ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-125813/2020-31-969 от 18.11.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-125813/20-31-969

Резолютивная часть решения объявлена 18.11.2020.

Полный текст решения изготовлен 04.12.2020.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Давледьяновой Е.Ю. (единолично)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО "ОСК" (129085, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД ОЛЬМИНСКОГО, ДОМ 3А, СТРОЕНИЕ 3, ЭТ 2 ПОМ 1 КОМ 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.10.2014, ИНН: <***>)

к ответчику ПАО БАНК ЗЕНИТ (117638, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.08.2002, ИНН: <***>)

о признании неправомерным отказа в выполнении распоряжения

при участии: по протоколу

УСТАНОВИЛ:

ООО «ОСК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ПАО БАНК ЗЕНИТ с исковыми требованиями:

1. Признать незаконным в рамках договора банковского счета отказ ответчика в проведении операции по платежному поручению №24 на сумму 578 659, 34 руб. с назначением платежа: Оплата за техническое обслуживание зданий и строительно-монтажные работы по договору №06/03 от 06.03.2020 года, в т.ч. НДС 20% - 96 443, 22 руб.;

2. Обязать ответчика, при обращении истца после вступления решения суда в законную силу с повторным распоряжением о проведении операции, исполнить такое распоряжение;

3. Присудить в пользу истца на случай неисполнения ответчиком решения суда судебную неустойку, а именно денежную сумму в размере 5 000 (пять тысяч) за каждый день просрочки, начиная с шестого рабочего дня по день фактического исполнения судебного акта.

Ответчик и Треть лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения спора в отсутствие полномочных представителей указанных лиц, учитывая, что о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Истец письменно от 18.11.2020 заявил об отказе от иска в части, а именно от требования об обязания ответчика, при обращении истца с повторным распоряжением о проведении операции, исполнить такое распоряжение, а также со связанным с ним требованием о присуждении пользу истца на случай неисполнения ответчиком решения суда судебной неустойки в размере 5 000 (пять тысяч) рублей за каждый день просрочки начиная с шестого рабочего дня по день фактического исполнения судебного акта, подписанное уполномоченным лицом истца.

Основаниями для непринятия отказа от иска согласно ч. 5 ст. 49 АПК РФ является противоречие отказа от иска закону или нарушение прав других лиц.

Суд считает, что отказ истца от иска в указанной части не противоречит закону, не нарушает права других лиц, в связи с чем, отказ от иска принимается.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска и принятия отказа арбитражным судом.

Учитывая изложенное, заявление истца об отказе от части иска полежит удовлетворению; заявление – удовлетворению.

В судебном заседании рассматриваются исковые требования о признании незаконным в рамках договора банковского счета отказ ответчика в проведении операции по платежному поручению №24 на сумму 578 659, 34 руб. с назначением платежа: Оплата за техническое обслуживание зданий и строительно-монтажные работы по договору №06/03 от 06.03.2020 года, в т.ч. НДС 20% - 96 443, 22 руб.;

Истец исковые требования в указанной части поддержал по изложенным в иске обстоятельствам с учетом письменных пояснений.

Ответчик по иску возразил по изложенным в письменном отзыве с дополнениями доводам.

Третье лицо письменный отзыв не представило, исковые требования не оспорило.

Исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

Между ООО «ОСК» (Истец, Клиент) и ПАО БАНК ЗЕНИТ (Ответчик, Банк) заключен 21.01.2020 договор банковского счета и открыт счет № 40702810401000029416.

24.04.2020 Истцом (Банком) через систему дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) было предоставлено в Банк платежное поручение от 24.04.2020 №24 на сумму 578 659, 34 руб. с назначением платежа: Оплата за техническое обслуживание зданий и строительно-монтажные работы по договору №06/03 от 06.03.2020, в т.ч. НДС 20% - 96 443,22 руб.

27.04.2020 через систему ДБО было получено от Банка сообщение об отказе в выполнении указанного распоряжения на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В качестве причины отказа в выполнении распоряжения о совершении операции значилось - Наличие негативной деловой репутации в отношении контрагента на основании информации из источников, доступных Банку на законных основаниях.

При этом, сообщение не содержало запрос каких-либо документов и сведений, опровергающих подозрения банка о сомнительности спорных операций в контексте ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

28.04.2020 Истец обратился в Банк с претензией и в добровольном порядке предоставил документы и сведения в отношении операции путем отправки письма по системе ДБО.

22.05.2020 Банком был ограничен доступ к системе ДБО и направлен запрос о предоставлении документов.

28.05.2020 Истцом были направлены документы в ответ на запрос.

02.06.2020 Банком в адрес истца был направлен дополнительный запрос документов.

09.06.2020 Истцом были направлены документы в ответ на дополнительный запрос.

10.06.2020 Истцом было получено сообщение о том, что по итогам рассмотрения документов доступ к системе ДБО был возобновлен.

19.06.2020 от Ответчика был получен ответ на письмо в отношении операции, от 27.04.2020, в котором указывалось, что по результатам анализа представленных документов, Банк не смог прийти к однозначному выводу об очевидном экономическом смысле и очевидной законной цели операции, и содержал дополнительный запрос в отношении операции.

22.06.2020 Банку по системе ДБО был отправлен ответ на запрос.

В Методических рекомендациях ЦБ РФ от 10 ноября 2017 года № 29-МР Банк России акцентирует внимание на необходимости исключения случаев принятия решений об отказе или решений о расторжении договора банковского счета (вклада) на основании таких обстоятельств и рекомендует кредитным организациям: Обеспечить взаимодействие с клиентами в целях своевременного представления ими надлежащим образом оформленных документов, необходимых для фиксирования информации - в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, в частности, путем оперативного доведения до их сведения информации о видах необходимых документов и сроках действия этих документов. Анализировать признаки, указывающие на наличие риска ОД/ФТ в отношении конкретной операции, в комплексе; принимать решения об отказе при выявлении причин, создающих риск ОД/ФТ, в отношении конкретной операции клиента.

С решением Банка об отказе в проведении операции Истец не согласился по следующим основаниям.

Согласно п.3.1.1. Правил банковского обслуживания юридических лиц банк обязан осуществлять банковское обслуживание Клиента в соответствии с Правилами и осуществлять по его поручению банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Договором. Клиент поручает, а Банк принимает на себя обязательство по расчетно-кассовому обслуживанию Счета в соответствии с законодательством РФ и на условиях Комплексного договора, настоящих Правил РКО, а Клиент оплачивает услуги Банка в порядке, в размерах и в сроки, установленные Комплексным договором, настоящими Правилами РКО и Тарифами.

Согласно п. 1 ст. 848 ГК РФ банк обязан совершить для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленным в соответствии с ним банковскими правилами, и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п.1 ст.845 ГК РФ).

Выполняя это требование, банк в силу п. 3 ст. 845 ГК РФ не вправе устанавливать не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Согласно п. 1 ст. 866 ГК РФ, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Толкование положений Закона № 115-ФЗ, относящихся к определению необычности сделки, говорит о том, что необычными в рамках указанного Закона могут быть только такие сделки, в отношении которых имеются основания для документального фиксирования информации о них. Такими основаниями в совокупности, либо в какой-либо отдельной части являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ.

Истец указывает, что в отношении конкретной сделки, у Ответчика нет оснований считать, что данная операция совершена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, или финансирования терроризма, имеет запутанный или необычный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствуют целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, не опосредовали какую-либо хозяйственную операцию, носят транзитный характер, либо денежные средства были предназначены к перечислению с целью получения наличных денежных средств. Финансовая операция, в выполнении которой ответчиком было отказано, предназначалась для исполнения фактических обязательств перед другими лицами.

Перед заключением договоров истцом была проведена проверка контрагента по доступным источникам.

Во всех доступных источниках не содержалось негативной информации об ООО «ХАНТ-МАРКЕТ», ее рейтинг на сайте rusprofile.ru оценивался как высокий.

У Истца отсутствует доступ к информации, доступной Банку в связи с закрытым характером такого рода информации.

Соответственно, Истец не мог располагать информацией о возможных рисках с открытием счетов или проведении банковских операций с контрагентами.

Кроме того, ранее в адрес ООО «ХАНТ-МАРКЕТ» банком операции проводились без замечаний и запроса документов..

Указанные обстоятельства и выводы Истца на основании соответствующих норм права, послужили основаниями для предъявления иска.

Исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено судом, фактически, Истцом (ООО «ОСК», Клиент) обжалуется отказ Банка (ПАО БАНК ЗЕНИТ, Ответчик) в проведении операции на основании п. 11.5 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) с целью реабилитации действий Клиента.

Рассматривая такие споры, суды должны руководствоваться статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», условиям предоставления Банком, и исходить из соответствия обжалуемых действий требованиям названного законодательства.

Установив наличие достаточных оснований для отказа клиенту в выполнении его распоряжения о совершении операции, суд отказывает в удовлетворении иска.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 308-ЭС18-25246 по делу N А53-3290/2018.

Отказ в совершении спорной операций Клиента связан с применением требований Закона № 115-ФЗ, основания для применения которых у Банка имелись, при этом, действия Банка по отказу в выполнении поручения клиента соответствуют требованиям действующего законодательства, нормативным актам Банка России, внутренним документам Банка (см. п. п.3.1, 3.2 Правил расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов, с которыми согласился Клиент, присоединившись к Правилам обслуживания клиентов.

Согласно п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях ПОДФТ у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Порядок реабилитации Клиентов (двухуровневый, последовательный) предусмотрен Федеральным законом от 29.12.2017 N 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также указанием Банка России от 30.03.2018 N 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации».

1) В соответствии с вышеуказанным порядком реабилитации Клиент вправе обратиться в банк с жалобой на его действия, а также с представлением дополнительных документов и сведений, отсутствие которых стало причиной принятия банком первичного решения (Клиент обратился в банк за реабилитацией, однако в реабилитации было отказано в связи с непредставлением достаточных доказательств законности платежа).

2) В случае отказа банка в удовлетворении жалобы Клиента, Клиент вправе обратиться с обжалованием отказа в специально созданную Межведомственную комиссию при Банке России (далее — Комиссия), в состав которой входят представители Банка России и Росфинмониторинга.

Клиент не обращался за реабилитацией в Комиссию.

Как установлено судом, между Истцом (ООО «ОСК», Клиент) и Ответчиком (ПАО БАНК ЗЕНИТ, Банк) 21.01.2020 заключен договор банковского счета и открыт счет № 40702810401000029416.

На основании заявления, в соответствии со ст. 428 ГК РФ, Клиент присоединился к Правилам комплексного банковского обслуживания корпоративных клиентов в ПАО Банк ЗЕНИТ, подтвердил, что до предоставления в Банк Заявления о присоединении к Комплексному договору ознакомился со всеми условиями Комплексного договора, Тарифами, Рекомендациями по информационной безопасности, размещенными на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: www.zenit.ru, подтвердил, что их содержание полностью понятно, все положения вышеуказанных документов ему известны и разъяснены в полном объеме, включая ответственность Сторон, порядок внесения изменений и дополнений, выразил свое согласие с ними и обязался их выполнять.

24.04.2020 Истцом через систему дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) было предоставлено платежное поручение от 24.04.2020 №24 на сумму 578 659, 34 руб. с назначением платежа: Оплата за техническое обслуживание зданий и строительно-монтажные работы по договору №06/03 от 06.03.2020, в т.ч. НДС 20% - 96 443,22 руб.

27.04.2020 через систему ДБО Банка направил сообщение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В качестве причины отказа в выполнении распоряжения о совершении операции значилось - Наличие негативной деловой репутации в отношении контрагента на основании информации из источников, доступных Банку на законных основаниях.

Информация по отказу направлена в Росфинмониторинг.

Согласно мотивированному заключению Управления финансового мониторинга банка от 27.04.2020, в отношении спорного платежного поручения «имеются подозрения в сомнительном характере операции: наличие информации о негативной деловой репутации контрагента, полученной от Банка России. В связи с этим, предлагается отказать в вышеуказанной операции с направлением сведений в Уполномоченный орган. Операция Клиента квалифицирована как подозрительная», в Росфинмониторинг 27.04.2020 направлено сообщение с кодами 6001(1499), а именно:

6001 - Операция с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 и пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона (см. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 (ред. от 15.06.2018) «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В случае если у работников банка на основании реализации указанных в п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ. Сведения представляются в форме электронного сообщения с кодом операции 6001 (п. 3 ст. 7 Закона №115-ФЗ, Приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Законом N 115-ФЗ, утв. Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, п. 2 Указания Банка России от 17.10.2018 №4936-У, Приложение №3 к Правилам составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Закона № 115-ФЗ, утв. Банком России);

1499 - Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств (см. Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П (ред. от 27.02.2019) «О требованиях к правшам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В последствии Клиент обратился в Банк за реабилитацией по отказу в проведении платежа, однако, с учетом пояснений Банка, представить объективные и надлежащие документы для реабилитации - не смог, в реабилитации в части отказа в проведении платежа было отказано.

По платежному поручению № 24 от 24.04.2020 на сумму 578 659 руб. Банком было реализовано право отказа выполнения распоряжения по счету на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, поскольку в результате рассмотрения документов, представленных Клиентом в обоснование законности операции с ООО «ХАНТ-МАРКЕТ», Банк не смог подтвердить однозначность вывода об очевидном экономическом смысле и очевидной законной цели операции, о чем неоднократно сообщал Клиенту:

- согласно общедоступным источникам информации, штатная численность ООО «ХАНТ-МАРКЕТ» составляет 2 человека и в заявленных обществом видах деятельности отсутствует такой вид деятельности как проведение строительно-монтажных и ремонтных работ. Эта же информация подтверждается составленным Клиентом Актом осмотрительности;

- согласно представленному договору от 06.03.2020 №06/03 работы, указанные в договоре и спецификациях, выполняются ООО «ХАНТ-МАРКЕТ» из собственных материалов, собственными силами и средствами, однако отсутствуют пояснения какими силами выполнялись работы по техническому обслуживанию зданий (Акт №33 от 11 03.2020) и строительно-монтажные работы, указанные в Акте о приемке выполненных работ №1 от 30.03.2020;

- в соответствии с дополнительным соглашением к договору №1 от 30.03.2020 предполагается проведение ООО «ХАНТ-МАРКЕТ» технического обслуживания зданий и выполнение ремонтных работ на объектах Клиента, в связи с чем, Банк запросил у Клиента информацию об объектах на которых планируется выполнение работ, а также информацию о наличии права собственности на объекты.

Информация о контрагенте Клиента была получена Банком по каналу оперативного взаимодействия с Банком России.

То есть, Клиент был уведомлен о причинах отказа в проведении операций, причины и основания для принятия отказа ему были разъяснены, однако, Клиент, неоднократно обращаясь в Банк - основания отказа не устранил.

Так, 27.07.2020 Клиент направил письмо об устранении оснований для отказа. В указанном письме Истца указано, что: «сотрудничество с ООО «Хант-Маркет» началось в феврале 2020 г. Данную компанию в качестве исполнителя рекомендовали знакомые Генерального директора как ответственного и надежного партнера; Касательно штатной численности, исходя из опыта, многие строительные компании в целях минимизации ФОТ оформляют персонал с помощью договоров гражданско-правового характера на выполнение работ в рамках одного проекта, либо предпочитают заключать договоры с компаниями, предоставляющими персонал в аренду. Часто данные о штатной численности компании в открытых источниках не всегда соответствуют реальной картине, поэтому ООО «ОСК», исходя из своего опыта, не опирается на эти данные при принятии решения о благонадежности контрагента. В процессе выполнения работ на объекте: Москва, п. Внуковское, <...> кв. жилой застройки, корп. 1А, 3, 4, был установлен факт привлечения третьих лиц по договору № 06/03 от 06.03.2020. В процессе расследования по данному факту ООО «Хант-Маркет» подтвердило, что все работы по вышеуказанному договору фактически были выполнены третьими лицами. Поскольку договором не предусмотрена ответственность подрядчика за привлечение третьих лиц, а также в связи с тем, что факт привлечения третьих лиц для выполнения работ и оказанию услуг по вышеуказанному договору не повлек у ООО «ОСК» убытков, то стороны договорились привести условия договора № 06/03 от 06.03.2020 к фактическому состоянию дел. В связи с этим сторонами было подписано дополнительное соглашение № 1 от 30.03.2020.

Предоставить договоры, заключенные ООО «Хант-Маркет» с третьими лицами, к сожалению, не представляется возможным, так как в рамках договора № 06/03 от 06.03.2020 ответственность за качество работ и результатов работ субподрядчиков несет ООО «Хант-Маркет» и в рамках данного договора у ООО «Хант-Маркет» нет обязанности предоставлять нам договоры с третьими лицами. Касательно работ, планируемых с участием ООО «Хант-Маркет» - отношения с ООО «Хант-Маркет» прекращены. ООО «ОСК» не привлекало и не планирует привлекать ООО «Хант-Маркет» для выполнения работ в дальнейшем, так как взаимоотношения с этой компанией нанесло вред деловой репутации ООО «ОСК»».

20.08.2020 - Банк отказал в реабилитации указав, что: «Банк принял к сведению информацию, изложенную в письме Вашей организации б/н от 27.07.2020, но обращает Ваше внимание, что документы, запрошенные Банком с целью устранения оснований решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении указанной операции ранее письмом б/н от 20.07.2020 (информацию об объектах на которых планируется выполнение работ, а также информацию о наличии права собственности на объекты (необходимо представить информацию по объектам (копий договоров арены, подряда и других или документов о праве собственности на объекты (при наличии)) для рассмотрения не предоставлены. С учетом вышеизложенного Банк информирует о невозможности устранения причин отказа от проведения операций, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе в выполнении распоряжений о совершении операции (п/п № 24 от 24.04.2020 на сумму 578 659рублей), на основании пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Одновременно Банк разъяснил, что на основании пункта 13.5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, Клиент вправе обратиться с заявлением об обжаловании данного решения Банка в межведомственную комиссию, созданную при Банке России, в соответствии с порядком, установленным Указанием Банка России от 30.03.2018 № 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации».

Из заключения ДФМ банка следует: «При анализе операции, попавшей на дополнительный контроль, была установлена негативная информация о контрагенте и ДФМ в целях не вовлечения Банка в проведение сомнительных операций отказал клиенту в выполнении распоряжения о проведения операции в соответствии с требованиями п. 11 ст. 7 Закона №115-ФЗ.

Далее у Клиента с Банком велась переписка об устранении оснований в отказе от проведения операции.

В своем письме от 22.06.2020 Банк, в очередной раз, указал на необходимость предоставления в банк конкретных документов, которые послужили бы обоснованием для устранения оснований применения Закона №115-ФЗ.

27.07.2020 Клиент по ДБО предоставил информацию о своих взаимоотношениях с ООО «ХАНТ-МАРКЕТ», но не предоставил копии запрашиваемых документов (информацию об объектах на которых планируется выполнение работ, а также информацию о наличии права собственности на объекты (необходимо представить информацию по объектам (копий договоров арены, подряда и других или документов о праве собственности на объекты (при наличии)).

Клиент 20.08.2020 уведомлен, что основания об отказе не устранены и сообщено о праве обратиться в межведомственную комиссию, как того требует п.13.5 ст. 7 115-ФЗ.

На указание Клиента на то, что ранее банком операции с ООО «ХАНТ-МАРКЕТ» проводились без замечаний и запроса документов, ДФМ пояснил, что Банк на ежедневной основе использует источники, доступные Банку на законных основаниях и информация в таких источниках обновляется также ежедневно.

В отношении ООО «ХАНТ-МАРКЕТ» в Банк представлялась негативная информация от Банка России в рамках оперативного взаимодействия с уполномоченным сотрудником - 02.04.2020 как компания несущая риски связанные с торговой розницей; за 2 квартал 2020 (негатив в целом по банковскому сектору (оптимизация налогов и прочее)), 2 квартал 2020, 35-мр (торговля наличными денежными средствами)».

При проведении операций по счетам клиентов Банк обязан соблюдать требования Закона № 115-ФЗ, что прямо указано в статье 7 названного Закона, тем самым выполняя публично-правовые обязанности по осуществлению контроля за расчетными операциями.

Согласно ст. 4 Закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

- организация и осуществление внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом №115-ФЗ;

- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Закона №115-ФЗ;

- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Во исполнение требований Закона № 115-ФЗ Банком разработаны и утверждены Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Приказом №912-3 от 14.10.2019 «Об утверждении и введении в действие документов, регулирующих правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» утверждены и введены в действие, среди прочего:

- Правила внутреннего контроля ПАО Банк ЗЕНИТ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (общие вопросы);

- Программа организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, отказу в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции и по расторжению договора банковского счета (вклада) в соответствии с Законом № 115-ФЗ;

- Программа организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России - Программа реабилитации;

- Программа управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- Программа выявления в деятельности Клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Согласно указанным Правилам под подозрительной операцией (сделкой) понимается необычная операция (сделка) Клиента, в отношении которой в результате реализации мер внутреннего контроля Банком принято решение о том, что такая операция (сделка) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и сведения о данной операции (сделке) подлежат направлению в Уполномоченный орган; под сомнительными операциями понимаются операции, осуществляемые клиентами банка, в отношении которой у работников Банка в ходе реализации Правил возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Целью Закона № 115-ФЗ согласно статье 1 является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 03.08.2018) «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) предусмотрено, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При заключении договора банковского счета клиенту открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Клиент, оформив Заявление о присоединении к Правилам РКО, выразил согласие на принятие всех изложенных в них условий, в том числе и Правил ДБО.

Пунктом 3.3 Правил ДБО установлено, что предоставление Клиентом в Банк Документов, сведений и информации является существенным условием Комплексного договора, в том числе и Правил РКО. Не предоставление (неполное либо несвоевременное, либо предоставление недостоверных) Документов является основанием для реализации права Банка, в том числе, на:

- отказ в выполнении распоряжения Клиента о совершении операций;

- отказ или приостановление предоставления услуг дистанционного банковского обслуживания (при наличии действующего Договора ДБО, заключенного Сторонами);

Таким образом, все действия должностных лиц Банка по исполнению требований Закона №115-ФЗ регламентированы не только федеральными законами, подзаконными актами, указаниями ЦБ РФ, но и внутренними документами Банка, исполнению которых также является обязательным при реализации требований Закона №115-ФЗ.

С учетом всей имеющейся информации, Банк, реализовал свое право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, п. 3.3 Правил РКО отказав Клиенту в выполнении распоряжения о совершении операции по спорному платежному поручению.

Согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу п. 1 ст. 848 ГК РФ банк обязан совершить для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленным в соответствии с ним банковскими правилами, и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Выполняя это требование, банк в силу п. 3 ст. 845 ГК РФ не вправе устанавливать не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Статья 858 ГК РФ допускает ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, только в случаях, предусмотренных законом (в данном случае Законом №115-ФЗ - в т.ч. на отказ в совершении подозрительной / сомнительной операции.).

В соответствии со ст. 4 и п.п. 2,3 ст. 7 Закона №115-ФЗ банк обязан выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и иные операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В силу п.п. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ банк должен документально фиксировать «основания совершения» операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, по которым у банка (в результате реализации программ внутреннего контроля) возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с разъяснениями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в письме от 03.09.2008 № 111-X «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций». Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации. Центральный банк Российской Федерации разработал Положение «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 02.03.2012 № 375-П, которое содержит основные требования разработки указанных правил (далее - Положение ЦБ РФ № 375-П).

В соответствии с пунктом 5.2 Положения ЦБ РФ № 375-П в программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, включается перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в Приложении к Положению № 375-П, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, исходя из характера, масштаба и основных направлений деятельности кредитной организации и ее клиентов. Кредитная организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению.

Так, Положением ЦБ РФ № 375-П предусмотрено, что решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию (пункт 5.2).

В целях реализации положений Закона № 115-ФЗ также разработан ряд информационных писем, обязательных к соблюдению всеми кредитными организациями, а именно: информационное письмо ЦБ РФ от 31.03.2010 № 17 «Об обобщении практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», определяющее, что решение об отнесении той или иной сделки к категории подозрительных принимается кредитной организацией самостоятельно в каждом конкретном случае; информационное письмо ЦБ РФ от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций», определяющее некоторые из признаков, характерных для признания операций сомнительными.

Как разъяснил в Информационном письме от 31.03.2010 № 17 Центральный банк Российской Федерации, если кредитная организация выявила какую-либо сделку, соответствующую критериям необычных сделок, изложенным в правилах внутреннего контроля, и по результатам анализа представленных клиентом документов приняла решение об отнесении данной сделки к категории подозрительных, то вне зависимости от факта осуществления расчетной операции указанной сделки у нее возникает обязанность по направлению сведений в уполномоченный орган в срок, установленный федеральным законом. При этом, решение об отнесении той или иной сделки к категории подозрительных принимается кредитной организацией самостоятельно в каждом конкретном случае.

На основании вышеизложенного, а также с учетом всей имеющейся информации (в том числе о наличии признаков сомнительной деятельности в отношении контрагента Клиента, Банк принял решение о невозможности устранения причин отказа от проведения операции.

Как было указано ранее, в случае отказа банка в удовлетворении жалобы Клиента, клиент вправе обратиться с обжалованием отказа в специально созданную Межведомственную комиссию при Банке России (далее - Комиссия), в состав которой входят представители Банка России и Росфинмониторинга.

Деятельность Комиссии регулируется Указанием ЦБ РФ от 30.03.2018 N 4760-У. Комиссия заседает под председательством зампреда ЦБ РФ, в нее также входят другие его сотрудники, а также представители Росфинмониторинга. Такой представительный состав Комиссии гарантирует объективность и всестороннее рассмотрение доводов клиента-заявителя, учет всех заслуживающих внимание обстоятельств каждой конфликтной ситуации. Правом на обращение в Комиссию с жалобой на неправомерные действия (бездействие) банка обладает любой его клиент - физическое или юридическое лицо, права и законные интересы которого были ущемлены.

Полномочия Комиссии ограничены проверкой правомерности отказа банка в проведении той или иной операции. Под операциями в силу п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" понимаются транзакции, выполняемые банком за счет денежных средств, размещенных на счете клиента, на основании его распоряжения.

Комиссия на основе анализа заявления клиента, представленных им дополнительных документов, а также полученного от банка мотивированного заключения в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня обращения клиента принимает:

- решение об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, либо -решение об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем.

О принятом решении комиссия уведомляет заявителя и финансовую организацию, для которой данное решение является обязательным и окончательным.

В случае отмены Комиссией решения кредитной организации последняя обязана проинформировать об этом Росфинмониторинг в целях исключения клиента из черного списка подозрительных клиентов.

Однако, Клиент не воспользовался своим правом на реабилитацию в Комиссии, а обратился непосредственно в суд с настоящим иском.

При принятии решения о сомнительном характере спорной операции, Банком также указано на наличие в Арбитражном суде г. Москвы споров с участием ООО «ОСК», в рамках которых были установлены обстоятельства, имеющие значение для принятия решения Банка об отказе в исполнении спорной операции:

- адрес регистрации ООО «ОСК» является адресом массовой регистрации;

- физические лица, являющиеся руководителями/учредителями ООО «ОСК», одновременно выполняют аналогичные функции в иных юридических лицах;

Данные признаки относятся к Признакам возможного осуществления фиктивной хозяйственной деятельности, а также перечислены в Письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

В независимости от оценки указанный сведений судами в рамках иных имеющихся споров с участием Истца, такие сведения подтверждают наличие негативной информации в отношении клиента, которая в обязательном порядке должна учитываться банками при сопровождении деятельности клиента.

Кроме того, Банк представил в материалы дела поступившую в Банк 28.10.2020 (вх. № 59294/20-ГО) из Банка России (исх.12-5-ЗП/6842ДСП от 28.10.2020) через Личный Кабинет информацию за III квартал 2020 года с оценкой объемов операций, имеющих признаки транзитных, включая операции, сопровождаемые сменой оснований зачислений и списании денежных средств и «ломкой» НДС».

В приложении к письму направлен перечень юридических лиц в отношении которых имеется негативная информация.

В направляемой информации выделены клиенты Банка, ведущие бизнес в секторах с повышенными рисками, переводившие денежные средства контрагентам, через которых осуществлялся возможный их вывод в теневой сектор.

Клиент значится в соответствующих списках.

Таким образом, представленные Клиентом документы и сведения не позволили установить оправданность и экономическую целесообразность операции, а также проверить ее законность, что явилось основанием для принятия решения о об ограничении ДБО. Банк согласно Закона №115-ФЗ предпринял обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, не нарушая законных прав и интересов Истца.

Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, на основании ст. ст. 8, 9, 11, 12, 845, 848 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 49, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 150, 167-171, 180-182 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ ООО "ОСК" от иска в части требования об обязании ПАО БАНК ЗЕНИТ при обращении ООО «ОСК» с повторным распоряжением о проведении операции исполнить такое распоряжение, а также в части требования о присуждении в пользу ООО «ОСК» на случай неисполнения ПАО БАНК ЗЕНИТ решения суда судебной неустойки в размере 5 000 руб. за кадый день просрочки, начиная с шестого рабочего дня по день фактического исполнения судебного акта.

Производство по делу в части требования об обязании ПАО БАНК ЗЕНИТ при обращении ООО «ОСК» с повторным распоряжением о проведении операции исполнить такое распоряжение, а также в части требования о присуждении в пользу ООО «ОСК» на случай неисполнения ПАО БАНК ЗЕНИТ решения суда судебной неустойки в размере 5 000 руб. за каждый день просрочки, начиная с шестого рабочего дня по день фактического исполнения судебного акта, прекратить.

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.Ю. Давледьянова