составу требования подпункта б) пункта 1.1) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации в части предоставления копии документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки.
В составе заявки на участие в закупке не представлен документ на JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD.
- несоответствия заявки по составу требования подпункта в) пункта 1.1) подраздела 2.1.1. раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации в части предоставления копий учредительных документов в действующей редакции.
В составе заявки на участие в закупке на лидера коллективного участника ООО «СтройКапитал XXI» не представлены изменения к Уставу ГРН 2217700171885.
На JIANGSU DAJIN HEAVY INDUSTRY CO. LTD документы не предоставлены.
- несоответствия заявки по содержанию требованию подпункта ж) пунктов 1.3), 1.4) подраздела 2.1.1. раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации в части декларативного подтверждения по форме «Заявка на участие в закупке» закупочной документации (подраздел 5.1., Форма 1) на JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD:
- о ненахождении участника в процессе ликвидации,
-об отсутствии решения о признании участника несостоятельным (банкротом),
-об отсутствии ареста имущества участника, наложенного по решению суда, административного органа,
- о неприостановлении деятельности участника закупки.
- несоответствия заявки по содержанию требованию подпункта и) пункта 1.6) подраздела 2.1.1. раздела 2 части 1 Тома 1 закупочной документации в части декларативного подтверждения обязательства в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) в отношении участника закупки по форме «Заявка на участие в закупке» закупочной документации (подраздел 5.1., Форма 1) на JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD.
- несоответствия заявки по составу требованиям подпункта 4.1) подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации, в части предоставления копий следующих документов, подтверждающих завершённые в 2018-2021 гг. работы в рамках заключенных договоров на комплекс работ по сооружению судов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета, а именно:
-документов, подтверждающих состав работ, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
-реквизиты договора (номер и дата);
-перечень выполненных работ;
-документов, подтверждающих исполнение работ, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:
-реквизиты договора (номер и дата);
-перечень переданных и принятых заказчиком по договору работ;
-стоимость переданных и принятых заказчиком по договору работ. Участник ООО «СТРОЙКАПИТАЛ XXI» представил справку об опыте
выполнения договоров, в которой указал 55 договоров на поставку различного оборудования. Документы, подтверждающие выполнение работ по сооружению судов ООО «СТРОЙКАПИТАЛ XXI» не предоставлены.
Член коллективного участника JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD. (КНР) предоставил справку об опыте выполнения договоров, в которой указал 10 договоров на постройку и поставку судов на общую сумму 13 608 097 032,00 рублей. В подтверждение опыта JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD. (КНР) предоставлены выдержки из 7 договоров, в которых отсутствует подтверждение стоимости выполненных и принятых заказчиком по договору работ по сооружению судов, завершённых в 2018-2021гг.
- несоответствия заявки по составу требованиям подпункта 4.2) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации, в части предоставления документов, подтверждающих наличие следующих МТР:
- достроечная набережная длиной не менее 520 м и глубиной у причальной стенки не менее 10 м - не менее 1 шт.;
-грузоподъёмные механизмы (краны) г/п не менее 50 т - не менее 2шт.;
-окрасочная камера с производительностью не менее 100 м2/ч - не менее
1 шт.;
- гидравлический пресс с усилием не менее 400 тс - не менее 1 шт.;
- машина плазменной резки (максимальная толщина раскраиваемого листа стали - не менее 26 мм) - не менее 2 шт.
- несоответствия заявки по составу требованиям подпункта 4.3) пункта 4 подраздела 2.1.1 Раздела 2 Части 1 Тома 1 закупочной документации, в части предоставления документов, подтверждающих наличие следующих кадровых ресурсов:
- газорезчик не ниже 2 разряда - не менее 99 чел.;
- сборщик корпусов металлических судов не ниже 2 разряда - не менее 247 чел.;
-сварщик не ниже 3 разряда - не менее 105 чел.;
-трубопроводчик судовой не ниже 2 разряда - не менее 35 чел.;
-слесарь-монтажник судовой не ниже 2 разряда - не менее 46 чел.;
-маляр не ниже 3 разряда- не менее 54 чел.;
-сборщик-достройщик судовой не ниже 2 разряда- не менее 81 чел.;
-станочник широкого профиля не ниже 3 разряда - не менее 48 чел.;
-электромонтажник судовой 2 разряда и выше - не менее 23 чел.;
- инженер-конструктор (конструктор)/инженер-проектировщик- не менее 19 чел.
а именно копии выписки из штатного расписания, подписанной:
-начальником отдела кадров;
-ген. директором или главным бухгалтером».
При этом, согласно Протоколу, по аналогичным основаниям была отклонена заявка участника EPICDENIZCILIKVEGEMIINSAATA.S..
Пунктом 7 части 2 Тома 1 Документации установлены правила рассмотрения заявок (отборочная и оценочная стадии), уточнение заявок, согласно которым рассмотрение заявок осуществляется в соответствии с Приложением 10, в следующем порядке: отборочная стадия; оценочная стадия.
При этом подпунктом 7.2. пункта 7 части 2 Том 1 Документации установлено, что в случае, если заявка на участие в закупке содержит положения, не соответствующие критерию отбора согласно подпункту г) (в части не превышения НМЦ, НМЦед) и (или) подпункту д) пункта 8.2 настоящей части документации, заявка такого участника на соответствие остальным критериям отбора не рассматривается и информация об этом указывается в соответствующем протоколе.
Вместе с тем, подпунктом 7.3. пункта 7 части 2 Том 1 Документации установлено следующее: «в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке организатор имеет право запрашивать у соответствующих органов государственной власти, а также юридических и физических лиц, указанных в заявке на участие в закупке и приложениях к ней, информацию о соответствии предоставленных участником закупки сведений действительности».
Кроме того, подпунктом 7.6. пункта 7 части 2 Том 1 Документации установлены, в том числе, следующие положения:
7.6. В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы:
7.6.1. При отсутствии, представлении не в полном объеме или в нечитаемом виде в составе заявки на участие в закупке следующих документов (если предоставление соответствующего документа предусмотрено документацией):
а) документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки
от имени участника закупки,
б) учредительные документы,
в) разрешающие документы (лицензии, допуски, членство в
саморегулируемых организациях и т.д.),
г) документы, подтверждающие обладание участником закупки
необходимыми для исполнения договора финансовыми ресурсами,
д) документы от изготовителя товара, подтверждающие согласие
изготовителя на предложение в рамках закупки его товара участником,
е) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки,
привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей, указанную
участником закупки в своей заявке,
ж) сведения, подтверждаемые участником закупки декларативно по
форме в соответствии с требованиями документации,
з) «анкета производителя», «анкета предприятия-подрядчика /
сервисного предприятия».
7.6.3. В случаях, влияющих на допуск участника к закупке или оценку его заявки на участие в закупке:
а) в представленных документах в составе заявки на участие в закупке
отсутствуют сведения, необходимые для определения соответствия:
- участника закупки требованиям документации по обладанию гражданской и специальной правоспособностью,
привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) требованиям документации по обладанию гражданской и специальной правоспособностью, если соответствующие требования устанавливались,
- заявки на участие в закупке требованиям документации в отношении характеристик предлагаемых товаров, работ, услуг и договорных условий, расчета цены договора;
б) в заявке на участие в закупке имеются разночтения или положения, не
позволяющие определить соответствие заявки на участие в закупке или
участника закупки требованиям документации или осуществить оценку и
сопоставление заявок допущенных участников закупки;
в) если сведения о привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) включены в реестр недобросовестных поставщиков, то участнику закупки направляется запрос с предложением о замене такого субподрядчика (соисполнителя). Если требование о ненахождении субподрядчика (соисполнителя) в реестре недобросовестных поставщиков было установлено в документации, то отказ участника от замены такого субподрядчика (соисполнителя) является основанием для отказа в допуске к участию в закупке согласно подпункту в) пункта 8.3 настоящей части документации.
7.6.5. Не допускаются запросы, направленные на изменение предмета проводимой закупки, объема и номенклатуры предлагаемой участником закупки продукции, существа заявки на участие в закупке, включая изменение условий заявки».
Подпунктом 8.3. пункта 8 части 2 Тома 1 Документации установлены основания для отказа в допуске к дальнейшему участию в Закупке:
8.3. По итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основаниями для отказа в допуске являются:
а) несоответствие заявки по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения.
б) несоответствие участника закупки требованиям документации;
в) несоответствие субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей (если требования к ним были установлены) требованиям документации;
г) отказ или отсутствие согласия любого из производителей/ предприятий-подрядчиков/ сервисных предприятий (если требование к ним о проведении аудита достоверности данных на отборочной стадии закупки были
установлены в документации) на выполнение всех условий, указанных в
требовании о прохождении аудита достоверности данных;
д) несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке,
требованиям документации;
е) несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в
закупке, требованиям документации, в том числе:
-наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы;
-наличие предложения, ухудшающего условия по срокам поставки товара, выполнения работ или оказания услуг;
ж) несоответствие размера, формы, условий или порядка
предоставления обеспечения заявки (если требовалось), за исключением
случая, указанного в подпункте д) пункта 8.2 настоящей части документации».
Учитывая, что частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, Комиссия ФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что Заказчиком нарушены вышеуказанные положения Закона о закупках, поскольку им осуществлен дополнительный запрос информации, примененный не в равной степени ко всем участникам Конкурса, то есть основания, послужившие принятием решения о направлении дополнительного запроса информации в отношении участника Закупки АО «КУЗЕИ СТАРШИПЯРД ДЕНИЗДЖИЛИК САНАЙИ BE ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» послужили основаниями для отклонения заявок участников Закупки ООО «СтройКапитал XXI» - лидера коллективного участника JIANGSUDAJINHEAVYINDUSTRYCO. LTD и участника EPIC DENIZCILIK VEGEMI INS A AT A. S..
При этом, заявитель указывает, что ООО «СтройКапитал XXI» в составе заявки были представлены справки об отсутствии у участника необходимого количества кадровых и материально-технических ресурсов, поэтому у комиссии не было оснований для уточнения его заявки в части квалификационных требований.
Указанный довод опровергается материалами дела, поскольку, исходя из дополнительного запроса в адрес АО «КУЗЕЙ СТАР ШИПЯРД ДЕНИЗДЖИЛИК САНАЙИ BE ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» в соответствии с Протоколом, комиссия направила указанному участнику запрос о предоставлении отсутствующих документов, в том числе, подтверждающих наличие у участника кадровых и материально-технических ресурсов.
Необходимо отметить, что отклоненные участники Закупки представили необходимые сведения в соответствии с требованиями Документации в отношении кадровых и материально-технических ресурсов, но не в полном объеме, что, согласно положениям Документации является основанием для направления дополнительного запроса информации, но не основанием для отклонения, кроме того, участник закупки EPICDENIZCILIKVEGEMIINSAATA.S. в составе заявки представил письмо, что нашло свое отражение в Протоколе, согласно которому субподрядчик GURDESANGEMIMAKINASAN.VE Т1С.А. не имеет возможности подробно раскрыть данные кадровых ресурсов, так как определить конкретных работников на момент подачи заявки не представляется возможным. Данные кадровых ресурсов и подтверждающие документы будут предоставлены в полном объеме на момент подписания контракта.
Предоставленное законом заказчику право на самостоятельное определение критериев допуска заявок к участию в закупочной процедуре направлено на предоставление ему возможности выбора потенциального контрагента, наиболее полно отвечающего предъявляемым требованиям, а потому способного в наиболее короткие сроки обеспечить заказчика необходимыми ему качественными товарами, работами или услугами. В то же самое время, такое право заказчика не является безусловным и безграничным и оканчивается тогда, когда вместо выбора наилучшего контрагента по объективным показателям такое право используется для целей искусственного сокращения количества участников закупок.
ФАС России неоднократно указывала, что наличие у участников закупки опыта выполнения договоров, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов должны являться критериями оценки, в связи с чем не могут устанавливаться, как критерии допуска к участию в закупке.
Оценивая подобные требования, предъявляемые Заказчиком к участникам Закупки на этапе подачи заявки, ФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что критериям объективности и нормативности они не соответствуют, так как подобного рода требования не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов Заказчика и публичных интересов расширения количества участников торгов, предотвращения различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательством о защите конкуренции, в том числе Законом о закупках, при этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующими указанным принципам закупочной деятельности не представляется возможным.
Вместе с тем отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих материально-технических ресурсов, квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие материально-технические, кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки (что подтверждается, в том числе, письмом участника EPICDENIZCILIKVEGEMIINSAATA.S.), в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса цен, а также отказ в допуске на основании указанного требования Документации противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, и нарушает требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В рассматриваемом случае требования к наличию материально-технических и кадровых ресурсов использованы Заказчиком не в качестве оценочных критериев, предоставляющих преимущество более опытному участнику, и направленных на выявление потенциального контрагента наиболее полно отвечающего потребностям Заказчика, а в качестве критерия допуска к участию в закупке, что правильно квалифицировано антимонопольным органом как действия, которые привели к ограничению конкуренции, что, кроме прочего подтверждается подпунктом 4.1. пункта 4 части 1 Тома 1 Документации, в соответствии с которым определен следующий порядок критериев оценки заявок участников и их значимости:
«1) цена договора (значимость критерия Ц i - 95%);
2) квалификация участника закупки (значимость критерия Kbi - 5%), в том числе:
2.1) опыт участника закупки (значимость подкритерия О i - 100%)» и свидетельствует о том, что требования Документации к наличию материально-технических и кадровых ресурсов, установленные в качестве критериев к допуску на участие в Закупке, позволили Заказчику по своему субъективному усмотрению принять решение о допуске либо отклонению участников Закупки и были применены не в равной степени ко всем участникам Конкурса.
Таким образом, ФАС России обоснованно пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего к участникам Конкурса неправомерные квалификационные требования и, как следствие, отклонившего заявки участника Конкурса по указанным основаниям, а также, осуществившего дополнительный запрос информации не в равной степени ко всем участникам Конкурса, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Оспариваемые решение и предписание ФАС России не препятствуют осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают какие-либо незаконные обязанности на заявителя.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителем не доказано.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявленияАКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АТОМКОМПЛЕКТ" о признании незаконными решения и предписания ФАС Россииот 12.04.2021г. № 223ФЗ-175/21.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ:А.Б. Полякова