именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2013 года Дело № А40-126815/2013
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н. (92-1152)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилаевым Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУП «Мосгортранс»
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
об оспаривании постановлений от 29.08.2012 г. №1403-045/2013, №1406-045/2013 по делам об административных правонарушениях
с участием:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №б/н от 15.06.2011 года
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2013 года №05-08-23/13.
УСТАНОВИЛ:
ГУП «Мосгортранс» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы об оспаривании постановлений от 29.08.2012 г. №1403-045/2013, №1406-045/2013 по делам об административных правонарушениях.
Определением от 03.12.2013 дела № А40-126815/2013 и А40-12816/2013 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое постановление является незаконным, поскольку факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения не доказан, вина не установлена.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее – Департамент) представил отзыв и материалы административного дела по оспариваемому постановлению, против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что факт совершения вмененного заявителю административного правонарушения доказан, его вина установлена, порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ соблюден.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя и административного органа, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, заместителем главного государственного инспектора г. Москвы по охране природы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на основании протоколов об административных правонарушениях от 31.07.2013 № 1406-045/2013 и от 31.07.2013 № 1403-045/2013 вынесены постановления от 31.07.2013 № 1406-045/2013 и от 29.08.2013 № 1403-045/2013, в соответствии с которыми ГУП «Мосгортранс» признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.17 и ч. 2 ст. 4.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и назначено административные наказания в виде штрафов в размере 300.000 руб. и 350.000 руб. соответственно.
Согласно п. 6 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007г., (далее – КоАП г. Москвы) дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 4 Кодекса рассматривает орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
С учетом положений п.п. 1.1, 5.6.6 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 № 939-ПП, ч. 1 ст. 16.5 КоАП г. Москвы, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, суд считает, что протоколы составлены и дела об административных правонарушениях рассмотрены должностными лицами Департамента в пределах предоставленных им полномочий.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем. Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды в один год, соблюден Департаментом.
Из материалов дела следует, что 26.02.2013 на участке озелененной территории общего пользования со свободными доступом – природный комплекс « 94 «Лесопарк Покровское-Стрешнево», участок вдоль трамвайных путей от ул. Пехотная вдоль Волоколамское шоссе по направлению в центр выявлен факт сдвигания и складирования снега, содержащего химические реагенты, а также повреждения зеленых насаждений указанными действиями при очистке трамвайного полотна от снега, чем нарушены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002г. № 743-ПП, а также ст. 7 Закона г. Москвы от 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений».
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения в отношении ГУП «Мосгортранс» оспариваемых постановлений от 29.08.2013 №1403-045/2013, №1406-045/2013 по делам об административных правонарушениях.
Арбитражный суд пришел к выводу, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя события вменяемого ему административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999г. № 17 «О защите зеленых насаждений» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В силу ст. 2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
Статьей 7 Закона города Москвы от 05.05.1999г. №17 «О защите зеленых насаждений» установлено, что на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Согласно п. 4.5.7 правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002г. № 743-ПП, При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Вместе с тем, признавая факт отсутствия в действиях ГУП «Мосгортранс» правонарушения, выразившегося в сдвигании и складировании снега, содержащего химические реагенты, суд исходил из того, что очистка снега на трамвайных путях от ул. Пехотная вдоль Волоколамского шоссе по направлению в центр (как и на других участках трамвайных путей в г. Москве) производится снегоочистителем на базе трамвая, который очищает снег от головки рельса приблизительно на 40-50 см.
Кроме того, в соответствии с СП 98.13330.2012, инструкцией № 116 от 30.12.1992, ПТЭ трамвая - граница полотна трамвайных путей установлена на расстоянии 70 см от крайнего рельса с каждой стороны.
В связи с этим, сдвигание (складирование) снега не производилось.
Кроме того, как указывает заявитель, с января до 01.03.2013 года на участке трамвайных путей от ул. Пехотная вдоль Волоколамского шоссе уборка снега производилась без участия дорожно-строительной и уборочной техники – автотранспортом. В акте обследования от 26.02.2013 отсутствуют сведения о конкретных действиях заявителя, повлекших указанные нарушения.
Следовательно, в деятельность ГУП «Мосгортранс» по очистке снега не могла привести к складированию снега и механическим повреждениям зеленых насаждений в виде облома ветвей и слома стволов у поросли.
Часть 2 статьи 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение правил содержания зеленых насаждений.
Понятие «содержание зеленых насаждений» предусматривает комплекс мероприятий по уходу и воспроизводству зеленых насаждений, осуществляемый собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий.
Согласно п. 2.9. Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" содержание зеленых насаждений включает:
- уход за деревьями и кустарниками ^подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др.;
- уход за низкотравными газонами (партерными и обыкновенными) - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание. обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя, обработка агрохимикатами, обработка природными гуматами в соответствии с Технологическим регламентом применения природных гуматов для ремедиации загрязненных городских почв и в целях стимулирования развития растений, удаление экскрементов домашних животных;
- уход за обыкновенными газонами из дикорастущих почвопокровных растений - сбор мусора, осенний сбор листового опада, прочесывание 1 раз в 3-4 года в случае чрезмерного накопления травяной ветоши, значительно тормозящей развитие трав, подкормка, полив и дополнительное скашивание в засушливые годы при пожарной опасности, прополка запрещенных растений и агрессивных интродуцентов, активно вытесняющих местные виды растений (борщевик Сосновского, конопля, карантинные виды растений и др.), землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя в целях создания на многовидовом газоне преимуществ для невысоких и низких дикорастущих растений, удаление экскрементов домашних животных;
- уход за разнотравными и высокотравными многовидовыми газонами из дикорастущих растений - сбор мусора, осенний сбор части листового опада в местах со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ, прочесывание выкошенных участков, подкормка, полив и дополнительное выкашивание в засушливые годы при наступлении повышенной пожарной опасности, прополка запрещенных и агрессивных растений, удаление экскрементов домашних животных по слежавшейся траве и на выкошенных участках до отрастания травы;
- уход за цветниками - посев семян, посадка рассады и луковиц, полив, рыхление, прополка, подкормка, защита растений, сбор мусора и другие сопутствующие работы;
- работы по уходу за цветочными вазами;
- поднятие и укладка металлических решеток на лунках деревьев, прочистка и промывка газонного борта; окраска и мытье ограждений зеленых насаждений; замена и восстановление недостающих секций ограждений, подметание, полив, удаление снега, расстановка и перемещение диванов, скамеек, урн, выемка мусора, мытье и окраска урн, лестниц и контейнеров;
- уход за детскими площадками, песочницами, промывка полированных и мраморных поверхностей, пьедесталов, барельефов;
- текущий ремонт».
Ни одно из вышеперечисленных функций ГУП «Мосгортранс» не осуществляет, так как согласно его уставу организации создано для удовлетворения потребностей города Москвы в пассажирских перевозках автомобильным транспортом, городским наземным электрическим транспортом (пункт 2.1.Устава ГУП «Мосгортранс»).
К деятельности по содержанию зеленых насаждений в лесопарковой зоне - природный комплекс № 94 Лесопарк Покровское-Стрешнево» ГУП «Мосгортранс» отношения не имеет и в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", которое установило, что выполнение Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы является обязательным для организаций, выполняющих работы по охране, созданию, ремонту и содержанию природных и озелененных объектов в городе Москве ответственность за неисполнения положений не несет.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В нарушение требований ст. ст. 26.1-26.3, 29.10 КоАП РФ из содержания оспариваемого постановления нельзя установить обстоятельства правонарушения вменяемого заявителю правонарушения, не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и свидетельствующие о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины общества в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 4.17, ч. 2 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
При изложенных обстоятельствах факт совершения заявителем административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 4.17 и ч. 2 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, не доказан, его вина в совершении этого правонарушения не установлена, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах следует вывод, что оспариваемые постановления не соответствуют законодательству об административных правонарушениях, в связи с чем требования ГУП «Мосгортранс» подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, ч. 3 ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 4.17, ч. 2 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, ст.ст. 64-68, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и отменить постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 29.08.2012 г. №1403-045/2013, №1406-045/2013 по делам об административных правонарушениях в отношении Государственного унитарного предприятия г. Москвы «Мосгортранс» (ИНН <***>, <...>).
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: И.Н. Уточкин