Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-111144/2020-122-766
05 октября 2020года
Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 05 октября 2020 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Данилкиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуальное предприятие "Ровшен"
к МИФНС России №47 по г. Москве
о признании незаконным решения от 06.03.2020 г. №337А
при участии:
от заявителя – ФИО1, дов. от 13.06.2020 г. (диплом №13745 от 11.06.2010 г.)
от ответчика – ФИО2, дов. от 16.01.2020 г. (диплом №11715 от 15.07.2016 г.), ФИО3, дов. от 21.09.2020 г. (диплом №933 от 04.07.2009 г.)
УСТАНОВИЛ:
ИП «РОВШЕН» (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве (Инспекция, Ответчик) с требованием признать решение Межрайонной Инспекции ФНС России №47 по г. Москве об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица от 06 марта 2020 г. №337А недействительным.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представители ответчика представил отзыв, требования не признал.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы явившихся представителей, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как указывает заявитель, Межрайонной инспекцией ФНС России №47 по г. Москве (далее - Инспекция) вынесено решение об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица от 06.03.2020 г. №337А, которым отказано Индивидуальному предприятию «Ровшен» (далее - Предприятие) в аккредитации филиала иностранного юридического лица.
Как следует из обжалуемого решения, Инспекция, отказывая в аккредитации филиала иностранного юридического лица, указала, что представленные для аккредитации Устав, Сертификат участника внешнеэкономической деятельности Туркменистана от 29.04.2019 г., Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019 г., Доверенность от 23.01.2020 г. не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в представленном для аккредитации Решении №1 от 26.12.2019 г. отсутствует удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности подписи переводчика, а также то, что дата выдачи Свидетельства о постановке на налоговый учет от 28.03.2014 г., Сертификата государственной регистрации и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана от 03.10.2017 г. составляет более 12 месяцев и указанные документы не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для отказа Индивидуальному предприятию "РОВШЕН" в аккредитации филиала иностранного юридического лица.
При этом, Инспекция руководствовалась пунктом 4 Приказа ФНС России от 26.12.2014 г. №ММВ-7-14/680@ "Об утверждении порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению", Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и абз. 2 п. 3 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 г. №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", а именно, представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.
Предприятие обжаловало данное решение в Управление ФНС России по г. Москве. По результатам рассмотрения жалобы Предприятия, Управление вынесло решение от 01.06.2020 г. №12-26/030263@, согласно которому жалоба Предприятия была оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд полагает, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден.
Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Индивидуальное предприятие «Ровшен» (Заявитель, Индивидуальное предприятие, Иностранная организация) 03.02.2020 в Инспекцию представило Заявление об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по форме № 15 АФП (далее – Заявление об аккредитации), а также необходимые для аккредитации филиала документы.
Инспекцией по результатам рассмотрения Заявления об аккредитации и соответствующих документов было принято решение от 06.03.2020 № 337А об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица, по основанию, предусмотренному абз. 2 п. 3 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а именно: представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.
Заявитель, не соглашаясь с вышеуказанным решением Инспекции, в обоснование своего требования ссылается на следующие обстоятельства.
Представленные для аккредитации Устав, Сертификат участника внешнеэкономической деятельности Туркменистана от 29.04.2019, Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019, Доверенность от 23.01.2020, по утверждению Индивидуального предприятия, заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке нотариусом г. Москвы ФИО4, содержат удостоверительную надпись по форме № 2.7, выполненную с помощью штампа с текстом соответствующей надписи.
По мнению Заявителя, довод Инспекции о том, что в представленном для аккредитации Решении № 1 от 26.12.2019 отсутствует удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности подписи переводчика является необоснованным, так как представленное для аккредитации Решение № 1 от 26.12.2019 выполнено на русском языке, подлинность подписи ФИО5 Бяшима засвидетельствована ФИО6, атташе Посольства России в Туркменистане (Ашхабад).
Заявитель считает несостоятельным довод Инспекции о том, что дата выдачи Свидетельства о постановке на налоговый учет от 28.03.2014, Сертификата государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана от 03.10.2017 составляет более 12 месяцев и указанные документы не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, так как данные документы являются действительными и подтверждены Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019, имеющей силу до 20.09.2020.
Между тем, доводы заявителя отклоняются по следующим основаниям.
Согласно п. 7 Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению, утвержденного Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ (далее – Порядок аккредитации) иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства представляет в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации по форме № 15АФП, утвержденной приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@, и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.
Одновременно с указанным заявлением представляются следующие документы:
1) учредительные документы иностранного юридического лица;
2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
3) документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
4) решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
5) положение об иностранном филиале, представительстве;
6) доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
7) документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
8) опись представленных документов (в двух экземплярах).
Как указано выше, 03.02.2020 Иностранной организацией в Инспекцию представлено Заявление об аккредитации, а также документы для аккредитации филиала Индивидуального предприятия «Ровшен».
Действующее законодательство включает отдельные нормы, содержащие указание на обязательное нотариальное свидетельствование верности копий документов, представляемых в те или иные организации. Помимо законов названное требование содержится также и в подзаконных нормативных актах.
Так, в соответствии с п. 4 раздела I Порядка аккредитации, документы для аккредитации иностранного филиала, представительства, за исключением, представляемых в соответствии с настоящим Порядком заявлений, могут быть представлены в уполномоченный налоговый орган в виде копий, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Свидетельствование копий документов осуществляется нотариусом в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
В соответствии со ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.
В силу ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядок их оформления устанавливаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Исходя из п. 1.1. Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. Решением Правления ФНП от 25.04.2016, протокол № 04/16) нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом.
Формы удостоверительных надписей утверждены Приказом Минюста России от 27.12.2016 г. № 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» (далее - Приказ Минюста России от 27.12.2016 N 313).
В соответствии с Приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313, удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии документа должна соответствовать Форме № 2.7.
Заявителем для аккредитации были представлены копии следующих документов: копия Устава, копия Сертификата участника внешнеэкономической деятельности Туркменистана от 29.04.2019, копия Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019, копия Доверенности от 23.01.2020.
Инспекция при рассмотрении пакета документов, представленного Индивидуальным предприятием «Ровшен» с целью аккредитации филиала, установила несоответствие вышеприведенных документов требованию к их оформлению, утвержденному п. 4 Порядка аккредитации, которое выражается в обязательном наличии заверения копий документов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из копий Устава, Сертификата участника внешнеэкономической деятельности Туркменистана от 29.04.2019, Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019 усматривается, что нотариус г. Москвы ФИО4 засвидетельствовала подлинность подписи переводчика ФИО7, осуществившего перевод с иностранного языка на русский язык, при этом заверение в установленном законодательством Российской Федерации порядке самих документов отсутствует.
Как видно из копии Доверенности от 23.01.2020, представленной для аккредитации филиала, нотариус г. Москвы ФИО8 засвидетельствовал подлинность подписи переводчика ФИО9, выполнившего перевод с иностранного языка на русский язык, однако заверение в установленном законодательством Российской Федерации порядке самого документа отсутствует.
Довод Индивидуального предприятия о том, что данные документы заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке нотариусом г. Москвы ФИО4, содержат удостоверительную надпись по форме № 2.7, выполненную с помощью штампа с текстом соответствующей надписи, является ошибочным и не соответствующим действительности, поскольку вышеназванные копии документов содержат только проставленные нотариусами удостоверительные надписи о свидетельствовании подлинности подписи переводчиков ФИО7 и ФИО9 по форме № 2.9 «Удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности подписи на документе», утвержденной Приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313.
Удостоверительные надписи по форме N 2.7 «Удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии документа» на обозначенных копиях документов не проставлены (отсутствуют).
Таким образом, в нарушение п. 4 раздела I Порядка аккредитации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@, представленные для аккредитации филиала Иностранной организации вышеуказанные копии документов, не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кроме того, в силу п. 4 раздела I Порядка аккредитации, документы представляются в уполномоченный налоговый орган на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Во исполнение п. 4 Порядка аккредитации документы, составленные полностью или в какой-либо их части (печати, штампы) на иностранном языке, при представлении в Инспекцию с целью аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.
Свидетельствование верности перевода осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате, которая предусматривает, что нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
Свидетельствуя подлинность подписи переводчика, нотариус выясняет, имеет ли лицо статус переводчика либо иным образом получило знание нужного языка, из объяснений самого переводчика. Фиксирование этой информации осуществляется не только в удостоверительной надписи о свидетельствовании подлинности подписи переводчика по Форме № 2.9 «Удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности подписи на документе», утвержденной Приказом Минюста России от 27.12.2016 N 313, в которую добавляется указание на статус переводчика, но и в реестре регистрации нотариальных действий или в реестре регистрации нотариальных действий Единой информационной системы нотариата. Нотариальное подтверждение подписи переводчика придает переводу документа юридическую силу.
Инспекция при рассмотрении пакета документов, представленного Индивидуальным предприятием «Ровшен» с целью аккредитации филиала, установила несоответствие Решения № 1 от 26.12.2019 (далее – Решение № 1) требованию к его оформлению, установленному п. 4 Порядка аккредитации, а именно: на Решении № 1 отсутствует удостоверительная надпись о свидетельствовании подлинности подписи переводчика.
Довод Заявителя о том, что представленное для аккредитации Решение № 1 выполнено на русском языке не соответствует действительности, поскольку на указанном документе присутствует круглая печать, содержащая текст на иностранном языке. Перевод данной печати с туркменского языка на русский язык выполнен переводчиком центра переводов «Сапалы Йоллар», о чем свидетельствует штамп, содержащий дату (26.12.2019) и подпись переводчика ФИО10, проставленные ручкой.
ФИО5 Бяшим, подлинность подписи которого засвидетельствована ФИО6, атташе Посольства России в Туркменистане (Ашхабад), не выступает в качестве переводчика, а является лицом, подписавшим само Решение от 26.12.2019 - учредителем ИП «Ровшен».
Таким образом, в нарушение п. 4 Порядка аккредитации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@, перевод с иностранного языка на русский язык присутствующей на Решении № 1 круглой печати, выполненный переводчиком ФИО10, не заверен в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Вывод Инспекции об отсутствии на Решении № 1 удостоверительной надписи о свидетельствовании подлинности подписи переводчика мотивирован, основан на правильном применении норм закона и подзаконных нормативных актов.
Вышеизложенные обстоятельства послужили причиной для принятия решения от 06.03.2020 № 337А об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица, по основанию, предусмотренному абз. 2 п. 3 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а именно: представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.
Относительно довода Заявителя о необоснованности отказа в аккредитации по причине того, что дата выдачи Свидетельства о постановке на налоговый учет от 28.03.2014, Сертификата государственной регистрации внесения в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана от 03.10.2017 составляет более 12 месяцев и названные документы не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке, суд отмечает, что данные обстоятельства не являлись основанием для отказа Индивидуальному предприятию в аккредитации филиала и не вменялись ему при вынесении Решения от 06.03.2020 № 337А об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица. На указанные обстоятельства Инспекция обратила внимание Иностранной организации для сведения.
Иностранной организацией были представлены копии Свидетельства о постановке на налоговый учет от 28.03.2014 (далее – Свидетельство) и Сертификата государственной регистрации и внесения в единый государственный реестр юридических лиц Туркменистана от 03.10.2017 (далее – Сертификат), дата выдачи которых составляет более 12 месяцев.
Согласно п. 7 раздела II Порядка аккредитации иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства представляет в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации по форме № 15АФП, утвержденной приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@, и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.
При этом документы, указанные в подп. 1 - 6 настоящего пункта, могут быть представлены в уполномоченный налоговый орган в срок не более 12 месяцев с даты их выдачи или составления.
Таким образом, для проведения процедуры аккредитации требуется подача Иностранными юридическими лицами заявления по форме № 15 АФП и документов, предусмотренных п. 7 Порядка аккредитации, и, следовательно, указанные документы должны отвечать требованиям, установленным Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Порядком аккредитации.
Индивидуальное предприятие утверждает, что вышеуказанные документы являются действительными и подтверждены Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019, однако, как указывалось ранее, данная копия Выписки не заверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке и, следовательно, не обладает юридической силой. Таким образом, копия Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Туркменистана от 08.07.2019 не может подтверждать актуальность сведений, содержащихся в Свидетельстве и Сертификате.
Кроме того, в решении от 06.03.2020 № 337А Инспекция обратила внимание Заявителя на то, что копии Свидетельства и Сертификата не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Удостоверительные надписи по форме № 2.7 «Удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии документа» на указанных копиях документов не проставлены (отсутствуют).
Из копий Свидетельства и Сертификата усматривается, что нотариус г. Москвы ФИО4 засвидетельствовала только подлинность подписи переводчика ФИО7, осуществившего перевод с иностранного языка, при этом заверение в установленном законодательством Российской Федерации самих документов отсутствует.
Ссылка Иностранной организации на письмо ФНС России от 14.08.2015 № ГД-4-14/14339@ является необоснованной, поскольку разъяснения в указанном письме были даны по иной ситуации, а именно: по вопросу представления иностранными юридическими лицами учредительных документов в связи с их необходимостью заверения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Принимая решение об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица от 06.03.2020 № 337А, по основанию, предусмотренному абз. 2 п. 3 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» - представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению, Инспекция действовала в соответствии с законом.
Содержание решения от 06.03.2020 № 337А, принятого Инспекцией, основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения, права и законные интересы Заявителя не нарушает.
В связи с изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о законности о обоснованности оспариваемого решения.
Суд также принимает во внимание тот факт, что Ответчиком в судебном заседании на обозрение представлены документы, предоставленные Заявителем для аккредитации, которые подтверждают все доводы Ответчика.
Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В данном случае судом не установлено нарушения прав и охраняемых законом интересов Заявителя оспариваемым решением ответчика, а само решение соответствует закону.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате госпошлины распределяются на основании ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая