ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-127043/18-120-1579 от 09.07.2018 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-127043/18-120-1579

16 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2018 года

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи Блинниковой И.А.

Протокол ведет секретарь судебного заседания Ларионова Н.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «Развлекательное ТВ»

ответчик: Управление Роскомнадзора по ЦФО

о признании незаконным постановления от 24.05.2018г. № ПО-77/23/480,

с участием:

от заявителя: ФИО1 дов. б/н от 04.07.2018 г.

от ответчика: ФИО2 дов. № 1 от 09.01.2018 г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Развлекательное ТВ» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управлениея Роскомнадзора по ЦФО от 24.05.2018г. № ПО-77/23/480 по делу об административном правонарушении.

Заявление мотивировано тем, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Ответчик представил материалы административного дела и отзыв, согласно которому против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на то, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ доказан, вина общества установлена, порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ соблюден.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал постановление подлежащим частичному изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 24.05.2018г. № ПО-77/23/480 подано заявителем в арбитражный суд с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Как следует из материалов дела, ООО «Развлекательное ТВ» (далее - Заявитель) является учредителем телеканала Playboy TV (ФИО3) (Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-70762 от 30 августа 2017 г.).

Протоколом Управления Роскомнадзора по ЦФО от 16.04.2018 г. № АП-77/23/1614 было установлено, что 21.04.2017 г. в 00.52.18 в эфир телеканала была выпущена телепередача, демонстрировавшая факт употребления табака без социальной антитабачной рекламы.

24.05.2018 г. Управлением Роскомнадзора по ЦФО было вынесено Постановление №ПО-77/23/480 о привлечении Заявителя к административной ответственности.

Постановлением о назначении административного наказания от 24.05.2018г. № ПО-77/23/480 юридическое лицо ООО «Развлекательное ТВ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 5. ст. 14.3.1 КоАПРФ.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что положения ст.ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. №10, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден административным органом.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, либо в течение двух суток с момента выявления правонарушения в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется.

Вместе с тем, заявителем не учтено, что протокол об административном правонарушении не может быть составлен немедленно либо в течение двух суток без извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, либо в его отсутствие, если имеются данные о его надлежащем извещении.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Следовательно, до составления протокола об административном правонарушении должностным лицом Управления должны быть приняты меры к его надлежащему извещению, в том числе путем направления по почте уведомления о составлении протокола. Учитывая сроки прохождения почтовых отправлений на территории г. Москвы, двух суток недостаточно для получения сведений о надлежащем извещении.

В связи с этим, протокол об административном правонарушении от №АП-77/17/1614, по результатам рассмотрения которого было вынесено оспариваемое постановление от 24.05.2018 №ПО-77/23/480, был составлен лишь 15.05.2018.

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В связи с изложенным, тот факт, что протокол составлен с нарушением сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При осуществлении производства по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); его виновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

Согласно 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются правоотношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Объективная сторона правонарушения, установленного данной статьей, характеризуется действием (бездействием) и выражается в отсутствии социальной рекламы о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма перед началом указанной передачи, а также во время ее трансляции.

Субъектами правонарушения выступают должностные и юридические лица, являющиеся вещателями или организаторами демонстрации.

В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» запись программы, вышедшей в эфир, хранится в течение 30 дней.

В соответствии со ст. 34 Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана: сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи; фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

В соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Таким образом, видеозаписи относятся к документам, которые являются доказательствами по делу об административном правонарушении. При этом КоАП РФ не разъясняет, каким именно образом необходимо осуществлять фиксацию видеозаписи.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Следовательно, при производстве по делу об административном правонарушении видеозапись оценивается в совокупности с иными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении от 15.05.2018 №АП-77/17/1614 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. При производстве по делу об административном правонарушении какие-либо письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе заявителя, представлены не были.

В связи с этим, должностное лицо Управления, рассмотрев все имевшиеся в его распоряжении материалы, было вынуждено принять решение на основании представленных материалов.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно п. 5.1.1.1 Положения Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

Согласно п. 4 Положения Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу является территориальным органом Роскомнадзора, осуществляющим его полномочия на территории г. Москвы и Московской области на основании Положения об Управлении, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 №38.

Из центрального аппарата Роскомнадзора 27.04.2018 поступило письмо от 27.04.2018 № 04-37258 «о принятии мер по ч.5 ст.14.3.1 КоАП РФ в отношении телеканала «Playboy TV». В письме указано, что в ходе мониторинга телеканала «Playboy TV» (свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 70762 от 30.08.2017) выявлено нарушение ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», выразившееся в демонстрации табачных изделий без социальной рекламы о вреде курения. Фрагменты записи эфира указанного телеканала за 16.04.2018, подтверждающие выявленные нарушения, будут предоставлены соответствующим территориальным подразделением ФГУП «ГРЧЦ».

Видеозапись телеканала «Playboy TV» была предоставлена в Управление территориальным подразделением ФГУП «ГРЧЦ».

Полномочия ФГУП «Главный радиочастотный центр» по проверке лицензионных и обязательных требований в сфере телерадиовещания определены Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.05.2014 №434 (далее - Положение).

В соответствии с п. 4 Положения Радиочастотная служба осуществляет мониторинг средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационно-телекоммуникационных сетей и информационного пространства в части соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций. В соответствии с п. 5 Положения к полномочиям радиочастотной службы относятся, в том числе, участие в порядке, установленном Роскомнадзором, в осуществлении полномочий Роскомнадзора, в том числе посредством проведения работ по оценке соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Таким образом, видеозапись телеканала была осуществлена в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

После получения видеозаписи, на основании письма ЦА Роскомнадзора от 27.04.2018 № 04-37258 и в целях соблюдения требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ Управлением в адрес ООО «Развлекательное ТВ» была направлена телеграмма №25680-23/77 от 08.05.2018 о составлении прокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ. На данную телеграмму поступило извещение о том, что она доставлена, не вручено, такого учреждения нет.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 КоАП РФ закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением. Оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством CMC-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки CMC-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

В связи с тем, что из адреса места нахождения организации поступило извещение о том, что оно отсутствует по адресу места нахождения, ООО «Развлекательное ТВ» считается надлежащим образом извещенным.

В назначенное время 15.05.2018 в отсутствии представителя лица, привлекаемого к ответственности был составлен протокол об административном правонарушении. Копия протокола направлена в адрес лица письмом Управления от 15.05.2018 № 27312-23/77.

Определением об 16.05.2018 №ОН-77/23/27615 дело было принято к рассмотрению на 24.05.2018.

Управлением в адрес ООО «Развлекательное ТВ» была направлена телеграмма № 27612-23/77от 16.05.2018 о дате и времени рассмотрения прокола об административном правонарушении по ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ. На данную телеграмму поступило извещение о том, что она доставлена, не вручено, такого учреждения нет.

В назначенное время в присутствии представителя по доверенности заместителем руководителя Управления ФИО4 было рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого было вынесено постановление от 24.05.2018 № ПО-77/23/480.

При рассмотрении дела в ходе анализа записи эфира телеканала «Р1ауЬоу TV» за 21.04.2018 выявлено нарушение требований ч. 3 ст. 16 Закона № 15-ФЗ, выразившееся в демонстрации табачных изделий без социальной рекламы о вреде курения (запись эфира от 21.04.2018, время в файле 00:52:18).

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Постановлением от 24.05.2018 № ПО-77/23/480 ООО «Развлекательное ТВ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере ста десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.44 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе старшие государственные инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с п. 15 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 38, руководитель Управления и его заместители (заместитель), в обязанности которых входит осуществление государственного надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Таким образом, заместитель руководителя ФИО4 была уполномочена вынести постановление от 24.05.2018 № ПО-77/23/480.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Так как Управление является органом, уполномоченным в соответствии с ч. 1 ст. 23.44 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, то его должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по указанной статье.

Приказом Роскомнадзора от 04.02.2014 №16 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с п. 2 Перечня в территориальных органах Роскомнадзора протоколы вправе составлять, в том числе, начальники отделов и их заместители.

Протокол об административном правонарушении от 15.05.2018 №АП-77/23/1614 был составлен консультантом отдела ФИО5

Наличие в действиях ООО «Развлекательное ТВ» события вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.

Таким образом, установленные материалами дела нарушения свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «Развлекательное ТВ» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ – 110 000 рублей.

Согласно 5 статьи 14.3.1 КоАП РФ неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

Учитывая изложенное, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность заявителя, суд в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ счел возможным и справедливым уменьшить примененный ООО «Развлекательное ТВ» размер административного штрафа до 100.000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.5, 9.4, 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, ч. 3 ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ, ст.ст. 64-68, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 180, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

            Признать незаконным постановление Управление Роскомнадзора по ЦФО о 24.05.2018г. № ПО-77/23/480 о привлечении к административной ответственности ООО «Развлекательное ТВ» по ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ в части размера штрафа, превышающего 100 000 руб. Снизить размер штрафа до 100 000 руб. (Сто тысяч рублей).

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции

в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                             И.А. Блинникова