Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-123417/17-17-1087
06 декабря 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2017 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Поляковой А.Б (единолично)
при ведении протокола секретарем Петросян Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго» (ОГРН <***> , ИНН <***>, дата регистрации: 22.07.2002, адрес: 196247, город Санкт-Петербург, площадь Конституции,1) к ФАС России (123995, <...>, Д-242, ГСП-5) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09.02.2017 № ЛЭ/14-20/217,
третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области,
при участии: от заявителя: ФИО1 по дов-ти от 30.12.2016 № 724-16, от заинтересованного лица: ФИО2 по дов-сти от 14.04.2017 №ИА/25354/17, ФИО3 по дов-ти от 24.11.2017 № ИА/82159/17, ФИО4 по дов-ти от 16.01.2017 № ИА/1387/17, третье лицо: неявка, извещено
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее – заявитель, ПАО «Ленэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ФАС России, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09.02.2017 № ЛЭ/14-20/217 и о возложении обязанности принять по существу решение по указанному заявлению об отмене Приказа комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинграпской области от 30.12.2016 № 567-п в части установления необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго».
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
ФАС России против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ПАО «Ленэнерго» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 № 567-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» для ПАО «Ленэнерго» (приложение 1) установлены на 2017 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области и необходимая валовая выручка для ПАО «Ленэнерго» (далее – приказ от 30.12.2016 № 567-п).
ПАО «Ленэнерго» обратилось в ФАС России с заявлением от 09.02.2017 № ЛЭ/14-20/217 об отмене приказа от 30.12.2016 № 567-п (приложение 1) в части установления необходимой валовой выручки, которая, по его мнению, рассчитана Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области без учета потерь электрической энергии.
Заявитель, считая, что ФАС России допустила незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении его заявления по существу, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз.6 п.7 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).
Правила определяют порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики и теплоснабжения, и решений об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых с превышением переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и решений, принятых ими в рамках реализации полномочий, переданных им в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации (далее - решение) (п.1 Правил).
Рассмотрение вопроса об отмене решения осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления к рассмотрению и может быть однократно приостановлено на основании решения федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), в том числе в случаях необходимости получения дополнительных сведений или привлечения к рассмотрению вопроса об отмене решения других лиц, необходимости получения дополнительного заключения или проведения экспертизы (п. 8 Правил).
Из материалов дела усматривается, что заявление ПАО «Ленэнерго» (вх.№ 24011/17 от 16.02.2017) принято к рассмотрению ФАС России, о чем заявитель уведомлен письмом от 06.03.2017 № СП/13975/17.
Как указала ФАС России, требования ПАО «Ленэнерго» об отмене приложения 1 к приказу от 30.12.2016 № 567-п основаны на пункте 39 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э, согласно которому весь произведенный размер сглаживания подлежит возмещению регулируемой организации в последний год долгосрочного периода регулирования, и поэтому для разрешения заявления по существу необходимо было установить, какой год является последним в долгосрочном периоде регулирования для ПАО «Ленэнерго».
Вместе с тем в ФАС России на рассмотрении находилось заявление Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 13.12.2015 № КТ-5-1698/15-0-0 о продлении долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Ленэнерго» по методу доходности инвестированного капитала.
Таким образом, рассмотрение заявления ПАО «Ленэнерго» на возврат величины необходимой валовой выручки, перераспределенной в целях сглаживания в течение долгосрочного периода регулирования в размере 14,508842 млрд, руб., было возможно лишь после разрешения вопроса о сроке действия долгосрочного периода регулирования.
С этой целью ФАС России направило в Минэнерго России - орган, уполномоченный на утверждение инвестиционных программ письмо от 27.03.2017 № ВК/193 57/17 об утверждении инвестиционной программы ПАО «Ленэнерго».
Согласно письму Минэнерго России от 09.06.2017 № ВК-6220/09 в 2017 г. в министерство поступило заявление ПАО «Ленэнерго» о корректировке инвестиционной программы, однако в связи с нарушением обществом сроков подачи материалов и Правил утверждения инвестиционных программ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977, в удовлетворении заявления было отказано письмом от 11.04.2017.
Вместе с тем министерство сообщило ФАС России, что считает целесообразным продление долгосрочного периода регулирования для общества в соответствии с действующей инвестиционной программой до 2020г.
ФАС России с учетом информации Минэнерго России и заявления Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области подготовила проект приказа о продления долгосрочного периода регулирования для ПАО «Ленэнерго» и направила его на согласование в Минэнерго России и Минэкономразвития России письмом от 07.09.2017 № ВК/61841/17.
ФАС России после одобрения указанного проекта Минэнерго России (письмо от 06.10.2017 № 28345-СВ/ДО-7и) был издан приказ от 10.10.2017 № 1335/17 «О согласовании Федеральной антимонопольной службой предложений Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала ПАО «Ленэнерго», в соответствии с которым долгосрочный период регулирования тарифов продлен до 01.01.2021 (далее - приказ от 10.10.2017 № 1335/17) .
Как следует из определения Ленинградского областного суда от 29.05.2017 по делу № 3а-39/2017 о приостановлении производства по административному исковому заявлению ПАО «Ленэнерго» о признании недействующим приказа от 30.12.2016 № 567-п в части установления необходимой валовой выручки до принятия ФАС России решения по заявлению общества, представитель заявителя ФИО5 не отрицал, что в случае принятия в 2017 году ФАС России решения о согласовании продления долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, права общества приказом в оспариваемой части фактически нарушены не будут.
Согласно п.10 Правил по итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений:
об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления поселения или городского округа);
об отсутствии оснований для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления поселения или городского округа).
ФАС России по результатам рассмотрения заявления ПАО «Ленэнерго» с учетом выпуска приказа от 10.10.2017 № 1335/17, издала приказ от 15.11.2017 № 1511/17 «Об отсутствии оснований для отмены приложения 1 к приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области «О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2015 № 535-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2016 год» (далее – приказ от 15.11.2017 № 1511/17).
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
По мнению заявителя, незаконное бездействие ФАС России выразилось в не рассмотрении заявления общества по существу.
Однако вопреки доводам общества арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что антимонопольным органом по заявлению ПАО «Ленэнерго» проведена проверка; подготовлен, согласован с Минэнерго России и издан приказ от 10.10.2017 № 1335/17 о продлении долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии; заявление общества рассмотрено по существу и по результатам издан приказ от 15.11.2017 № 1511/17, что свидетельствует об отсутствии бездействия. Принятие указанного приказа не в сроки, установленные законом обусловлено объективными причинами, в частности, необходимостью взаимодействия с Минэнерго и Минэкономразвития.
В нарушение требований ст.65 АПК РФ заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что действия (бездействие) ФАС России не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия ФАС России незаконным ввиду отсутствия такового.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных ПАО «Ленэнерго» требований.
В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать, в. удовлетворении заявления ПАО «Ленэнерго» о признании незаконным бездействия ФАС России, выразившегося в не рассмотрении заявления от 09.02.2017 №ЛЭ/14-20/217 и о возложении обязанности принять по существу решение по указанному заявлению об отмене Приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 30.12.2016 № 567-п в части установления необходимой валовой выручки ПАО «Ленэнерго».
Проверено на соответствие Федеральному закону от 26.02.2003 № 35-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ: А.Б. Полякова