ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-123738/18-133-866 от 13.11.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

22 ноября 2019 г.                                              Дело № А40-123738/18-133-866

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2019 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Михайловой Е.В.

единолично

с участием представителей:

от истца: Правительство г. Москвы –  ФИО1, дов. 4-47-2132/7 от 16.11.2018 г., пред.паспорт, Департамент городского имущества г.Москвы –  ФИО1, дов. 33-Д-1239/18 от 26.12.2018 г., пред.паспорт

от ответчика: ООО УК «ТЭН-Девелопмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Актив-ПремьерТраст». - ФИО2, дов. 111-44 от 15.02.2019 г., пред.паспорт, ФИО3, дов. 111-27 от 04.03.2019 г., пред.паспорт ,ООО ИПК «БАРРИСТЕР» - ФИО4, дов. Бн от 24.12.2018г., пред.паспорт, ООО ТПФ «ИЗБА» - ФИО5, дов. бн от 13.02.2017 г., пред.паспорт,

третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве, Префектура Юго-Восточного административного округа г.Москвы, Комитет государственного строительного надзора г.Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, ГБУ «Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа» г.Москвы  - не явка, извещены

протокол судебного заседания вела секретарь Гудкова Н.К..

рассмотрел дело по иску Правительство Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы

к ответчику –  ООО УК «ТЭН-Девелопмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Актив-ПремьерТраст». ,ООО ИПК «БАРРИСТЕР», ООО ТПФ «ИЗБА»,

третьи лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве, Префектура Юго-Восточного административного округа г.Москвы, Комитет государственного строительного надзора г.Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, ГБУ «Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа» г.Москвы  содержащего требования

УСТАНОВИЛ:

Правительство Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы обратилось с иском содержащим требования:

1. Признать пристройки к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью около 285,1 кв.м самовольными постройками

2. Обязать ООО УК «ТЭН-Девелопмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Актив-ПремьерТраст» привести здание, расположенное по адресу: <...> в первоначальное состояние путем сноса пристроек площадью 232,6 кв.м (помещения с 6 по 38), предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3, ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Юго-Восточного административного округа с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением расходов на Ответчиков.

Признать право собственности Владельца инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «АКТИВ-ПремьерТраст» под управлением Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ТЭН-ДЕВЕЛОПМЕНТ» Д.У. на пристройки к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 232,6 кв.м (помещения с 6 по 38) отсутствующим.

Обязать Владельца инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «АКТИВ-ПремьерТраст» под управлением Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ТЭН-ДЕВЕЛОПМЕНТ» Д.У. освободить земельный участок от пристроек к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 232,6 кв.м (помещения с 6 по 38) предоставив, в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3, ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением расходов на Ответчиков.

Обязать ООО ТПФ «ИЗБА» привести здание, расположенное по адресу: <...> в первоначальное состояние путем сноса пристроек площадью 29,5 кв.м. (помещения 2,3,4,5, 39, 40), предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3, ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Юго-Восточного административного округа с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением расходов на Ответчиков.

Признать право собственности ООО ТПФ «ИЗБА» на пристройки к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 29,5 кв.м. (помещения 2,3,4,5, 39, 40) отсутствующим.

Обязать ООО ТПФ «ИЗБА» освободить земельный участок от пристроек к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 29,5 кв.м. (помещения 2,3,4,5, 39, 40) предоставив, в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3, ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением расходов на Ответчиков.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что спорный объект возведен без получения соответствующих разрешений, и его  строительство осуществлялось на не отведенном для этих целей земельном участке, то есть спорное имущество  обладает признаками самовольной постройки и подлежит сносу в принудительном порядке.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей лиц участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Согласно акту обследования от 16.11.1995 г. №76/95 (т.1, л.д.29) комиссией представителей УМР «Рязанский», АТИ ЮВАО, ЦГСЭН ЮВАО и АОЗТ «ТЭН» установлен факт размещения на территории остановочного комплекса по адресу: Рязанский <...>, 33 торговых секций АОЗТ «ТЭН» с разрешениями на торговлю на видном месте. Комиссией принят к эксплуатации остановочный комплекс. Решение комиссии утверждено распоряжением супрефекта УМО «Рязанский» от 20.11.1995 №340 (т.1, л.д.30). Указанным распоряжением на АОЗТ «ТЭН» возложена обязанность оформления разрешений на объекты мелкорозничной торговли.

Объекты мелкорозничной торговли размещены по периметру «основного» здания так, как это следует при сопоставлении поэтажных планов представленного в материалы ела (т.1, л.д. 31-32), на что указано в акте «О подтверждении факта незаконного размещения объекта» от 14.04.2016 г. №9047757 (т.1, л.д.33).

Согласно данному акту по данным ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 1991 год на земельном участке размешалось одноэтажное здание площадью 300,3 кв.м. В соответствии с распоряжением префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 16.02.1995 №237 «О предоставлении земельного участка» в кратко срочную аренду АОЗТ «ТЭН» во вл.46-48 по Рязанскому проспекту был выделен участок под строительство быстровозводимого торгового комплекса. В соответствии с распоряжением супрефекта ЮВАО Управления муниципального округа «Рязанский» от 20.11.1995 № 340 и акта обследования от 16.11.1995 сделано заключение комиссии, что остановочный комплекс АОЗТ «ТЭН» принят комиссией и считается готовым к эксплуатации. На площади 285.1 кв.м размещено 33 торговых секций из легковозводимых конструкций. Согласно данным ГБУ МосгорБТИ на 21.01.2013 на земельном участке расположено одноэтажное здание площадью 585,4 кв.м (кадастровый № 77:04:0000000:4584). Фактически к ранее существовавшему зданию по всему периметру возведены пристройки (пом. с II по XL). На помещения пристроек с VI по XXXVIII площадью 232,6 кв.м зарегистрировано право общей долевой собственности от 22.05.2009 № 77-77-12/011/2009-286. Помещения пристроек II, III, IV, V, XXXIX, XL площадью 29,5 кв.м поставлены на кадастровый учет (77:04:0000000:4626, 77:04:0000000:4627, 77:04:0000000:4628,77:04:0000000:4629, 77:04:0000000:4663, 77:04:0000000:4664).

Согласно данным ГБУ МосгорБТИ, а также Акту ГИН от 14.04.2016 №29047757 одноэтажное здание с кадастровым номером 77:04:0000000:458 имеет площадь 585,4 кв.м.

Как утверждает истец, данное одноэтажное здание является объектом капитального строительства (материал стен — смешанные), включающим в себя возведенные по всему периметру пристройки (пом. с II по XL), на которые зарегистрировано право общей долевой собственности от 22.05.2009 №77-77-12/011/2009-286. В процессе реконструкции увеличилась не только общая площадь усматриваемого здания, но и его конструкция, были возведены 33 торговые секции, обладающие общей (смежной) стеной с первоначальным объектом капитального строительства. В конструкции объекта, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский пp-т, вл. 46, корп. 7 имеются сквозные проходы между помещениями первоначального объекта капитального строительства и пристройками.

Указанные доводы истца подтверждаются поэтажным планом ТБТИ (т.1, л.д.86), а кроме того экспликацией к поэтажному плану  представленной ГУП МосгорБТИ ( т.1, л.д.116-125, 129-140, т.2, л.д.1-11)

На момент рассмотрения спора за ООО ИПК "БАРРИСТЕР" зарегистрировано право собственности на помещение площадью 144 кв.м.(выписка ЕГРН (т.1, л.д.52); за  ОАО «КОРПОРАЦИЯ ТЭН» зарегистрировано право собственности на помещение площадью 232,6 кв.м.(выписка ЕГРН (т.1, л.д.53); за ООО ТПФ «ИЗБА» зарегистрировано право собственности на помещение площадью 150,4 кв.м.(выписка ЕГРН (т.1, л.д.57).

Кроме того, здание имеет помещения пристроек II, III, IV, V, XXXIX, XL площадью 29,5 кв.м поставлены на кадастровый учет (77:04:0000000:4626, 77:04:0000000:4627, 77:04:0000000:4628,77:04:0000000:4629, 77:04:0000000:4663, 77:04:0000000:4664) о принадлежности которых указало ООО ТПФ «ИЗБА»  (т.5, л.д.118).

Следует отметить, что комната 13 площадью 14 кв.м. смежная с комнатой 12 из состава помещения площадью 144 кв.м., устроена вместо лестничного пролета, что усматривается при сопоставлении поэтажных планов (т.1, л.д.31 с т.1, л.д.32).

Иных помещений и комнат спорное здание не имеет.

Судом установлены обстоятельства устройства торговых секций по периметру здания, приватизации помещений зданий с учетом следующей хронологической последовательности.

По договору купли-продажи от 14.03.1995 г. ВАМ №5648 (т.9, л.д.74-81) в редакции дополнительного соглашения от 29.12.1995 г.заключенного между Фондом имущества г. Москвы и АОЗТ «Лавр» (т.1, л.д.61) последнему отчуждены из государственной собственности объекты, указанные в п.2.1 Договора, в том числе павильон 144 кв.м. у метро «Рязанский пр-кт» в соответствии с выпиской БТИ от 16.09.1991г. ( в составе помещений: этаж 1, пом. I, ком. 5, 7, 9-12) зарегистрировано прав собственности приобретателя 06.09.2007 г. № 77-77-12/018/2007-830 о чем выдано свидетельство от 06.09.2007 г. серия 77АЖ 103325(т.1, л.д.64).

В настоящее время данный объект ООО ИПК "БАРРИСТЕР" (109377 МОСКВА ГОРОД ПРОСПЕКТ РЯЗАНСКИЙ 46 7 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.04.2012, ИНН: <***>) принадлежит на праве собственности нежилое помещение площадью 144 кв.м., на поэтажном плане: эт.1, пом.I – комнаты 5,7, с 9 по 12  расположенное по адресу: Москва , пр-кт. Рязанский , 46, корп.7, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права выполненном на бланке серия 77-АО №176181.(т.1, л.д.22). помещение приобретено по договору купли-продажи с ФИО6 от 14.06.2012 г.(т.7, л.д.96-98, т.10, л.д.6-9)

Фактически  объект приватизации представляет собой помещения в составе одноэтажного строения размещенного на участке 696 кв.м., с площадью застройки 353 кв.м.  на что указано в справке БТИ ЮВАО (т.1, л.д.65).

Согласно выписке из технического паспорта ТБТИ от 02.12.2005 №3084/25 (т.1, л.д.70-72) помещение площадью 144 кв.м. входит в состав строения с общей площадью 585,4 кв.м. и имеет площадь застройки 654 кв.м.

Аналогичные показатели площади строения, а кроме того площади застройки указаны в техническом паспорте ТБТИ представленным органом технического учета по запросу суда (т.1,л.д.109-115, 141-150)

По договору  купли-продажи от 09.07.1992 г. (т.5, л.д.113-116) АОЗТ коммерческая фирма «Изба» было приобретено имущество по перечню приложения №1 к Договору, в том числе палатка «Мороженое» - м. «Рязанский пр-кт», палатка «Гриль» - м. Рязанский пр-кт.

Во исполнение указанного Договора, покупателю выдано свидетельство от 09.07.1992 г. (т.5, л.д.108) на приобретенное имущество, с отметкой «за исключением недвижимого имущества»

В отношении же помещения площадью 150,4 кв.м. выдано свидетельство (т.8, л.д.8) АОЗТ КТПО фирма «ИЗБА» к договору купли-продажи от 29.11.1993 г. №1516 (т.8, л.д.52-58) в приложении к которому (т.8, л.д. 9) приведен перечень объектов приватизации, в том числе павильон у метро «Рязанский пр-кт.стр.1 площадью  150,4 кв.м.

Справкой ТБТИ от 24.04.2007 г. №761/40 (т.1, л.д. 82) даны разъяснения о тождестве объектов: павильон у метро «Рязанский пр-кт» и нежилое здание по адресу: Рязанский пр-кт., 46, кор.7.

Свидетельством от 16.10.2014 г. о государственной регистрации права на бланке 77-АР № 868404 (т.6, л.д. 15) подтверждается внесение реестровой записи о права собственности ООО ТПФ «ИЗБА» на нежилое помещение  площадью 150,4 кв.м. в составе помещений: этаж 1, пом. I, комнаты 1, 3,4,6 по адресу: Москва, Рязанский пр-кт., д.46, стр.7. Право собственности перешло в результате реорганизации по передаточному акту от 25.04.2014 г. от ЗАО КТПО Фирма «Изба» (т.6, л.д.68-70)

Указанное помещение, также как и помещение площадью 144 кв.м. учтено в составе строения с общей площадью 585кв.м. и имеет площадь застройки 654 кв.м.. (технический паспорт БТИ от 02.06.1998 г., т.8, л.д. 47-49)

Помещение площадью 144 кв.м. и помещение площадью 150,4 кв.м. являются смежными что усматривается при сопоставлении поэтажного плана от 28.02.2000 г.(т.8, л.д.49) и от 20.11.2006 г. (т.9, л.д. 69). В составе помещения площадью 150,4 кв.м. учтено помещение I, комнаты 1,3,4,6; в составе помещения 144 кв.м. учтено помещение I, комнаты 5,7,9,10,11,12.

Суммарная площадь указанных помещений в 294,4 кв.м. не превышает ту, что была указана ГБУ МосгорБТИ по состоянию на 1991 год  -  300,3 кв.м.

По договору купли-продажи «части здания» (т.3, л.д. 52-55) ОАО «КОРПОРАЦИЯ «ТЭН» приобрело помещения площадью 232,6 кв.м. по адресу: Москва, Рязанский пр-кт, д.46, корп.7. Право собственности продавца ЗАО «ТЭН» удостоверено свидетельством о внесении в реестр собственности серии Б № 011912 от 24.08.1998 г. (т.3, л.д.50)

В отношении помещений площадью 232,6 кв.м. ОАО «КОРПОРАЦИЯ «ТЭН» по адресу: Москва, Рязанский пр-кт, д.46, корп.7 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности 06.09.1999 г. (т.2, л.д.54) которое послужило основанием для государственной регистрации изменений  по заявлению правообладателя (т.3, л.д.27) и регистрации обременения в виде доверительного управления по заявлению правообладателя (т.2, л.д.42-43).

В приложении к указанном свидетельству в материалы регистрационного дела представлена выписка из технического паспорта БТИ от 02.06.1998 №3084/25 на объект площадь застройки 654 кв.м., общей площадью 584,7 кв.м. и занимаемой площадью помещений 232,6 кв.м. в одноэтажном здании.

Аренда земельного участка, на котором расположен объект, оформлена договором от 30.01.2004 № М-04-506603 (т.2, л.д. 78-89) для эксплуатации помещений в 1-ом строении под магазин.

В отношении помещений 232,6 кв.м. по адресу: Москва, пр-кт. Рязанский , 46, корп.7 находящегося в общей долевой собственности владельцев паев зарегистрировано доверительное управление имуществом согласно свидетельству от 22.05.2019 серия 77 АК № 105104 (т.1, л.д.25).

Помещение площадью 232,6 кв.м. в отношении которого ЗАО «КОРПОРАЦИЯ ТЭН» выдано свидетельство о государственной регистрации права 06.09.1999 г. (т.8, л.д.70) и последствии приобретено ОАО «КОРПОРАЦИЯ ТЭН» по договору купли-продажи (т.9, л.д.24-27), согласно техническому паспорту на указанный объект (т.8, л.д.72-86, т.9, л.д.13-19) состоит из комнат расположенных по периметру «основного здания».

В свою очередь, доказательств основания приобретения правового титула ЗАО «КОРПОРАЦИЯ ТЭН» на секции по периметру здания в части пристроек VI по XXXVIII площадью  232,6 кв.м., как на недвижимое имущество в материалы дела не представлено. Аналогично указанное обстоятельство не доказано и ООО ТПФ «ИЗБА» в части  пристроек II, III, IV, V, XXXIX, XL площадью 29,5 кв.м.

Указанные объекты не создавались как недвижимость, ни в виде пристройки к «основному зданию» в форме его реконструкции, ни в виде самостоятельных объектов.

Как установлено судом указные объекты  были переданы на баланс универсаму №24 РТО «Продтовары» в виде крытого павильона у станции метро «Рязанский пр-кт» во исполнение решения исполкома Моссовета от 18.12.1990 г. №2145 Волгоградским районным советом Народных депутатов г. Москвы принято решение от 24.07.1991 г. №1466 (т.1, л.д.59).

В дальнейшем при приватизации указанного имущества, и последующего перехода права собственности, ОАО «КОРПОРАЦИЯ ТЭН» зарегистрировало свой титул на павильоны (помещения с VI по XXXVIII площадью  232,6 кв.м.), как на нежилые помещения.

Факт приобретения ООО ТПФ «ИЗБА» палаток «Мороженое» и «Гриль» по договору подтверждает и СГУП по продаже имущества города Москвы в архивной выпиской от 12.11.2012 №12/04-1666 (т.5, л.д.117).  Указанное имущество поставлено в виде помещений II, III, IV, V, XXXIX, XL площадью 29,5 кв.м. поставлено на кадастровый учет, однако право собственности, на данный объект на недвижимую вещь зарегистрировано не было.

Между тем, указанные секции не принималась в гражданский оборот в статусе недвижимой вещи, не возводились в соответствии с требования к недвижимости, а некапитальный характер павильонов с физической стороны вопроса установлен в рамках производства судебной экспертизы.

Так, экспертом установлено, что пристройки (пом. II-XL) к зданию по адресу: <...> корп.7 объектами, прочно связанными с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению не являются. Указанные помещения были устроены в отсутствие фундамента и подземной части из быстровозводимых конструкций, путем установки витражных конструкций в пространстве под консольным навесом основного здания, и относятся к временным объектам.

Таким образом, у спорных павильонов отсутствуют как правовые, так и объективные признаки недвижимой вещи, а применение ст. 222 ГК РФ при рассмотрении настоящего спора не допустимо.

В соответствии с предложением руководителей административных округов правительство Москвы распоряжениями от 26 марта 1992 г. N 708-РП и 19.07.92 N 1875-РП предоставило органам управления административных и муниципальных округов право выдачи разрешений на торговлю и размещение мелкорозничной сети в городе.

Распоряжением правительство Москвы от 26 марта 1992 г. N 708-РП признаны утратившими силу решения исполкома Моссовета N 1704 от 22.08.89 "О серьезных недостатках в организации мелкорозничной торговли на улицах, площадях, в других общественных местах города и введении единого порядка выдачи разрешений на право этой торговли"; приложение N 2 к решению N 1802 от 29.10.90 "Прейскурант цен на услуги, оказываемые районными административными инспекциями, на оформление и выдачу разрешений на право выносной мелкорозничной торговли кооперативам и индивидуалам"; решение N 606 от 09.04.91 "О дополнительных мерах по выполнению ранее принятых решений Мосгорисполкома в части мелкорозничной торговли на площадях и улицах города".

Распоряжением Правительства Москвы от 30 сентября 1992 г. N 2353-РП «О неудовлетворительном выполнении префектурами административных округов распоряжения правительства об упорядочении мелкорозничной торговли в городе» утвержден порядок выдачи разрешений на право уличной торговли, согласно которому деятельность лиц осуществляющих торговлю на территории г. Москвы подлежит лицензированию и осуществляется с разрешения  специально образованных комиссий, в составе специалистов аппарата префектуры, управлений муниципальных округов, причастных окружных организаций.

Распоряжением от 03.03.94 N 353-РП "О внесении дополнений в распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30.09.92 N 2353-РП по упорядочению мелкорозничной торговли в городе" утверждены дополнительные требования к порядку размещения сети и организации мелкорозничной торговли .

Данным распоряжением руководителям железнодорожных, авто- , речных и аэровокзалов, метрополитена предоставлено право рассмотрения и выдачи разрешений на установку мелкорозничной сети и торговлю в помещениях вокзалов и станций при условии согласования размещения торговых точек и ассортимента с органами Госпожнадзора, санэпиднадзора и ГУВД и в соответствии с постановлениями правительства Москвы от 05.01.93 N 661, Российской Федерации от 08.10.93 N 995 и распоряжением премьера правительства Москвы от 30.09.92 N 2353-РП.

При этом установлено, что выдачу указанных разрешений на установку мелкорозничной сети и право торговли на прилегающих к вокзалам и станциям метрополитена территориях (независимо от их принадлежности) осуществляют центральные комиссии при префектурах при обязательном согласовании с администрацией вокзалов и станций метрополитена.

28.02.96 Московской городской думой принято  Постановление N 18 от 28.02.96 "О введении в действие Закона г. Москвы "О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг".

Закон г. Москвы от 28.02.96 N 7-18 "О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг" принят в целях регулирования отношения собственников объектов мелкорозничной торговли и предоставляемых услуг и городской администрации в части подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию указанных объектов в соответствии с положениями статей 209, 212, 213 и 235 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 28 июня 1995 года N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве".

Статьей 32 указанного закона, предусмотрено, что после вступления его в силу настоящего Закона районная администрация по вопросам размещения объектов мелкорозничной торговли и предоставления услуг должна руководствоваться ранее принятыми нормативными актами города Москвы только в части, не противоречащей положениям настоящего Закона.

Так, размещение объектов для целей осуществления торговой деятельности и предоставление услуг в которых, предполагало наличие Торгового патента,  (Закон города Москвы от 28 февраля 1996 г. N 7-18 "О порядке подготовки предложений и выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли и услуг" с изменениями и дополнениями от 12 июля 1996 г. N 25 и распоряжением Мэра от 28.10.96 N 429/1-РМ "О введении нового порядка подготовки предложений на размещение и эксплуатацию нестационарных объектов торговли и услуг в г. Москве").

С учетом того, что возведение секций торговых павильонов осуществлено в 1995  г.  и принято комиссией уполномоченных на то лиц, принимая во внимание Распоряжение супрефекта об утверждении решения этой комиссии, суд приходит к выводу о наличии достаточных доказательств правомерности осуществленного устройства торговых павильонов.

Последующая же эксплуатация торговых павильонов подлежала оформлению Патентом и внесению в бюджет установленных платежей, при соблюдении законов города Москвы от 29 июня 1994 года N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг города Москвы", от 28 июня 1995 года N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", Правил торговли и бытового обслуживания, требований природоохранного законодательства, санитарных норм и правил.

Однако следует заметить, что оформление иной разрешительной документации, а в том числе урегулирование отношений по поводу использования земли, применительно к указанным объектам торговли предусмотрено не было.

Согласно актуальной редакции правовых норм, регулирующих отношения размещение нестационарных торговых объектов, то следует учитывать, что в соответствии положениями статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Так, согласно части 7 статьи 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 (ред. от 05.06.2019) "О землепользовании в городе Москве" основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в части 6 настоящей статьи, а также оформленные в установленном Правительством Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. (часть 7 введена Законом г. Москвы от 01.04.2015 N 13)

Согласно части 6 данной статьи основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

При этом согласно части 6 статьи 7 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 (ред. от 05.06.2019) "О землепользовании в городе Москве" запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства. (часть 6 введена Законом г. Москвы от 01.04.2015 N 13)

В  дополнение к указанным положениям Закона города Москвы Правительством Москвы издано Постановление от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП «о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов»

Данным Постановлением утверждены порядки: размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов; организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства;  разработки, согласования и утверждения проекта размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства

При этом Порядок разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения; Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров утверждены Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»

Так пунктом 2 части I данного Постановления предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов в городе Москве на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы и муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом развития стационарной сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик города и достижения установленных Правительством Москвы нормативов доступности объектов торговли и услуг.

Осуществление торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта, не включенного в установленном порядке в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения), и в отсутствие действующего договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте или договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается.

Согласно пункту 39 приложения 1 к постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП отбор хозяйствующих субъектов для осуществления торговой деятельности (оказания услуг) в нестационарных торговых объектах в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения Департаментом города Москвы по конкурентной политике открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Порядком организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров, утвержденным Правительством Москвы.

Таким образом, право на использование нестационарного торгового объекта, земельного участка им занятого, может быть удостоверено: договором купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договором, в том числе договором на размещение нестационарного торгового объекта.

Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее Положение) утвержденным  Постановлением Правительства города Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП (далее Постановление №819-ПП), издано в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.

В Постановление №819-ПП реализованы принципы и порядок мер, дифференцированных в частности по характеристикам объекта правонарушения, будь то капитальное строение или же объект им не являющийся, однако в любом случае согласно данного Проставления такой объект незаконной деятельности подлежит сносу либо демонтажу в рамках реализации самозащиты права или же судебной защиты.

 В данном случае ошибочен довод о том, что поскольку торговые павильоны были возведены в 1995 году, то нормы права имеющие сферу действия за пределами времени устройства павильонов не могут быть применены.

Сам по себе факт возведения павильонов не имеет юридического значения в отрыве от права на осуществление торговой деятельности, то есть права,  периодичность  подтверждения которого установлена, как законом, так и подзаконными актами города Москвы.

В данном случае у сторон спорного правоотношения отсутствует договоренность об использовании земли под нестационарные объекты торговой деятельности, Право на торговлю через павильоны публично не удостоверено.

Таким образом, секции по периметру здания подлежат их демонтажу, а зарегистрированное в реестре право собственности следует признать отсутствующим.

Поскольку реестр записи о праве собственности ООО ТПФ «ИЗБА» в отношении  пристроек к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 29,5 кв.м. (помещения II, III, IV, V, XXXIX, XL) не содержит требование в указанной части суд отклоняет.

Что касается срока исковой давности об истечении, которого заявлено ответчиками, то суд исходил из следующего.

Президиум ВС РФ, в пункте 7 Постановления от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации об исковой давности" указал, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абзацем пятым статьи 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения).

При этом суд учитывает позицию Пленумов ВС и ВАС РФ  изложенную в пункте 29 Постановления № 10/22 от 29.04.2010"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу которой лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением объектов не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).

Кроме того, ВС РФ дано  разъяснение о том, что иск о признании права отсутствующим на объект, не обладающий признаками недвижимой вещи, но права на который зарегистрированы как на недвижимость, является разновидностью негаторного иска. Исковая давность на такое требование не распространяется. (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2016 года)

Таким образом , поскольку иск о признании права собственности отсутствующим является разновидностью негаторного требования, в указанной части иска срок исковой давности пропущенным считать нельзя.

Кроме того, как уже отметил суд, комната 13 площадью 14 кв.м. смежная с комнатой 12 из состава помещения площадью 144 кв.м., устроена вместо лестничного пролета, что усматривается при сопоставлении поэтажных планов (т.1, л.д.31 с т.1, л.д.32), в свою очередь, поскольку истцом требования связанного с данной комнатой не заявлено, суд не вправе разрешать вопрос о правовой судьбе данной вещи.

Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 8, 9, 11, 12, 218 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 65, , 68, 71, 75, 102, 110, 121, 123, 156, 167-170, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать право собственности Владельца инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «АКТИВ-ПремьерТраст» под управлением Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ТЭН-ДЕВЕЛОПМЕНТ» Д.У. на пристройки к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 232,6 кв.м (помещения с VI по XXXVIII) отсутствующим.

Обязать Владельца инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «АКТИВ-ПремьерТраст» под управлением Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ТЭН-ДЕВЕЛОПМЕНТ» Д.У. освободить земельный участок от пристроек к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 232,6 кв.м (помещения с VI по XXXVIII) предоставив, в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3, ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением расходов на Ответчиков.

Обязать ООО ТПФ «ИЗБА» освободить земельный участок от пристроек к зданию, расположенному по адресу: <...> площадью 29,5 кв.м. (помещения II, III, IV, V, XXXIX, XL) предоставив, в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу, согласно ч. 3, ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Юго-Восточного административного округа города Москвы осуществить мероприятия по освобождению земельного участка от постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением расходов на Ответчиков.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ООО УК «ТЭН-Девелопмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Актив-ПремьерТраст»  (11024, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА АВИАМОТОРНАЯ, ДОМ 10, КОРПУС 1, ЭТ 5 ПОМ XIII КАБ 53, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.05.2007, ИНН: <***>) в доход федерального бюджета госпошлину в размере 12 000 рублей.

Взыскать с ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ИЗБА"  (109542 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ХЛОБЫСТОВА 3 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.07.2014, ИНН: <***>)

 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 рублей.

Взыскать с ООО УК «ТЭН-Девелопмент» Д.У. ЗПИФ недвижимости «Актив-ПремьерТраст» в пользу Департамента городского имущества города Москвы 75 000  рублей в возмещение расходов по оплате экспертизы.

Взыскать с ООО ТПФ «ИЗБА» в пользу Департамента городского имущества города Москвы 75 000  рублей в возмещение расходов по оплате экспертизы.

Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.                  

С У Д ФИО7 Е.В.