РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-111471/21 -33-833 |
июля 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2021года
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2021 года
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управление Роскомнадзора по Приволжскому Федеральному округу
к ответчику: ООО «Скартел»
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно протоколу об административном правонарушении от 20.05.2021 № АП-52/4/413
при участии в судебном заседании:
от заявителя: извещен, не явился,
от ответчика: извещен, не явился,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Приволжскому Федеральному округу обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит привлечь ООО «Скартел» (далее - ООО «Скартел», Общество, ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за выявленные нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией, на основании протокола от 20.05.2021 № АП-52/4/413 об административном правонарушении.
Ответчик представил отзыв.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Рассмотрев представленные материалы, арбитражный суд установил, что требования заявителя о привлечении ответчика к административной ответственности подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу от ФИО1 поступило обращение по вопросу отказа в перенесении абонентского номера <***> **** из сети подвижной радиотелефонной связи ООО «Скартел» в сеть подвижной радиотелефонной связи ПАО «ВымпелКом» (вх. от 22.04.2021 № 01-09-03-1373/52).
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Федеральный закон) в настоящее время взаимоотношения оператора связи и абонента регламентируются договором об оказании услуг связи и Правилами оказания услуг телефонной связи, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 (далее - Правила № 1342).
Согласно п. 4 ст. 44 Федерального закона «Абонент, которому на основании договора об оказании услуг связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определенной
Правительством Российской Федерации, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи, погашения задолженности по оплате услуг связи и заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи».
В соответствии с п. 6 ст. 46 Федерального закона «Оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывавший абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи и выделивший при заключении договора об оказании услуг связи абонентский номер из своего ресурса нумерации, обязан обеспечить передачу данного номера в сеть другого оператора подвижной радиотелефонной связи в порядке и в сроки, которые установлены порядком организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера».
В соответствии с положениями Правил № 1342:
- п. 120 «Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, предусмотренному пунктом 13 настоящих Правил, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера (далее - заявление о перенесении абонентского номера) и предъявляемыми документами, предусмотренными разделом II настоящих Правил»;
- п. 133 «Оператор базы данных перенесенных абонентских номеров направляет в течение 1 часа со времени получения запроса, указанного в пункте 132 настоящих Правил, оператору-реципиенту информацию о получении запроса и дате последнего перенесения абонентского номера (в случае если абонентский номер ранее переносился). В случае если до окончания процедуры перенесения абонентского номера оператором базы данных перенесенных абонентских номеров получены новые запросы от нескольких операторов-реципиентов, то по этим запросам оператор базы данных перенесенных абонентских номеров направляет в течение 1 часа со времени получения запроса операторам-реципиентам информацию о невозможности перенесения абонентского номера».
-п. 135 «Оператор-донор не вправе требовать представления иных документов и сведений, кроме заявления, а также отказывать в перенесении абонентского номера в связи с отсутствием иных документов и сведений или отсутствием в заявлении сведений, не предусмотренных п. 125 настоящих Правил».
- п. 140 «Перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) заключение между абонентом и оператором-реципиентом договора об
оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием
перенесенного абонентского номера;
б) отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной
радиотелефонной связи перед оператором-донором, установленной в
соответствии с требованиями пунктов 121 и 122 настоящих Правил;
в) Получение оператором-реципиентом сведений о наличии договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера, заключенного между оператором-донором и абонентом;
г) получение оператором-реципиентом сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;
д) получение оператором-реципиентом информации от оператора-донора о том, что оказание услуг подвижной радиотелефонной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой идентификационного модуля, по решению суда или в связи с нарушением абонентом условий договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, в том числе в связи с непогашением задолженности в соответствии с пунктом 123 настоящих Правил за услуги, оказанные с использованием переносимого абонентского номера, по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в том числе по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера».
п. 141 «Несоблюдение указанных в пункте 140 настоящих Правил условий, а также невозможность перенесения абонентского номера в случаях, указанных в пунктах 133 и 152 настоящих Правил, является основанием для отказа в перенесении абонентского номера.
В иных случаях отказ в перенесении абонентского номера не допускается».
-п. 148 «Перенесение абонентского номера отменяется при подаче абонентом заявления об отказе от перенесения абонентского номера оператору-реципиенту или оператору-донору».
-п. 152 «Абонент вправе подать новое заявление о перенесении абонентского номера другому оператору-реципиенту не ранее дня подачи заявления об отказе от перенесения абонентского номера, предусмотренного пунктом 148 настоящих Правил, либо после начала оказания услуг оператором-реципиентом при условии окончания срока, указанного в пункте 124 настоящих Правил, в течение которого оператор-донор имеет право направлять информацию о наличии задолженности абонента за услуги, оказанные по договору об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенному с оператором-донором, в отношении перенесенного абонентского номера, и погашения абонентом задолженности».
В соответствии с п. 20 Требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 19.01.2016 № 3, в случаях, когда происходит технологический сбой процесса перенесения абонентского номера, приводящий к невозможности его продолжения, или при выявлении возможности ошибочного перенесения абонентского номера, указанный процесс завершается оператором базы данных и оператор-реципиент при необходимости осуществляет повторное инициирование процесса перенесения абонентского номера. При этом согласование с абонентом нового срока начала оказания услуг подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера осуществляется оператором-реципиентом, и повторная подача заявления абонентом не требуется
ФИО1., являясь абонентом ООО «Скартел» (оператор-донор) с абонентским номером <***> ****, имела намерение сохранить этот абонентский номер и использовать его в сети связи ПАО «ВымпелКом» (оператор-реципиент).
19.04.2021 ФИО1. обратилась в ПАО «ВымпелКом» (оператор-реципиент) с заявлением о переносе номера в ПАО «ВымпелКом»». Перенос номера должен состояться 27.04.2021.
Согласно сведениям, представленным ФГУП ЦНИИС (определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.10.2013 № 1832-р оператором базы данных перенесенных абонентских номеров), в базе данных перенесенных абонентских номеров 20.04.2021 в 17:54 мск. зафиксировано сообщение о неудачном завершении процесса перенесения номера по причине несоответствия абонентского номера абонента у оператора донора.
В ответе ООО «Скартел» (вх. от 09.03.2021 № 5210/52) на запрос Управления (исх. от 19.02.2021 № 3075-02-11/52) указано, что перенесение абонентского номера <***> **** из сети связи ООО «Скартел» в сети связи ПАО «ВымпелКом» не состоялось по причине технической ошибки. Ошибка была допущена сотрудником точки обслуживания ООО «Скартел» при верификации запроса.
Ошибочные действия оператора связи не являются основанием для отказа в перенесении абонентского номера и к указанным в п. 133, 140, 152 Правил условиям не относятся.
В результате обращения Юровой СМ. 22.04.2021 в ПАО «ВымпелКом» было подано новое заявление на перенос абонентского номера <***> **** из сети связи ООО «Скартел» в сеть связи ПАО «ВымпелКом».
Юровой СМ. к обращению (вх. от 22.04.2021 № 01-09-03-1373/52) приложены копии заявлений в ПАО «ВымпелКом» о перенесении номера: от 14.04.2021 № 25214708, от 22.04.2021 № 25252838 и копия справки о принадлежности номера ООО «Скартел».
Перенос абонентского номера <***> **** из сети связи ООО «Скартел» в сеть связи ПАО «ВымпелКом» должен был состояться 27.04.2021, фактически он состоялся 30.04.2021.
Отменив перенос абонентского номера в сеть связи ПАО «ВымпелКом», не имея на то оснований, ООО «Скартел» нарушило требования действующего законодательства в области связи и лицензионные требования при оказании услуг связи абоненту Юровой СМ. в соответствии с лицензиями №№ 156710, 156711:
-п. 4 ст. 44, п. 6, ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
-п. 5 гл. XI Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2385;
- п. 141 Правил оказания услуг телефонной связи, утверждённых постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342;
- п. 5 лицензионных требований в соответствии с лицензиями №№ 156710, 156711, выразившиеся в отказе ООО «Скартел» на перенос абонентского номера <***> **** из сети связи ООО «Скартел» в сеть связи ПАО «ВымпелКом» по заявлению Юровой СМ. от 19.04.2021.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Поскольку объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет не нарушение той или иной обязанности, установленной нормативным актом, а осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение подлежит исчислению с момента выявления факта осуществления лицензируемой деятельности с нарушением требований законодательства.
В связи с этим, имеются все необходимые условия для привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1. КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Между тем, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела второго настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Заинтересованное лицо указало, что при оказании услуг связи ООО «Скартел» руководствуется Федеральным законом «О связи», Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014г. №1342 «Правила оказания услуг телефонной связи» (далее - «Правила №1342»), лицензиями на осуществление соответствующих видов деятельности, Требованиями к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19.01.2016 №3 (далее - Требования).
Перенос мобильных номеров между операторами связи производится в соответствии с Правилами №1342.
Согласно п. 115 Правил Абонент вправе сохранить абонентский номер в пределах территории субъекта РФ в случае перенесения абонентского номера. Согласно п. 120 Правил Абонент, имеющий намерение сохранить абонентский номер при заключении с оператором-реципиентом нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, обращается к оператору-реципиенту либо третьему лицу, с письменным заявлением о расторжении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного с оператором-донором, и перенесении абонентского номера.
В силу п. 4 Требований обмен сообщениями между операторами подвижной связи в процессе перенесения абонентского номера осуществляется в электронном виде через базу данных. Перечень сообщений и документов, передаваемых между оператором-реципиентом и оператором-донором через Центральную Базу Данных Переноса Номеров (ЦБДПН) для проверки возможности переноса (отсутствие блокировки номера, задолженности, корректные данные и т.д.).
В соответствии с п. 2, 4, 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
До момента составления протокола об административном правонарушении вышеуказанный абонентский номер был успешно перенесен в сеть другого оператора, что говорит о добросовестном поведении ООО «Скартел».
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП ПРФ судом не установлено.
На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, ч. 3 ст. 14.1, 24.5, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 123, 167-170, 202-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ООО «Скартел» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.О. Ласкина |