РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
08 декабря 2021 года Дело № А40-118368/21-122-756
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2021 года
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2021 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власенко А.Е.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО «Внешнеэкономическое объединение «Стройматериалинторг»
к ГБУ «Центр имущественных платежей жилищного страхования», Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным акта от 11.09.2020г. №АОКС-77/2020/000014, и незаконными действия по внесению в ЕГРН
при участии:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 02.06.2021г.)
от ответчика – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
АО «Внешнеэкономическое объединение «Стройматериалинторг» (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГБУ «Центр имущественных платежей жилищного страхования», Управлению Росреестра по г. Москве с требованием признать ненормативный правовой акт от 11.09.2020 г. № АОКС-77/2020/000014 ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» по позиции №3584 незаконным, признать незаконными действия Управления Росреестра по Москве по внесению в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости Помещения 77:07:0007007:2055 по состоянию на 18 августа 2020 года в размере 32422196, 9 рублей и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Внешнеэкономическое объединение «Стройматериалинторг» путём внесения в Единый государственный реестр недвижимости данных о кадастровой стоимости Помещения 77:07:0007007:2055 по состоянию на 01 января 2019 года в размере 29 731 000, 00 рублей, установленной Решением Московского городского суда от 18.11.2019 г. (дело №3А-4060/2019), дата начала применения с 01.01.2019 г.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Ответчиком (Управление Росреестра г.Москвы) представлен отзыв, в котором он требования не признал.
Выслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва на него, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как указывает заявитель, Акционерному обществу «Внешнеэкономическое объединение «Стройматериалинторг» (Заявитель) принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером 77:07:0007007:2055, расположенное по адресу: <...>.
Заявителю из ИФНС №30 по г. Москве 07.04 .2021 года было направлено требование №2049 о предоставлении пояснений причины расхождения по кадастровой стоимости объекта в Налоговой декларации по налогу на имущество организаций, которое было получено Заявителем 09.04.2021 года.
С целью получения разъяснений Заявитель запросил выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на различные даты и обратился в Управление Росреестра по Москве - вначале с обращением (от 12.04. 2021 г. №12), а затем - с жалобой (от 20.04.2021 года №14 (вх. От 13.04.2021 г. №5327/2021, от 20.04.2021 г. №57660/2021. Также заявитель направил в письме №11 от 09.04.2011 г. в Инспекцию федеральной налоговой службы №30 требуемые пояснения о причинах расхождения, которые, как выяснилось, возникли в связи со следующим.
Акционерное общество «Внешнеэкономическое объединение «Стройматериалинторг» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:07:0007007:2055, расположенное по адресу: <...>.
Решением (вступившим в силу) Московского городского суда от 18.11.2019 г. (дело №ЗА-4060/2019), определена кадастровая стоимость для Помещения с кадастровым номером 77:07:0007007:2055 в размере 29 731 000 рублей. Данная кадастровая стоимость до обращения и жалобы не была внесена в ЕГРН (как следует из полученных до жалобы выписок), хотя в своем ответе Управление Росреестра по Москвы сообщило, что 18.08.2020 г. эта кадастровая стоимость была внесена. Акционерное общество «Внешнеэкономическое объединение «Стройматериалинторг», получив выписки из ЕГРН, а также ответ на жалобу, направленную им в адрес Росреестра по Москве, узнало, что ранее оспоренная кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером 77:07:0007007:2055 была изменена вновь, и то, что она утверждена актом от 11.09.2020 г. № АОКС-77/2020/000014, принятым ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования». Однако, за указанный промежуток времени никакие количественные либо качественные характеристики объекта недвижимости, принадлежащего Заявителю, не изменились.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Внесение сведений о стоимости на основании актов ГБУ является обязанностью Управления в силу действующего законодательства.
На основании пункта 1 части 5 статьи 8 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу статьи 17 Закона об оценке, орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона № 237-ФЗ, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений.
Пунктом 3 статьи 34 Закона о регистрации установлено, что документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 Закона о регистрации и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
В соответствии с Приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369 (ред. от 15.09.2016) «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» информационное взаимодействие при ведении ЕГРН с органами государственной власти и органами местного самоуправления в части сведений о кадастровой стоимости осуществляется посредством использования XML-документов.
При этом Управление не наделено полномочиями по исключению сведений из документов, направленных в порядке статьи 32 Закона о регистрации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Московского городского суда от 18.11.2019 г. по делу №3а-4060/2019 18.08.2020 Управлением Росреестра г.Москвы внесена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 29 731 000 руб.
Вышеуказанным решением установлено, что кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января 2018 г. и применяется до даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой стоимости.
Письмом ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» в адрес Управления поступили сведения в формате XML о произведенном расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0007007:2055.
Сведения об указанном объекте и его кадастровой стоимости были включены в Акт об определении кадастровой стоимости от 11.09.2020 № АОКС-77/2020/000014.
Таким образом, Управлением в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, а также в соответствии с представленными XML-документами осуществлено внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной Актом, направленным в соответствии с пунктом 7 статьи 16 Закона № 237-ФЗ.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москвы проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237 - ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон об оценке).
Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 237 - ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
В городе Москве таким органом является Департамент городского имущества г. Москвы.
В соответствии с распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29.12.2016 № 41602 полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Положение об Управлении, утвержденное Приказом Росреестра от 23.01.2017 № П/0027, не наделяет Управление полномочиями по корректировке кадастровой стоимости, установленной решениями ГБУ «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования».
Более того, ФЗ от 03.07.2016 № 237 - ФЗ «О государственной кадастровой оценке», ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иные нормативные правовые акты также не наделяют Управление полномочиями по корректировке кадастровой стоимости.
Таким образом действующее законодательство не наделяет органы Росреестра какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, указанные органы не уполномочены рассматривать вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в т.ч. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 года № 09АП-31245/2021 по делу № А40-155113/20, решениями Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2021 года № А40-18230/21, от 29.04.2021 года № А40-257665/20 и др.
Согласно сведениям кадастра недвижимости ЕГРН, 18.08.2020 были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта с номером 77:07:0007007:2055 в размере 29 731 000 рублей на основании решения Мосгорсуда по делу 1№ За-4060/2019.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
В ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации перечислены характеристики объекта недвижимости, относящиеся к основным сведениям об объекте недвижимости.
Частью 3 ст. 8 Закона о регистрации к дополнительным сведениям об объекте недвижимости отнесены сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 Закона о регистрации вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм, сведения о кадастровой стоимости объекта с номером 77:07:0007007:2055 являются сведениями постоянного хранения, данные сведения учтены в ЕГРН.
Следовательно, выбранный истцом способ обязания восстановления нарушенного права путем восстановления кадастровой стоимости объекта на основании решения Мосгорсуда не является обоснованным ввиду наличия актуальной записи о данной стоимости в сведениях ЕГРН.
Также суд принимает во внимание, что Управление сообщило о внесении данной стоимости в ответ на поступившее обращение письмом от 30.04.21 № 51-1895/2021.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое решение отмене не подлежит.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Для признания недействительным оспариваемого Заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, поскольку заявителем не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, а также наличие нарушение его прав оспариваемым приостановлением.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Производство по требованиям об оспаривании акта ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» от 11.09.2020 № АОКС-77/2020/000014 подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый акт не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, так как по своему содержанию не содержит властно-обязывающих предписаний в отношении общества.
Следовательно, акт ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» от 11.09.2020 № АОКС-77/2020/000014 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.
В силу пунктом 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Госпошлина в соответствии с ч. 110 АПК РФ относится на заявителя.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В части требований о признании акта ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» от 11.09.2020 № АОКС-77/2020/000014 производство по делу прекратить.
В удовлетворении остальной части требований отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая