ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-12761/15 от 27.04.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

27 апреля 2015г.

Дело №

А40-12761/2015 (145-87)

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СК Альянс» (ОГРН 1107746655301 ИНН 7722725383 111250 г.Москва пр. Завода серп и молот д. 6)

к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610, 121087, г.Москва, ул. Новозаводская, дом 11/5)

о признании незаконным и оботмене постановления №10000000-99/2014 от 25 декабря 2014г.

Без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СК Альянс» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе о признании незаконным и отмене постановления №10000000-99/2014 от 25 декабря 2014г.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.

В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (далее ГУТКПВТ) в период с 15.09.2014г. по 28.10.2014г. в соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), статьей 177 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон) провело проверку системы учета товаров и отчетности ООО «СК-Альянс» за 4 квартал 2012 г., 2013 г.и 1 квартал 2014 г.

В рамках проверки в адрес ООО «СК-Альянс» на основании статьи 98 ТК ТС направлен запрос от 18.09.2014г. № 23-68/44/702 о представлении в десятидневный срок с момента его получения копий счетов-фактур и актов выполненных работ в электронном виде по таможенным операциям, совершенным по 612 декларациям на товары (ДТ). По обращению ООО «СК-Альянс» (телеграмма Общества от 29.09.2014) срок представления документов продлен до 13.10.2014г. (письмо ФТС России от 03.10.2014 № 23-68/47214).

Во исполнение запроса от 18.09.2014 № 23-68/44702 Общество письмом от 06.10.2014 № 89 представило флэш-карту со 110 файлами с актами выполненных работ и 112 файлами со счетами-фактурами, а также список ДТ, по которым таможенные операции ООО «СК-Альянс» не были завершены, в связи с чем акты выполненных работ и счета-фактуры не оформлялись.

По результатам проведенной проверки представленных документов ГУТКПВТ 28.10.2014 составлен акт проверки системы учета товаров и отчетности №10000000/000/281014/0045, в соответствии с которым обществом документы, которые запрошены таможенным органом не представлены или не представлены в срок.

В соответствии со статьями 95, 110 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль в форме проверки системы учета товаров и отчетности в отношении деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур.

Обязанность лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (в том числе, таможенных представителей), представлять в таможенные органы документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах установлена пунктом 1 статьи 98 ТК ТС.

Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет административную ответственность в соответствии с частью 3 статьи 16.12 КоАП России.

На основании изложенного 12.12.2015г. ст. уполномоченным по особо важным отдела административных расследований и дознания ФТС России Демидюк М.Л., в отсутствии законного представителя ООО «СК-Альянс» составлен Протокол об административном правонарушении № 10000000-99/2014. Копия направлена почтой.

В соответствии с письмом исх. № б/н законный представитель общества извещен о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что не оспаривается заявителем.

18.12.2014г. от заявителя в адрес ФТС поступило ходатайство об отложении даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 25.12.2014г. Ходатайство удовлетворено определением от 19.12.2014г.

25.12.2014г. начальником Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Кизлык А.П., в отсутствии законного представителя общества вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 10000000-99/2014 о привлечении ООО «СК-Альянс» к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

О дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель учреждения извещен надлежащим образом, что подтверждается представленными письменными объяснениями исх. № 67 от 25.12.2014г. и не обжалуется заявителем.

В соответствии с ч. 6 ст.210 АПК РФ суд установил, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены должностными лицами в пределах их полномочий. Права заявителя на защиту и требования ст.ст. 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ в части соблюдения указанных прав ответчиком не нарушены.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не пропущен.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Из письменных пояснений, представленных генеральным директором ООО «СК-Альянс» Ким С.Н. в таможенный орган следует, что ему известны положения статьи 98 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 166 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Контроль за исполнением запросов ФТС России в ООО «СК-Альянс» возложен на генерального директора, его заместителя и главного бухгалтера Общества.

Согласно объяснениям Кима С.Н., на момент получения запроса ФТС России от 18.09.2014 № 23-68/44702 ООО «СК-Альянс» не располагало актами выполненных работ, счетами-фактурами и письмами об отказе в выпуске по ДТ, относящимися к деятельности шести филиалов и обособленного подразделения.

В связи с большим объемом запрашиваемой бухгалтерской документации за 2012-2014 годы Общество 29.09.2014 направило в ФТС России телеграмму с ходатайством о продлении срока предоставления документов.

ФТС России данный срок продлен до 13.10.2014г. В соответствии с запросом ООО «СК-Альянс» было обязано предоставить бухгалтерские и кадровые документы за 2013-2014 годы, а также бухгалтерские документы по оформленным в 2012-2014 годах таможенным декларациям, количество которых превышало 600 шт. При этом указанные ДТ были оформлены как головным офисом, так и филиалами/обособленными подразделениями Общества в Рязани, Забайкальске, Санкт-Петербурге и Новороссийске. ООО «СК-Альянс» предоставило все требуемые документы в письменном и электронном виде в ФТС России письмом от 06.10.2014 № 89.

Проверкой установлено, что указанные в Акте проверки копии счетов-фактур и актов выполненных работ по ДТ №10009030/201112/0009135, №10113020/051012/0013265, №10113020/070313/0002589, №10113020/070313/0002590, №10113020/101212/0016874, №10113020/191012/0014011, №10115060/010213/0001016, №10115060/190713/0008160, №10130090/030214/0006576, №10130202/080713/0012351, №10130202/090713/0012486, №10130202/190713/0013524, №10130202/230713/0013968, №10210100/230913/0049474, №10210190/020613/0009343, №10210190/220313/0004693, №10216150/080213/0001521, №10216150/080213/0001522, №10216150/211212/0008161 по запросу ФТС России Обществом не представлены.

Копии счетов-фактур и актов выполненных работ по ДТ №№ 10112010/291012/0002916, 10112010/121112/0003089, 10130162/090913/0005479, 10130162/270813/0005165 письмом от 06.10.2014г. № 89 также не были представлены и поступили в ФТС России по электронной почте на адрес Поляковой Я.И. с адреса электронной почты baglaeva@skabroker.ru 23.10.2014 в 16 час. 36 мин., то есть с нарушением установленного срока (до 13.10.2014).

Таким образом, ООО «СК-Альянс», не представив в ФТС России по запросу от 18.09.2014 № 23-68/44702 все необходимые копии счетов-фактур и актов выполненных работ в электронном виде по таможенным операциям запрошенные у общества.

В силу ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.

Суд принимает во внимание, что заявитель в своем заявлении полностью признает факт допущенного правонарушения, при этом, просит суд отменить обжалуемое правонарушение применительно к ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью допущенного нарушения.

Суд отклоняет доводы заявителя о малозначительности допущенного правонарушения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03,2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав совершенного ООО «СК Альянс» правонарушения является формальным, то есть правонарушение является оконченным независимо от факта наступления последствий с момента его совершения.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, при совершении административных правонарушений с формальным составом, заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и требований.

Суд учитывает, что ст. 16.12 КоАП РФ охраняет установленный таможенным законодательством Таможенного союза порядок представления отчетности, и в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.

При этом, суд отмечает, что ООО «СК-Альянс» является профессиональным участником таможенных правоотношений, действует на основании выданного ФТС России свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей, имеет в штате своих сотрудников аттестованных специалистов по таможенным операциям и представление достоверной отчетности в назначенный таможенным органом срок является его прямой обязанностью в силу требований таможенного законодательства Таможенного союза.

Непринятие разумных и достаточных мер, направленных на выполнение взятых на себя обязательств, свидетельствует об отсутствии в действиях Общества той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона, то есть о виновности Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.

Признание вины Обществом в совершении административного правонарушения на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ может учитываться в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, однако, не свидетельствует об отсутствии угрозы охраняемым отношениям, поскольку представление достоверной отчетности имеет существенное значение для осуществления таможенными органами возложенных на них обязанностей по ведению таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики, обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений, а также решению ряда других задач.

Таким образом, совершенное ООО «СК-Альянс» административное правонарушение малозначительным не является.

Кроме того, В соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд отмечает, что в силу ст. 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающим административную ответственность является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

Из материалов дела усматривается, что на момент совершения административного правонарушения, ООО «СК-Альянс» было подвергнуто административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения постановлением ФТС России по делу об административном правонарушении № 10000000-118/2012 в виде предупреждения, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, а также, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, заинтересованным лицом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, штраф наложен в пределах санкции предусмотренной ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ в минимальном размере, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст.ст. 1.5, 2.1, 7.1, 2.9, 4.5, 16.1 ч. 3, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.7, 29.10, 30.1 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 167-170, 176, 208, 210, 211  АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «СК Альянс» о признании незаконным и отмене постановления Федеральной таможенной службы от 25.12.2014г. по делу об административном правонарушении №10000000-99/2014 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья:                                                                                                         Д.Г.Вигдорчик