Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-110544/13
23 октября 2013 г.
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2013г.
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2013г.
Арбитражный суд в составе судьи Ласкиной С. О., (шифр судьи: 33-906)
при ведении протокола судебного заседания, секретарем Порфирьевой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии представителей
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному окруту (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП «Почта России» по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на осуществление ответчиком почтовых услуг с нарушением условий п. 5 лицензии № 108074 от 11.04.2013 г., а именно - на несоблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, уведомлены судом надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела. Ответчик отзыв в материалы дела не направил.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленных о времени и месте проведения заседания представителей заявителя и ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» выдана лицензия № 108074 от 11.04.2013 г. на предоставление услуг почтовой связи.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 29.12.2012 № 1482, было рассмотрено обращение гражданина ФИО1 о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП «Почта России».
В результате рассмотрения обращения было установлено, что ФГУП «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание услуг почтовой связи с нарушением п. 5 условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) № 108074 (от 11.04.2013), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - лицензия), в соответствии с которым при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
ФГУП «Почта России» в нарушение п. 5 условий лицензии № 108074, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пп. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 и пп «а» п. 6 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160, осуществило пересылку почтовых отправлений с нарушением контрольных сроков.
В ходе проведения документарной проверки установлено, что заказное письмо № 12799461459230 было отправлено 12.04.2013 из отделения почтовой связи (ОПС) Москва (ГСП № 7) 117997 Московского межрайонного почтамта (ММП) № 7 в ОПС Тамбов 392000. Заказное письмо № 12799461459230 поступило 19.04.2013 в адресное ОПС Тамбов 392000 и 20.04.2013 вручено адресату. Общий срок прохождения заказного письма № 12799461459230 по сети почтовой связи ФГУП «Почта России» составил 7 дней, нарушение контрольных сроков составило 3 дня.
Заказное письмо № 11519160322496 было отправлено 02.04.2013 из отделения почтовой связи (ОПС) Москва 115191 Московского межрайонного почтамта (ММП) № 7 в ОПС Москва 109074. Заказное письмо № 11519160322496 поступило 08.04.2013 в адресное ОПС Москва 109074 и 09.04.2013 вручено представителю адресата по доверенности. Общий срок прохождения заказного письма № 11519160322496 по сети почтовой связи ФГУП «Почта России» составил 6 дней, нарушение контрольных сроков составило 4 дня.
Таким образом, структурными подразделениями УФПС г. Москвы не соблюдены сроки отправки почтовой корреспонденции, что является нарушением ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 № 176-фз и пп. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от .04.2005 №221.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ФГУП «Почта России» не были приняты меры по соблюдению требований, предусмотренных п. 5 условий лицензии № 108074, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пп. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221 и пп «а» п. 6 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160.
Таким образом, ФГУП «Почта России» нарушены ст. 16 Федерального Закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" и пп. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, пп «а» п. 6 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002, № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
Считая ФГУП «Почта России» виновным в совершении административного правонарушения, Управление Роскомнадзора по ЦФО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст. 17 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 года № 176- ФЗ операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Пунктом 4 Условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 108074 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами «О связи» и «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О почтовой связи» № 176-ФЗ от 17.07.1999 года операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005г. № 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 пп. в Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ № 221 от 15.04.2005 г. установлено, что операторы почтовой связи обязаны: обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно, пп «а» п. 6 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160, срок пересылки письменной корреспонденции по Москве, составляет 2 дня (без учета дня приема отправления).
Общий срок прохождения заказного письма № 11519160322496 по сети почтовой связи ФГУП «Почта России» составил 6 дней, нарушение контрольных сроков составило 4 дня.
На основании изложенного, суд считает, что в действиях ФГУП «Почта России» имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ответчиком отзыв в материалы дела не представлен.
Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды, при квалификации объективной стороны состава правонарушения, должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Вменяемое ответчику правонарушение, согласно которому нарушение условий, предусмотренных лицензией, повлекло нарушение прав конкретного потребителя-гражданина, исходя из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение надлежащей услуги, непосредственно посягает на права потребителя.
При указанных обстоятельствах срок давности привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела составляет один год со дня обнаружения административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в привлечении его к административной ответственности согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Суд также отмечает, что вменяемое почте административное правонарушение, с учетом занятия предприятием монопольного положения на рынке услуг почтовой связи и его пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям в данной сфере, в чем и заключается существенная угроза охраняемым общественным отношениям.
Судом также установлено, что полномочия административного органа по составлению протокола подтверждаются ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказом Мининформсвязи России "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" № 52 от 07.04.2009 г.
Доказательств того, что ФГУП «Почта России» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ), в материалы дела не представлено и судом не установлено.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк. Поскольку объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или иной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства.
В связи с этим, имеются все необходимые условия для привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Учитывая наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств – неоднократность совершения однородного правонарушения, суд считает возможным установить меру административной ответственности в виде штрафа, в размере 35 000 руб.
На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, ч. 3 ст. 14.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 123, 167-170, 202-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ФГУП «Почта России» ( 131000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> КПП 509902003) к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 Ко АП» в виде наложения административного штрафа в размере 35 000 руб.
Реквизиты для добровольного перечисления штрафа:
Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по г.Москве (для Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, л/с <***>)
БИК 044583001
ИНН <***>
КПП 772401001
ОКАТО 45296571000
КБК 09611690020026000140
р/с <***>
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия б Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья:
С.О.Ласкина