ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-110770/12 от 18.09.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-110770/12

79-1129

25 сентября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2012 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи Дранко Л.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бойковой К.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению   Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области

к ФГУП "Почта России"

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

без участия сторон

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области (далее заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП «Почта России» (ФГУП, предприятие) по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что ФГУП «Почта России» совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований, предусмотренных лицензией, а именно: нарушение контрольных сроков пересылки почтового оправления, выявленное по результатам мероприятия по контролю, ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Заявитель и Ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения заседания уведомлены надлежащим образом. Ответчик отзыв не представил.

Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, ответчик осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А 025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003 г., сроком действия до 11.04.2013 г.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 22.05.2009 г. № 119, было рассмотрено обращение ФИО1 о ненадлежащем оказании услуг почтовой связи ФГУП «Почта России».

В результате рассмотрения обращения было установлено, что ФГУП «Почта России» осуществляет лицензируемый вид деятельности с нарушением п. 4 и п. 14 условий, предусмотренных лицензией.

ФГУП «Почта России» в нарушение п. 4 и п. 14 условий лицензии, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пп. «а» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, осуществило пересылку международного заказного письма № RR110401788KZ c превышением контрольного срока пересылке на 24 дня.

В ходе проверки было установлено, что отправление RR110401788KZ с назначением в Москву поступило на территорию России 31.03.2012г. 01.04.2012г. было зарегистрировано и после соответствующей обработки на Участке обработки Внутрисоюзных почтовых отправлений при Казанском вокзале 01.04.2012 направлено по назначению.

Заказное письмо RR110401788KZ согласно указанного отправителем индекса из ММСП-3 08.04.2012 было направлено в ОПС-241.

21.04.2012 в соответствии с указанным адресом письмо дослано в ОПС 215.

22.04.2012г. заказное письмо поступило в ОПС 215, обработано и передано в доставку 16.05.2012.

Несвоевременная обработка заказного письма допущена в результате больших объемов входящей почты, недокомплекта штата сотрудников и отсутствия контроля со стороны начальников ОПС.

Сроком прохождения почтового отправления считается срок прохождения от объекта почтовой связи, где принималось данное отправление, до объекта почтовой связи, куда оно поступает.

Согласно Нормативам частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 160, контрольный срок прохождения заказного письма по территории Москвы составляет 2 дня.

На основании изложенного, контрольный срок пересылки заказного письма № RR110401788KZ замедлен на 24 дня.

04.07.2012 г. государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ведущим специалистом-экспертом отдела надзора в сфере почтовой связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области, ФИО2, в отсутствии генерального директора ФГУП «Почта России», уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 02.07.2012 № 08215-02-4/77 принято ФИО3 - специалистом Экспедиции Управления ФГУП «Почта России» 02.07.2012. в 17 час 15 мин.), составлен протокол об административном правонарушении № 01-1-41-12-587.

24.07.2012 государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций консультантом отдела надзора в сфере почтовой связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области, ФИО2 в отсутствии генерального директора ФГУП «Почта России», уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 19.07.2012 № 09101-02-4/77 приняла ФИО4, руководитель отдела документационного обеспечения Управления делами ФГУП «Почта России» 20.07.2012, в 15 час. 34 мин.), в соответствии с требованиями п. 2 ст. ст. 28.2 КоАП РФ составлено дополнение к протоколу от 04.07.2012 № 01-1-41-12-587.

Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены п. 3 ст. 27 Закона «О связи», п. 29 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 № 110 «Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи», ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Перечнем должностных лиц Россвязькомнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 05.08.2008 № 22.

При этом судом проверено и установлено, что протокол и дополнение к нему составлены при соблюдении процессуальных требовании, предусмотренных действующим законодательством, а также в сроки, предусмотренные ст.ст. 28.5, 28.7 КоАП РФ. .

Копия протокола от 04.07.2012 г. № 01-1-41-12-587 была вручена специалисту экспедиции Управления делами ФГУП «Почта России» 09.07.2012 г., копия дополнения к протоколу была вручена специалисту Экспедиции Секретариата ФГУП «Почта России» 28.07.2012.

Как установлено административным органом, замедление срока прохождения данного почтового отправления произошло по вине ГЦМПП - филиал ФГУП «Почта России» (адрес: Краснопрудный пер., <...>) и «EMS-Почта России» - филиала ФГУП «Почта России» (адрес: 119454, Москва, Вернадского проспект, дом 18, корп. 1).

В соответствии со ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Согласно ст. 29 ФЗ №126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи», деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005г. №87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» п. 47 раздела V «Права и обязанности операторов почтовой связи» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Статьей 46 ФЗ «О связи» №126-ФЗ от 07.07.2003 предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 25577 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии со ст. 16 ФЗ №176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции».

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 ФЗ от 17.06.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом РФ «О связи», Федеральным законом РФ «О почтовой связи», другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, международными договорами РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ «О почтовой связи».

Факт совершения ФГУП «Почта России» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, доказан, подтверждается материалами административного дела и протоколом об административном правонарушении от 04.07.2012 года № 01-1-41-12-587.

При указанных обстоятельствах суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.

Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, так как на него, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП «Почта России» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или ной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.

В связи с чем срок привлечения к административной ответственности за данной правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства.

Поскольку рассматриваемое правонарушение заключалось в нарушении ФГУП «Почта России» условий, предусмотренных лицензией, то оно является длящимся правонарушением.

Срок привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истек.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

Поскольку факт совершения ответчиком правонарушения доказан, требования заявителя о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 04.07.2012 года № 01-1-41-12-587 подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не выявлено.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает возможным установить меру административной ответственности в виде минимального размера штрафа, установленного ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 123, 167-170, 202-206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей. Реквизиты на перечисление суммы административного штрафа: получатель Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 772401001, ОКАТО 45296571000, КБК 09611690020026000140, Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, Москва, БИК 044583001, счет 40101810800000010041.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А.Дранко