Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 31 августа 2017 | Дело № А40-111970/17 -75-1202 |
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Нагорной А.Н. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проскуряковой Я.А.,
с использованием средств аудиофиксации,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
Общества с ограниченной ответственностью «Завод дверей» (зарегистрированному по адресу: 121352, г. Москва, б-р. Славянский, д. 9, корп.1; ОГРН: <***>; ИНН: <***>, дата регистрации: 05.03.2009 г.)
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (зарегистрированному по адресу: 125032, <...>; ОГРН: <***>; ИНН: <***>, дата регистрации: 19.12.2002 г.)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по г. Москве (зарегистрированная по адресу: 119048, <...>, стр. 5; ОГРН: <***>; ИНН: <***>, дата регистрации: 23.12.2004 г.)
о признании незаконным акта от 26.04.2014 г. № 11549 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, составленного начальником отдела администрирования торгового сбора Управления финансовой и налоговой политики Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО1 в отношении объекта по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А); обязании исключить из Списка объектов, подлежащих обложению торговым сбором объект, арендуемый Обществом с целью выставки образцов продукции по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенный на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А)
при участии представителей
от истца (заявителя) – ФИО2 по доверенности от 16.06.2017 г. без №,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 24.04.2017 г. № 41;
от третьего лица (ИФНС России № 4 по г. Москве) представитель не явился, о заседании извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Завод дверей» (далее - заявитель, заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - ответчик, Департамент, ДЭПиР) о признании незаконным акта от 26.04.2014 г. № 11549 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, составленного начальником отдела администрирования торгового сбора Управления финансовой и налоговой политики Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО1 в отношении объекта по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А); обязании исключить из Списка объектов, подлежащих обложению торговым сбором объект, арендуемый Обществом с целью выставки образцов продукции по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенный на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А).
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явилось. Дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ слушалось в отсутствии представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам заявления с учетом уточнения заявленного требования; представитель ответчика возражал по доводам отзыва на заявление; представитель третьего лица представил письменную позицию по доводам отзыва.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Департаментом проведено обследование помещения Общества, по результатам которого составлен акт от 26.04.2014 г. № 11549 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором с начислением суммы торгового сбора, со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 30.06.2015 г. № 401 «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве». Акт был направлен Департаментом в налоговый орган.
На основании актов о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, заявитель поставлен на учет в Инспекции, как плательщик торгового сбора.
Заявитель указывает, что не является плательщиком торгового сбора, поскольку занимается продажей товаров собственного производства, что не является торговлей, а помещение, расположенное по адресу: <...> не является объектом осуществления торговли, поскольку используется для демонстрации товаров.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Так, согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее также - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, определено, что департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Приказом Департамента от 03.12.2015 № 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения.
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором также установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от ГБУ «Центр налоговых доходов».
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном департаментом (п. 3.3. Порядка).
Во исполнение вышеназванных положений ДЭПиР, получив от ГБУ «Центр налоговых доходов» информацию об объектах осуществления торговли, а именно: Информационные карты с приложением фотографий объектов, находящихся по адресу: <...>, по которому Общество осуществляет торговую деятельность (далее также - Объекты), включил названные Объекты в Список объектов.
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объектов из Списка объектов, что повлекло составление акта о выявлении новых объектов обложения торговым сбором, по истечении установленного пунктом 4.1. Порядка срока.
С сопроводительным письмом от 03.05.2017 № ДПР-30-2784/17 Департамент направил акт в адрес заявителя.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществление плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 «Торговый сбор» Кодекса, в том числе, используются следующие понятия: 1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; 2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
При этом, согласно пункту 1.6.1. Порядка, к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, относятся объекты осуществления торговли, расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Таким образом, если объект, расположенный в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах, используемый одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров, обладает хотя бы одним из трех признаков: оснащение оборудованием для выкладки товаров; оснащение оборудованием для демонстрации товаров; оснащение оборудованием для обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, то он является объектом стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов.
Организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Кроме того, согласно пункту 72 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, торговля по образцам - это форма розничной торговли, осуществляемая по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Статья 497 ГК РФ предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров.
Пунктом 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается' публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
С учетом данной нормы выставление образца товара в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) является демонстрацией товара, т.е. публичной офертой договора розничной купли-продажи.
В соответствии с пунктами 13-15 Правил продажи товаров по образцам, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918, в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. При продаже комплектов (наборов) мебели в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий. При этом образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на1 прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
По фотографиям, сделанными в ходе проведения сбора сведений, и имеющимся в материалах дела усматривается, что на Объекте выставлены образцы дверей и ставней, который реализует заявитель.
Также Правилами продажи товаров по образцам в пункте 16 установлено, что образцы товаров, требующие ознакомления покупателей с их устройством и действием, демонстрируются в присутствии продавца - консультанта.
Консультант Общества, находящийся на Объекте, подробно отвечает на все вопросы, связанные с приобретением и доставкой дверей или ставней, помогает определиться с материалом, а также готовит предварительный эскиз товаров, которые покупатель желает приобрести.
Согласно пункту 20 Правил продажи товаров по образцам договор купли-продажи товара может быть заключен как в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.
Пунктом 21 Правил продажи товаров по образцам определено, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, или иного документа, подтверждающего оплату товара, в месте его продажи или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар на условиях, предложенных продавцом.
Данная позиция также подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 03-11-06/4/55977.
Следовательно, организации, осуществляющие торговлю по образцам, в том числе товаров собственного производства, на площадях торгового центра (в том числе арендованных), специально оснащенных оборудованием, предназначенным vrиспользуемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, являются плательщиками торгового сбора.
Указанная позиция по вопросу торговли товарами собственного производства подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27.07.2015 № 03-11-09/43208.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что Общество осуществляет торговлю по образцам по адресу: <...>.
При этом указанный Объект имеет информационную вывеску, а в сети Интернет на сайте www.dzp.ru содержится информация о Обществе, где в разделе «магазины» содержится информация о магазине в г. Москве на Свободном проспекте, 33. Кроме того, на вышеуказанном интернет-сайте содержится информация об ассортименте и ценах на товар.
Таким образом, заявитель обоснованно является плательщиком торгового сбора, поскольку указанный Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров собственного производства (в том числе выставлены образцы дверей и ставней), имеется уголок потребителя, прейскурант цен, а также имеется рекламная вывеска, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Следовательно, заявитель осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торговый зал, и является плательщиком торгового сбора.
С учетом изложенного, требования заявителя о признании незаконным акта от 26.04.2014 г. № 11549 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, составленного начальником отдела администрирования торгового сбора Управления финансовой и налоговой политики Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО1 в отношении объекта по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А), а также обязании исключить из Списка объектов, подлежащих обложению торговым сбором объект, арендуемый Обществом по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенный на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А) не подлежат удовлетворению судом исходя из их необоснованности.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Завод дверей» (зарегистрированному по адресу: 121352, г. Москва, б-р. Славянский, д. 9, корп.1; ОГРН: <***>; ИНН: <***>, дата регистрации: 05.03.2009 г.) к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (зарегистрированному по адресу: 125032, <...>; ОГРН: <***>; ИНН: <***>, дата регистрации: 19.12.2002 г.) о признании незаконным акта от 26.04.2014 г. № 11549 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, составленного начальником отдела администрирования торгового сбора Управления финансовой и налоговой политики Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО1 в отношении объекта по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А); обязании исключить из Списка объектов, подлежащих обложению торговым сбором объект, арендуемый Обществом по адресу: 111558, <...>, общей площадью 7,8 кв. м, расположенный на 1-ом этаже в помещении № IV (часть комнаты № 1А), - отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | А.Н. Нагорная |