ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-117687/15 от 19.08.2015 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

25 августа 2015 г.                                                                      Дело №  А40-117687/15

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2015 года

Полный текст решения изготовлен 25 августа 2015 года

Арбитражный суд г.Москвы  в составе:

судьи Блинниковой И.А. (120-791)

Протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.

Рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению

Департамент торговли и услуг города Москвы

к

ООО «АМ Солюшенз»

о

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ

С участием:

от истца (заявителя): Орлов Д.А. дов. № И/01-339/5 от 03.06.2015 г., Муромский В.В. дов. № И/01-336/5 от 03.06.2015 г.

от ответчика: Семенча О.Ю. дов. б/н от 01.07.2015 г., Данилов Л.В. дов. б/н от 01.07.2015 г.

УСТАНОВИЛ:

Департамент торговли и услуг города Москвы (далее – Департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО «АМ Солюшенз» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 29.05.2015 г. № 138 в связи с выявлением оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Представитель Департамента в судебном заседании требование о привлечении общества к административной ответственности поддержал в полном объеме.

Ответчик представил письменный отзыв, в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал.

Рассмотрев  материалы дела, оценив представленные в дело доказательства, выслушав объяснения заявителя и ответчика, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Постановлением Правительства Москвы от 18 января 2011 N 9-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы" функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере торговой деятельности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции возложены на Департамент торговли и услуг города Москвы.

Из материалов дела следует, что в связи с проведением внеплановой проверки с целью выполнения предписания Департамента от 06.04.2015 №268 и на основании Распоряжения от 28.05.2015 №563, и в соответствии с имеющимися полномочиями 29 мая 2015 года должностными лицами Департамента торговли и услуг города Москвы (заместителем начальника Управления Ильиным И.А., консультантами Куваевым А.А. и Поливановым В.Е.) была проведена проверка ООО «АМ Солюшенз» (ИНН-7728729480) по адресу: г.Москва, Кутузовский проспект, д.30 (магазин).

Выездная проверка ООО «АМ Солюшенз» и документальное оформление ее результатов проводилась в период с 11-45ч, до 20-00ч. 29 мая 2015г.

В ходе проведения проверки было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: в торговом зале магазина ООО «АМ Солюшенз» находилась в обороте алкогольная продукция в широком ассортименте в период приостановления действия лицензии общества с 23.04.2015 по 23.16.2015 года.

Решение о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 23.04.2015г. №23-01-19-448/РПР ООО «АМ Солюшенз» в магазине по адресу: г. Москва, проспект Кутузовский, д.30 было получено обществом по почте, как по адресу местонахождения, так и по фактическому адресу магазина (распечатка о вручении уведомления о приостановлении действия лицензии по двум адресам общества с Сайта Почты России с датой вручения адресатам 05.05.2015). Таким образом, на момент проведения проверки общество было надлежащим образом уведомлено о приостановлении действия лицензии.

Так, 29.05.2015 в 11 часов 41 минут работник магазина, осуществлявший свои обязанности в кассовой зоне в торговом зале магазина, продал покупателю бутылку крепкого спиртного напитка «Деревенский самогон «Овес» емкостью 0.2л., крепостью 40%, стоимостью согласно ценнику 550 рублей, выдав кассовый чек ООО «АМ Солюшенз» на указанную сумму в 550 рублей.

Алкогольная продукция в широком ассортименте была выставлена на полках и витринах торгового зала с соответствующими ценниками.

Выставление товара в торговом зале, на витрине, выкладка на прилавке, а также предоставление сведений о продаваемых товарах (стоимости, названия, объема и крепости алкогольной продукции) являются публичной офертой заключения договора розничной купли-продажи в месте продажи товара.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации изложенными в Постановлении от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при квалификации данных действий лица следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности,   выполнение   которых   лицензиатом   обязательно   при   ее осуществлении (пункт 17 Постановления). В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ (пункт 18 Постановления).

В соответствии с п. 3 статьи 49 ГК РФ, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 16 указанного Постановления).

Таким образом, ООО «АМ Солюшенз» осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без соответствующей лицензии.

Данный факт подтверждается следующими материалами: актом проверки от 29.05.2015 с приложением фотоматериалов; кассовым чеком ООО «АМ Солюшенз» от 29.05.2015, выданным в 11 часов 41 минут на сумму 550 рублей;

-ценником ООО «АМ Солюшенз» на деревенский самогон Овес стоимостью 550 рублей;

-объяснением работника магазина Васильева В.М.;

-объяснениями свидетелей Клюева А.Г. и Кидло М.Н.

Тем самым, должностными лицами Департамента было обнаружено достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ «Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии».

В соответствии с п.64 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностным лицом Департамента в отношении ООО «АМ Солюшенз» в присутствии генерального директора Общества Поздняева А.С. в помещении магазина, расположенного по адресу: г. Москва, проспект Кутузовский, д.30, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

В целях пресечения административного правонарушения, обеспечения производства по делу об административном правонарушении и исполнения решения по делу, в связи с невозможностью обеспечить сохранность незаконно реализуемой алкогольной продукции по месту её обнаружения, должностным лицом Департамента была применена мера обеспечения - изъятие, о чем был составлен Протокол изъятия вещей от 29.05.2015. Протокол был составлен в присутствии генерального директора ООО «АМ Солюшенз» Поздняева А.С. и двух понятых: Клюева А.Г. и Кидло М.Н. Была составлена опись алкогольной продукции на 32-х Листах (всего 66 наименований, 1897 единиц продукции). Изъятая алкогольная продукция согласно Описи была упакована и опечатана и помещена на хранение в помещение Департамента торговли и услуг города Москвы по адресу: г. Москва, Савеловский проезд, д. 10.

В связи с нарушением ООО «АМ Солюшенз» требований и условий при розничной продаже алкогольной продукции, а именно: ст.26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства'' и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Дело передано на рассмотрение Арбитражного суда г. Москвы, поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, отнесено, согласно ст. ст. 28.8,  23.1 КАП РФ, к подведомственности арбитражных судов.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.

На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции, подлежит лицензированию.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).

В данном случае материалами дела подтверждается, что ООО «АМ Солюшенз» осуществляло предпринимательскую деятельность по обороту алкогольной продукции без соответствующей лицензии, что подтверждается материалами дела, ответчиком признается и свидетельствует о наличии в действиях ООО «АМ Солюшенз»  события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ.

Доказательств того, что ООО «АМ Солюшенз» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.

Доводы ответчика о том, что алкогольную продукции продало постороннее лицо В.М.Васильев, который не является работником магазина, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку общество осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, кассовая техника зарегистрирована за ООО «АМ Солюшенз». Следовательно, всю ответственность за ее использование, а равно за соблюдение правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, несет именно ООО «АМ Солюшенз».

Судом также проверено и установлено, что протокол  об административном правонарушении  составлен  надлежащим лицом в пределах своей компетенции. Процедура привлечения ответчика  к административной ответственности заявителем соблюдена. Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, который в рассматриваемом случае составляет один год, на дату судебного разбирательства, не истёк.

В связи с чем,  имеются все необходимые основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом суд учитывает, что оборот заявителем алкогольной продукции  без получения соответствующей лицензии  по существу препятствует  эффективному контролю со стороны лицензирующего органа за реализацией и безопасностью указанной продукции для населения.

Учитывая характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу, а также правила назначения административного наказания, определенные ст. 4.1 КоАП РФ, суд полагает возможным назначить ООО «АМ Солюшенз» административное наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции, оборот которой осуществлялся в нарушение действующего законодательства

На основании ст.ст. 1.5,  2.1, 4.5, ч. 3 ст. 14.17, ст.ст. 23.1, 26.1-26.3, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь к административной ответственности по ч.3  ст. 14.17 Ко АП РФ общество с ограниченной ответственностью  «АМ СОЛЮШЕНЗ» расположенного по адресу: 117574, г. Москва, проезд Одоевского, д. 3, корп. 7, ИНН 7728729480, ОГРН 1107746205467, дата регистрации 19.03.2010 г.).

Наложить на общество с ограниченной ответственностью  «АМ СОЛЮШЕНЗ» административный штраф в размере 200 000 руб. (двести тысяч рублей).

Получатель штрафа Управление  Федерального казначейства по г.Москве (для Департамента торговли и услуг города Москвы)

БИК 044583001

ИНН 7710881420

КПП 771001001

ОКТМО 45382000

КБК 80911690020028009140

р/с 40101810800000010041

л/с 04732809000

Конфисковать алкогольную продукцию согласно протоколу изъятия от 29.05.2015 г. и описям к протоколу от 29.05.2015 г., находящуюся на ответственном хранении у Департамента торговли и услуг города Москвы по адресу: г. Москва, Савеловский пр-д, д. 10, стр. 3.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                           И.А.Блинникова