РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-115406/17-94-1090 |
18 сентября 2017 года
Резолютивная часть объявлена 11 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Подрезовым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «БизнесТраст» (1157746502693, 115093, <...>)
к Федеральному агентству по недропользованию (ОГРН <***>, 125993, <...>)
третье лицо: Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай
о признании незаконным приказа от 15.03.2017г. №111
при участии:
от заявителя – не явился, извещён;
от ответчика – ФИО1, доверенность от 21.08.2017 б/н;
от третьего лица – не явился, извещён;
УСТАНОВИЛ:
ООО «БизнесТраст» (далее также заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее также Роснедра, ответчик) о признании недействительным приказа от 15.03.2017г. №111 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР».
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявитель и третье лицо надлежаще извещены о начавшемся процессе, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, ООО «БизнесТраст» является владельцем лицензии ГОА 00300 ТР на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, разведка) и добычи кобальтосодержащих руд в пределах Куруозекской площади. Срок действия лицензии – до 01.11.2032. Условия пользования недрами установлены Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, разведка) и добычи кобальтосодержащих руд в пределах Куруозекской площади, являющимся Приложением № 1 к лицензии ГОА 00300 ТР (далее – Лицензионное соглашение).
Прокуратурой Республики Алтай в связи с обращением Управления ФСБ России по Республике Алтай была проведена проверка исполнения законодательства при использовании участков недр, содержащих месторождения редкоземельных металлов на территории Кош-Агачского района Республики Алтай.
В рамках проведенной проверки Управления по недропользованию по Республике Алтай Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу было поручено письмом от 30.07.2015 № 7-08-2015 рассмотреть вопрос об аннулировании выданной, в том числе, ООО «БизнесТраст» лицензии на геологическое изучение недр и добычу полезных ископаемых в Кош-Агачском районе Республики Алтай.
В Роснедра письмом от 06.08.2015 № СФО-01-01-04/863 из Сибнедр поступила информация о допущенных недропользователем нарушениях законодательства о недрах.
В ходе проверки установлено, что недропользователь не приступил к пользованию недрами в течение установленного в лицензии срока и не выполняет основные условия Лицензионного соглашения к лицензии ГОА 00300 ТР, а именно:
«пп. а) п. 4.1 – не позднее 2008 года подготовку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта на проведение геологических (поиски, оценка) работ на Лицензионном участке, при этом проект должен получить положительные заключения необходимых государственных экспертиз, заключение экспертизы Горно-Алтайскнедра;
пп. б) п. 4.1 – начало геологических (поиски, оценка) работ – 2 квартал 2010г.;
пп. в) п. 4.1 – завершение геологических (поиски, оценка) работ и предоставление в установленном порядке геологического отчета с подсчетом прогнозных ресурсов по категориям Р1 и Р2 – январь 2012г.;
пп. г) п. 4.1 – утверждение проекта разведочных работ – май 2012 г.;
пп. д) п. 4.1 – начало разведочных работ – ноябрь 2012 г.;
пп. е) п. 4.1 – завершение разведочных работ и представление геологического отчета с подсчетом запасов по категории С1 и С2 – май 2014 г.;
пп. ж) п. 4.1 – утверждение технического проекта освоения участка – ноябрь 2014 г.».
17.09.2015 состоялось заседание Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр (далее – Комиссия) и в протоколе от 17.09.2015 № 213 зафиксированы принятые решения:
- считать установленным факт невыполнения ЗАО «БизнесТраст» условий пользования недрами в пределах Куруозекской площади;
- рекомендовать Управлению геологии твердых полезных ископаемых в месячный срок в установленном порядке подготовить письенное уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении ЗАО «БизнесТраст» права пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР, в случае не устранения указанных нарушений в течение двенадцати месяцев;
- рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по истечении срока уведомления организовать проверку устранения нарушений и по ее результатам внести предложения Комиссии.
Письмом от 02.10.2015 № ЕК-04-31/11084 (копия прилагается) Роснедра направили уведомление о допущенных ЗАО «БизнесТраст» нарушениях условий Лицензионного соглашения лицензии ГОА 00300 ТР, предоставленной для геологического изучения (поиски, разведка) и добычи кобальтосодержащих руд в пределах Куруозекской площади (далее – уведомление Роснедр), и возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Нарушения должны быть устранены в течение 12 месяцев с даты получения ЗАО «БизнесТраст» настоящего уведомления.
ООО «БизнесТраст» был предоставлен максимальный срок (который равен 12 месяцам) на устранение нарушений условий пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР.
По истечению срока, указанного в Уведомлении, Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай была проведена внеплановая проверка выполнения ООО «БизнесТраст» по вопросу устранения нарушений, указанных в уведомлении Федерального агентства по недропользованию от 02.10.2015 № ЕК-04-31/11084.
По результатам проверки был составлен акт проверки от 16.11.2016 № Н-230-в, в котором зафиксировано, что на момент проверки ранее выявленные нарушения по лицензии недропользователем не устранены.
Росприроднадзор письмом от 16.12.2016 № АА-02-02-30/25489 направил акт проверки Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в Роснедра.
19.01.2017 по результатам заседания Комиссии составлен протокол от 26.01.2017 № СА-04-56/1-д, в котором зафиксированы принятые решения:
- считать установленным факт невыполнения ООО «БизнесТраст» условий пользования недрами Куруозекской площади в республике Алтай. Нарушения, указанные в уведомлении Роснедр, не устранены;
- рекомендовать Роснедрам досрочно прекратить право пользования недрами ООО «БизнесТраст» по лицензии ГОА 00300 ТР в соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
По итогам рассмотрения вышеуказанных материалов Роснедрами был издан приказ от 15.03.2017 № 111 «о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР»
Не согласившись с указанным приказом от 15.03.2017 № 111, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона РФ «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами регулируется Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 (далее -Административный регламент).
В соответствии с пп. 3 п. 95 Административного регламента, одним из оснований для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 99 Административного регламента принятие Роснедрами и его территориальными органами решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя следующие административные процедуры: а) регистрацию документов, являющихся основанием для начала осуществления административных процедур (далее - документы); б) рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами; в) рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения; г) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; д) реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 103 Административного регламента в случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами.
Пунктом 104 Административного регламента установлено, что после получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 настоящего Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации «О недрах».
В соответствии с пунктом 105 Административного регламента при наличии оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона Российской Федерации «О недрах», должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней направляет комплект документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Роснедр в соответствии с разграничением полномочий между Роснедрами и его территориальными органами.
Согласно п. 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).
В соответствии с п. 110 Административного регламента срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
ООО «БизнесТраст» был предоставлен максимальный срок на устранение нарушений условий пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР.
Основания прекращения права пользования недрами предусмотрены статьей 20 Закона РФ «О недрах». При этом в ч. 1 названной нормы Закона перечислены основания, влекущие безусловное прекращение права пользования недрами. В свою очередь в ч. 2 приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Такое разделение оснований досрочного прекращения связано с тем, что определенные обстоятельства, с которыми законодатель связывает безусловное прекращение права пользования недрами, являются наиболее существенными и их возникновение свидетельствует о нарушении базовых принципов законодательства о недрах, в том числе рационального и эффективного пользования недрами (ст. 23 Закона о недрах).
При этом за нарушение лицензионных условий, предусмотренных как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах», наступают одни и те же последствия - право пользования недрами подлежит прекращению.
Условия пользования недрами установлены Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, разведка) и добычи кобальтосодержащих руд в пределах Куруозекской площади, являющимся Приложением № 1 к лицензии ГОА 00300 ТР.
Суд отмечает, что заявитель, получая право пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР, согласился с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.
В соответствии с п. 10.2 Лицензионного соглашения право пользования участком недр может быть досрочно прекращено в соответствии со ст. 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий, оговоренных в разделах 4 (кроме абзацев а, б, г, д пункта 4.1), пунктах 5.1, 5.3, 7.2, 7.4 и 8.4 Лицензионного соглашения.
В соответствии с распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.07.1999 № 83-р «Об утверждении положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые)» процесс геологического изучения недр подразделяется на 3 этапа и 5 стадий:
ЭТАП 1. Работы общегеологического и минералогического назначения.
Стадия 1. Региональное геологическое изучение недр и прогнозирование полезных ископаемых.
ЭТАП 2. Поиски и оценка месторождений.
Стадия 2. Поисковые работы.
Стадия 3. Оценочные работы.
ЭТАП 3. Разведка и освоение месторождения.
Стадия 4. Разведка месторождения.
Стадия 5. Эксплуатационная разведка.
Таким образом, Общество должно было предоставить к концу 2008 года согласованный и утвержденный проект на проведение геологических (поиск и оценка) работ, к концу 2010 года предоставить геологический отчет с подсчетом прогнозных ресурсов, к маю 2011 года предоставить согласованный и утвержденный проект разведочных работ, к маю 2013 года предоставить геологический отчет с подсчетом запасов полезных ископаемых, к концу 2013 года предоставить согласованный технический проект освоения Лицензионного участка.
При этом, по состоянию на 2017 год Обществом не выполнено ни одно из вышеперечисленных обязательств.
Как уже было отмечено выше, согласно Уведомлению имели место нарушения вышеперечисленных разделов, а именно, пункта 4.1. раздела 4 Лицензионного соглашения, что является безусловным основанием для досрочного прекращения права пользования участком недр по лицензии ГОА 00300 ТР. На заседании Комиссии по повторному рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр, установлен факт невыполнения ООО «БизнесТраст» существенных условий пользования недрами.
Обществом не выполнены пункты Лицензионного соглашения и не устранены следующие нарушения:
- Не выполнено условие п/п. «е» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, в соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить «не позднее мая 2013 года завершение разведки участка», а также не выполнено условие, в соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить подготовку в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу».
Касаемо нарушения, касающегося незавершения разведки участка недр, суд отмечает следующие.
Порядок проведения геологоразведочных работ устанавливается Положением о порядке проведение геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 № 83-р (далее – Положение).
В соответствии с разделом 4 Положения, этап разведки и освоения месторождений подразделяется на две стадии, такие как разведка месторождений и эксплуатационная разведка.
Согласно п. 4.1 ст. 4 Положения, разведка месторождений осуществляется с целью получения информации для проектирования строительства горнодобывающего предприятия, а также расширения и укрепления минерально-сырьевой базы действующего или реконструируемого горного предприятия. По результатам разведочных работ разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО) освоения месторождения.
В соответствии с п. п. 2 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией.
Что касается нарушения, касающегося не представления геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу, суд отмечает следующие.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Согласно ч. 2 ст. 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Доказательств представления геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу не представлено, также отсутствуют доказательства наличия у Заявителя заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых.
Таким образом, факт наличия нарушения п/п «е» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, а также положений ст. 29 Закона о недрах установлен, что подтверждается фактическими обстоятельствами дела.
- Не выполнено условие п/п «ж» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, в соответствии с которыми недропользователь обязуется обеспечить согласование технического проекта разработки участка с органами государственного горного надзора и другими заинтересованными ведомствами, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны недр и государственной экологической экспертизы проекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Согласно ч. 2 ст. 23.2 Закона о недрах технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами устанавливается Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее – Положение).
В соответствии с абз. «а» п. 9 Положения комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении твёрдых полезных ископаемых, в том числе согласование проекта опытно-промышленной разработки месторождения, технического проекта разработки месторождения, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологической схемы первичной переработки минерального сырья.
Недропользователем не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии технического проекта освоения Лицензионного участка недр, что является нарушением п/п. «ж» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения и ч. 1 ст. 23.2 Закона о недрах.
Общество путем внесения изменений в Лицензионное соглашение могло полностью устранить имеющиеся нарушения, что не было сделано, Общество знало о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае не устранения нарушений. Вместе с тем, в период действия Уведомления не пыталось устранить нарушение Условий пользования недрами.
Таким образом, Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в период действия Уведомления им предпринимались действия по устранению нарушений, содержащихся в Уведомлении.
В своём Заявлении Общество указывает, что рассмотрение вопроса об аннулировании лицензии ГОА 00300 ТР до истечения указанного срока нарушает права Общества на устранение выявленных нарушений в пределах предоставленного срока.
Между тем, указанное не соответствует действующему законодательству и отклоняется судом по следующим основаниям.
Так, речь идёт о сроках, установленных в Предписаниях Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, в то время как оспариваемый Приказ вынесен на основании срока, установленного Роснедрами в Уведомлении – 12 месяцев.
В соответствии с пунктом 110 Административного регламента срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Таким образом, данный срок установлен с соблюдение указанного Административного регламента.
По вопросу соотношения сроков, установленных Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай и Роснедрами суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
Согласно пункту 99 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 196 (далее – Административный регламент № 196), при выявлении в ходе проведения проверки нарушений должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор, выдает руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого пользователя недр предписание, оформленное в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 102 Административного регламента № 196 предписание должно содержать положения, в том числе содержание предписания (конкретное мероприятие, которое должно быть выполнено пользователем недр), срок исполнения, основание выдачи предписания (ссылки на пункты, части статей законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих предписываемую обязанность, а также на пункты лицензионного соглашения).
В свою очередь, согласно пункту 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, к полномочиям Роснедр отнесено принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении нрава пользовании участками недр.
В соответствии с абзацем 4 подпункта 3 пункта 4 Административного регламента № 315 одним из результатов исполнения государственной функции по осуществлению принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами является решение о направлении в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений.
Уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии является частью процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, инициированной Федеральным агентством по недропользованию и содержит в себе лишь указание на нарушения условий пользования недрами. В свою очередь, предписания являются мерой, принимаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при установлении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок (осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
При этом основанием выдачи предписания может являться не только нарушение условий лицензии, а также нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами.
Таким образом, сроки для устранения нарушений, установленные в Уведомлении и Предписаниях, не взаимосвязаны и относятся к исполнению разных государственных функций.
Доводы Заявителя о том, что на комиссию по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр представитель ООО «БизнесТраст» не приглашался отклоняется судом, поскольку. не соответствует фактическим обстоятельствам дела на основании следующего.
Роснедрами 16.01.2017 была направлена телеграмма в адрес ООО «БизнесТраст» по адресу <...> д 44, офис 19 на имя Генерального директора А.С. Глембо. Телеграмма направлялась недропользователю заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (ул. Серпуховская, 44, офис 19).
Указанной телеграммой Обществу также предлагалось представить письменные пояснения по каждому факту нарушений, документы, подтверждающие устранение нарушений, либо план мероприятий по устранению нарушений в случае, если нарушения не устранены.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Генеральный директор ООО «БизнесТраст» письмом от 11.01.2017 направлял Начальнику Отдела геологии и лицензирования по Республике Алтай Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу г-ну ФИО2. Письмо было направлено так же с адреса, указанного в ЕГРЮЛ, а именно <...>.
Также, Заявитель указывает, что извещение от Департамента по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу Федерального агентства по недропользованию Федерального агентства по недропользованию, подписанное 24.03.2017 … не получал.
Между тем, данное обстоятельство не соответствует материалам дела, так как Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу письмом от 24.03.2017 № СФО-01-08-06/107 направлял извещение об изданном Роснедрами приказа от 15.03.2017 № 111 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР» (реестр отправления прилагается), по адресу, указанному в ЕГРЮЛ . Но письмо Сибнедр было возвращено обратно.
Таким образом, извещение было направлено в установленном законодательством порядке.
В своем заявлении Общество указывает, что Федеральное агентство по недропользованию могло применить иную принудительную процедуру, установленную законодательством о недрах, которая не будет являться окончательным лишением Общества права пользования недрами, но ограничит предоставленное лицензией право.
Указанная позиция не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.
Исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами закреплен в ст. 20 Закона о недрах.
При этом в части 1 названной нормы Закона о недрах перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами. В свою очередь в части 2 приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Порядок действий Роснедр при проведении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами регламентирован ст. 21 Закона о недрах. Данная статья указывает на наличие различных вариантов осуществления государственной функции по досрочному прекращению права пользования недрами в зависимости от основания инициации указанной процедуры.
К ним следует отнести: -прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии; -прекращение права пользования недрами непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением недропользователя; -принятие решения о прекращении права пользования недрами только по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, в отличие от процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении или ограничении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений. После направления уведомления и неустранения нарушений единственным возможным решением Роснедр является досрочное прекращение права пользования недрами.
Порядок принятия Федеральным агентством по недропользованию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр установлен Административным регламентом.
Согласно п. 4 указанного акта результатом исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр является одно из следующих решений: -прекращение права пользования недрами и снятие с государственного учета лицензии; -приостановление права пользования недрами; -ограничение права пользования недрами; -направление в адрес владельца лицензии уведомления о нарушении им условий лицензии, законодательства о недрах и возможном досрочном прекращении права пользования недрами при неустранении в установленный срок указанных нарушений; -принятие к сведению информации об устранении нарушений и прекращение процедуры досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами конкретного участка.
Как следует из анализа приведенного пункта направление уведомления недропользователю возможно исключительно при реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
В случае необходимости приостановления или ограничения права пользования недрами уведомление не направляется.
Фактически повторяя по смыслу п.4 Административного регламента п. 109 Административного регламента предусматривает исчерпывающий перечень решений, принятие которых возможно на заседаниях Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами.
К данным решениям относятся: -решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами; -решение о прекращении права пользования недр (без процедуры направления уведомления); -решение о приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр; -решение о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Таким образом, законодатель в данной норме также указал на обязанность Роснедр направлять уведомления исключительно в случае реализации процедуры досрочного прекращения права пользования недрами.
Следовательно, при приостановлении или ограничении права пользования недрами соответствующее уведомление недропользователю Роснедрами не направляется.
Довод заявителя о том, что нарушением существенных условий лицензии являются такие нарушения, которые носят неустранимый характер, препятствуют дальнейшей обработке месторождения либо грубо нарушают интересы государства и иных лиц отклоняется судом в связи со следующим.
Вопрос о понятии «существенные условия лицензии» был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.03.2017 № 565-О указал что, «"нарушений существенных условий лицензии" - констатировано, что действующее нормативное регулирование не определяет содержание понятия "существенные условия лицензии" и что в лицензионном соглашении к лицензии на Макаровское месторождение существенные условия указаны не были; в пункте 4.5 данного соглашения лишь предусматривалось, что право пользования недрами может быть прекращено при нарушении условий данного соглашения, любых дополнений к нему, а также при невыполнении основных положений утвержденного проекта разработки. <…> о правовой неопределенности данного понятия «существенные условия лицензии», это понятие относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение термина "существенные условия лицензии". На практике при выдаче лицензии Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (ранее - в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона Российской Федерации "О недрах", в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами. Выбранный Федеральным агентством по недропользованию в последние несколько лет подход к данному вопросу, предполагающий отнесение в условиях пользования недрами (лицензионных соглашениях) тех или иных условий к существенным путем прямого их перечисления, представляется отвечающим интересам недропользователей».
Так, согласно п. 10.1 Лицензионного соглашения право пользования участком недр досрочно прекращается в соответствии со ст. 20 Закона о недрах в случае невыполнения условий, оговоренных в разделе 4 (кроме абзацев а, б, г, д пункта 4.1), пунктах 5.1, 5.3, 7.2, 7.4 и 8.4 Соглашения. В связи с этим, условия, установленные в разделе 4, 5, 7, 8 Лицензионного соглашения является «существенными условиями лицензиями» для целей их применения к ст. 20 Закона о недрах.
В связи с этим, Федеральным агентством по недропользованию законно и обоснованно принято решение о досрочном прекращении права пользовании недрами на основании пп. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемый приказ Роснедр «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ГОА 00300 ТР» вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства о недрах и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «БизнесТраст» об оспаривании приказа Федерального агентства по недропользованию от 15.03.2017г. №111 о досрочном прекращении права пользования недрами на основании лицензии ГОА 00300 ТР отказать полностью.
Проверено на соответствие требованиям законодательства о недропользовании.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | В.В.Лапшина |