ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-118864/2018-119-1106 |
07 августа 2018 г.
Резолютивная часть решения суда объявлена 31 июля 2018 года
Полный текст решения суда изготовлен 07 августа 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Головачевой Ю.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Набиевой Х. М.
рассматривает в открытом судебном заседании заявление ЗАО «Балт Эскорт Сервис»
к ответчику: Федеральная таможенная служба РФ
третье лицо: Новороссийская таможня
о п/н приказа № 229 ОТ 05.03.2018.
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность б/н от 01.06.2018г.
от ответчика – ФИО2, удостоверение ГС № 012379, доверенность № 15-49/107-17д от 15.12.2017г.;
третье лицо: ФИО3 по доверенности № 141 от 06.07.2017г.;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Балт Эскорт Сервис» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе РФ о п/н приказа № 229 от 05.03.2018.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель таможенного органа требования не признал, по основаниям изложенным в отзыве. Третье лицо просило суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что трехмесячный срок на обжалование решений, требования установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 06 марта 2018 года ЗАО «Балт Эскорт Сервис» получило приказ об исключении из Реестра таможенных представителей № 299 от 05 марта 2018 года.
Как указано в сопроводительном письме ФТС России, Решение об исключении из реестра таможенных представителей принято в связи с ненадлежащим исполнением обязанности таможенного представителя по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 403 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС/Кодекс).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд отмечает следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 403 ТК ЕАЭС, основанием для исключения таможенного представителя из реестра таможенных представителей являются неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 4 статьи 405 Кодекса, в срок, указанный в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 405 Кодекса Таможенный представитель обязан исполнять предусмотренную пунктом 4 настоящей статьи обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с пунктом 5 указанной статьи не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55, пунктом 3 статьи 73 и пунктом 4 статьи 270 Кодекса.
Из материалов дела следует, что 23 января 2018 года заявитель получил Требование Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей № 10317000/Тр2018/0000007 от 10.01.2018 г. в размере 1 442, 45 (Одна тысяча четыреста сорок два) рубля 45 копеек.
Согласно требованию о сроках исполнения, содержащегося в уведомлении, а также в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О таможенном регулировании в Российской Федерации", срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 35390010395989, истец получил Требование - 23 января 2018 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи ТК ЕАЭС, течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало.
Пунктом 6 статьи 4 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Принимая во внимание законодательно установленный порядок исчисления сроков, датой начала исчисления требования является 24 января 2018 года (следующий за днем получения уведомления день), конечной датой оплаты по Требованию необходимо считать 12 февраля 2018 года, согласно всем действующим нормам таможенного законодательства.
12 февраля 2018 года заявитель оплатил требование в полном объеме по реквизитам, указанным в Требовании Новороссийской таможни.
Факт оплаты подтверждается Платежным поручением № 59 от 12.02.2018 года на сумму 621 рублей 49 копеек; Платежным поручением № 60 от 12.02.2018 года на сумму 18 рублей 91 копейка; Платежным поручением № 61 от 12.02.2018 года на сумму 778 рублей 35 копеек; Платежным поручением № 62 от 12.02.2018 года на сумму 23 рубля 70 копеек.
07 марта 2018 года заявитель обратился в ФТС России с жалобой о неправомерном исключении из реестра таможенных представителей № 07/03 от 07 марта 2018 года.
15 апреля заявитель получил ответ ФТС России на жалобу, в котором ФТС России отказывает в признании незаконным исключение заявителя из реестра таможенных представителей.
Как указывает ФТС России, основанием для издания указанного приказа послужило неисполнение заявителем Требования Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей № 10317000/Тр2018/0000007, направленное письмом от 15.01.2018 № 13-23/00755.
ФТС России в своем ответе подтверждает получение заявителем Требования 23 января 2018 года, но ссылается на то, что в почтовом «отчете» ранее этой даты зафиксирована информация о неудачной попытке вручения почтового отправления 19 января 2018 года, вследствие чего последней датой исполнения требования считает 8 февраля 2018 года.
При этом ФТС указывает, что доставка почтового отправления не состоялась ввиду отсутствия адресата, что, как установлено судом, не соответствует действительности, поскольку заявитель не получает письма лично от сотрудника почты, а забирает уведомления о получении письма в ящике заявителем по его месту нахождения, доступ к которому является круглосуточным для сотрудников почты.
Указанное подтверждается ответом ФГУП «Почта России» на запрос суда, согласно которого офис заявителя, находящийся на втором этаже, не заключал Договора о доставке почтовых отправлений выше первого этажа и что почтальон опускает простые почтовые отправления и извещения ф. 22 в ящик на первом этаже.
Почтой ФГУП России подтвержден факт получения письма обществом именно 23 января 2018 г. Нормы Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», согласно которому предельный срок на исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования, Ответчик начинает отсчет срока с даты 19 января 2018 года, ссылаясь на информацию в почтовом идентификаторе о «неудачной попытке вручения».
Почтой ФГУП России также дано разъяснения в отношении появления такой информации в отчете, а именно, что такая надпись появляется по одной из двух причин:
дата, время обработки накладной ф. 16 (в отношении лишь почтовый направлений, подлежащих доставке, в т.ч. заказных писем).
автоматическое отображение в момент печати первичного извещение по ф.22 для отправлений, не подлежащий доставке.
Для подтверждения факта того, что отметка о неудачной попытке вручения не связана даже с моментов опускания в ящик самого извещения, заявитель направил в Почту России дополнительный запрос (вх. № 1998 от 20.07.2018 г) с просьбой сообщить о дате и времени выхода почтальона с извещением и дату фактического опускания извещения в ящик заявителя.
Так, Почта России указывает, что накладная 16ф была сформирована 19.01.2018 в 17.32, уже после окончания рабочего дня почтальона. Согласно расписания доставки входящей письменной корреспонденции почтовые отправления, обработанные после 14:00 выдаются в доставку на следующий рабочий день. Извещение ф.22 опущено в почтовый ящик 20.01.2018 г.
Таким образом, информация о неудачной попытке вручения не связана с уклонением заявителя от получения корреспонденции.
Письмо от Новороссийской таможни, содержащее Требование об оплате таможенных платежей было выдано в отделении почты (индекс 198188) на основании уведомления о вручении.
Более того, в почтовом отчете указано, что неудачная попытка вручения по времени зафиксирована в 17.39, на что в устной форме сотрудники почты подтвердили, что в это время у всех почтальонов рабочий день завершен и никто не мог быть направлен по адресу для вручения уведомления. Также сотрудники почты России пояснили, что «неудачную попытку вручения» системная программа зачастую формирует автоматически и объяснить по какому принципу не смогли, ссылаясь на технические недоработки почтовой программной системы.
Иных доказательств фактического уклонения от получения/вручения письма или не нахождении адресата в момент вручения по месту его нахождения ни ФТС России ни почта России не предоставила, таким образом не исследовав данные обстоятельства, не запросив объяснения почты России, ФТС России ссылается на недостоверные сведения, вследствие которых приняло Решение об исключении.
Пунктом 11 статьи 152 Федерального закона от 27.1 1.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.201 7) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отчетливо устанавливает, что срок начинает течь с моменты получения Требования.
При принятии приказа ФТС России об исключении из реестра таможенных представителей, ФТС России руководствовалось данными, полученными от Новороссийской таможни о несоблюдении сроков оплаты Требования Новороссийской таможни.
Новороссийска таможня первоначальной датой для исчисления срока исполнения требования об уплате таможенных платежей считает 22.01.2018, указывая, что в отделение почты письмо на отправку было передано 16.01.2018 года. Обоснование какими нормами законодательства руководствовалась Новороссийская таможня при установлении указанных дат, в письме не изложено.
Предельный срок исполнения требования по уплате таможенных платежей Новороссийская таможня указывает -10.02.2018 года.
При этом, производя отсчет 20-ти дневного календарного срока от неверно определенной Новороссийской таможней датой отсчета (22.01.2018), последний день уплаты таможенных платежей (10.02.2018 года) - приходится на воскресенье.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявитель надлежащим образом исполнил обязанность по оплате в срок Требования Новороссийской таможни, факт уклонения от получения уведомлений таможни отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Суд установил, что заявитель не уклонялся от обязанности по уплате таможенный платежей, но рассчитывал на добросовестность Декларанта, обязавшегося оплатить требование надлежащим образом и своевременно, но нарушившего данное обязательство, в связи с чем, оплата Требования заявителем была осуществлена в последний срок для его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельство, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняли акт.
В соответствии с ч 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы ответчика об отсутствии нарушенных прав и интересов принятым ненормативным актом заявителя, поскольку, в настоящее время общество включено в реестр, суд не принимает во внимание, поскольку, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, включение в реестр таможенных представителей было связано с повторным прохождением обществом соответствующей процедуры, что уже само по себе свидетельствует о нарушении прав ЗАО «Балт Экскорт Сервис».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.
На основании Таможенного кодекса Таможенного союза, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 123, 124, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201, 211 АПК РФ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным Приказ ФТС России № 299 от 05.03.2018 года «Об исключении из реестра таможенных представителей ЗАО «Балт Экскорт Сервис».
Проверено на соответствие Таможенному законодательству.
Взыскать с ответчика в пользу заявителя понесенные истцом расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Ю.Л. Головачева |