ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-119459/14 от 20.10.2014 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                                     Дело № А40-119459/14

27 октября 2014г.

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2014г.

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2014г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи: Александровой Г.С. (шифр 157-1004)

членов суда: единолично

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жевлаковой М.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «ТЗК-АЭРО»

к ФСБ России

третье лицо: Министерство транспорта РФ

о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 167.711 руб. 64 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО1 подов. от 03.09.2014г., удостоверение; ФИО2 по дов. от 03.09.2014г., удостоверение;

от третьего лица: ФИО3 по дов. от 21.07.2014г., удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТЗК-АЭРО»   обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФСБ России о взыскании неосновательного обогащения в размере 167.711 руб. 64 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком ненадлежащим образом исполнялись обязательства по оплате  услуг по хранению авиационного топлива.

Представитель истца, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания. Дело рассматривается в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося представителя.

Ответчик иск оспорил по доводам письменного отзыва на иск.

Определением от 22.09.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство транспорта РФ.

Третье лицо отзыв на иск не представил, свою позицию суду не пояснил.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей ответчика и третьего лица, оценив представленные доказательства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.

Истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в период с февраля 2014г. по май 2014г. оказывал ответчику услуги  по хранению авиационного топлива ТС-1, стоимость которых составляет в размере 167.711 руб. 64 коп. В подтверждение изложенных доводов, истец ссылается на акты оказанных услуг № 267 от 28.02.2014г., № 979 от 31.03.2014г., № 1431 от 30.04.2014г., № 1619 от 31.05.2014г., подписанными между сторонами и на выставленные счет - фактуры.

Поскольку ответчик оказанные услуги истцу не оплатил, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

Доводы истца, изложенные в иске, суд отклоняет исходя из следующего.

Статьей 69 Воздушного кодекса РФ под обеспечением полетов воздушных судов понимается: аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов.

В соответствии с пп. «ж.1» ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности имеют право использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения.

Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судом в аэропортах и воздушном транспорте Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от  17 июля 2012 г. № 241 (Правила обслуживания воздушных судов), определены виды услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов.

Этим же приказом установлено, что услуги, за предоставление которых взимаются аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов включают мероприятия, предусмотренные федеральными авиационными правилами и федеральными правилами использования воздушного пространства.

Исходя из п. 4.14.1 Правил обслуживания воздушных судов тариф по хранению авиационного топлива отнесен к группе тарифов за наземное обслуживание воздушного судна.

Согласно п. 3 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. № 241, аэронавигационные и аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов (в том числе и хранение авиационного топлива) не взимаются с пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

ФСБ России не использует государственные воздушные суда в коммерческих целях, а исключительно для выполнения служебных задач.

Таким образом, оказанные истцом услуги по обеспечению полетов воздушных судов ФСБ России в силу законодательства Российской Федерации должны были быть оказаны на безвозмездной основе, в том числе по хранению авиационного топлива.

Организации гражданской авиации, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, имеют право на предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 37.

Пунктом 2 Правил предоставления субсидий под субсидируемыми услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов. Утвержденных указанным постановлением, понимаются услуги, в том числе по обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов.

Согласно письму Минтранса России от 26 декабря 2013 г. № 01-01-02/5425 услуги  по  аэропортовому и наземному обслуживанию  в аэропортах (на аэродромах, посадочных площадках) предоставляются авиационным подразделениям органов федеральной службы безопасности при выполнении ими служебных задач на безвозмездной основе.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебные расходы по оплате госпошлины по иску относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 307, 309, 310, 1102, 1105  ГК РФ, ст.ст. 4, 9, 65, 66, 101-103, 110, 123, 156, 167-170, 176, 180-181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья:                                                                                                 Г.С. Александрова