именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
(в порядке п. 2 ст. 229 АПК РФ)
г. Москва Дело № А40-126011/19-53-1115
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Козлова В.Ф.
рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ
дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «АМК-УРАЛ» (620100 <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.08.2010, ИНН: <***>)
к ответчику
обществу с ограниченной ответственностью «ДЖИЛИ-МОТОРС» (127055, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА БУТЫРСКИЙ ВАЛ, ДОМ 68/70, СТРОЕНИЕ 1, ОФИС 54, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.05.2009, ИНН: <***>)
о признании необоснованным начисление штрафа, взыскании 315 172 руб. 12 коп. по договору от 01.04.2017 № G0451
установил:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось ООО «АМК-УРАЛ» с иском к ответчику ООО «ДЖИЛИ-МОТОРС» о признании необоснованным начисления штрафа, взыскании 315 172 руб. 12 коп. по дилерскому договору.
Истец сообщает, что выполнил гарантийный ремонт автомобилей и направил ответчику необходимые для оплаты документы, однако ответчик расходы истца не возместил, а необоснованно начислил штраф в размере 179 789,13 руб. по результатам проверки деятельности отдела гарантии. Истец сообщает, что оснований для начисления штрафа не имелось.
Исковое заявление принято к производству по правилам гл. 29 АПК РФ.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому ответчик иск не признает, указывает, что в ходе проведения аудита дилера были выявлены нарушения в работе отдела гарантии, и был начислен штраф, до уплаты которого по условиям дилерского договора все выплаты по гарантийным обязательствам приостанавливаются.
Изучив доводы и доказательства, суд установил следующее.
Отношения истца и ответчика урегулированы дилерским договором от 01.04.2017 № G0451, предметом которого является предоставление истцу (дилеру) права осуществлять на не эксклюзивной основе реализацию продукции ответчика (дистрибьютора) конечным покупателям, а также возложение обязанности обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей на условиях договора и приложений к нему.
Приложением № 7 к договору является Соглашение о сервисном и гарантийном обслуживании автомобилей, согласно которому дилер обязался выполнять работы и оказывать услуги по проведению сервисного обслуживания и гарантийных ремонтов автомобилей, а дистрибьютор обязался принимать и оплачивать работы и услуги дилера (п. 2.1 соглашения).
Основанием для проведения платежей по возмещению дилеру расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию на основании подтвержденных дистрибьютором рекламаций (статус одобрен) являются сводные ведомости рекламаций, подписанные обеими сторонами (п. 8.2 соглашения).
Выплата возмещения осуществляется дистрибьютором путем перечисления денежных средств на счет дилера и/или путем зачета однородных встречных требований в соответствии с законодательством в течении 15 рабочих дней с момента подписания обеими сторонами сводных ведомостей рекламаций (п. 8.6 соглашения).
Общая сумма выполненных ООО «АМК-Урал» работ с использованием собственных запасных частей и расходных материалов составила: 308 298,75 руб. по сводной ведомости рекламаций от 30.11.2018 № 2018110027, подписанной обеими сторонами 28 декабря 2018 г.; 2 310 руб. по сводной ведомости рекламаций от 30.11.2018 № 2018110028, подписанной обеими сторонами 28 декабря 2018 г.; 72 351,20 руб. по сводной ведомости рекламаций от 29.12.2018 № 2018120029, подписанной обеими сторонами 7 февраля 2019 г.
В целях проверки достоверности предоставляемой дилером информации дистрибьютор вправе проводить гарантийный аудит, в рамках которого дистрибьютор имеет право осматривать помещения дилера, проверять любые документы, имеющие отношение к работам в рамках гарантийного ремонта, сервисной и/или отзывной кампании, которые были произведены дилером, в том числе делать копии с таких документов и забирать их для проверки в офис дистрибьютора, а также осматривать и осуществлять фото- и видео-фиксацию запасных частей, замененных в ходе вышеуказанных работ (п. 10.1 соглашения).
При проведении аудита дилер обязан представить дистрибьютору все необходимые документы, информацию, материалы и пояснения. Дилер должен представить представителю дистрибьютора рабочее место и определить сотрудника, обязанного предоставлять всю запрашиваемую информацию.
Кроме того, дилер предоставляет уполномоченному сотруднику дистрибьютора возможность получения информации в отношении всех операций, связанных с оформлением и выполнением ремонта (например, заказы-наряды, карточки учета рабочего времени, протоколы диагностики, накладные/счета, требования на отпуск деталей, счета субподрядчиков, платежные поручения, выписки по счетам и т.п.). По требованию дистрибьютора дилер обязан передавать все необходимые оригиналы документов для снятия копий, а также дистрибьютор имеет право просмотра внутренних программ предприятия (бухгалтерского, складского учета и т. п.).
В соответствии с п.4 раздела VI Гарантийной политики «Geely» (Директива от 01.04.2017 №08-17) при обращении владельца в дилерский центр дилеру необходимо оформить следующие документы: предварительный заказ-наряд, в котором фиксируется обращение владельца автомобиля; акт приема передачи автомобиля. По результатам обслуживание автомобиля оформляются: рабочий заказ-наряд с отметками о выполненных операциях и штамп-часами по каждой операции; дефектовочная ведомость. Итоговыми документами являются: заказ-наряд; акт об оказании услуг.
При обнаружении производственного недостатка оформляются следующие документы: требование на безвозмездное устранение недостатка автомобиля в период гарантийного срока его эксплуатации; Акт приема передачи работ по безвозмездному устранению недостатка автомобиля, выявленного в период гарантийного срока его эксплуатации.
Все вышеперечисленные документы должны оформляться и распечатываться в системе управления предприятием дилера.
Образцы документов оформляемых дилером при обращении владельца, при обслуживании автомобиля и при выдаче автомобиля из ремонта приведены в приложении №8 Гарантийной политики.
Таким образом, по требованиям гл. VI Гарантийного аудита в Гарантийной политике при проведении аудита дилер обязан предоставлять вышеперечисленные документы для каждой проверяемой рекламации.
Дистрибьютор на основании письменного требования вправе взыскать с дилера штраф за каждое выявленное нарушение положений соглашения. В случае отсутствия документов, подтверждающих выполнение гарантийного ремонта (например: требование, акт выполненных работ, заявка на работы, акт приема- выдачи автомобиля, внутренний заказ-наряд и т.п.), размер штрафа устанавливается в размере стоимости рекламации, для которой отсутствуют данные документы (п. 10.5. «и» соглашения).
Дистрибьютор с момента уведомления о проведении гарантийного аудита приостанавливает выплаты дилеру по гарантийному возмещению.
Возобновление выплат по гарантийному возмещению может быть осуществлено дистрибьютором в течение 10 (десяти) календарных дней с момента подписания Акта проверки отдела гарантии дилера, устанавливающего отсутствие нарушений на дилерском предприятии либо не ранее 30 (тридцати) календарных дней со дня оплаты дилером Требования об уплате штрафа дистрибьютора (п. 10.8 соглашения).
11 февраля 2019 г. в адрес истца поступила претензия дистрибьютора (исх. от 29.12.2018 №579) о выплате штрафа в размере 179 789,13 рублей в срок 10 рабочих дней с момента получения претензии. В случае не выплаты штрафа дистрибьютор предупредил о произведении одностороннего зачета из сумм, подлежащих оплате ООО «АМК-Урал» в счет погашения любой задолженности.
Штраф начислен по результатам проведения гарантийного аудита Дилера в соответствии с п. 10.1 Соглашения, результаты которого зафиксированы в акте от 18.12.2018. Основанием для начисления штрафа явилось отсутствие необходимых документов, предусмотренных Гарантийной политикой.
Дилер с результатами проверки не согласился по следующим основаниям, изложенным в исх. от 15.02.2019 № 1 в адрес дистрибьютора.
В первичном документе акт-приема передачи автомобиля указывается причина обращения, записанная со слов клиента. Также первично при заполнении акта приема-передачи не указывается какой вид ремонта будет применен по данному обращению, так как об этом не известно в момент приема автомобиля. После приемки в указанном акте мастер прописывает ход диагностических работ, после этого документ подписывается клиентом. Таким образом, с клиентом согласованы диагностические работы и утверждать об обратном, неправомерно. По документообороту рабочая заявка по обращению клиента объединена в один бланк с актом, приема передачи автомобиля, что не запрещено условиями договора.
В части нарушения положений 10.5д (заявка 1800004436) несогласование пробега в заявке и пробега в заказ-наряде указываем следующее: при первичном обращении Клиентом указан пробег на момент составления заявки. Поскольку запасных частей в наличии на складе на период обращения не было, автомобиль использовался клиентом во время ожидания запасных частей и в закрывающих документах указан пробег автомобиля на момент замены детали.
В период действия договора документы по подтверждению рекламации согласно п.6.9 Соглашения отправлялись на гарантийный портал.
В соответствии с п. 6.10 соглашения рекламации и подтверждающая документация согласована, замечаний по неверному оформлению документов, не имеется.
К письму дилер приложил Акт отсутствия /неправомерной замены запасных частей от 16.12.2018 № 00000002-09/1.
После частичной оплаты дистрибьютором за выполненные работы 25 апреля 2019 г. в части 74 661,20 руб., долг составил 308 298,75 руб.
Дилер просит взыскать долг в указанном размере, проценты по ст. 395 ГК РФ за период с 29.01.2019 по 13.05.2019 в сумме 6 783,37 руб., взыскать проценты по день фактического исполнения, признать начисление штрафа необоснованным.
В случае признания судом обоснованности требований по начислению штрафа в размере 179 789,14 рублей со стороны ответчика, истец просит применить ст. 333 ГК РФ и уменьшить неустойку (штраф).
Суд признал требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре (ст. 779, 781 ГК РФ).
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 309, 310 ГК РФ).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, законом или договором может быть предусмотрена денежная сумма - неустойка (пеня, штраф), которую должник обязан уплатить кредитору (ст. 330, 331 ГК РФ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ).
Из представленных доказательств усматривается, что дилером в нарушение условий гарантийной политики не были предоставлены дистрибьютору документы в ходе проведения гарантийного аудита и дистрибьютор выставил дилеру штраф в соответствии с условиями п. 10.5. соглашения.
При этом суд не оценивает необходимость и целесообразность оформления тех или иных документов, т.к. согласование конкретных условий договора находится в компетенции сторон договора.
Дилер в нарушение п.10.4. соглашения выставленный дистрибьютором штраф не оплатил, в связи с чем у дистрибьютора не возникло обязанности о выплате возмещения расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию.
Дистрибьютор имеет право провести односторонний зачет сумм, подлежащих оплате дилером, в соответствии с выставленным дистрибьютором требованием по уплате штрафных санкций, в счет погашения любой задолженности дистрибьютора перед дилером (п. 10.7. соглашения).
Таким образом, действия ответчика по начислению штрафа за непредоставление первичных документов, его зачету к сумме выплаты по гарантийному возмещению, соответствуют условиями Гарантийной политики, пунктам 10.5, 10.7, 10.8 соглашения (Приложения №7 Дилерского договора).
Поскольку Дилер не оплатил выставленный Дистрибьютором штраф, Дистрибьютор в соответствии с условиями п.10.8.Соглашения приостановил выплаты по гарантийному возмещению, а именно суммы 308 298,75 рублей.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования о признании необоснованным начисления штрафа, взыскании 315 172 руб. 12 коп. суд оставляет без удовлетворения.
Оснований для применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера штрафа суд не усмотрел.
Судебные расходы согласно ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь ст. 9, 65, 71, 75, 102, 110, 167-171 АПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «АМК-УРАЛ» к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «ДЖИЛИ-МОТОРС» о признании необоснованным начисление штрафа, взыскании 315 172 руб. 12 коп., отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья Козлов В.Ф.