ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-11447/20-130-75 от 27.10.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-11447/20 -130-75

декабря 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021года

Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафиной Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Государственного казенного учреждения города Москвы "Энергетика" (адрес: 127051, Москва город, бульвар Цветной, 25, стр.4, , ОГРН: 1097746266694, Дата присвоения ОГРН: 04.05.2009, ИНН: 7707703787) к Совету депутатов муниципального округа Тверской города Москвы(адрес127051, г. Москва, Цветной бульвар д. 21, стр. 9) о признании незаконным решений Совета депутатов муниципального округа Тверскойот 19.01.2017 г. №5/2017, от 14.12.2017 г. №55/2017 в части,

третье лицо – ДГИ г. Москвы (123112, Москва город, проезд Красногвардейский 1-й, дом 21, строение 1, , ОГРН: 1037739510423, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: 7705031674)

при участии представителей:

от заявителя – Романенко А.А. по дов. от 15.06.2021 г.

от заинтересованного лица – Волобуева Ж.А. по дов. от 04.02.2021г.

от третьего лица - Алиева Х. Н. по дов. от 29.12.2020 г.

У С Т А Н О В И Л:

Государственное  казенное учреждение города Москвы "Энергетика" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Совету депутатов муниципального округа Тверской города Москвы о признании решения Совета депутатов Муниципального округа Тверской от 19.01.2017 № 5/2017 «О согласовании установки ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной б-р, д. 25, стр. 1», от 14.12.2017 № 55/2017 «О согласовании установки ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной б-р, д. 25, стр. 1» недействительными в части согласования установки ограждающего устройства -шлагбаум автоматический (№ 1 на схемах размещения) незаконным.

Требования уточнялись в порядке ст.49 АПК РФ, приняты судом в указанной редакции.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2021 года, отказано в удовлетворении заявления государственного казенного учреждения города Москвы «Энергетика» (далее – заявитель, ГКУ «Энергетика») о признании незаконными решений Совета депутатов муниципального округа Тверской города Москвы (далее – совет депутатов) от 19 января 2017 года № 5/2017 и от 14 декабря 2017 года № 55/2017.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 июня 2021 года решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2021 года по делу № А40-11447/20  отменены, дело направлено в Арбитражный суд г. Москвы на новое рассмотрение.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учётом позиции Арбитражного суда Московского округа,  арбитражный суд признал заявление подлежащим удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с ч. 1ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с решениями Совета депутатов Муниципального округа Тверской от 19.01.2017 № 5/2017 «О согласовании установки ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной б-р, д. 25, стр. 1», от 14.12.2017 № 55/2017 «О согласовании установки ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной б-р, д. 25, стр. 1» (далее - Решения) на территории по адресу: г. Москва, Цветной бульвар, д. 25, стр. 1 было установлено ограждающее устройство (далее - ограждающее устройство).

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам письменных пояснений.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения третьего лица о дате, времени и месте проведения судебного заседания по правилам ст.123 АПК РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд отмечает следующее.

Из материалов дела следует, что Решениями Совета депутатов муниципального округа Тверской (далее по тексту - Совет депутатов МО Тверской) от 19.01.2017 № 5/2017 «Об установке ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной бульвар, д25, стр.1» и от 14.12.2017 № 55/2017 «Об установке ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной бульвар, д25, стр.1», в общей сложности было согласовано три ограждающих устройства.

Решением от 19.01.2017 № 5/2017 было согласовано:

шлагбаум;

распашные ворота.

Решением от 14.12.2017 № 55/2017:

шлагбаум или распашные ворота. Основания для принятия решения:

п.5 ч.2 ст.1 Закона г. Москвы от 11.07.2012 года № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»;

Постановление Правительства Москвы от 02.07. 2013 года № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

В Совет депутатов МО Тверской обратился уполномоченный представитель общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу: Москва, Цветной бульвар, дом 25, стр.1 с заявлением о согласовании установки ограждающих устройств - шлагбаум и распашные ворота (заявление от 02.11.2016 г. №1011/01 с приложениями).

В соответствии с Постановлением Правительства № 428-ПП от 02.07.2013 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», к заявлению прилагались все необходимые документы и согласия всех организаций, чьи интересы могли быть затронуты установкой ограждающего устройства, а именно:

Тверской районный суд города Москвы (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25а);

ООО «Гостиница на Цветном» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.7);

ООО «Семейное предприятие «фирма Антонина» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.1);

ООО «На Цветном» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.2);

ООО «Мосэнка» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.3);

ГКУ города Москвы «Энергетика» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.4);

ООО «Клиника Санта-Мария» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.5);

ООО «Верна» (местонахождение: Москва, Цветной бульвар, д.25, стр.11). Совет  депутатов МО  Тверской Решением  от  19.01.2017 № 5/2017 согласовали установку ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной бульвар, д25, стр.1» (шлагбаум и распашные ворота).

Таким образом, судом установлено, что Истец дал свое согласие на установку ограждающего устройства (письмо от 31.10.2016 №02-1217/16).

Далее, 25.10.2017 г. в Совет депутатов МО Тверской повторно обратился уполномоченный представитель общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу: Москва, Цветной бульвар, дом 25, стр.1 с заявлением о согласовании установки дополнительного ограждающего устройства - шлагбаум или распашные ворота (заявление от 25.10.2017 г. № 936/01 с приложениями).

В соответствии с Постановлением Правительства № 428-ПП от 02.07.2013 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве», к заявлению прилагались все необходимые документы на согласование дополнительного ограждающего устройства на придомовой территории жилого дома.

Совет депутатов МО Тверской Решением от 14.12.2017 № 55/2017 согласовал установку дополнительного ограждающего устройства по адресу: Москва, Цветной бульвар, д25, стр.1» (шлагбаум или распашные ворота).

Таким образом, Совет депутатов муниципального округа Тверской исполнил свои обязательства в соответствии с законодательством РФ, в интересах граждан муниципального округа Тверской, при соблюдении интересов всех заинтересованных лиц.

Оспаривая решения Совета Депутатов, Истец основывается на плане межевания территории квартала № 258 Тверского района, утвержденного решением Департамента городского имущества города Москвы в 2008 году (источник - https://atlas.mos.ru).

Порядок установки ограждающих устройств на придомовых территориях в городе Москве, утверждённый постановлением Правительства Москвы от 02 июля 2013 года № 428-ПП «О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве» (далее - постановление № 428-ПП), регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 428-ПП под ограждениями (ограждающими устройствами) понимаются устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств.

В соответствии с пунктом 13 постановления № 428-ПП запрещается установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования.

В соответствии с пунктом 9.2 постановления № 428-ПП создание ограждающими устройствами препятствий или ограничений проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, является основанием для отказа в согласовании советом депутатов установки ограждающего устройства.

Решение Совета депутатов Муниципального округа Тверской ограждающего устройства (шлагбаума) препятствуют проходу пешеходов и проезду транспортных средств на территории общего пользования в соответствии с утвержденным распоряжением Департамента от 06.10.2008 № 3270 проектом межевания территории квартала.

Проект межевания территории является проектом планировки территории, которым устанавливаются конкретные границы земельных участков и вид или виды разрешенного использования земельных участков, в том числе территорий общего пользования.

В соответствии с распоряжением Департамента от 06 октября 2008 года № 3270 «Об утверждении проектов межевания кварталов» утвержден проект межевания квартала № 258 Тверского района.

Указанный проект межевания содержит информацию о том, что спорная территория, ограниченная Садово-Самотечной улицей, Цветным бульваром, 1-м Колобовским переулком, Большим каретным переулком (земельный участок номер 33) является территорией общего пользования. Установление ограждающих устройств препятствует проезду на территорию земель общего пользования, что свидетельствует о незаконности установки шлагбаумов.

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проектов планировки территории осуществляется в том числе для установления границ территорий общего пользования.

Согласно п. 4 ст. 41 ГрК РФ проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории. В силу п. 3 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов п обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

В соответствии с п. 5 ст. 43 ГрК РФ текстовая часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществ общего пользования, в том числе, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планирования территории.

Согласно утвержденному проекту межевания между участком заявителя (№ 34) и многоквартирным домом (№ 30) подлежит образованию участок земель общего пользования, который является участком общего пользования с комплексным благоустройством территории озеленением и устройством прохода и проезда к земельным участкам № 30, № 32, № 34, № 35.

Заявитель эксплуатирует здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001093:31. Земельный участок (№ 34) граничит с землями общего пользования (участок № 33), расположенными между указанным участком и участком  многоквартирного дома (№ 30).

Согласно утвержденному проекту межевания заявителю отведен земельный участок № 34, проход и проезд, к которому обеспечивается через земли общего пользования 0,248 гг (по проекту участок № 33), расположенные между участком заявителя и многоквартирным жилым домом.

В силу п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Законодатель подчеркнул значимость обеспечения доступа неограниченного круга лиц на земли общего пользования, при этом наличие специального регулирования создает дополнительные условия для реализации прав граждан и неограниченного круга лиц.

Отсутствие поставленного на кадастровый учет земельного участка общего пользования не может свидетельствовать об утере указанным земельным участком статуса земель общего пользования ввиду установления соответствующего статуса земельному участку документами планировки территории.

Исходя из определения, приведенного в п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования определяются как таковые постольку, поскольку они заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, а не факте постановки их на кадастровый учет.

Установленный для земель общего пользования правой ре ж и распространяется на все земли и земельные участки, расположенные в ее границ: независимо от факта кадастрового учета земельных участков.

В отношении участков общего пользования не подлежат применению нормы, которые позволяют установить ее в качестве недвижимой вещи. Право общего пользования - это разновидность права природопользования, не имеющая вещно-правовую природу. Участки общего пользования не являются самостоятельным объектом гражданских прав и объектом гражданского оборота, в отношении них установлен запрет на приватизацию (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного муниципального имущества», ст. 85 ЗК РФ).

Земельный участок общего пользования утвержден проектом межевания территорий квартала и подлежит образованию в соответствии с утвержденным документом по планировке территории, предусматривающим доступ смежных землепользователей к своим земельным участкам через участок общего пользования.

Правовой статус земельного участка общего пользования не изменен, распоряжение Департамента от 03.10.2018 № 32806 «О разработке корректировки проекта межевания территории части квартала» утратило силу.

Пояснительной запиской к распоряжению Департамента установлено, что корректировка проекта межевания подлежит осуществления в связи с обращением ООО «МОСЭНКА» как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001093:5 за счет увеличения указанного земельного участка за счет участка с кадастровым номером 77:01:0001093:44 и обеспечения проезда к зданию.

Пунктом 2 распоряжения установлен срок его действия - один год. При этом корректировкой не предусматривалось изменение правового статуса земель общего пользования, что свидетельствует об отсутствии неопределенного правового статуса у земель общего пользования.

Согласно преамбулы постановления Правительства Москвы № 428-ПП утвержденный Порядок принят в целях повышения уровня благоустройства придомовых территорий в городе Москве, а также обеспечения комфортной городской среды проживания Правительство Москвы.

В пункте 1 Порядка предусмотрено, что указанный Порядок регулирует правоотношения, связанные с установкой ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов в городе Москве и их демонтажем.

Согласно пунктам 36, 38 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - это деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, которая включает вопросы организации установки и демонтажа таких элементов благоустройства территории как технические устройства регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств.

В силу части 8 статьи 22 Федерального закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.12.2017 № 1089-ПП «Об утверждении Порядка подготовки, согласования и утверждения проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа, в городе Москве» подготовка проектов межевания территории осуществляется:

Департаментом   городского   имущества   города   Москвы   (далее   -Департамент).

Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее -Москомархитектура).

Согласно положениям постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 № 225-ПП «О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы» сведения о проектах межевания территории содержатся в разделе V «Документация по планировке территорий» интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (далее - ИАИС ОГД).

Предоставление сведений и документов, содержащихся в ИАИС ОГД, осуществляется Москомархитектурой в рамках предоставления государственной услуги города Москвы «Предоставления сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы» (далее - государственная услуга) в порядке, определенном постановлением Правительства Москвы от 17.01.2013 № 2-1111 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы».

Заявителем в уставленном порядке было подано заявление о предоставлении государственной услуги.

Документы, полученные в рамках оказания государственной услуги, еще раз подтверждают, что план межевания квартала № 258 Тверского района утвержден распоряжением Департамента от 06.10.2008 № 3270 «Об утверждении проектов межевания кварталов», указанный план межевания действует и содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 33/258/2008 (спорная территория) относится к территории общего пользования.

В силу действия части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд возлагает обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение прав заявителя.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст. ст. 71, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие действующему законодательству, признать незаконным решение Совета депутатов Муниципального округа Тверской города Москвы(адрес127051, г. Москва, Цветной бульвар д. 21, стр. 9) от 19.01.2017 г. №5/2017 «О согласовании установки ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной бульвар, д. 25, стр. 1», от 14.12.2017 г. №55/2017 «О согласовании установки ограждающих устройств по адресу: Москва, Цветной бульвар, д. 25, стр. 1» в части согласования установки ограждающего устройства – шлагбаум автоматический (№1 на схеме размещения).

Обязать Совет депутатов Муниципального округа Тверской города Москвы(адрес127051, г. Москва, Цветной бульвар д. 21, стр. 9) в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного казенного учреждения города Москвы "Энергетика" (адрес: 127051, Москва город, бульвар Цветной, 25, стр.4, , ОГРН: 1097746266694, Дата присвоения ОГРН: 04.05.2009, ИНН: 7707703787) в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М. Кукина