ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-117870/13 от 17.10.2013 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-117870/2013

24 октября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М. (149-1065)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Порфирьевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Русская Чайная Компания» (119471, Москва, ул.Рябиновая, д.45, ОГРН<***>)

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 16.08.2013г. №1302-41-1/2013

с участием:

от заявителя: ФИО1 (дов. от 21.08.2013г. №00002565)

от ответчика: ФИО2 (дов. от 09.01.2013г. №05-08-23/13)

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Русская Чайная Компания» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 16.08.2013г. №1302-41-1/2013 о привлечении ООО «Русская Чайная Компания» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Заявитель требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении, мотивированном тем, что оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, так как Заявитель не осуществляет обращение м отходами и, следовательно не может и не должен нести обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения ООО «Русская Чайная Компания» к административной ответственности.

Ответчик представил копии материалов дела об административном правонарушении, письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленного требования возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения заявителем административного правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. При этом, в случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Суд установил, что заявителем соблюден срок на обращение об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 07.05.2013 в 11.00 в ходе проводимой плановой выездной проверки в ООО «Русская чайная Компания», расположенного по адресу: <...> установлено, что организация совершила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами выразившееся в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов, документа об утверждении нормативов образования отходов и не ведении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением требований, установленных ч. 3 ст. 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отводах производства и потребления», о чем составлен Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды №1302-41/2013.

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

12.03.2013г. Старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы, в отсутствии законного представителя Общества составлен протокол №1302-41-1/2013 об административном правонарушении.

16.08.2013г. главным государственным инспектором города Москвы по охране природы ФИО3 в присутствии исполнительного директора ФИО4 вынесено постановление №1302-4101/2013 о назначении ООО «Русская Чайная Компания» административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды по ст. 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10, судом не установлено.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно требованиям ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно требованиям ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Административным органом установлено, что согласно штатному расписанию ООО «Русская чайная Компания» № 01 от 10.01.2012 в штате организации числятся 278 человек.

Согласно нормам ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ООО «Русская чайная Компания» не относится к категории малых или средних предприятий.

Согласно информационному письму от 08.05.2013 № 1653 проект отходов ООО «Русская чайная Компания» не разрабатывает, лимит образования отходов в организации отсутствует.

Документов подтверждающих учет отходов ООО «Русская чайная Компания» в проекте арендодателя или какого-либо иного юридического лица в ходе проверки и в ходе административного расследования не представлено.

Таким образом, Ответчик пришел к выводу, что ООО «Русская Чайная Компания» совершило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами выразившееся в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов, документа об утверждении нормативов образования отходов и не ведении учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением требований, установленных ч. 3 ст. 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отводах производства и потребления».

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

Однако судом установлено отсутствие события вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 12 ст. 16 Федерального закона от № 294-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля отнесена, в том числе презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом событие и состав административного правонарушения в действиях ООО «Русская Чайная Компания» отсутствует.

Вывод административного органа об отсутствии документов. подтверждающих учет отходов ООО «Русская Чайная Компания» в проекте арендодателя или какого-либо иного юридического лица отклоняется судом.

Данное утверждение не соответствует фактическому положению дел и противоречат представленным в ходе проверки документам, имеющимся в материалах дела, а также иным документам, имеющимся в распоряжении Административного органа.

В частности, факт исполнения требований законодательства по учету отходов предусматривается как непосредственно положениями Договора аренды офисных и складских площадей № 14 от 01 июня 2012 года, так и представленными в ходе проверки справками № 45/04/13 от 29.04.2013 и № ТДК/60 от 29.04.2013, а также объяснениями исполнительного директора ООО «Русская Чайная компания» ФИО4, что отражено на стр.2 Акта и не отрицается Административным органом.

Суд установил, что ООО «Русская Чайная Компания» не осуществляет обращение с отходами и, следовательно, не может и не должно нести обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Проект НООЛР).

С учетом норм Статей 18 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, положений части 2 Статьи 4 Закона, прямо предусматривающей возможность перехода права собственности на отходы «другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов», а также с учетом положений Договора аренды офисных и складских площадей № 14 от 01.06.2012, Арендодателем -ЗАО «Торговый дом «Кунцево» в 2010 году в установленном порядке был разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Сведения об учете в указанном проекте отходов, образующихся в результате деятельности ООО «Русская Чайная компания», содержатся в пункте 1.4 (стр. 13 - 14); пункте 4.1.4 (стр. 32 - 33); сведениях об организациях, арендующих помещения ЗАО «Торговый дом «Кунцево» (стр. 180) Проекта НООЛР.

Указанный Проект НООЛР был утвержден Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 17.05.2010 сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Выполнение данного требования подтверждается, в частности, Заявлением о принятии технического отчета «О неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами» от 22.05.2012 (вх. № 38/20217) и Заявлением о принятии технического отчета «О неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами» от 16.05.2013 (вх.№ 38/16133).

Все документы, поименованные выше, имеются в распоряжении Административного органа, что подтверждает ложность утверждения Административного органа об отсутствии «документов, подтверждающих учет отходов ООО «Русская Чайная Компания» в проекте арендодателя или какого-либо иного юридического лица» и необоснованность обвинений в адрес ООО «Русская Чайная Компания».

Кроме того, как известно ООО «Русская Чайная компания», согласно Распоряжению № 1302-738/2011 от 28.07.2011, в период с 23.08.2011 по 14.09.2011 Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы была проведена плановая выездная проверка в отношении арендодателя - ЗАО «Торговый дом «Кунцево», в ходе которой в соответствии с приложением к распоряжению № 1302-738/2011 от 28.07.2011 все указанные документы уже были представлены в полном объеме, что, в частности, отражено, в Акте проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды № 1302-738/2011 от 14.09.2011.

Надлежащее и в полном объеме представление Арендатором - ЗАО «Торговый дом «Кунцево» - Административному органу документации, связанной с исполнением требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления (в том числе - об отходах, образованных в результате деятельности ООО «Русская Чайная Компания») также подтверждается вступившим в законную силу Постановлением от 04.07.2013 по делу № 5-270/13 Мирового судьи судебного участка № 184 района «Очаково-Матвеевское» г. Москвы ФИО5

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд установил, что совокупность вышеизложенных фактов подтверждает отсутствие в действиях ООО «Русская Чайная Компания» состава административного правонарушения и отсутствие оснований для привлечения ООО «Русская Чайная Компания» к административной ответственности.

Таким образом, в действиях ООО «Русская Чайная Компания» признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ отсутствуют.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

В соответствии с п. 1, 2 ст.24.5 КоАП РФ, отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении условий, предусмотренных ч.6 ст.210 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого Постановления незаконным и его отмены, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.4, 4.5, 14.1, 24.5, 26.1-26.3, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 16.08.2013г. №1302-41-1/2013 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Русская Чайная Компания» (119471, Москва, ул.Рябиновая, д.45, ОГРН<***>) к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: М.М. Кузин