Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
19 февраля 2010 года Дело № А40-125155/09-84-850
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2010года
Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2010года
Арбитражный суд города Москвы в составе
Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Валуйской Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО «Газпром экспорт»
к Центральной энергетической таможне ФТС России
3-е лицо: АО «ОВЕРГАЗ Инк.»
о признании незаконным решения от 24.06.2009 №10006000/240609/03, решения о таможенной стоимости природного газа от 30.06.2009 №01-17/3911; признании недействительными КТС-1 №0202684 от 30.06.2009 к полной таможенной декларации №10006033/180708/0001047 и требования об уплате таможенных платежей от 09.07.2009 №243
при участием:
от заявителя – ФИО1 по дов. от 27.05.2008 №13-2/100д, ФИО2 по дов. от 27.05.2008 №13-2/99д
от ответчика – ФИО3 по дов. от 25.12.2009 б/н
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ: ООО «Газпром экспорт» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной энергетической таможни от 24.06.2009 №10006000/240609/03; решения Центральной энергетической таможни о таможенной стоимости природного газа от 30.06.2009 №01-17/3911; признании недействительными КТС-1 №0202684 от 30.06.2009 к полной таможенной декларации №10006033/180708/0001047 и требования об уплате таможенных платежей от 09.07.2009 №243.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемые решения, КТС, требование не соответствуют требованиям ст. 323 ТК РФ, ст. 5,19 Закона РФ №5003-1 «О таможенном тарифе», п. 10-14 Правил определения таможенной стоимости товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №500. Заявитель ссылается на то, что таможенным органом не доказана взаимосвязь продавца и покупателя и факт влияния установленной им взаимосвязи на цену сделки.
Заявитель указывает, что Болгария является одной из стран, через территорию которой осуществляется транзит российского природного газа в Западную Европу. Транзит российского газа через территорию Болгарии осуществляется на основании контракта от 27.04.1998 № 643/00157629/210215, заключенного между ООО «Газпром экспорт» и государственной болгарской компанией ЕАД «Булгаргаз». Изначально указанный контракт с ЕАД «Булгаргаз» предусматривал в качестве оплаты услуг по транспортировке газа, поставки болгарской стороне определенных объемов газа по фиксированной цене (газ, получаемый в оплату транзита). Впоследствии было согласовано решение о передаче АО «Овергаз Инк.» объемов газа, поставлявшихся в оплату транзита, по поэтапно возрастающим до рыночного уровня ценам. Указанные выше договоренности были зафиксированы 18.12.2006 в Меморандуме о дальнейшем развитии российско-болгарских отношений в газовой отрасли, подписанном ОАО «Газпром» и ЕАД «Булгаргаз». Таким образом, адресная поставка АО «Овергаз инк.» по временно преференциальным ценам объемов газа, ранее поставлявшихся в оплату транзита, явилась исключительно результатом договоренности между российской и болгарской сторонами, которые по существу обязали АО «Овергаз Инк.» осуществлять операторские услуги по передаче этого газа в Болгарию для ЕАД «Булгаргаз».
Сравнение контрактных цен на газ для АО «Овергаз Инк.» (Болгария) и «Конеф Энергия» (Румыния), приведенное в оспариваемом решении, является некорректным. По мнению заявителя, ЦЭТ был сделан неверный вывод о том, что разница в ценах вызвана применением преференциальной цены при расчете за товар с одной из взаимосвязанных организаций и отсутствием преференций для невзаимосвязанной организации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленного требования возражал, представил отзыв на заявление, указывая, что установлено наличие взаимосвязи Общества с АО «Овергаз Инк.», что подтверждается значительным отклонением в меньшую сторону цены товара, по сравнению с ценами для других покупателей, явившееся следствием взаимосвязи участников Договора от 15.12.1996 №643/00157629/210267, повлиявшей на стоимость сделки.
Принимая во внимание, что обществом не представлено документов, содержащих проверочные величины, свидетельствующие о том, что стоимость сделки при продаже идентичных или однородных товаров близка к стоимости сделки для АО «Овергаз инк», а также документов, содержащих количественные данные о размере влияния взаимосвязи участников сделки, по мнению таможенного органа, определение таможенной стоимости природного газа, поставленного в Болгарию в июне 2008 года по ГТД №10006033/180708/0001047 в адрес АО «Овергаз Инк.» по методу определения таможенной стоимости по стоимости с вывозимыми товарами не могло быть применено.
АО «ОВЕРГАЗ Инк.», извещенное в соответствии со ст.123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило. Дело рассмотрено в порядке ч. 5 ст. 156 АПК РФ в его отсутствие. АО «ОВЕРГАЗ Инк.» направило письменные пояснения, согласно которым поддержало позицию заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на него, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Как следует из материалов дела, в подтверждение заявленной таможенной стоимости по ГТД №10006033/180708/0001047 и определения ее по первому методу декларантом были представлены, в частности, контракт от 15.12.1996 №643/00157629/210267 с компанией АО «Овергаз Инк».
Указанная декларация была принята и выпущена таможенным органом с определенной Заявителем и принятой ЦЭТ таможенной стоимостью экспортируемого газа по первому методу, то есть по цене сделки с вывозимыми товарами. Однако, письмо ЦЭТ «О таможенной стоимости природного газа» от 12.05.2009 № 01-18/2742, таможенный орган обязал общество предоставить дополнительные документы и объяснения относительно поставок в адрес компании АО «Овергаз Инк.».
ООО «Газпром экспорт» письмом от 18.05.2009 № ГЭ-2552 представило необходимые объяснения.
Вместе с тем, решением ЦЭТ 24.06.2009 №10006000/240609/03, принятым в порядке ведомственного контроля, было признано не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и отменено решение Отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 (газа) Московского энергетического таможенного поста о принятии заявленной ООО «Газпром экспорт» таможенной стоимости ГТД № 10006033/180708/0001047 на поставку природного газа для АО «Овергаз Инк.».
Данное решение мотивировано тем, что определение таможенной стоимости природного газа, поставленного в Болгарию в июне 2008 года по вышеуказанной полной ГТД в адрес АО «Овергаз Инк.» по методу определения таможенной стоимости по стоимости с вывозимыми товарами не могло быть применено.
В силу действия п. 4 ст. 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод ее определения.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 названного Закона. При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.
Согласно ст. 14 Закона РФ "О таможенном тарифе", порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
Согласно п. 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 500 таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при условии, что покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 Правил, который гласит: при осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должны быть принята таможенными органами и вывозимые товары оценены в соответствии с условиями, установленными пунктом 10 Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или соответствующий ему период (при этом, в соответствии с п. 14 Правил, положения ст. 12 используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости вывозимых товаров): либо стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимися взаимосвязанными лицами с продавцом. Может использоваться информация о продаже идентичных или однородных товаров тем же продавцом, который продает оцениваемый товар; либо таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой в соответствии с п. 32-35 Правил.
Как следует из п. 10 Правил, факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену вывозимых товаров, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости таких товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. Декларант имеет право доказать отсутствие влияние взаимосвязи на стоимость сделки.
Согласно п. 3 ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе», факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Декларант имеет право доказать отсутствие влияние взаимосвязи на стоимость сделки. Более того, ст. 5 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» дается строго императивная дефиниция, на основании которой для целей Закона, лиц можно считать взаимосвязанными.
Положениями частей 5 и 7 ст. 323 Таможенного кодекса РФ, обозначены основания и механизм, в рамках которых таможенному органу предоставлено право не принять таможенную стоимость, заявленную декларантом и определить таможенную стоимость самостоятельно.
Таким образом, с учетом приведенных положений действующего законодательства, в рамках рассматриваемой ситуации таможенный орган вправе не принять таможенную стоимость только в случае, когда на основании и в рамках положений действующего законодательства: таможенным органом доказана взаимосвязь продавца и покупателя; таможенным органом доказан факт влияния установленной им взаимосвязи на цену сделки.
Статьей 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» установлено, что взаимосвязанные лица - лица, отвечающие одному из следующих условий: если каждое из этих лиц является сотрудником или руководителем организации, созданной с участием другого лица; если они являются деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности; если они являются работодателем и работником; если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет пятью и более процентами выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц, контролирует пять и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц или является номинальным держателем пяти и более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц; если одно из них прямо или косвенно контролирует другое; если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом; если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо; если лица состоят в брачных отношениях.
Суд, с учетом представленных заявителем документов, приходит к выводу, что ООО «Газпром экспорт» не имеет контроля над АО «Овергаз Инк.», поскольку его доля в уставном капитале составляет менее 50 %.
В этой связи, утверждение заявителя о том, что между ООО "Газпром экспорт" и АО "Овергаз Инк." отсутствует взаимосвязь в том смысле, какое используется для целей таможенного оформления и таможенного контроля и закреплено в Законе РФ "О таможенном тарифе", признается судом законным и обоснованным, поскольку отношения ООО «Газпром экспорт» и АО "Овергаз Инк." не соответствуют ни одному из критериев взаимосвязанности, предусмотренных законом.
Согласно представленным ООО "Газпром экспорт" сведениям акционерный капитал АО "Овергаз Инк." распределен: Овергаз Холдинг АД - 50 % (100 % болгарский капитал), ООО "Газпром экспорт" - 49,51 %, ОАО "Газпром" - 0,49 %.
Учредительные документы АО "Овергаз Инк." предполагают единогласное принятие решений всеми акционерами (и российскими, и болгарскими). Совет директоров АО "Овергаз Инк." состоит из восьми членов (по четыре представителя с болгарской и с российской стороны). Председатель Совета директоров избирается большинством голосов членов Совета директоров и не имеет права решающего голоса. Управление обществом поручается Советом директоров одному лицу, входящему в его состав - Исполнительному директору (исполнительным директором АО "Овергаз Инк." является представитель болгарской стороны.
Сложившийся в АО "Овергаз Инк." паритет акционеров в соответствии с российским и болгарским законодательством, учредительными документами АО "Овергаз Инк." не дает ООО "Газпром экспорт" полномочий контролировать (прямо либо косвенно) покупателя и его финансово-хозяйственную деятельность (абзац 6 пп. 2 п. 1 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Соответствующие данные и подтверждающие их документы были своевременно представлены ООО "Газпром экспорт" в ЦЭТ письмом от 18.05.2009 № ГЭ-2552 (т.1, л.д. 58-61), согласно которым было представлено надлежащее обоснование того, что даже предполагаемая взаимосвязь с АО "Овергаз Инк." не влияет на условия формирования цены сделке, и, следовательно, на таможенную стоимость.
Таким образом, предполагаемая таможенным органом взаимосвязь не повлияла на стоимость сделки между ООО "Газпром экспорт" и АО "Овергаз Инк.". Обратного ЦЭТ не доказано.
Согласно п. 11 Правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости вывозимых товаров, в этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства, что ЦЭТ сделано не было.
В соответствии с п. 11 Правил декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки. В ходе таможенного контроля ООО "Газпром экспорт" были представлены сведения о том, что на формирование цены природного газа по контракту с компанией АО "Овергаз Инк." повлияли объективные факторы.
Поставки газа в Республику Болгария для промышленных и бытовых нужд осуществляет ОАО "Газпром" по контрактам с Единоличным акционерным обществом "Булгаргаз", АО "Овергаз Инк.", а также германской компанией "Зарубежгаз-Менеджмент Бетайлигунгсгузелынафт ГмбХ". Болгария является одной из стран, через территорию которой осуществляется транзит российского природного газа в Западную Европу. Транзит российского газа через территорию Болгарии осуществляется ЕАД "Булгаргаз" на основании и во исполнение Соглашения от 15.04.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии «О развитии системы газопроводов для транзита российского природного газа через территорию Республики Болгарии и поставках российского природного газа в Республику Болгарию".
Контрактом от 27.04.1998 №643/00157629/210215 (т. 1 л.д. 67-90), заключенным между ООО "Газпром экспорт" и государственной болгарской компанией ЕАД "Булгаргаз" предусмотрено, что АО "Овергаз Инк." является получателем природного газа для болгарского рынка и ответственным за его надлежащее использование для нужд болгарских потребителей.
Согласно полной ГТД №10006033/180708/0001047 поставка газа АО "Овергаз Инк." в июне 2008 года осуществлена на основании договора с АО "Овергаз Инк.". Вместе с тем, по своей правовой природе передача части газа АО "Овергаз Инк." от ООО "Газпром экспорт" по контракту от 15.12.1996 №643/00157629/210267 (т. 1 л.д. 91-128) является формой оплаты за оказываемые болгарской стороной услуги по транспортировке газа по территории Болгарии.
Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции (1980), стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. В связи с этим в международном коммерческом обороте признается, что сторона имеет право на применение согласованной цены в соответствии с контрактными условиями в качестве сложившегося международного торгового обычая. Внешнеэкономические сделки на поставку природного газа, заключенные заявителем и иностранным контрагентом, по сложившейся практике, содержат условия, согласно которым цена на товар поставлена в зависимость от фактических условий той или иной поставки и учитываются в процессе формирования окончательной величины стоимости сделки.
Исходя из положений подписанного межправительственного Соглашения от 15.04.1997, правовые, технические, коммерческие и др. условия поставок и транзита газа в Республику Болгария определяются уполномоченными хозяйствующими субъектами (ОАО "Газпром" и ЕАД "Булгаргаз"). В рассматриваемой ситуации данное Соглашение одновременно позволяет и обязывает хозяйствующие субъекты применять те цены в конкретной сделке, которые с точки зрения хозяйствующих субъектов обеспечат надлежащее исполнение обязательств, взятых Правительствами России и Болгарии.
Как следует из представленных ООО "Газпром экспорт" документов, поставки газа на болгарский рынок отражают комплексный пакет российско-болгарских договоренностей в газовой отрасли и не ограничивается только положениями о транзите и поставками газа АО "Овергаз Инк.".
Механизм ценообразования обусловлен совокупностью перечисленных обстоятельств и свидетельствует об отсутствии влияния какой-либо взаимосвязи между ООО "Газпром экспорт" и АО "Овергаз Инк." на таможенную стоимость вывозимого через АО "Овергаз Инк." в Болгарию природного газа.
Пунктом 5,6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 №29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что в соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ, доказывание законности оспариваемого ненормативного правового акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта возлагается на орган, принявший акт. Таможенный орган при корректировке обязан обосновать невозможность применения использованного декларантом метода оценки таможенной стоимости.
ЦЭТ не представила доказательств наличия и влияния предполагаемой взаимосвязи на стоимость сделки, не доказала невозможность применения первого метода по указанному основанию.
Согласно пп. "а" п. 12 Правил для целей сравнения и корректировки по второму методу принимаются сделки с товаром, вывозимым в ту же страну, что и рассматриваемые товар (в т.ч. совершенные тем же продавцом). Указанные сделки не могут приниматься для целей сравнения, если они совершены взаимосвязанными лицами (пп. "г" п. 10 Правил).
Как следует из решения о корректировке от 30.06.2009 № 01-17/3911, с рассматриваемой сделкой ЦЭТ сравнивала сделки ООО "Газпром экспорт" с компанией "Конеф Энергия" и 3МБ ГмбХ. При этом цена рассматриваемой сделки была скорректирована ЦЭТ до цены реализации газа компании 3МБ ГмбХ в июне 2008 года.
Вместе с тем, согласно контракту с компанией "Конеф Энергия" от 14.07.2004 №643/00157629/210204 (т.2, л.д.36-59) покупаемый компанией "Конеф Энергия" природный газ предназначен только для рынка Румынии и не может реэкспортироваться (п.14.2).
В случае полной ГТД №10006033/180708/0001047 вывоз товара был осуществлен в Болгарию, а не в Румынию, в связи с чем, в нарушение требований п. 10 и пп. "а" п. 12 Правил, стоимость сделки с компанией "Конеф Энергия" необоснованно была принята ЦЭТ для сравнения по второму методу.
На момент рассматриваемых поставок (июнь 2008) компания 3МБ ГмбХ (Германия) являлась 100-% дочерней компанией "GAZPROM Germania GmbH". В свою очередь данная организация является 100% дочерней компанией ООО "Газпром экспорт". В связи с чем, ООО "Газпром экспорт" косвенно контролировало компанию 3МБ ГмбХ и согласно ст. 5 Закона "О таможенном тарифе" продавец и покупатель являлись взаимосвязанными для таможенных целей, и, следовательно, сделка с 3МБ ГмбХ не соответствует установленным таможенным законодательством требованиям (п. 2 ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе", пп. "г" п. 10 и пп. "а" п. 12 Правил).
В соответствии с п.2 ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе", для определения таможенной стоимости товаров используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые, при этом, если таких продаж не выявлено, то используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне, а сама корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованность и точность этой корректировки. Однако в своем решении о корректировке от 30.06.2009 № 01-17/3911 ЦЭТ таких сведений не приводит: не устанавливает и не выявляет различия в коммерческом уровне принятых для корректировки таможенной стоимости сделок и не дает анализа подтверждающего обоснованность проведения такой корректировки именно по данным сделкам.
Таким образом, согласно п. 2 ст. 20 Закона РФ "О таможенном тарифе", пп. "г" п. 10 и пп. "а" п. 12 Правил, стоимость сделок ООО "Газпром экспорт" с компанией "Конеф Энергия" и ООО "Газпром экспорт" - 3МБ ГмбХ не может быть использована ЦЭТ для сравнения в целях корректировки по второму методу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что использованные ЦЭТ сведения для сравнения сделки и их стоимость не отвечают критерию приемлемости для целей корректировки по второму методу, а произведенный с их использованием расчет дополнительно начисленных таможенных платежей, в силу вышеуказанных норм законодательства, является незаконным.
Таким образом, судом установлено, что решения Центральной энергетической таможни от 24.06.2009 №10006000/240609/03, о таможенной стоимости природного газа от 30.06.2009 №01-17/3911, не соответствуют требованиям ст. 45, 46, 48, 323, 350 Таможенного кодекса РФ, ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N5003-I «О таможенном тарифе», пп. 10,11,12,13,14 «Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 500, нарушают законные интересы и права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежат признанию незаконными в судебном порядке.
Удовлетворяя требования ООО "Газпром экспорт" суд считает, что при корректировке таможенной стоимости товара, таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо ее зависимости от условий, влияние которых не могло быть учтено при определении таможенной стоимости. Кроме того, поскольку наличие взаимосвязи является основным условием для невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, таможенный орган обязан также доказать и этот факт. Однако, вышеназванных доказательств таможенным органом представлено не было, в решениях таможенного органа говорится лишь о наличии взаимосвязи, но не указано на конкретный признак, предусмотренный ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе», по которому ЦЭТ определяет ее наличие и не приведены доказательства, подтверждающие его наличие.
Выводы ЦЭТ, изложенные в решении от 30.09.2009 относительно рыночности цен на природный газ, поставляемый заявителем на конкретный рынок, послужили основанием для того, что ЦЭТ необоснованно и незаконно, в рамках второго метода, самостоятельно рассчитала таможенную стоимость экспортированного обществом по спорной ГТД природного газа, в результате чего ЦЭТ были оформлены КТС-1 к вышеназванным полным таможенным декларациям.
В связи с признанием недействительными решений ЦЭТ от 24.06.2009 №10006000/240609/03, о таможенной стоимости природного газа от 30.06.2009 №01-17/3911 в судебном порядке, КТС-1 №0202684 от 30.06.2009 к полной таможенной декларации №10006033/180708/0001047 и требование об уплате таможенных платежей от 09.07.2009 №243, оформленные на основании решения о таможенной стоимости также признаются недействительными в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку указанные факты судом установлены, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 104,110 АПК РФ оплаченная заявителем при обращении в суд госпошлина в сумме 8 000 руб. подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 64, 65, 71, 75, 104, 110, 112, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решение Центральной энергетической таможни от 24.06.2009 №10006000/240609/03; решение Центральной энергетической таможни о таможенной стоимости природного газа от 30.06.2009 №01-17/3911.
Признать недействительными КТС-1 №0202684 от 30.06.2009 к полной таможенной декларации №10006033/180708/0001047 и требование об уплате таможенных платежей от 09.07.2009 №243
Проверено на соответствие Таможенному кодексу РФ.
Возвратить ООО "Газпром экспорт" из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 8 000 руб., уплаченной по платежным поручениям от 18.11.2009 № 006321, от 18.11.2009 № 006320, от 18.11.2009 № 006319, от 18.11.2009 № 006318.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.
Судья С.А. Кузнецова