ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-116292/12
«01» апреля 2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27.03.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 01.04.2013 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Блинниковой И.А. (120-1143)
протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску (заявлению) 1. ООО «Ремстрой Лтд», 2. ООО «Рем СУ-1», 3. ООО «Домовой»
к ответчику (заинтересованному лицу) ДЗР города Москвы
третье лицо: Москомархитектура
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность
с участием:
от истца (заявителя) 1) ФИО1 приказ № 5 от 28.04.2009 г. 2) ФИО2, дов. о 11.03.2013 г. № 23, 3) не явка
от ответчика: ФИО3 дов. № 33-и-7682/12 от 24.12.2012 г.
от третьих лиц: не явка
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» обратились в суд с требованием о признании недействительными решений Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Ремстрой Лтд» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48; от 25 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Рем СУ-1» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: г. Москва. Садовническая набережная, вл. 79 с кадастровым номером 77:01:0002014:48; от 25 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Домовой» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48.
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на несоответствие вынесенных отказов положениям ст.ст. 130, 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 27,29,36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ, Постановлению Правительства Москвы от 27 июня 2006 года № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории г.Москвы в частную собственность», Постановлению Правительства Москвы от 30 октября 2007 года № 949-ПП «Об утверждении положения о департаменте земельных ресурсов г. Москвы», Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 46-ПП «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю»
В судебном заседании первый и второй заявители поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Третий заявитель - ООО «Домовой» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Ответчик заявленные требования не признал, представил в материалы дела письменный отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ, в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных отказов.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлено надлежащим образом, представило письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002014:48 расположен вне границ береговой зоны, заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО «Домовой» и Москомархитектуры.
Процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2012 года ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» направили на имя Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента земельных ресурсов города Москвы В.В. ФИО4 жалобы на отказ в оформлении договора купли-продажи земельного участка (Приложения №№ 16,17,18 соответственно), в которых информировали Департамент о своем несогласии с отказом в оформлении договора купли-продажи земельного участка на том основании, что:
- пересылка (предоставление) из Департамента земельных ресурсов города Москвы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы «Об изменении адреса земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48» от 4 мая 2012 года № 2296, необходимого для оформления кадастрового паспорта на испрашиваемый участок с новыми адресными ориентирами, не входит в компетенцию (не может быть осуществлена) ООО «Домовой», ООО «Ремстрой Лтд» и ООО «Рем СУ-1»;
- земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002014:48 сформирован в границах пятна застройки объекта и не расположен в границах береговой полосы, приватизация в пределах которой запрещена п.8 ст.27 Земельного кодекса РФ.
16 июля 2012 года Департамент земельных ресурсов города Москвы направил ответы в адрес ООО «Ремстрой Лтд» и ООО «Домовой» (Приложения №№ 19,20 соответственно) идентичного содержания, в которых повторно отказывал в оформлении купли-продажи данного земельного участка по тем основаниям, что:
- в представленных заявках от 15 июня 2012 года отсутствовал кадастровый паспорт земельного участка с внесенными изменениями согласно распоряжению Департамента от 04 мая 2012 года № 2296;
- земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002014:48 сформирован в габаритах здания и частично расположен в границах береговой полосы, приватизация в пределах которой запрещена п.8 ст.27 Земельного кодекса РФ.
Заявители, считая свои права нарушенными, а вынесенные отказы незаконными, обратились в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из нижеследующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 «О землепользовании в городе Москве» земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков.
В соответствии с частью 2 указанной статьи при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Исходя из положений Постановления Правительства Москвы от 27 июня 2006 года № 431- ПП «О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность», Департамент земельных ресурсов г. Москвы организует работу службы «одного окна», уполномоченную на прием заявлений юридического лица, проверку представленных заявителем документов, подготовку проекта плана границ земельного участка, сбор сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя, обработку данных сведений, подготовку проекта решения о предоставлении земельного участка, направление заявителю проекта договора купли-продажи, заключение с заявителем договора купли-продажи от имени Правительства Москвы.
В соответствии с п. п. 2.2.3 и 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, которое является приложением к Постановлению Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 949-ПП «Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы», Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-сдачи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющимся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений.
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 27января 2009 года N 46-ПП «Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю» Департамент земельных ресурсов г. Москвы уполномочен принимать правовые акты о предоставлении земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для эксплуатации объектов капитального строительства, для проведения на земельном участке работ, не связанных с целями строительства объектов капитального строительства, о внесении изменений в действующие договоры, если такие изменения не предусматривают проектирование и строительство объектов капитального строительства на земельном участке.
В приложении к приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения.
К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Как указывалось выше, к поданным 15 июня 2012 года ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» в Службу «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы заявлениям об оформлении договоров купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, был приложен комплект документов, соответствующий установленным требованиям, что послужило основанием для Службы «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы принять заявления ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» и зарегистрировать их в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.3. ст.36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание».
В связи с этим, подавая заявления в Департамент земельных ресурсов города Москвы на оформление договоров купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48, ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» исходили из того, что они имеют право на приобретение вышеназванного земельного участка в общую долевую собственность с учетом долей ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» в праве собственности на здание по адресу: <...> (51,5%, 35%, 13,5% соответственно).
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (далее -ФЗ «О введении в действие ЗК») устанавливает порядок, в соответствии с которым «до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения».
Пункт 1 статьи 2 ФЗ «О введении в действие ЗК» устанавливает также норму (абзац 6 и далее), что:
«При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности».
Обращаясь в Службу «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлениями об оформлении договоров купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в порядке, предусмотренном п.1 ст.2 ФЗ «О введении в действие ЗК», ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» исходили из того, что:
- они являются собственниками долей в здании по адресу: Садовническая набережная, д.79; I
- земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу: Садовническая набережная, вл. 79 с кадастровым номером 77:01:0002014:48 соответствует габаритам находящегося на нем строения (п. 1.1. Договора аренды (Приложение № 8);
- земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу: Садовническая набережная, вл. 79 с кадастровым номером 77:01:0002014:48 находится в муниципальной собственности города Москвы, от лица которого с одним из сособственников (ООО «Ремстрой Лтд») заключен Договор долгосрочной аренды данного земельного участка.
Как следует из ответов Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25 июня и 16 июля 2012 года, эти основания для оформления договоров купли-продажи земельного участка возражений у Департамента земельных ресурсов города Москвы не вызвали.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования».
Пункт 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) устанавливает, что: Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно выводам «Технического ответа по выполнению геодезических работ по определению расстояния от Водоотводного канала в г. Москве до границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48, расположенного по адресу: <...>», выполненного ООО «ГЕОТРОН» в соответствии с Договором № 12/08/13, заключенным между ООО «ГЕОТРОН» и ООО «Рем СУ-1» 30 июля 2012 года:
- земельный участок площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48, расположенный по адресу: <...>, расположен вдоль береговой линии объекта водного пользования, имеющий название: Водоотводной канал;
- расстояния между ближайшими к Водоотводному каналу точками земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48 и краем гранитного парапета Водоотводного канала составляют 12,84 м. и 12,77 м.
Следовательно, земельный участок площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48, расположенный по адресу: <...>, не находится в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования, ширина которой вдоль Водоотводного канала составляет 5 метров.
Согласно информации Отдела водных ресурсов по г. Москве Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 23 июля 2012 года, протяженность Водоотводного канала в г. Москве составляет 3,96 км.
Следовательно, Водоотводной канал г. Москвы относится к категории водных объектов общего пользования, ширина береговой полосы которых, в порядке исключения, установленного п.6 ст.6. Водного кодекса, составляет 5 метров.
Более того, из представленного суду пояснения Москомархитектуры и фрагмента картографической основы города Москвы с наложением линий градостроительного регулирования следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002014:48 расположен вне границ береговой полосы.
Указанный факт также подтверждается фрагментом схемы границ земельного участка на фрагменте плана линий градостроительного регулирования (сведения ИАИС ОГН) по состоянию на 15.01.2013 г.
Таким образом, отказы Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении договоров купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на том основании, что данный земельный участок частично расположен в границах береговой полосы, не соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно Кадастровому паспорту земельного участка от 28 мая 2012 года № 77/501/12-33133 земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002014:48 имеет почтовый адрес ориентира: <...>.
В то же время, согласно Справке ТБТИ об идентификации адреса объекта (здания, строения, сооружения), зарегистрированного в Адресном реестре № 3467/10 от 10 апреля 2012 года, здание, указанное по адресу: Садовническая ул. 82 стр.1, и здание по адресу: Садовническая наб. 79 являются одним и тем же объектом.
Согласно той же Справки ТБТИ официальным адресом объекта является адрес: Садовническая наб, 79, зарегистрированный в Адресном реестре 31 июля 2007 года за № 1020457. Основанием для регистрации явилось распоряжение префекта административного округа г. Москвы от 27 июля 2007 года № 4071-р.
Данная Справка ТБТИ об идентификации адреса объекта (здания, строения, сооружения), зарегистрированного в Адресном реестре № 3467/10 от 10 апреля 2012 года, вместе с Кадастровым паспортом земельного участка от 28 мая 2012 года № 77/501/12-33133 входили в пакеты документов, принятых Службой «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы 15 июня 2012 года от ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» и необходимых для оформления договоров купли-продажи земельного участка.
Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы «Об изменении адреса земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48» было издано 04 мая 2012 года за № 2296.
Для выполнения условия, поставленного Департаментом земельных ресурсов города Москвы в своих отказах от 25 июня и 26 июня 2012 года и заключавшегося в оформлении заявителями кадастрового паспорта на испрашиваемый участок с новыми адресными ориентирами, было необходимо, чтобы Департамент земельных ресурсов города Москвы направил вышеназванное Распоряжение от 4 мая 2012 г. № 2296 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (для этого в распоряжение предусмотрен п.2, возлагающий контроль за его выполнением на Департамент земельных ресурсов).
В данной ситуации заявители ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» не имели полномочий, а также технических возможностей выполнить за Департамент земельных ресурсов города Москвы пересылку данного документа, а Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве до получения в установленном порядке из Департамента земельных ресурсов города Москвы распоряжения от 4 мая 2012 г. № 2296 не производила оформление кадастрового паспорта на испрашиваемый участок с новыми адресными ориентирами.
Кадастровый паспорт земельного участка с новым адресом был оформлен Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве только 3 июля 2012 года и выдан заявителям 09 июля 2012 года.
12 июля 2012 года требуемый Кадастровый паспорт был представлен в Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Таким образом, отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении договоров купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на том основании, что в Департамент не представлен кадастровый паспорт на испрашиваемый участок с новыми адресными ориентирами, не соответствует установленному порядку и противоречит фактическим данным Службы «одного окна» Департамента земельных ресурсов города Москвы, удостоверившей тот факт, что 15 июня 2012 года в составе пакетов документов, принятых от ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой», входили кадастровые паспорта на вышеуказанный земельный участок (п.7 Перечня представленных документов).
Кроме того, отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении договоров купли-продажи земельного участка на том основании, что в представленном кадастровом паспорте указаны не новые, а предыдущие адресные ориентиры, не предусмотрен приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года N 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».
На основании изложенного, суд пришел к выводу о незаконности оснований для отказа ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ суд может признать недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, незаконными решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного правового акта государственного органа власти в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.4 АПК РФ и ст. 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного, суд считает, что сообщения от 26 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Ремстрой Лтд» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48; от 25 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Рем СУ-1» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: г. Москва. Садовническая набережная, вл. 79 с кадастровым номером 77:01:0002014:48; от 25 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Домовой» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48 не соответствуют закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд также считает возможным восстановить нарушенные права ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Рем СУ-1» и ООО «Домовой» путем обязания Департамент земельных ресурсов г.Москвы принять решение о предоставлении ООО «Рем СУ-1», ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Домовой» в общую долевую собственность с учетом долей в праве собственности на здание по адресу: <...> д 79, земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48, а также направить в адрес ООО «Рем СУ-1», ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Домовой» проекты договоров купли-продажи земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48, расположенного по адресу: <...> д 79, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Земельному кодексу РФ, признать недействительным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Ремстрой Лтд» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48, признать недействительным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Рем СУ-1» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: г. Москва. Садовническая набережная, вл. 79 с кадастровым номером 77:01:0002014:48, признать недействительным решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25 июня 2012 года об отказе в предоставлении ООО «Домовой» в общую долевую собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м. по адресу: <...> с кадастровым номером 77:01:0002014:48.
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы принять решение о предоставлении ООО «Рем СУ-1», ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Домовой» в общую долевую собственность с учетом долей в праве собственности на здание по адресу: <...> д 79, земельного участка общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы направить в адрес ООО «Рем СУ-1», ООО «Ремстрой Лтд», ООО «Домовой» проекты договоров купли-продажи земельного участка площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:48, расположенного по адресу: <...> д 79, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов г.Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью «Рем СУ-1» расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.А.Блинникова