АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2018 года
судьи Мороз К.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Межановой А.С.
рассмотрев дело:
по иску МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН <***>; дата регистрации 13.06.2012; 103132, <...>) (далее – Минтруд России, Заказчик, истец)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>) (далее – ИП ФИО1, Подрядчик, ответчик)
о взыскании штрафа по государственному контракту № 0195100000316000048-0440942-01 от 19.04.2017 в размере 52 800 руб.,
при участии:
от истца: ФИО2 по доверенности от 01.06.2018,
от ответчика: ФИО1 (паспорт: <...> выдан: 22.02.2005 код подраз.: 772-093)
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании штрафа по государственному контракту № 0195100000316000048-0440942-01 от 19.04.2017 в размере 52 800 руб.
Истец поддержал исковые требования по доводам искового заявления, письменных пояснений.
Ответчик в удовлетворении требований возражал по доводам отзыва.
В отсутствие возражений суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу по правилам первой инстанции.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт № 0195100000316000048-0440942-01 от 19.04.2017 на выполнение работ по разработке профессионального стандарта инженера-технолога авиационного производства в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.07.2014 № 1250-р субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - контракт). Цена контракта составила 528 000 руб. (пункт 2.2).
Согласно п. 3.1.1 контракта подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с Заказом на выполнение работ (приложение № 1 к контракту) и передать заказчику их результаты в предусмотренный контрактом срок.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта начало выполнения работ - с момента заключения контракта, конечный срок выполнения работ — 30.11.2017. Согласно техническому заданию к условиям выполнения работ предъявляются, в том числе требования о выполнении работ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, частичное выполнение работ не допускается.
Требования законодательства, которым должны соответствовать выполняемые работы, установлены Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (далее - правила).
В соответствии с заказом на выполнение работ для рассмотрения проекта профессионального стандарта подрядчиком в срок не позднее 70 дней до окончания срока выполнения работ, установленных пунктом 1.3 контракта, в целях своевременного осуществления процедур, установленных правилами, заказчику должен быть представлен проект профессионального стандарта.
Порядок сдачи и приемки работ установлен разделом 4 контракта. Так, согласно пункту 4.2 Контракта процедура согласования выполненных работ, предшествующая сдаче-приемке выполненных работ, осуществляется в соответствии с разделом «Процедура согласования выполнения работ» приложения № 1 к контракту.
В соответствии с пунктом 2 раздела «Процедура согласования выполненных работ» Приложения № 1 к контракту подрядчиком в срок не позднее 70 дней до окончания срока выполнения работ, установленных пунктом 1.3 Контракта в целях своевременного осуществления процедур, предусмотренных правилами, представляются Заказчику проект профессионального стандарта и следующие документы: а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта; б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта; в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций; г) электронные версии документации на электронном носителе (CD-диск или USB-Flash-носитель), выполненные в программной среди не ниже уровня WORD 6.0.
Пунктом 3 раздела «Процедура согласования выполненных работ» приложения № 1 к контракту установлено, что заказчик отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, а также, если проект профессионального стандарта не соответствует методическим рекомендациям.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта по окончании процедуры, указанной в пункте 4.2 контракта, подрядчик представляет заказчику необходимую документацию, предусмотренную разделом «Отчетная документация» приложения № 1 к контракту, а также акт сдачи-приемки выполненных работ (приложение № 2 к контракту) в двух экземплярах.
Работы считаются выполненными с даты подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (пункт 4.10 контракта).
Из материалов дела видно, что письмами № 138 от 19.10.2017, № 139 07.11.2017 подрядчиком Минтруду России были представлены проекты профессионального стандарта с приложением документов, рассмотрев которые, письмами соответственно № 14-3/10/В-8439 от 27.10.2017, № 14-3/10/В-9098 от 17.11.2017 заказчик отклонил проект профессионального стандарта слесаря-сборщика изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов из-за несоответствия представленных документов макету профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013, а также методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Минтруда России № 170н от 29.04.2013. Таким образом, в настоящем случае истцом неоднократно не принимались проекты профессионального стандарта слесаря-сборщика изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов по основаниям, которые в итоге не были исправлены.
Также, истцом письмом № 14-3/1 О/В-10472 от 28.12.2017 направил в адрес подрядчика мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ с возвратом отчетной документации по разработке профессионального стандарта слесаря-сборщика изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов в связи с отсутствием прохождения процедуры согласования в соответствии с пунктом 4.2 контракта.
Вместе с тем, Минтрудом России письмом № 14-3/10/В-359 от 22.01.2017 было направлено в адрес ответчика экспертное заключение Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, в котором указано о несоответствии профессионального стандарта слесаря-сборщика изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта, он действует до 31.12.2017, окончание срока действия контракта влечет прекращение взаимных обязательств сторон по нему.
Однако, в установленный контрактом для сдачи результатов работ срок подрядчиком работы надлежащего качества, соответствующие условиям контракта, не сданы. Выявленные в ходе процедуры согласования выполнения работ недостатки, на которые было указано в письмах № 14-3/10/В-8439 от 27.10.2017, № 14-3/10/В-9098 от 17.11.2017, и в мотивированном отказе, являлись существенными и до истечения срока действия контракта подрядчиком не устранены.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В настоящем случае, пунктом 6.3 контракта предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом), Заказчик направляет подрядчику требование об уплате штрафа, размер которого определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и равен 10% цены контракта, что составляет 52 800,00 р.
Пунктом 10.3 контракта предусмотрен досудебный порядок урегулирования споров, в связи с чем в адрес ответчика была направлена претензия Минтруда России от 20.02.2018 № 14-3/В-103 об оплате штрафа, которая не была удовлетворена.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленного требования, представил в дело отзыв, который приобщён к материалам дела.
Фактически указывая на имеющее, по его мнению, неверное изложение фактических обстоятельств истцом, а также необоснованное создание условий для затягивания сдачи и неодобрения профессионального стандарта, ответчик приводит свои возражения лишь по одному из оснований для отказа в одобрении Национальным советом при Президенте Российской Федерации, относительно одобрения Совета по профессиональным квалификациям в авиастроении.
Однако, оснований для отказа в одобрении было гораздо больше. К примеру: отсутствие результатов анализа образовательных программ; отсутствие результата исследования на базе российских организаций; указание недействительных ссылок; отсутствие сведений о наличии особо регулируемых трудовых функций.
Каких-либо доводов или возражений, относительно описанных выше всех оснований для отказа в одобрении проекта, ответчиком не приведено, сведений о том, что они произошли не по его вине не представлено.
Из материалов дела видно, что все процедуры изложены в разделе «Процедура согласования выполнения работ» заказа, в котором установлены этапы, порядок действий и полномочия участников процедуры согласования проекта профстандарта, и полностью соответствуют правилам.
При этом в соответствии с пунктом 1.3 Контракта срок окончания выполнения работ установлен — не позднее 30.11.2017, а представление подрядчиком проекта профстандарта на рассмотрение
Заказчику должно быть осуществлено в срок не позднее 70 дней до окончания срока выполнения работ.
Такие сроки установлены в целях своевременного выполнения всех процедур согласования проекта профстандарта, установленных правилами и соответственно заказом.
Первичное представление подрядчиком проекта профстандарта состоялось 20.10.2017, о чем свидетельствует отметка на сопроводительном письме ответчика № 138 от 19.10.2017.
Письмом Минтруда России № 14-3/10/В-8439 от 27.10.2017 подрядчику сообщено о том, что проект профстандарта отклонен от рассмотрения из-за несоответствия представленных документов макет) профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013, а также методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Минтруда России № 170н от 29.04.2013.
В соответствии с Регламентом Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, утвержденным протоколом № 2 от 25.06.2014, заседания Национального совета проводятся не реже одного раза в квартал, а при необходимости проводятся внеочередные заседания. Протоколы заседаний Национального совета размещаются на официальном сайте в интернете.
Заседание Национального совета, на котором был рассмотрен проект профстандарта. представленный Подрядчиком, состоялось 27.12.2017, согласно приложение 9 к протоколу № 25 от 27.12.2017 проект профстандарта «Слесарь-сборщик изделий авиационной техники из полимерных композиционных материалов» не значится в числе одобренных и предложенных Минтруду России для утверждения.
Согласно пункту 15 правил решение об утверждении проекта профстандарта Минтруд России принимает исключительно на основании экспертного заключения Национального совета, который в соответствии с Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации, уполномоченным органом на проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовку экспертных заключений по ним и выработку предложений по совершенствованию профессиональных стандартов.
Таким образом, выполненные по контракту работы по разработке проекта профстандарта могут быть приняты только после принятия Национальным советом соответствующего решения, в связи с чем представляются необоснованным утверждение ответчика о том, что Минтруд России не выполнил предложение Национального совета о направлении проекта профстандарта в Совет по профессиональным квалификациям в авиастроении. Данное предложение Национального совета носит рекомендательный характер. Ко времени вынесения Национальным советом Заключения (заседание состоялось 27.12.2017) об отклонении профстандарта «Инженер-технолог авиационного производства» действие Контракта закончилось, обязательства сторон прекращены (пункт 9.1 контракта).
В настоящем случае, суд учитывает и то, что контракт был заключен по результатам размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Подрядчик, являвшийся победителем аукциона, в установленном порядке заблаговременно был ознакомлен с условиями контракта, в том числе с процедурами, сроками, требованиями и условиями выполнения работ, установленными контрактом, порядком приемки выполненных работ и мерами ответственности, применяемыми к подрядчику в случае нарушения условий контракта.
В том числе подрядчику были известны условия, установленные пунктом 4.10 контракта, согласно которому работы считаются выполненными с даты подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ, а также пунктом 6.3 контракта, предусматривающие меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Таким образом, в случае возникновения сомнений по вопросам толкования аукционной документации, в том числе в части сроков выполнения работ и порядка сдачи-приемки работ и подписания соответствующего акта, ответчик мог воспользоваться своим правом, предусмотренным вышеуказанной нормой Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и запросить у заказчика соответствующие разъяснения.
Однако, ни в процессе проведения аукциона, ни в процессе заключения контракта ответчик не обращался к заказчику за разъяснениями по вопросу исчисления сроков выполнения работ с учетом всех процедур, предусмотренных контрактом.
На основании ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вместе с тем, принимая активное участие в аукционе и подписав контракт без разногласий, ответчик согласился со всеми условиями контракта, в связи с чем применению подлежат ст. 401 и 421 ГК РФ. Подрядчик, будучи информированным о размерах штрафа, не проявил той степени разумности и осмотрительности, которые требовались от него по условиям гражданского оборота для надлежащего выполнения обязательств по контракту.
Так, согласно письму Минтруда России № 14-3/10/В-10472 от 28.12.2017, работы надлежащего качества, предусмотренные контрактом, заказчику не сданы, в то время, как конечный срок выполнения работ установлен не позднее 30.11.2017, то есть подрядчик не исполнил обязательства по контракту.
В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, являются существенными.
В силу статьи 708 ГК РФ срок выполнения работ является существенным условием договора подряда, в связи с чем, нарушение подрядчиком сроков выполнения работ является существенным нарушением условий контракта.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению судом, а взысканию с ответчика в пользу истца подлежит штраф за неисполнение условий контракта в размере 52 800,00 р.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Согласно ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Государственная пошлина в размере 2 112,00 р., поскольку истец от её уплаты освобождён, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 307-309, 702, 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ штраф по государственному контракту № 0195100000316000048-0440942-01 от 19.04.2017 в размере 52 800 (пятьдесят две тысячи восемьсот рублей 00 копеек) руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину 2000 (две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья К.Г. Мороз