РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года Дело №А40-115123/21-143-797
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе судьи Гедрайтис О.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шаталовой А.В.
с использованием средств аудиозаписи
рассматривает в судебном заседании дело по иску АО «ДВЭУК-ЕНЭС» (ИНН 2540252359)
к ПАО «ФСК ЕЭС» (ИНН 4716016979)
с участием 3-х лиц
1) ООО "Транснефтьэнерго"(ИНН 7703552167);
2)ООО "Трансэнерго-Восток"( ИНН 3801079671);
3) Государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха(Якутия)
4) ФАС;
5) АО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания-Генерация Сети (ИНН
2540252341),
о взыскании 257.277.499 руб. 47 коп.
при участии:
от истца: Маланьин А.Н. дов. от 01.01.2021г.
от ответчика: Безымянный Д.Ю. дов. от 25.11.2019г.
от 3-его лица: 1) ООО "Транснефтьэнерго" Артемова Н.Г. дов. от 01.01.2021г.
от 3-его лица: 2) ООО "Трансэнерго-Восток" Дягилев В.А. дов. от 14.12.2020г.
от 3-х лиц: не явка, извещен
УСТАНОВИЛ: АО «ДВЭУК-ЕНЭС» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ПАО «ФСК ЕЭС» о взыскании 225.590.132 руб. 41 коп. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии (мощности) за июнь и декабрь 2018 года, 31.687.367 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Трансэнерго-Восток», государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха(Якутия), ФАС России, АО «ДВЭУК-Генерация Сети».
Представители третьих лиц Государственный комитет по ценовой политике-РЭК Республика Саха(Якутия), ФАС России, АО «ДВЭУК-Генерация Сети» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом в соответствии со ст.ст. 121, 123, 156 АПК РФ.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам представленного отзыва на иск.
Представители третьих лиц поддержали позицию ответчика, возражали против удовлетворения исковых требований.
Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзывов на иск и письменных пояснений, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленные в настоящем деле требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 18.07.2014г. между АО «ДВЭУК» (после реорганизации - АО «ДВУЭК – ЕНЭС») и ПАО «ФСК ЕЭС» заключен договор №99-171-2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энегопринимающих устройств НПС-11 ООО «Транснефть-Восток» к «ПС220 кВ «НПС-11», принадлежащей ответчику, в соответствии с условиями которого, АО "ДВЭУК" приняты обязательства по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ПАО «ФСК ЕЭС» на объекте "ПС 220/10 кВ НПС-11", в рамках ранее выданных технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - ТУ) от 01.10.2013г. №ТУ-Э-186. Акт о выполнении технических условий №АВТУ-Э-07 подписан между сторонами 07.08.2014г.
30.10.2014г. между АО «ДВЭУК» и филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Востока подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, тем самым, определяя точки поставки электрической энергии (мощности) и подтверждая электрическую связь сетевых объектов.
В соответствии с п.4 ст.41 ФЗ от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также лица, владеющие объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, и не осуществляющие деятельности по передаче электрической энергии таким потребителям в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.
Согласно п.4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. №861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка 3 электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Для энергоснабжения нефтеперекачивающей станции НПС-11 энергосбытовой компанией ООО «Транснефтьэнерго», заключены договоры: с ПАО «Якутскэнерго» заключен договор купли-продажи электроэнергии от 25.09.2014 №1, а с ПАО "ФСК - ЕЭС" - заключено дополнительное соглашение от 15.10.2014г. №14 к договору оказания услуг по передаче электроэнергии от 01.07.2011г. №517/П, в рамках которого закреплены обязательства по оказанию услуг по передаче электроэнергии до НПС-11.
В результате осуществленных мероприятий по технологическому присоединению в регионе сложилась следующая схема передачи электрической энергии в отношении объекта НПС-11: Каскад Вилюйский ГЭС-1,2 (объект генерации) - ПАО "Якутскэнерго" (сети протяженностью 2,04 км) - АО "ДВЭУК" (сети протяженностью 471, 5 км) - ПАО "ФСК ЕЭС" (сети протяженностью 1,9 км, подстанция) - ООО "Транснефтьэнерго" (энергосбытовая организация) - ООО "Транснефть-Восток" (конечный потребитель).
Оплату за транспортировку электроэнергии ПАО "ФСК ЕЭС" получало от потребителя - ООО "Транснефтьэнерго" в соответствии с тарифом, утвержденным Приказом ФСТ России от 09.12.2014 №297-э/3 на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС на 2015-2018 годы, до приказа Минэнерго РФ №1145 от 11.12.2018 об отнесении "ПС 220 кВ НПС-11" и "ВЛ-220 кВ до ПС НПС-11" к ЕНЭС. АО "ДВЭУК" неоднократно пыталось урегулировать взаимоотношения по использованию объектов, принадлежащих АО "ДВЭУК", направляя в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" оферту договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11), что подтверждается исходящими письмами от 02.02.2017 №ДВЭУК-03-42-397, от 16.06.2017 №ДВЭУК03-42-2103.
Ответной позицией ПАО «ФСК ЕЭС», в лице филиала Амурское ПМЭС, (Письмо от 12.10.2017 №м3/п3/1/818) ответило отказом от подписания оферты договора.
В соответствии с п.5 Критериев отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. №41, критериям единой национальной (общероссийской) электрической сети соответствуют подстанции, проектный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. №41 к Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения.
В соответствии с п.3 Порядка отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включения их в реестр "Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2003г. №648 решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается Министерством энергетики Российской Федерации, при этом, в рамках пункта 4 указанного документа основанием для рассмотрения вопроса об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр, а также о внесении изменений в реестр являются: заявление собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства; уведомление, полученное Министерством энергетики Российской Федерации от системного оператора и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, направленное в соответствии с п.12.1 настоящего Положения.
Решение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о включении их в реестр принимается в течение 3 месяцев со дня представления в Министерство энергетики Российской Федерации собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства полного комплекта документов, либо в течение 3 месяцев со дня окончания проведения обследования объекта электросетевого хозяйства.
Объект электросетевого хозяйства считается отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети со дня вступления в силу решения Министерства энергетики Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минэнерго России от 08.04.2016г. №279 «Об исключении объектов электросетевого хозяйства из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть" (зарегистрирован в Минюсте России от 27.04.2016г. №41946) из реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ЕНЭС), исключены объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие АО "ДВЭУК".
Согласно п.2 ст.24 ФЗ от 26.03.2003 №35 ФЗ "Об электроэнергетике", установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети входит в полномочия федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п.3 ст.24 Закона об электроэнергетике установление цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни таких цен (тарифов) входит в компетенцию уполномоченных в области государственного регулирования цен и тарифов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 26.12.2017г. №728/1 установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на территории Республики Саха (Якутия).
Так, в период июнь - декабрь 2018 года по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" осуществлена передача электрической энергии (мощности) в сети ПАО "ФСК ЕЭС" в общем объеме 56.872.002 кВтч.
В связи с отказом ПАО "ФСК ЕЭС" в предоставлении показаний приборов учета в точках поставки на стороне 220 кВ ПС НПС-11, объем переданной электрической энергии определен на основании показаний приборов учета, установленных на стороне 10 кВ на ПС 220/10 кВ при НПС-11, с учетом потерь в силовых трансформаторах ПС 220/10 кВ НПС-11.
Факт осуществления передачи электрической энергии в отношении потребителя ООО "Транснефтьэнерго" зафиксирован актами баланса электроэнергии за март-май 2018г. между Гарантирующим поставщиком на территории Республики Саха (Якутия) в лице ПАО "Якутскэнерго" и АО "ДВЭУК".
В связи с тем, что договор на передачу электрической энергии не заключен в установленном порядке, АО "ДВЭУК" направляло в адрес ПАО «ФСК ЕЭС», в лице филиала МЭС Востока, уведомление о дате и времени составления акта о бездоговорном оказании услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителя ООО "Транснефтьэнерго" (НПС-11). Поскольку в назначенное время и место представители не явились, акт был составлен в присутствии независимых лиц.
Оплату за передачу электроэнергии (мощности) по объектам электросетевого хозяйства АО "ДВЭУК" или плату за использование указанных объектов ПАО "ФСК ЕЭС" не производило.
Использование сетевого хозяйства АО "ДВЭУК" позволило ПАО "ФСК ЕЭС" осуществлять передачу электрической энергии конечным потребителем и получать от последнего плату за оказанные услуги по передаче электроэнергии (мощности) по тарифу ЕНЭС.
До момента принятия приказа Минэнерго РФ №1145 от 11.12.2018г. объекты ПАО "ФСК - ЕЭС" - "ПС 220 кВ НПС-11 и ВЛ-220 кВ до ПС НПС-11" не относились к ЕНЭС.
Согласно пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (ред. от 30.04.2020) по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с п. 41 настоящих Правил.
В силу п.36 Правил №861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством 6 Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием возмещении причиненных убытков.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии в спорный период составила 225.590.132 руб. 41 коп. Также истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами.
Распоряжением от 18.03.2019 №141-р Федеральным агентством по управлению государственным имуществом принято решение о реорганизации АО "ДВЭУК" в форме разделения на АО "ДВЭУК - ЕНЭС" и АО "ДВЭУК - ГенерацияСети".
К деятельности АО "ДВЭУК - ЕНЭС", как правопреемника АО "ДВЭУК", относится деятельность в отношении объектов электросетевого хозяйства, распределительного электросетевого комплекса и иного имущества (прав) и обязанностей, перешедших в связи с реорганизацией.
Таким образом, правопреемником АО "ДВЭУК" по спорным обязательствам является АО "ДВЭУК - ЕНЭС".
По мнению истца, АО «ДВЭУК-ЕНЭС» и ПАО «ФСК ЕЭС» являются смежными сетевыми организациями, отношения которых регулируются п.п.6, 8, 34, подпунктом "г" п.41 Правил №861.
Однако, истец не учитывает пункты Правил недискриминационного доступа, относящиеся к ответчику, как организации по управлению объектами ЕНЭС и АО "ДВЭУК-ЕНЭС", как владельцу объектов ЕНЭС, и регулирующие спорные отношения.
Указанные истцом нормы не содержат никаких обязательств ответчика как организации по управлению ЕНЭС по отношению к истцу.
Напротив, приведенный истцом п.8 Правил недискриминационного доступа предусматривает, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.
В соответствии с п. 37 раздела III Правил недискриминационного доступа отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Кроме того, согласно п.34 Правил недискриминационного доступа, на который ссылается истец, по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, перечень которых определяется в договоре об оказании услуг по передаче электрической энергии. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с п.41 Правил недискриминационного доступа.
Согласно подпункту "б" п.41 Правил недискриминационного доступапри исполнении договора между организацией по управлению ЕНЭС и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, потребителями услуг являются эти иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС.
Подпункт "г" п.41 Правил недискриминационного доступа регулирует отношения между территориальными сетевыми организациями, к которым ответчик не относится.
При этом суды по делам №№А40-91888/17, А40-13796/2018, А40-210185/20 по аналогичным исковым требованиям истца к ответчику за предыдущие периоды установили следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела:
- ответчик обладает специальным статусом - организации по управлению объектами ЕНЭС;
- объекты электросетевого хозяйства истца, которые, по его мнению, использовались при оказании услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства НПС-11, соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения к ЕНЭС, что подтверждается решением Минэнерго России о включении их в Реестр объектов ЕНЭС приказом от 05.06.2015 №343;
- в соответствии с п.3 ст 8 Федерального закона РФ от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике", если одной из сетевых организаций является организация, по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), а другая сетевая организация - территориальной сетевой организацией, владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, характеристики которых соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС, то правоотношения между организациями регулируются договором, определяющим порядок использования организацией по управлению ЕНЭС указанных объектов.
Вышеуказанные выводы судов основаны на п.п. «а» п.41 раздела III Правил недискриминационного доступа, п.3 ст.8, п.3 ст.26 Закон об электроэнергетике, согласно которым при исполнении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ПАО «ФСК ЕЭС» и территориальными сетевыми организациями, в силу особого статуса ПАО «ФСК ЕЭС» потребителем услуг всегда является территориальная сетевая организация.
Пунктом 2 ст.7 Закона об электроэнергетике установлено ограничение осуществления прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть по заключению договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об электроэнергетике ограниченные в соответствии со статьей 7 Закона об электроэнергетике права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, осуществляются организацией по управлению ЕНЭС.
В п.3 ст.8 Закона об электроэнергетике определен механизм осуществления организацией по управлению ЕНЭС прав, в которых ограничены владельцы объектов ЕНЭС: организация по управлению ЕНЭС заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.
Законодательство РФ об электроэнергетике исключает возможность получения владельцем объектов ЕНЭС оплаты от ПАО «ФСК ЕЭС» за оказанные услуги, поскольку согласно пп. «б» п.41 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора между организацией по управлению ЕНЭС и иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, потребителями услуг являются эти иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС
Учитывая, что АО «ДВЭУК-ЕНЭС» является владельцем объектов ЕНЭС, в отношениях с ПАО «ФСК ЕЭС» оно должно руководствоваться ст.7 и ст. 8 Закона об электроэнергетике.
Ситуация, при которой ПАО «ФСК ЕЭС» оплачивает услуги по передаче электрической энергии территориальной сетевой организации (в качестве потребителя соответствующих услуг сетевой организации), невозможна в силу императивных норм законодательства.
Законодательно предусмотрен единственный способ возмещения затрат собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС заключение с ПАО «(РСК ЕЭС» договора о порядке использования объектов ЕНЭС и получение платы, установленной ФАС России.
Таким образом, доводы истца направлены на переоценку вступивших в законную силу судебных актов по делам №А40-91888/17, №А40-13796/2О18, №А40-210185/2020, №А40-38805/2021.
Довод истца о том, что его объекты не являются объектами ЕНЭС, поскольку в спорный период не были включены приказом Минэнерго России в Реестр ЕНЭС, был предметом исследования судов по делам №А40-91888/17, №А40-13796/2018, №А40-210185/2020, №А40-38805/2021 и получил надлежащую оценку.
Суды по делам №А40-91888/17, №А40-13796/2018, №А40-210185/2020, №А40-38805/2021 установили, что объекты созданы АО «ДВЭУК-ЕНЭС» в рамках реализации схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2010-2016 гг. и соответствуют критериям отнесения к объектам ЕНЭС, установленным постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. №41 критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети". По информации, размещенной на официальном сайте АО «ДВЭУК», целью проектов по строительству указанных электросетевых объектов являлось расширение зоны централизованного электроснабжения и присоединение Олекминского района к сетям ОАО АК «Якутскэнерго», а в дальнейшем и к единой национальной сети России.
Доводы истца о том, что объекты ПАО «ФСК ЕЭС» не являются объектами ЕНЭС также противоречат законодательству РФ об электроэнергетике и позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ по делу №А40-54847/15.
В силу ст.10 Закона об электроэнергетике и Устава федеральной сетевой компании последняя осуществляет деятельность по развитию сети и строительству объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС. При этом схемы и программы развития ЕНЭС на долгосрочный период разрабатываются с участием системного оператора в целях организации осуществления технических и технологических мероприятий и утверждаются Правительством Российской Федерации;
По инвестиционным программам федеральная сетевая компания осуществляет строительство объектов электросетевого хозяйства, предназначенных для развития ЕНЭС и отвечающих критериям ЕНЭС. Следовательно, объекты, созданные федеральной сетевой компанией в рамках инвестиционной программы, по своему целевому предназначению являются объектами ЕНЭС.
Как указали суды в делах №А40-91888/17, №А40-13796/2018, №А40-210185/2020, №А40-38805/2021 Реестр ЕНЭС в соответствии с п.4 Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2003 №648, носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от системного оператора и (или) организации по управлению ЕНЭС, либо заявления собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, как включение объектов в Реестр ЕНЭС, так и исключение из Реестра осуществляется по заявлению владельца объекта ЕНЭС.
Данные выводы судов основаны на правильном применении п. 1 ст. 5 Закона об электроэнергетике, постановления Правительства РФ от 26.01.2006 №41 “O критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети».
Объект электросетевого хозяйства является объектом ЕНЭС в силу соответствия критериям отнесения к ЕНЭС, установленным Правительством РФ.
Подтверждением соответствия объектов АО «ДВЭУК» критериям отнесения к ЕНЭС является приказ Минэнерго России от 05.06.2015 № 343 о включении указанных объектов в Реестр объектов ЕНЭС, имеющийся в материалах настоящего дела.
Суды установили, что объекты исключены из Реестра ЕНЭС по воле АО «ДВЭУКЕНЭС», оснований для их исключения у АО «ДВЭУК-ЕНЭС» не имелось.
В приказе Минэнерго России №79 от 08.04.2016 об исключении объектов АО «ДВЭУК» из Реестра объектов ЕНЭС указано, что объекты исключены по заявлению АО «ДВЭУК». Указанный приказ был приобщен судом первой инстанции к материалам дела, исследован и получил надлежащую оценку.
В связи с заявительным характером включения объектов в Реестр объектов ЕНЭС, АО «ДВЭУК» по своей воле исключил свои объекты из указанного Реестра, тем самым самостоятельно создав искусственные ограничения для заключения договора о порядке использования объектов ЕНЭС.
При этом права владельца в отношении принадлежащего ему объекта, соответствующего критериям отнесения к ЕНЭС, ограничены в силу закона вне зависимости от включения указанных объектов в Реестр объектов ЕНЭС.
Иной подход противоречил бы смыслу ст. ст. 7, 8 Закона об электроэнергетике и целям законодательного регулирования, позволяя владельцам объектов ЕНЭС создавать угрозу безопасности Российской Федерации, нарушения прав и законных интересов юридических и физических лиц.
Ссылка истца на письмо филиала ПАО «ФСК - ЕЭС» - МЭС Востока №м3/4/1170 от 17.07.2014г. «О подключении НПС-11» в адрес ООО «Транснефтьэнерго» не подтверждает заявленные исковые требования, поскольку услуги по передачи электроэнергии оказываются как на розничном, так и на оптовом рынке, что подтверждается п.1. ст. 9 Закона «Об электроэнергетике».
Применение в расчетах за услуги по передаче электроэнергии произвольных величин, не основанных на тарифных решениях, не только противоречит императивным нормам права, но и нарушает баланс экономических интересов сетевых организаций, что влечет неосновательное обогащение АО «ДВЭУК - ЕНЭС».
Истец рассчитывает стоимость оказанных услуг исходя из единых (котловых) тарифов.
Однако, единый (котловой) тариф подлежит применению в расчетах сетевой организации и конечного потребителя электрической энергии.
В данном случае конечным потребителем электрической энергии является ООО «Транснефть-Восток», которому принадлежат объекты НПС-11.
ПАО «ФСК ЕЭС» является сетевой организацией, а не конечным потребителем.
Недопустимость применения единого (котлового) тарифа в расчетах смежных сетевых организаций установлена Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1178.
Подпунктом 3 п.3 Основ ценообразования предусматривает, что единый (котловой) тариф представляет собой цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с п. 42 Правил недискриминационного доступа, пп.3 п.3 Основ ценообразования взаиморасчеты между смежными территориальными сетевыми организациями осуществляются на основании индивидуального тарифа.
Изложенное соответствует правовой позиции, указанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.03.2012г. №13881/11, в котором приведен вывод о возможности расчетов между парой смежных сетевых организаций только по индивидуальному тарифу после его установления службой по тарифам и недопустимости применения в таких расчетах единого (котлового) тарифа.
Индивидуальный тариф для взаиморасчетов между АО «ДВЭУК - ЕНЭС» и ПАО «ФСК ЕЭС» в спорный период отсутствовал.
Абзацем 2 п.3 ст.8 Закона об электроэнергетике установлено, что заключение такого договора является обязательным для собственника или иного законного владельца объектов ЕНЭС. В этой связи в заключении договора, определяющего порядок использования объектов ЕНЭС, в первую очередь заинтересован собственник (иной законный владелец) указанных объектов.
Так, бездействие АО «ДВЭУК-ЕНЭС» по урегулированию отношений с Ответчиком в соответствии со ст.7 и ст. 8 Закона об электроэнергетике, привело к тому, что Истец как собственник указанных объектов электросетевого хозяйства был вынужден нести расходы по содержанию своего имущества без возможности получения какого-либо дохода. Попытка АО «ДВЭУК-ЕНЭС» переложить экономические последствия своего недобросовестного поведения на ПАО «ФСК ЕЭС» является злоупотреблением правом, поскольку законные основания требовать оплаты услуг, которые АО «ДВЭУК-ЕНЭС» в силу изложенных выше норм закона не имело прав оказывать, от ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствуют.
Аналогичные исковые требования АО «ДВЭУК-ЕНЭС» по тем же фактическим обстоятельствам уже были рассмотрены судами по делам №А40-91888/17, №А4013796/2018, №А40-210185/2020, №А40-З8805/2021.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений. Истец не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования.
С учетом изложенного, исходя из совокупности представленных доказательств, суд находит доводы истца документально не подтвержденными и не обоснованными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 12, 309, 310, 314, 395, 1102, 1103, 1107 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 1, 2, 4, 65, 71, 110, 123, 167 - 171, 176, 177 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня принятия.
Судья: О.С. Гедрайтис